Урока в 6 классе «Систематизация и обобщение изученного по теме «Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе»




Скачать 67.08 Kb.
НазваниеУрока в 6 классе «Систематизация и обобщение изученного по теме «Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе»
Дата публикации13.11.2014
Размер67.08 Kb.
ТипУрок
5-bal.ru > Военное дело > Урок
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 7

Центрального района г. Волгограда






Методическая разработка

«Конспект повторительно-обобщающего урока в 6 классе «Систематизация и обобщение изученного по теме «Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе» с учетом требований Государственного стандарта второго поколения».

Работу выполнила:

Шнеур Наталия Александровна,

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №7 Центрального района

г. Волгограда,

замдиректора по УР.

Волгоград, 2013
Виды деятельности:

Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль.

Распознавать одушевленные и неодушевленные собственные и нарицательные имена существительные, типы склонений.

Определять род, число, падеж, тип склонения имен существительных.

Группировать имена существительные по заданным морфологическим признакам.

Употреблять имена существительные в соответствии с грамматическими нормами, нормами лексическими и орфоэпическими.

Цели:

  1. Знать типы склонений, условия выбора правильного написания падежных окончаний имен существительных;

  2. Понимать синтаксическую роль в предложении, выразительную роль имен существительных в речи;

  3. Уметь распознавать существительные на основе общего значения, морфологических признаков, синтаксической роли, воспринимать текст на слух, выделять существительные в нем, безошибочно писать падежные окончания существительных.


Структура урока:

1. Орг. момент.

Постановка цели, мотивация учебной деятельности.

2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний. Актуализация усвоенного материала.

3. Повторение и анализ основных фактов, событий, явлений.

4. Инструктаж по выполнению домашнего задания.

5. Обобщение известных фактов, приведение их в систему. Обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий.

6. Усвоение ведущих идей и основных теорий на основе широкой систематизации знаний. Переведение знания частного, единичного во всеобщее.

7. Подведение итогов урока.

Ход урока:
1. Орг. момент.

Постановка цели, мотивация учебной деятельности.

На слайде представлен текст. Ваша задача выписать в тетрадь слова, к которым можно задать вопросы, определяющие принадлежность выписываемых слов к предметам, определить их грамматическое значение.

«Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить. Народ учит: кто не работает – тот не ест. Навсегда запомни эту заповедь. Учение – твой первый труд…»

(В. А. Сухомлинский)

Именно имена существительные и будут предметом сегодняшнего разговора.

Сформулируем и запишем тему нашего урока: «Имя Существительное. Повторение изученного в 5 классе».
2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний. Актуализация усвоенного материала.

Работа с текстом. Упражнение 192.
- Что такое существительное? Укажите все существительные в данном тексте.

– Какие существительные называются нарицательными? Собственными? Укажите собственные существительные в тексте упражнения.

– Каждая часть речи имеет постоянные и непостоянные грамматические признаки. Чем они отличаются?

– Опираясь на теоретические сведения на с. 83, перечислите постоянные признаки имен существительных, приведите примеры из текста или собственные.

– Перечислите непостоянные признаки. Приведите примеры.

– Какую синтаксическую роль могут играть существительные в предложении?

На примере одного из существительных текста практически отразите ваши ответы на отработанные вопросы, то есть что мы должны в итоге получить?

Используя собственные ответы на вопросы и материал учебника, обучающиеся выполняют морфологический разбор имени существительного.

3. Повторение и анализ основных фактов, событий, явлений.

Каждому обучающемуся учитель дает карточку с предложением, взятым из текста, над которым работали ранее. Задача – данное в скобках существительное поставить в форму предложного падежа единственного числа.

В (бег) на пятьсот метров победила наша команда.

Юлия задыхалась на (бег) и не могла говорить.

За участие в том кровопролитном (бой) он был награжден медалью.

Наверное, и ты немало видал на своем (век).

Жизнь в маленьком поселке имеет свои особенности: ты всегда на (вид) у всех.

Подошел срок уплаты за очередной семестр, и я с ужасом вспоминал о старом (долг).

Очень вам благодарен! В (долг) не останусь.

А то, что не ответил нам на визит, так это вполне в (дух) времени.

Хозяин был не в (дух) и говорил с нами резко.

Отвечай мне как на (дух), не изворачивайся!

Домик его пристроился на (край) села.

– Перепишите предложение. Выделите окончание существительного в скобках.

– Какую особенность изменения существительных по падежам вы заметили? (Вариативность окончаний.)

А теперь сгруппируйте существительные из текста по их окончаниям.

Давайте изменим эти существительные по лицам и числам, выделим окончания и сгруппируем имена существительные по типам склонения – образец указан на доске.

Что мы с вами сейчас делали? («Определяли тип склонения имен существительных)

А теперь изменим падежные формы имен существительных, выделяя их окончания. Для чего мы это делаем? («Учимся писать без ошибок падежные окончания»).

4. Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Предлагаю вам в качестве домашнего задания написать мини-сочинение «Мой друг - имя существительное». Выражая своё отношение к данной части речи, докажите справедливость утверждения Л. В. Успенского «Имя существительное – хлеб языка». Объём сочинения 1 страница.

5. Обобщение известных фактов, приведение их в систему. Обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий.

Ну а теперь обобщим наши знания об именах существительных и определим их синтаксическую роль в предложении, работая с тестами.

Рассмотрите пример определения синтаксической роли имени существительного на слайде. Всё ли вам понятно?

Об этом мы узнаем после написания самостоятельной работы.

Обучающимся предлагаются тесты, в которых они работают с именами существительными, определяя их синтаксическую роль, а также указывая морфологические признаки. В качестве контроля используем взаимопроверку.

Кто справился без ошибок? У кого 1-2 ошибки? Молодцы.

Выясняем, какими членами предложения бывают имена существительные?

Обучающиеся, анализируя самостоятельную работу, делают вывод о многообразии синтаксической роли имен существительных в предложении.

Давайте попробуем совершить ещё одно открытие.

Обучающимся предлагается выписать из данного текста существительные и слова, обозначающие их действия.

После чего дети отвечают на вопрос: «Какие картины могут нарисовать существительные?» Таким образом, определяется роль имени существительного в картине окружающего мира.

6. Усвоение ведущих идей и основных теорий на основе широкой систематизации знаний. Переведение знания частного, единичного во всеобщее.

Последнее задание помогает понять обучающимся употребление имен существительных в соответствии с грамматическими нормами, нормами лексическими и орфоэпическими.

В пределах национального языка мы наблюдаем имя существительное не как изолированную единицу языка, а как важную составляющую целостной картины окружающей нас действительности.

7. Подведение итогов.

Давайте вспомним материал урока и проанализируем, что мы с вами делали?

(«Работали с именем существительным»)

Как мы это делали?

(«Определяли общее грамматическое значение имен существительных, морфологические признаки, синтаксическую роль.

Распознавали одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные имена существительные, типы склонений.

Определяли род, число, падеж, тип склонения имен существительных.

Группировали имена существительные по заданным морфологическим признакам.

Конструировали с помощью существительных «картину окружающего мира».

Для чего вам это пригодится?

(«Чтобы правильно говорить, грамотно писать, лучше разбираться в многообразии явлений окружающего мира»)

Результат:

  1. Личностный – «Знаю, ради чего учусь». По данной теме обучающиеся знали что, как и для чего они делали на уроке. Происходило формирование словарного запаса, умения общаться.

  2. Предметный – на повторительно-обобщающем уроке произошло освоение знаний, умений и навыков по теме «Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе».

  3. Метапредметный – обучающиеся умеют применять имеющиеся знания в различных видах деятельности (опознавать имена существительные, выписывать необходимую информацию по данной теме, работая с языковым, взаимодействовать с окружающими людьми в процессе общения.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока в 6 классе «Систематизация и обобщение изученного по теме «Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе» iconИмя существительное. Повторение изученного в 5 классе
Цель урока: систематизировать изученное о грамматических значениях имени существительного, его коммуникативной роли в речи

Урока в 6 классе «Систематизация и обобщение изученного по теме «Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе» iconУрок русского в 6 классе по теме «Повторение и обобщение изученного...
Цели урока Повторение и систематизация знаний по разделу «Фонетика. Орфоэпия. Графика»

Урока в 6 классе «Систематизация и обобщение изученного по теме «Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе» iconУрок Тема. Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя существительное»
Цели и задачи: закрепить умение определять грамматические признаки имён существительных, их синтаксическую роль в предложении; формировать...

Урока в 6 классе «Систематизация и обобщение изученного по теме «Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе» iconУрока: Обобщение и систематизация изученного по теме «Односоставные предложения»
Тема урока: Обобщение и систематизация изученного по теме «Односоставные предложения» (слайд 1)

Урока в 6 классе «Систематизация и обобщение изученного по теме «Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе» iconУрока: урок обобщения и систематизации
Место в системе уроков: первый урок по теме «Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе.»

Урока в 6 классе «Систематизация и обобщение изученного по теме «Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе» iconУрока русского языка в 9 классе по теме «Как успешно выполнить экзаменационные задания?»
Образовательные: обобщение и систематизация изученного материала по теме «Лексика», «Грамматика», подготовка к выполнению части с...

Урока в 6 классе «Систематизация и обобщение изученного по теме «Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе» iconКонспект урока русского языка в 7 классе по теме: «Обобщение и систематизация...
Цели: учащиеся должны повторить, обобщить и систематизировать знания о грамматическом значении деепричастия и его обособлении

Урока в 6 классе «Систематизация и обобщение изученного по теме «Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе» iconУрока, № урока по теме Обобщение изученного по теме «Деепричастие»
Обобщение, систематизация и закрепление сведений о деепричастии и деепричастном обороте

Урока в 6 классе «Систематизация и обобщение изученного по теме «Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе» iconУрок в 8-м классе по теме "Квадратные корни"
...

Урока в 6 классе «Систематизация и обобщение изученного по теме «Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе» iconКонспект урока русского языка в 6 классе по теме: «Обобщение и систематизация...
Урок сопровождается презентацией учителя (прил. №2), презентацией обучающихся (прил. №1), дидактическим и раздаточным материалом...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru