«экология»




Скачать 220.59 Kb.
Название«экология»
Дата публикации04.08.2014
Размер220.59 Kb.
ТипКурсовая
5-bal.ru > Военное дело > Курсовая
Петрозаводский государственный университет

Кафедра горного дела


УТВЕРЖДАЮ

Декан горно-геологического

факультета

______________В.Н.Аминов

«____»_____________2009 г.


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «ЭКОЛОГИЯ»

Направление подготовки

130400 Горное дело
Специальность подготовки

130403 Открытые горные работы
Квалификация выпускника

горный инженер


Очная форма обучения

Заочная форма обучения

Курс - 4

Семестр - 7

Лекции – 18 час.

Экзамен - нет

Зачет – в 7 семестре

Практические занятия – 18 час.

Лабораторные работы – нет

Курсовая работа - нет

Количество контрольных работ – нет

Всего часов - 34 час.

Самостоятельная работа – 36 час.

Итого трудозатрат (для студента) – 70 час.


Курс – 3

Семестр - 6

Лекции – 6 час.

Экзамен нет

Зачет – в 6 семестре

Практические занятия – 6

Лабораторные работы – нет

Курсовая работа - нет

Количество контрольных работ – 1

Всего часов - 12 час.

Самостоятельная работа – 58 час.

Итого трудозатрат (для студента) – 70 час.



2009 г.

Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО по направлению подготовки дипломированного специалиста 130400 «Горное дело» специальности 130403 «Открытые горные работы».
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры горного дела

«_____»_____________2009г.

Заведующий кафедрой В.Н.Аминов
1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины экология являются формирование у будущих специалистов знаний по экологии, способностей по оценке последствий их профессиональной деятельности и принятия оптимальных решений, исключающих ухудшение экологической обстановки.
2.Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина Экология (ЕН.Ф.5) относится к федеральному компоненту цикла Общие математические и естественнонаучные дисциплины.

2.1. Перечень разделов дисциплин, усвоение которых необходимо для изучения Экологии:

Философия: человек и природа; модель; научные революции и смены типов рациональности; будущее человечества; глобальные проблемы современности.

Экономика: потребности; ресурсы.

2.2. Дисциплины, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее:

Безопасность жизнедеятельности: среда обитания; опасные и вредные факторы среды обитания;

Геология: происхождение и история развития земли;

Горное дело и окружающая среда: воздействие антропогенных факторов горного производства на подсистемы биосферы;

Рациональное использование и охрана природных ресурсов: антропогенные и природно-антропогенные процессы и следствия при открытых горных работах; охране атмосферы; охрана и рациональное использование водных ресурсов.
3. Конечные результаты освоения дисциплины Экология.

3.1. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

    знать:

  • общие вопросы экологии;

  • влияние горного производства на окружающую природную среду

  • государственную систему регулирования природопользованием;

  • методы и способы снижения воздействия горного производства на природную среду;

  • мониторинг состояния окружающей природной среды;

  • экономические аспекты экологии;

    уметь:

  • применять знания при анализе конкретных производственных или служебных ситуаций для поддержания экологической обстановки на необходимом уровне;

  • применять знания по основам экологического нормирования и права при составлении служебной документации;

    владеть:

  • навыками анализа документации, проектов с позиций рационального природопользования, охраны природы.


4. Структура и содержание дисциплины Экология

Общая трудоемкость дисциплины составляет, 70 часов.

4.1. Структура и содержание дисциплины приведены в таблице 1.

4.2 Темы практических занятий приведены в таблице 2.
Таблица 1. Структура дисциплины (очная форма обучения).






п/п

Дидактические единицы (в составе разделов) дисциплины для дисциплин федерального компонента

Семестр

Неделя семестра

Трудоемкость видов учебной работы* обучающихся, включая самостоятельную работу
(в часах)

Формы текущего контроля
успеваемости***
(по неделям семестра)


Аудиторная

Внеаудиторная

Лк

Пр

Лб

Кс

Кр

Кол

Ср**

НР

КП

КР

1

Биосфера и человек. Структура биосферы.

7

1

1

1













2










УО-1(1)

2

Экосистемы, взаимоотношения организма и среды.

7

2-3

2

2













4










УО-1(2), УО-2(3)

3

Экология и здоровье человека.

7

4

1

1













2










УО-1(4),

4

Глобальные проблемы окружающей среды

7

5-6

2

2













4










УО-1(5-6); ПР-1(5)

5

Экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы. Основы экономики природопользования.

7

7-10

4

4













8










УО-1(7), УО-2(8-9),

УО-3(10), ПР-5(10)

6

Экозащитная техника и технология.

7

11-12

4

4













6










УО-1(11), УО-2(12)

7

Основы экологического права, профессиональная ответственность, международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

7

14-17

4

4













10










УО-1(14-17), ПР-1(17),

ПР-4(17),




Всего 70:







18

18













34










Зачет 7 семестр


Таблица 1. Структура дисциплины (заочная форма обучения).






п/п

Дидактические единицы (в составе разделов) дисциплины для дисциплин федерального компонента

Семестр

Трудоемкость видов учебной работы* обучающихся, включая самостоятельную работу
(в часах)

Формы текущего контроля
успеваемости***
(по неделям семестра)


Аудиторная

Внеаудиторная

Лк

Пр

Лб

Кс

Кр

Кол

Ср**

НР

КП

КР

1

Биосфера и человек. Структура биосферы.

5

2































2

Экосистемы, взаимоотношения организма и среды.

6

2
















10













3

Экология и здоровье человека.

6

2













10













4

Глобальные проблемы окружающей среды

6

2













10













5

Экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы. Основы экономики природопользования.

6

2
















10













6

Экозащитная техника и технология.

6
















8













7

Основы экологического права, профессиональная ответственность, международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

6
















10
















Всего 70:




6

4













58










Зачет 6 семестр

Таблица 2. Темы практических занятий



Тема занятия

1

Структура экосистем

2

Ионизирующее излучение окружающей среды


3

Определение органолептических свойств и жесткости воды


4.

Определение количества антропогенных загрязнений, попадающих в окружающую среду в результате работы автотранспорта


5.

Определение Рн кислотных осадков



5. Образовательные технологии

Организация занятий по дисциплине «Экология» возможна как по обычной технологии по видам работ (лекции, практические занятия, текущий контроль) по расписанию, так и по технологии индивидуального обучения (по индивидуальному учебному графику) с помощью учебных, методических и контролирующих пособий на электронных носителях.

При изложении теоретического материала возможно использование мультимедийного иллюстративного материала.

Основное внимание должно быть обращено на физическую сущность рассматриваемых явлений и процессов и закономерности взаимодействия организмов и среды из обитания.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

6.1. По дисциплине предусмотрены следующие виды самостоятельной работы студентов:

  • изучение отдельных тем дисциплины самостоятельно с проверкой полученных знаний;

  • подготовка к учебным занятиям и контрольным работам;

  • работа в библиотеке или Интернете при работе над рефератами;

  • работа в компьютерном классе при выполнении и оформлении отчетов о практических работах.

Практические занятия полностью обеспечены учебно-методическими пособиями (бумажная и электронная формы), содержащими краткие теоретические сведения, описание и порядок выполнения работ, контрольные вопросы по теме работ.
6.2. Примерная тематика рефератов:

  1. Концептуальные основы экологии.

  2. Связь экологии с другими науками.

  3. Биосфера -глобальная экосистема Земли.

  4. Круговорот веществ в природе.

  5. Биогеохимические циклы наиболее жизненно важных биогенных веществ.

  6. Воздействие антропогенных факторов на биосферу.

  7. Техногенное воздействие на окружающую среду в России.

  8. Учение В. И. Вернадского о биосфере.

  9. Концепция экосистемы.

  10. Продуцирование и разложение в природе.

  11. Биологическая продуктивность экосистемы.

  12. Структура биоценоза.

  13. Правовое регулирование природоохранной деятельности.

  14. Система государственных органов управления природопользованием.

  15. Государственный учет природных ресурсов.

  16. Органы природопользования и их функционирование в зарубежных странах.

  17. Стратегия развития минерально-сырьевой базы и горнодобывающей промышленности России.

  18. Воздействие горнопромышленного производства на окружающую среду.

  19. Охрана водного бассейна в горнопромышленном производстве.

  20. Экологическая стратегия горнопромышленного предприятия по рациональному использованию и охране водного бассейна.

  21. Антропогенное воздействие на природный ландшафт.

  22. Влияние горнопромышленного производства на природный ландшафт.

  23. Охрана природного ландшафта в горнопромышленном производстве.

  24. Рекультивация земель, нарушенных горнопромышленными предприятиями.

  25. Общая характеристика недр.

  26. Общие сведения о горно-экологическом мониторинге.

  27. Организация горно-экологического мониторинга.

  28. Рыночные отношения в экологической сфере.

  29. Плата за пользование земельными ресурсами.

  30. Плата за пользование водными ресурсами.

  31. Плата за пользование ресурсами недр.

  32. Платежи горного предприятия за загрязнение природных ресурсов.

  33. Роль международных экологических отношений.

  34. Национальные и международные объекты охраны окружающей среды.

  35. Участие России в международном экологическом сотрудничестве.


7. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

7.1. Оценочные средства для текущей аттестации

Текущая аттестация осуществляется по результатам защиты выполненных к установленному сроку практических работ и ответов на контрольные вопросы.

7.1.1. Примерный перечень контрольных вопросов (выдается в середине семестра):

  1. Что такое экология?

  2. Принципы экологии?

  3. Связь экологии с другими науками.

  4. В чем проявляется влияние природного горно-промышленного комплекса на основные процессы в биосфере?

  5. Что такое воздействие антропогенных факторов на биосферу?

  6. Что такое техногенное воздействие на окружающую среду ?

  7. Что называется «живым веществом» по В.И. Вернадскому?

  8. Что называется продуктивность и биомассой экосистем?

  9. Что такое «парниковый эффект» и возможные его последствия?

  10. Каковы причины возникновения кислотных дождей?

  11. Что означает термин «сукцессия экосистем»?

  12. Дать понятие «популяция» и ее свойства.

  13. Перечислить основные экологические факторы среды.

  14. В чем заключается государственная политика России в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов?

  15. Основные понятия экологического права?

  16. Правовое регулирование природоохранной деятельности?

  17. Что такое экологический паспорт промышленного предприятия?

  18. Что представляет собой система органов управления природопользованием?

  19. Что такое государственный учет природных ресурсов?

  20. Что представляет собой лицензирование видов деятельности в сфере природопользования?

  21. Что такое экологический мониторинг?

  22. Что такое экологические нормативы и стандарты?

  23. Что такое экологическая экспертиза?

  24. Что такое экологический аудит?

  25. Что такое экологический контроль?

  26. В чем заключается ответственность за административные правонарушения и преступления в области природопользования?

  27. Органы природопользования и их функционирование в зарубежных странах?

  28. В чем заключается стратегия развития минерально-сырьевой базы и горнодобывающей промышленности России?

  29. В чем заключается воздействие горного производства на окружающую среду?

  30. В чем заключается антропогенное воздействие на воздушный бассейн?

  31. В чем состоит влияние горного производства на водный бассейн?

  32. Что такое рекультивация земель, нарушенных горными работами?

  33. Что представляют собой недра?

  34. В чем заключается регулирование пользования недрами?

  35. В чем заключается влияние горного производства на недра?

  36. Что представляют собой рыночные отношения в экологической сфере?

  37. Что такое платность пользования природными ресурсами?

  38. Что такое платежи горного предприятия за пользование недрами и другими природными ресурсами?

  39. Какие существуют национальные и международные объекты охраны окружающей среды?

  40. Каково участие России в международном экологическом сотрудничестве?

7.2. Оценочные средства промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

7.2.1. Промежуточная аттестация по итогам освоения дисциплины может осуществляться по двум формам:

  1. Тестирование в рамках инновационного проекта «Федеральный интернет – экзамен: компетентностный и традиционный подходы», разработанным НИИ мониторинга качества образования. К тестированию допускаются студенты, которые освоили все разделы курса, выполнили все практические работы, сделали доклад реферата.

  2. Экзамен - проводится по экзаменационным билетам, включающим два теоретических вопроса. К экзамену допускаются студенты, которые освоили все разделы курса, выполнили все практические работы, сделали доклад реферата.

7.2.2. Примерные вопросы для контроля по промежуточной аттестации:

  1. Концептуальные основы экологии.

  2. Связь экологии с другими науками.

  3. Природный горно-промышленный комплекс — объект изучения экологии.

  4. Учение о биосфере.

  5. Фундаментальная роль живого вещества.

  6. Круговороты веществ в биосфере.

  7. Влияние горнопромышленного производства на основные процессы в биосфере.

  8. Воздействие антропогенных факторов на биосферу.

  9. Понятие экосистем и их разнообразие.

  10. Сукцессия экосистем.

  11. Трофические взаимодействия в экосистемах.

  12. Продукция и энергия в экосистемах.

  13. Биотические связи организмов в биоценозах.

  14. Популяция и ее свойства.

  15. Экологические факторы среды.

  16. Адаптация организмов к экологическим факторам.

  17. Парниковый эффект.

  18. Озоновые дыры.

  19. Кислотные дожди.

  20. Экологический мониторинг.

  21. Экологические нормативы и стандарты.

  22. Экологическая экспертиза.

  23. Экологический аудит.

  24. Экологический контроль.

  25. Особо охраняемые природные территории. Охрана животного и растительного мира.

  26. Государственная политика России в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

  27. Правовое регулирование природоохранной деятельности.

  28. Система государственных органов управления природопользованием.

  29. Государственный учет природных ресурсов.

  30. Лицензирование видов деятельности в сфере природопользования.

  31. Ответственность за административные правонарушения и преступления в области природопользования.

  32. Воздействие горнопромышленного производства на окружающую среду.

  33. Антропогенное воздействие на водный бассейн.

  34. Правовое и нормативное регулирование использования и охраны водных ресурсов

  35. Влияние горнопромышленного производства на водный бассейн.

  36. Охрана водного бассейна в горнопромышленном производстве.

  37. Экологическая стратегия горнопромышленного предприятия по рациональному использованию и охране водного бассейна.

  38. Антропогенное воздействие на природный ландшафт.

  39. Влияние горнопромышленного производства на природный ландшафт.

  40. Рекультивация земель, нарушенных горнопромышленными предприятиями.

  41. Общая характеристика недр.

  42. Правовое регулирование пользования недрами.

  43. Рыночные отношения в экологической сфере.

  44. Экономическая оценка природных ресурсов.

  45. Плата за пользование ресурсами недр.

  46. Платежи горного предприятия за загрязнение природных ресурсов.



8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

1. Коробкин В.И.. Передельский Л.В. Экология. Учебник для ВУЗов, 12-е изд., доп. и перераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 602 с.

2. Николайкина Н.Е., Мелехова О.П. Э кология. Учебник для вузов, Изд. Высшая школа, 2004, 624 с.

3. Потапов А.Д. Экология, Учебник для ВУЗов, Изд. Высшая школа, 2006, - 528 с.

4. Л. И. Цветкова, М. И. Алексеев, Ф. В. Кармазинов, Е. В. Неверова-Дзиопак, Б. П. Усанов, Л. И. Жукова. Экология, учебник для технических Вузов,, М,, Изд. Высшая школа, 2001, - 507 с.

б) дополнительная литература:

  1. Харченко А.В. Природные ресурсы и их рациональное использование. – М.: МГГУ, 2009. – 236 с.

  2. Боднарук Н.М., Попов С.М., Харченко А.В. Правовые основы недропользования Учебное пособие. М., МГГУ, 2008 г.-73 с.

  3. Астахов А.С, Зайденварг В.Е., Певзнер М.Е., Харченко В.А. Экономические и правовые основы природопользования: Учеб. пособие для вузов/Под ред. В.А. Харченко. -М.: МГГУ, 2002.

  4. Трубецкой К. Н. Горное право : Уч. пособ. / К. Н. Трубецкой ; А. М. Волков ; Л. М. Титов . - Щит-М , 2005.

  5. 1. Папенов К.В. Экономика и природопользование. - М.: МГУ, 2008.

  6. 2. Мясков А.В. Экономика природопользования. Учебное пособие. - М.: МГГУ, 2003.

  7. 3. Гридин В.Г. Эколого-экономические основы природопользования. Учебное пособие.- М.:, 2008.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

  1. Компьютерная программа моделирования экосистемы "SimEarth", Maxis .

  2. Видеокурс "Спешите спасти планету", научное объединение WGBH совместно с Chedd-Angier Production Company and Film Australia

  1. Научная электронная библиотека eLibrary (http://elibrary.ru/messages/manual.doc)


9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

  1. Компьютерный класс с установленным на ПК программным обеспечением для выполнения практических работ.

  2. Аудитория, оборудованная мультимедийным оборудованием.


Преподаватель:

Лист обновления (АКТУАЛИЗАЦИИ)

рабочей программы ДИСЦИПЛИНЫ

Название дисциплины – ЭКОЛОГИЯ
Факультет, на котором преподается дисциплина – горно-геологический
Специальность / направление подготовки – 130400 «Горное дело» специальности 130403 «Открытые горные работы».

В рабочую программу учебной дисциплины на 2011-2012 учебный год внесены следующие изменения:


  1. Добавить в качестве дополнительной литературы:

    • Экология: природа и общество - вопросы регулирования : Учебник / В. Г. Гридин ; А. А. Кобяков ; Умнов В. А. ; под ред. А. В. Корчак ; под ред. В. А. Харченко . - Студент , 2011. - 254 с.

    • Экология: природные и техногенные ресурсы : Учебник / В. Г. Гридин ; А. Р. Калинин ; А. А. Кобяков ; под ред. А. В. Корчак ; под ред. В. А. Харченко . - Студент , 2011. - 342 с.

    • Ильин В.И. Экология: Учебное пособие.-3-е издание.- М.Перспектива, 2010 г.-364

    • Ефимов В.И., Рыбак Л.В. Производство и окружающая среда: Учебное пособие. -М., МГГУ. 2012 г.-305 с.



Рабочая программа дисциплины рассмотрена и переутверждена на заседании Методической комиссии ГГФ _______________________, протокол №_______.

Зав. кафедрой ____________________ /д.т.н. Аминов В.Н../

Лист обновления (АКТУАЛИЗАЦИИ)

рабочей программы ДИСЦИПЛИНЫ


Название дисциплины – Экология

Факультет, на котором преподается дисциплина – горно-геологический
Специальность / направление подготовки – 130400 «Горное дело» специальности 130403 «Открытые горные работы».

В рабочую программу учебной дисциплины на 2012-2013 учебный год внесены следующие изменения:


  1. Добавить с перечень обязательной литературы издание:

- Рыбак Л.В. Экология и экономика природопользования: Учебное пособие, М.МГГУ,2012.-365 с.

- Шешко О.Е. Экология: Учебное пособие, -М: МГГУ, 2010. -144 с.

- Зайцев С.П., Кобяков А.А., Проскурникова И.А., Стоянова Е.В. Методические указания для проведения лабораторных работ по дисциплине «Экология». М.: МГГУ, 2012. – 53 с.
Рабочая программа дисциплины рассмотрена и переутверждена на заседании Методической комиссии ГГФ _______________________, протокол №_______.

Зав. кафедрой ____________________ /д.т.н. Аминов В.Н../


Лист обновления (АКТУАЛИЗАЦИИ)

рабочей программы ДИСЦИПЛИНЫ
Название дисциплины – Экология
Факультет, на котором преподается дисциплина – горно-геологический
Специальность / направление подготовки – 130400 «Горное дело» специальности 130403 «Открытые горные работы».

В рабочую программу учебной дисциплины на 2010-2011 учебный год внесены следующие изменения:

1 . Добавить в качестве дополнительной литературы:
Калабин Г.В., Кулов С.К., Титова А.В., Пихлак А.-Т.А. Земля живая: монография / отв. ред. Г.В. Калабин. – М.: ВНИИгео система, 2010. – 410  с.: ил.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена и переутверждена на заседании Методической комиссии ГГФ _______________________, протокол №_______.

Зав. кафедрой ____________________ /д.т.н. Аминов В.Н../




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«экология» iconТема: «я + экология = Я»
Сегодня я предлагаю рассмотреть необходимую каждому человеку формулу: я + экология = Я

«экология» icon1 Экология как наука. Классификация экологических наук
Воронков, Н. А. Экология общая, социальная, прикладная / Н. А. Воронков. М.: Агар, 2008. – 432 с

«экология» icon1 Экология как наука. Классификация экологических наук
Воронков, Н. А. Экология общая, социальная, прикладная / Н. А. Воронков. М.: Агар, 2008. – 432 с

«экология» iconПрограмма дисциплины для специальности 013100 ”Экология” и направления...
Программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального

«экология» iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности 03. 00....
В основу настоящей программы положены следующие разделы: общая экология; агроэкология; охрана окружающей среды и рациональное использование...

«экология» iconПрограмма кандидатского экзамена послевузовского профессионального...
Процедура проведения кандидатского экзамена по специальности 03. 02. 08 – «Экология» (биологические науки)

«экология» iconПояснительная записка Данная программа адресована учащимся 7 класса...
Рабочая программа составлена на основе программы «Экология животных» авт. Т. С. Сухова, В. И. Строганов Москва, изд центр «Вентана...

«экология» iconДоклад «Экология» Педагог дополнительного образования моу дод «сют» Фуника Любовь Александровна
Цель: познакомить детей с понятием «экология», привить любовь и бережное отношение к родной природе, воспитать чувство ответственности,...

«экология» iconПриродопользование. Основные определения. Характеристика основных видов природопользования
Едой, состоит из экологииособей (аутэкология), популяций (популяционная экология, демэкология) и сообществ(синэкология). Существует...

«экология» icon1. цели и задачи освоения дисциплины
Изучение дисциплины базируется на знаниях формируемыми предшествующим изучением курсов: экология, экология человека, менеджмент,...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru