Методические рекомендации и план освоения учебной дисциплины




Скачать 150.73 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации и план освоения учебной дисциплины
Дата публикации31.08.2014
Размер150.73 Kb.
ТипМетодические рекомендации
5-bal.ru > Военное дело > Методические рекомендации
Часть II
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

И ПЛАН ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Описание

Методические рекомендации и план освоения дисциплины являются неотъемлемой частью УМКД. Пункт 2 «Разделы дисциплины и виды учебной работы» составлен в соответствии с Пунктом 3 Программы освоения учебной дисциплины «Содержание дисциплины» и указывает трудоемкость каждого тематического раздела в часах по видам учебной работы.

В пункте 3 «Тематическое планирование» представлены планы лекционных и практических занятий с указанием основных тем и вопросов, рассматриваемых на занятиях; типовыми заданиями, выполняемыми в качестве практикума; а так же вопросами, выносимыми на самостоятельную работу студентов. Пункт 4 «Содержание промежуточного контроля» содержит список типовых экзаменационных вопросов, практических заданий и образец письменной контрольной работы. В Пункте 5 приведена тематика курсовых и дипломных работ, а также рефератов и докладов.

2. Разделы дисциплины и виды учебной работы





Разделы дисциплины

Лекции

(часов)

Практические занятия

(часов)

Самостоятельная работа

(часов)

1

1.1.Предмет теоретической грамматики как науки

1







2

1.2.Системная теория в изучении грамматического строя языка

1

1

4

3

2.1.Морфемная структура слова

1

1

2

4

2.2.Грамматическая форма и грамматическая категория слова

2

1

4

5

2.3.Грамматические классы слов (части речи)

1

1

4

6

2.4.Имя существительное

6

3

3

7

2.5.Глагол

8

3

3

8

2.6.Имя прилагательное

1




2

9

2.7.Наричие

1




2

10

2.8.Местоимение

1




2

11

2.9.Имя числительно

1




2

12

2.10.Служебные части речи.

2

1

3

13

Письменная проверочная работа

1







14

Итоговое повторение




1







Всего часов: 70

27 часов

12 часов

31 час



















Вид промежуточного контроля: экзамен








































3. Тематическое планирование

Лекции (27 часов)
Лекция 1.

  1. Предмет теоретической грамматики как науки (1 час):

Связь грамматики с фонологической и лексической системами языка.

Единство формы и содержания грамматических явлений.

Морфология и синтаксис как два основных раздела грамматики.

  1. Системная теория в изучении грамматического строя языка (1 час):

Синтагматический и парадигматический аспекты грамматики.

Сегментные уровни языка.
Лекция 2.

  1. Морфемная структура слова (1 час):

Слово и морфема.

Классификации морфем.

  1. Грамматическая форма и грамматическая категория слова (1 час):

Понятие грамматической категории.

Оппозиционная основа грамматической категории.
Лекция 3.

  1. Грамматическая форма и грамматическая категория слова (1 час):

Понятие оппозиционной редукции.

Синтетические и аналитические показатели формы.

  1. Грамматические классы слов (части речи) (1 час):

Три критерия выделения частей речи (традиционная классификация).

Знаменательные и служебные части речи.
Лекция 4.

  1. Имя существительное (2 часа):

Категориальное значение имени существительного.

Основные классификации имени существительного.

Морфологические категории имени существительного.

Лекция 5.

  1. Имя существительное (2 часа):

Категория числа. Существительные исчисляемые и неисчисляемые.

Категория рода. Проблема выделения рода существительных в английском языке.

Лекция 6.

  1. Имя существительное (2 часа):

Категория падежа. Основные значения притяжательного падежа.

Проблема артикля как грамматического определителя имени существительного.

Лекция 7.

  1. Местоимение как часть речи (1 час):

Классификации местоимений.

Отношение различных подклассов местоимений к знаменательным частям речи.

  1. Имя числительное (1 час):

Классификация числительных.

Числительное как слово местоименной природы.

Лекция 8.

  1. Служебные части речи (2 часа):

Малые классы слов в системе частей речи.

Частица. Союз. Предлог. Их классификации.

Модальное слово.

Междометие.

Проблема широкозначных слов.

Лекция 9.

1. Глагол (2 часа):

Категориальное значение глагола.

Основные классификации глагола.

Морфологические категории глагола.
Лекция 10.

1. Глагол (2 часа):

Личные формы глагола. Категория лица. Категория числа.

Категория глагольного времени. Абсолютное и относительное значение временных форм глагола.

Категория глагольного вида. Категория развития действия. Категория ретроспективной координации.

Лекция 11.

  1. Глагол (2 часа):

Категория залога. Средние залоговые значения глагола.

Категория наклонения. Прямое наклонение и косвенные наклонения.

Изъявительное наклонение.

Повелительное наклонение.

Проблема сослагательного и условного наклонений.

Лекция 12.

  1. Глагол (2 часа):

Неличные формы глагола.

Инфинитив и его свойства.

Причастие и его свойства.

Герундий и его свойства. Проблема полугерундия.

Лекция 13.

  1. Имя прилагательное (1 час):

Категориальное значение имени прилагательного.

Классификации имени прилагательного.

Проблема слов категории состояния.

Степени сравнения прилагательного.

  1. Наречие (1 час):

Категориальное значение наречия.

Классификации наречий.

Степени сравнения наречий.

Лекция 14.

  1. Письменная проверочная работа (1 час).

Практические занятия (12 часов)
Практическое занятие 1.

Системная теория в изучении грамматического строя языка (1 час):

- иерархия языковых уровней,

- синтагматические отношения в языке, синтагма,

- парадигматические отношения в языке, парадигма,

- грамматическая синонимия,

- грамматическая омонимия.

Литература: 1, 2.

Грамматическая форма и грамматическая категория слова (1 час):

- грамматическое значение,

- понятие грамматической категории,

- виды грамматических (морфологических) категорий,

- теория оппозиций,

- бинарная оппозиция,

- оппозиционная редукция,

- понятие грамматической классификации.

Литература: 1, 2, 3.


Практическое занятие 2.

Морфемная структура слова (1 час):

- понятие слова,

- понятие морфемы,

- классификации морфем,

- морфемы формообразующие,

- морфемы словообразующие,

- основные грамматические способы формообразования,

- лексико-грамматические способы формообразования.

- практикум:

- морфологический анализ слова.

Литература: 1, 2.

Грамматические классы слов (части речи) (1 час):

- семантический принцип выделения частей речи,

- морфологический (формальный) принцип выделения частей речи,

- синтаксический (функциональный) принцип выделения частей речи,

- знаменательные части речи,

- служебные части речи,

- слова с проблемным частеречным статусом,

- синтактико-дистрибутивный подход к проблеме выделения частей речи,

Литература: 1, 2, 3.

Практическое занятие 3.

Имя существительное (2 часа):

- практикум:

- категориальное значение имени существительного,

- классификации имени существительного (собственные – нарицательные, исчисляемые – неисчисляемые),

- морфологические признаки существительного,

- синтаксические признаки существительного,

- категория числа,

- грамматические способы образования множественного числа,

- существительные единственного числа неисчисляемые,

- существительные множественного числа неисчисляемые,

- лексико-семантическая оппозиционная редукция,

- лексико-грамматические способы образования числа,

- категория рода,

- проблемный статус категории рода,

- сравнение способов выражения рода в русском и английском языках,

- иерархическая оппозиция форм, выражающих понятие рода,

- олицетворение как вид оппозиционной редукции,

- существительные общего рода,

- лексико-грамматические способы выражения родовых отношений.

Литература: 1, 2, 3.

Практическое занятие 4.

Имя существительное (1 час):

- практикум:

- категория падежа,

- основные значения притяжательного падежа,

- основные конструкции с притяжательным падежом,

- проблемный статус маркера притяжательного падежа,

- артикль,

- статус артикля в свете теории оппозиций,

- иерархическая оппозиция форм, выражающих значение определенности – неопределенности,

- основные значения определенного артикля,

- основные значения неопределенного артикля,

- основные значения нулевого артикля,

- основные случаи оппозиционной редукции.

Литература: 1, 2.

Служебные части речи (1 час):

- практикум:

- служебные слова и их классификация,

- понятие послелога,

- грамматическая омонимия частеречная и внутриклассовая (союзы и союзные слова; предлоги, союзы и наречия)

Литература: 1, 2, 3.


Практическое занятие 5.

Глагол (2 часа):

- практикум:

- категориальное значение глагола,

- классификации глаголов (смысловые – структурные, предельные – непредельные),

- морфологические признаки глагола,

- личные и неличные формы глагола,

- категория глагольного времени,

- понятие времени (философское, лексическое, грамматическое),

- категория первичного (абсолютного) времени,

- основные виды оппозиционной редукции по категории первичного времени,

- категория перспективного (относительного) времени,

- основные оппозиционные редукции по категории перспективного времени,

- категория глагольного вида,

- понятие вида (вид семантический и грамматический),

- категория развития действия,

- основные оппозиционные редукции по категории развития действия,

- категория ретроспективной координации,

- основные оппозиционные редукции по категории ретроспективной координации,

- проблема статуса перфекта в англистике.

Литература: 1, 2, 3.


Практическое занятие 6.

Глагол (1 час):

- практикум:

- категория залога,

- понятие залога и залоговых отношений в языке,

- первичная залоговая оппозиция,

- проблема среднего залога,

- основные оппозиционные редукции по категории залога,

- лексико-грамматические средства выражения залоговых отношений,

- категория наклонения,

- проблема выделения наклонений и их классификации,

- изъявительное наклонение и его основное значение,

- повелительное наклонение,

- косвенные наклонения и проблема их классификации,

- основные оппозиционные редукции по категории наклонения,

- модальные глаголы и их грамматические особенности,

- лексико-грамматические способы выражения модальности.

Литература: 1, 2, 3.

Итоговое повторение (1 час).

Литература
Основная литература:

1. Блох М.Я. Теоретическая грамматика английского языка (A Course in Theoretical English Grammar). М., 2003.

2. Блох М.Я. Теоретические основы грамматики. М., 2002.

3. Саакян А.С. Английская грамматика для всех. Теоретический курс. М., 2004.

Дополнительная литература:

4. ИвановаИ.П., Бурлакова В.В., Почепцов Г.Г.. Теоретическая грамматика английского языка. М., 1981.

5. Лайонз Д. Введение в теоретическую лингвистику. М., 1978.

6. Мороховская Э.Я. Осеновы теоретической грамматики английского языка. Киев, 1984.

7. Aarts B., C.F. Meyer. The Verb in Contemporary English. Theory and Description. Cambridge, 1995.

8. Biber D., S. Conrad & R. Reppen. Investigating Language Structure and Use, Cambridge, 1998.

9. Biber D., S. Johansson and others. Longman Grammar of Spoken and Written English. Longman, 1999.

10. Collins Cobuild Grammar Patterns. London, 1996.

11. Greenbaum, S. Syntactic Devices for Comprehension in English. 1998.

12. Johansson, S. The Subjunctive in British and American English. ICAME Journal, 1988.

13. Leitner, G. New Directions in English Language Corpora. Berlin, 1992.

14. Palmer, F.R. The English Verb. Longman, 1989.

15. Quirk, R. and others. Studies in the Correspondence of Prosodic to Grammatical Features in English. The Hague, 1984.

16. Svartvic, J. Verbs in Public and Private Speaking. Aaarts & Meyer, 1995.

17. Thompson, S.A. Grammar and Discourse. New York, 1991.

18. Thompson, S.A. Approaches to Grammaticalization. Amsterdam, 1991.


Типовые задания для практикума
Морфемная структура слова:

- определение типа морфем: словообразовательные и формообразовательные;

- определение способа формообразования: аналитический, синтетический (внутрифлективный, внешнефлективный), супплетивный, лексико-грамматический;

- морфологический разбор слова.

Имя существительное:

- определение типа существительного по классификациям;

- определение типа числа существительного: единственное (общее, абсолютное), множественное (общее, абсолютное);

- определение значения артикля: индивидуализация, относительная генерализация, абсолютная генерализация;

- употребление артикля в контексте;

- определение отношений, выраженных существительным в притяжательном падеже: отношения принадлежности, процессуальные, обстоятельственные, количественные, качественные, функциональные;

- употребление падежной формы в контексте;

- определение рода имени существительного;

- множественный выбор.

Глагол:

- определение типа глагола по классификациям;

- определение значения формы по категории времени (первичное, перспективное время);

- определение значения формы по категории вида (развитие действия, ретроспективная координация);

- определение значения формы по категории залога;

- употребление видовременной формы в контексте;

- определение значения формы по категории наклонения;

- употребление формы наклонения в контексте;

- множественный выбор.

Служебные части речи:

- определение статуса служебной словоформы (союз, предлог, наречие, послелог);

- определение типа союзного слова (союзное местоимение, союзное наречие, вопросительное местоимение, вопросительное наречие)

- определение типа частицы;

- определение типа местоимения (указательное, союзное, вопросительное);

- множественный выбор.

Самостоятельная работа студентов

  1. Выполнение домашних заданий по разделам и темам практических занятий по источникам основной литературы.

  2. Выполнение индивидуальных / групповых заданий (на усмотрение преподавателя) по источникам дополнительной литературы.

  3. Написание рефератов по темам и разделам курса (на усмотрение преподавателя).

  4. Написание докладов по темам и разделам курса (на усмотрение преподавателя).

  5. Самостоятельное углубленное изучение некоторых аспектов тем и разделов курса, требующих большего количества аудиторного времени, чем предусмотрено планом (см. пункты 2, 4, 5, 6, 7, 9 в «Разделы дисциплины и виды учебной работы»)


4. Содержание текущего контроля
Текущий контроль – экзамен, который состоит из устной и письменной части. Письменная часть проводится во время последней лекции – контрольная работа. Устная часть состоит из двух вопросов: теоретический вопрос и практическое задание (см. типовые задания для практикума).

Студент, освоивший программу, должен:

- по письменной части: знать основные определения и понятия теоретической грамматики в рамках предложенной программы (при завершении дефиниции); уметь соотносить теоретические знания с практическими примерами (при выборе правильного ответа); уметь применять теоретические знания на практике (при трансформации предложений);

- по устной части: логически излагать основные понятия, изложенные в настоящей программе и иллюстрировать теоретические знания практическими примерами; уметь анализировать примеры на основе полученных теоретических знаний.


Типовые задания письменной контрольной работы

  1. Завершите предложенную дефиницию:

1. The categorial meaning of the verb is ….

2. Nouns capable of expressing the masculine and feminine gender are known as nouns of ….

3. The lingual level below the phrasemic one is … .


  1. Выберите правильный вариант ответа:

1. The noun coffee in the sentence I’d like a coffee, please. is used in the Common Singular / Absolute Singular.

2. In the word feet the way of form-building is inflexional / suppletive.

3. In the sentence It is a most instructive story. the most-construction is superlative / elative.


  1. Трансформируйте предложения:

1. They will leave tonight. (use the weak member for the prospective time opposition)

2. She is a good dancer. (use an adverb instead of the adjective)

3. I need some helpful advice. (use the noun in the Common Singular)
Типовые вопросы к экзамену

  1. Предмет и задачи теоретической грамматики.

  2. Синтагматические и парадигматические отношения в языке.

  3. Сегментные уровни языка.

  4. Слово и морфема.

  5. Традиционная классификация морфем.

  6. Понятие грамматической оппозиции.

  7. Теория оппозиций.

  8. Синтетические и аналитические формы в английском языке.

  9. Грамматические классы слов. Три критерия выделения частей речи.

  10. Имя существительное как часть речи.

  11. Имя существительное. Категория числа.

  12. Имя существительное. Категория падежа.

  13. Проблемный статус категории рода в английском языке.

  14. Артикль как определитель имени существительного.

  15. Глагол как часть речи. Смысловые глаголы.

  16. Глагол как часть речи. Структурные глаголы.

  17. Синтаксическая валентность глагола.

  18. Личные формы глагола. Категории лица и числа.

  19. Глагольная категория времени.

  20. Глагольная категория вида.

  21. Глагол. Категория залога.

  22. Глагол. Категория наклонения.

  23. Неличные формы глагола. Инфинитив.

  24. Неличные формы глагола. Герундий.

  25. Неличные формы глагола. Причастие.

  26. Имя прилагательное как часть речи.

  27. Проблемный статус слов категории состояния.

  28. Наречие как часть речи.

  29. Местоимение как часть речи.

  30. Служебные части речи.


5. Тематика курсовых и дипломных работ, докладов и рефератов
Тематика докладов и рефератов:

  1. Проблема категории рода в английском языке.

  2. История развития падежной системы в английском языке.

  3. Категория падежа в современном английском языке.

  4. Явление политкорректности в современном английском языке.

  5. Различные подходы к вопросу выделения частей речи в отечественном и зарубежном языкознании.

  6. Модальность и средства ее выражения в современном английском языке.

  7. Проблема статуса перфекта в отечественном и зарубежном языкознании.

  8. Некоторые особенности употребления видовременных форм глагола в современном английском языке.

  9. Проблемы залога и возвратности в современном английском языке.

  10. Статус ing-формы в английском языке.


Тематика курсовых и дипломных работ:

  1. Вопросы пунктуации современного английского языка.

  2. Особенности употребления видовременных форм глагола в современном английском языке.

  3. Способы выражения модальности в современном английском языке.

  4. Особенности употребления косвенных наклонений в современном английском языке.

  5. Инфинитив и герундий в современном английском языке.

  6. Роль артиклей в организации высказывания.

  7. Лексико-семантические подклассы глаголов и особенности их употребления.

  8. История развития аналитических форм в английском языке.

  9. Особенности выражения категории числа в английском и русском языках.

  10. Семантические сдвиги в системе имени существительного.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации и план освоения учебной дисциплины iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины иностранный язык...
Методические рекомендации и план освоения дисциплины обсуждены и утверждены на заседании кафедры раннего изучения иностранных языков...

Методические рекомендации и план освоения учебной дисциплины iconМетодические рекомендации и план освоения дисциплины Факультет начальных...
Методические рекомендации и план освоения дисциплины обсуждены и утверждены на заседании кафедры риинЯз

Методические рекомендации и план освоения учебной дисциплины iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины практическая грамматика...
Понятие предложения. Классификация предложений по структуре (простые, сложносочиненные, сложноподчиненные)

Методические рекомендации и план освоения учебной дисциплины iconМетодические рекомендации и план освоения учебной дисциплины «Археология»
Примерная тематика рефератов, курсовых и дипломных работ по курсу «археология» 7

Методические рекомендации и план освоения учебной дисциплины iconМетодические рекомендации по освоению курса 25 контроль и оценка...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены

Методические рекомендации и план освоения учебной дисциплины iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины б 5
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины б 5 Теоретические и экспериментальные основы ппд: Социальная психология

Методические рекомендации и план освоения учебной дисциплины iconМетодические рекомендации для студентов
Для успешного освоения учебной дисциплины необходимо придерживаться нижеприведенных рекомендаций

Методические рекомендации и план освоения учебной дисциплины iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины в. 5 Психология...
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины в. 5 Психология управления

Методические рекомендации и план освоения учебной дисциплины iconЛитература страны изучаемого языка (сша) Учебно-методический комплекс....
Программа предназначена для подготовки бакалавров (степень бакалавр лингвистики), срок подготовки при очной форме обучения 4 года....

Методические рекомендации и план освоения учебной дисциплины iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины в. 13
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины в. 13 Психология управления


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru