Мех Виталий Григорьевич Управление образованием Администрация муниципального образования




НазваниеМех Виталий Григорьевич Управление образованием Администрация муниципального образования
страница1/7
Дата публикации07.04.2014
Размер1.27 Mb.
ТипДокументы
5-bal.ru > Военное дело > Документы
  1   2   3   4   5   6   7


Мех Виталий Григорьевич




Управление образованием

Администрация муниципального образования

Крымский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 57

Тема опыта

«Подготовка юношей, учащихся 10-х классов, к учебным сборам».


Мех Виталий Григорьевич

преподаватель ОБЖ

МБОУ СОШ № 57


станица Троицкая
Содержание
1. .Условия возникновения, становление опыта.

2.Актуальность опыта.

3.Теоретическое обоснование.

4.Ведущая педагогическая идея опыта.

5.Технология опыта.

- 1-й этап теоретическая подготовка юношей к учебным сборам.

- 2-й этап получение начальных практических знаний.

- 3-й этап привлечение медицинского работника и родителей учащихся к подготовке к учебным сборам.

- 4-й этап непосредственная подготовка к сборам.

- 5-й этап выезд на сборы.

- Вывод.

- Динамика учебных достижений обучающихся за последние 5лет.

- Список учащихся, поступивших в ВУЗ по предмету.

- Библиографический список.
- Приложения
Информация об опыте

1.Условия возникновения, становление опыта.

Во времена Советского Союза для подготовки юношей к службе в Вооруженных силах существовал предмет «Начальная военная подготовка», изучая который юноши 9-11 классов постигали основы военной службы. Служба в Вооруженных силах была престижна и почетна. После распада СССР в Российской Федерации предмет «Начальная военная подготовка» был исключен из учебной программы. Ему на смену, на федеральном уровне, был введен курс «Основы безопасности жизнедеятельности», в котором учащиеся получали и получают знания о чрезвычайных ситуациях и действиях в чрезвычайных ситуациях, основах медицинских знаний и здорового образа жизни, а также о гражданской обороне, но знаний об основах военной службы не предлагалось. Престиж военной службы начал падать, желание служить у юношей уходило. Поэтому на территории Краснодарского края в 1995 году был принят ряд законодательных актов, регламентирующих включение раздела «Основы подготовки к военной службе» в курс «Основы безопасности жизнедеятельности».Например, в соответствии с постановлением Законодательного собрания края от 7 июня 1995 года № 92- II «О подготовке к защите Отечества и военно-патриотическом воспитании молодежи в Краснодарском крае» управлением образования администрации края и краевым военным комиссариатом издан Приказ от 11.07.1995 года № 3339/94, разработаны и утверждены региональная программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» с учетом расширенного изучения раздела «Основы подготовки к военной службе» для учащихся 9-11 классов общеобразовательных учреждений и перечень элементов учебно-материальной базы. То есть, была введена теоретическая часть изучения Основ воинских знаний. Позже на федеральном уровне были изданы законы и постановления по подготовке юношей к военной службе, которые регламентировали необходимость включения в школьную программу курс основ военной службы.

Например, на основании Федерального Закона от 12 марта 1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 года № 1441, приказов Министерства образования РФ от 19.05.1998 года № 1235 и № 1236, вышло постановление главы администрации Краснодарского края от 26 февраля 1998 года № 87 «О мерах по подготовке юношей к военной службе», и издан Приказ Департамента образования и науки администрации и Военного комиссариата Краснодарского края «Об утверждении программы курса ОБЖ для учащихся 9-11-х классов ОУ края» от 7 августа 2000 года, была введена региональная программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности», которая включала как теоретическую, так и практическую части изучения основ военной службы. То есть, на региональном уровне, в Краснодарском крае было принято решение не только об изучении основ военной службы, но и о проведении учебных сборов.

Позже, в соответствии с приказом Минобороны РФ Министерства образования и науки РФ от3 мая 2001 года № 203/1936 «Об утверждении инструкции об организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы», на федеральном уровне принято решение о введении в курс «Основы безопасности жизнедеятельности» раздела «Основы воинской службы» и практическом закреплении знаний по основам военной службы, то есть о проведении учебных сборов.

В Крымском районе для реализации политики департамента образования и науки Краснодарского края и Краевого военного комиссариата по подготовке юношей к военной службе на основании распоряжений администрации, приказов УО и военного комиссариата Крымского района и для исполнения постановления главы Краснодарского края от 26 февраля 1998 года № 87 «О подготовке юношей к воинской службе»,начали проводить учебные сборы с 1998года. Вначале они проводились на базе школ путем однодневных выходов, а затем с выездом в лагерь «Патриот Кубани».

Подготовка юношей к сборам и материальное обеспечение учебного процесса сборов вначале оставляли желать лучшего, поэтому возникла необходимость готовить юношей к учебным сборам и одновременно улучшать материально-техническую базу курса. За годы работы улучшилась материальная база, и я выработал определенный алгоритм действий по подготовке учащихся к практическому освоению раздела «Основы подготовки к военной службе», которым хочу поделиться.

2.Актуальность опыта.

Я хочу показать, что в данной работе необходимость взаимодействия всех сторон крайне важны, так как выпадение одной части может повлечь за собой сбой всего мероприятия. Я могу запланировать много, но если не будет необходимой материальной базы, то я не смогу подготовить учащихся к учебным сборам; если я не буду работать с родителями, то у меня сорвется выезд в учебные лагеря; если я не буду работать с медицинским работником школы и учителями физической культуры, то я не буду знать индивидуальные физические особенности юношей и возможности их адаптации на учебных сборах (в полевых условиях). Я предлагаю определенный, отработанный и проверенный, порядок действий подготовки учащихся к учебным сборам, который использовался и усовершенствовался в течение 13 лет. Представляю алгоритм действий всех частей и составляющих данного процесса. Я показываю в своем опыте взаимодействие всех структур и систем, всех уровней в работе по подготовке учащихся к учебным сборам школьных – таких как медсестра, родители, учителя физической культуры, администрация школы; районных и краевых властей - департамента образования, управления образования, военного комиссариата и школы

3.Теоретическое обоснование.

У нас в стране после развала СССР с1991 г и до 2000-х работа в этом направлении, по подготовке юношей к службе в армии, практически не велась. Предмет, по которому осуществлялась подготовка юношей к службе в вооруженных силах, был исключен из учебной программы на федеральном уровне. За почти десятилетний перерыв были развалены все структуры, занимающиеся этой работой. В результате резко упал патриотизм населения и желание служить в армии. С другой стороны, реальная обстановка в стране привела к тому, что здоровье подрастающего поколения оставляет желать лучшего (около 70% юношей имеют физические отклонения), появился инфантилизм, социальный незрелость, другие интересы (компьютеры, энергетики, наркотики), другие социальные приоритеты, желание иметь все и сейчас. Проблема состояла состоит в том, что молодое поколение не готово служить в Вооруженных силах ни физически, ни психологически.

В настоящее время интересы обороны страны, происшедшие изменения в оснащении армии и флота новейшей техникой и вооружением, а также сокращение сроков службы рядового и сержантского состава требуют улучшения подготовки молодежи к службе в Вооруженных силах. В связи с этим и в соответствии с требованиями Закона «О воинской обязанности и военной службе» с юношами допризывного возраста проводится обучение основам военной службы и проводятся учебные сборы.

Стать подготовленным воином в Вооруженных силах и овладеть сложной боевой техникой и новейшим вооружением в условиях сокращения сроков службы – задача не из легких. Для этого юноши еще до призыва в армию должны приобретать определенные знания и навыки по основам воинской службы, знать уставы, требования военной присяги и добросовестно их выполнять. Все это можно получить только в системе подготовки по основам воинской службы. Таким образом, основы военной службы являются составной частью боевой подготовки будущего воина. Вот почему каждый молодой человек должен со всей серьезностью относиться к получению знаний по основам воинской службы, проявляя при этом дисциплинированность и настойчивость. Уровень военной обученности призывной молодежи в определенной степени сказывается на готовности тех частей и подразделений, куда она(молодежь) будет направлена после призыва, а значит, и на боеспособности армии в целом. В связи с этим изучение основ воинской службы приобретает государственное значение, и нельзя их рассматривать как частное дело каждого юноши. Вот почему строгое выполнение Закона «О воинской обязанности и военной службе» - дело чести молодых граждан и первейшая обязанность всех руководителей учреждений организаций, учебных заведений, которые несут ответственность за то, чтобы все юноши допризывного возраста проходили подготовку к военной службе.

По программе на основы обороны государства отведено половину учебного времени курса ОБЖ. За это время юноши должны уяснить: назначение и состав Российских Вооруженных сил, значение службы в Вооруженных силах как почетной обязанности граждан РФ, основные требования военной присяги, воинских уставов, должны ознакомиться с действиями солдата в основных видах боя, изучить устройство автомата, ручных гранат, получить практику в стрельбе боевыми патронами из автомата. На занятиях по гражданской обороне учащиеся изучают боевые свойства оружия массового поражения, способы защиты от него.

Кроме часов теории по основам военной службы, предусмотрены пятидневные практические занятия с учащимися-юношами с выездом в учебные лагеря. Где проводятся практические занятия по тактической подготовке с выходом в поле, стрельба из автомата боевыми патронами на полигоне, ознакомлением с размещением, жизнью и бытом военнослужащих.

Кроме того, учебные сборы дают социализацию: жить вместе, делить быт уважать друг друга, чего сейчас не хватает в обществе. Также для становления способностей взаимоотношений в мужском (воинском) коллективе вдали от семьи, для получения первичных понятий о воинском коллективе, войсковом товариществе.

Таким образом, задача по основам военной службы молодежи сводится к тому, чтобы юноши получили необходимые начальные знания в области обороны и были готовы к службе в Вооруженных силах. И, как составная практическая часть основ военной службы в курсе ОБЖ, это проведение учебных сборов, которая необходима для закрепления практических навыков, полученных на уроках ОБЖ. А для более качественного выполнения поставленных задач на учебных сборах возникла необходимость подготовки к ним.

4.Ведущая педагогическая идея опыта.

Цель опыта

- Показать как вести подготовку к учебным сборам в условиях образовательной школы.

- Показать взаимодействие всех органов и структур при подготовке к учебным сборам.

- Разработать методические рекомендации для помощи учителю для подготовки учащихся к учебным сборам.

- Показать системы взаимодействия с внешкольными структурами.

- Помочь учителю в организации работы на уроке и вне урока по подготовке учащихся к учебным сборам.

- Показать согласованность урочной и внеурочной деятельности.(строевая, кружки)

Ведущая идея- воспитание патриота и гражданина через систему подготовки учащихся-юношей к учебным сборам на уроках ОБЖ
5.Технология опыта.

Обобщение педагогического опыта.

Тема: «Подготовка учащихся-юношей 10-х классов к учебным сборам»

Подготовка к учебным сборам должна проводиться в течение всего учебного года, в несколько этапов и в тесном взаимодействии с различными органами и структурами.

1-й этап заключается в теоретической подготовке юношей к учебным сборам.

2-й этап нужен для получения начальных практических знаний, взаимодействие с учителями физической культуры

3-й этап – привлечение медицинского работника и родителей учащихся к подготовке к учебным сборам.

4-й этап непосредственная подготовка к сборам (взаимодействие с управлением образования и военным комиссариатом)

5-й этап выезд на сборы.

Выводы.

1-й этап

теоретическая подготовка юношей к учебным сборам

Так как задачами обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы являются:

формирование морально-психологических и физических качеств гражданина, необходимых для прохождения военной службы; воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России и ее вооруженным силам; изучение гражданами основных положений законодательства Российской Федерации в области обороны государства, о воинской обязанности и воинском учете, об обязательной и добровольной подготовке к военной службе, о прохождении военной службы по призыву, о правах, обязанностях и ответственности военнослужащих и граждан, находящихся в запасе; приобретение навыков в области гражданской обороны; изучение основ безопасности военной службы, устройства и правил обращения со стрелковым оружием, основ тактической, строевой подготовок, сохранения здоровья и военно-медицинской подготовки, вопросов радиационной, химической и биологической защиты войск и населения; практическое закрепление полученных знаний в ходе учебных сборов; проведение военно-профессиональной ориентации на овладение военно-учетными специальностями и выбор профессии офицера. Изучение и закрепление вышеперечисленных тем в процессе изучения курса ОБЖ поставило вопрос необходимости в подготовке юношей к учебным сборам.

Для обеспечения практической и теоретической подготовки юношей к учебным сборам (и в результате к службе в Вооруженных силах) школой приобретены: макеты автоматов, пневматические винтовки, мультимедийный центр, телевизор и видеомагнитофон.

Теоретическая подготовка юношей осуществляется на основе базовой программы ОБЖ под общей редакцией А.Т. Смирнова, авторы: Б.О. Хренников, М.В. Маслов, В.А. Васнев, Л.П. Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова, издательство «Просвещение», 2008 год издания. В ней имеются разделы, имеющие непосредственное отношение к учебным сборам (выделено курсивом). (Приложение 1)

На этих разделах я акцентирую внимание юношей путем более подробного изучения этих разделов. Кроме того, для большего углубления знаний в области обороны, у учащихся 10-х классов имеется элективный курс «Начальная военная подготовка», где тоже имеются разделы соответствующие темам необходимым на учебных сборах. (Приложение1)

2-й этап

получение начальных практических знаний

Для закрепления практических знаний, проводятся практические занятия по темам (Приложение 2).

Практические занятия проводятся как непосредственно на занятиях, так и во внеурочное время, участвуя в соревнованиях и работе кружков. Посещая кружки, ребята совершенствуют и закрепляют навыки в строевой подготовке, разборке и сборке автомата, стрельбе, способах оказания первой помощи, использовании средств индивидуальной защиты, знаний уставов Вооруженных сил.(Приложение 2).Также, участвуя в соревнованиях военно-прикладным видам спорта, юноши развивают свои способности для участия в учебных сборах и службе в армии.

Кроме практических занятий по курсу ОБЖ проводится работа учителями физической культуры на уроках по предмету физическая культура, где выполняются элементы строевой подготовки, также развиваются и совершенствуются физические навыки в скорости, ловкости, выносливости, силе, необходимые для будущих защитников Отечества.

Для закрепления практических знаний, кроме практических занятий, каждый урок начинается построения и сдачи рапорта о готовности к занятиям и наличии учащихся.

3-й этап

привлечение медицинского работника и родителей учащихся к подготовке к учебным сборам

Совместно с медицинским работником и на основании медицинских карт учащихся и обследований, проводимых районной поликлиникой, выясняю возможность участия юноши по физическим показателям в учебных сборах. О чем ставлю в известность родителей.

Для ознакомления родителей учащихся-юношей об учебных сборах и для подготовки к ним, организовываются классные часы в 10-х классах. На этих классных часах я провожу ознакомление родителей с совместным приказом Минобороны РФ Министерства образования и науки РФ от 24 февраля 2010 года № 96/134 «Об утверждении инструкции об организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы», Федеральным Законом от 12 марта 1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», пунктом 7статьи 14 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», Положением о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 года № 1441,в которых говорится о том, что учебные сборы являются практической частью программы 10-х классов (Приложение 3).Кроме этих документов, имеются постановления главы администрации Краснодарского края «Об обязательной подготовке к военной службе и военно-патриотическом воспитании молодежи края» распоряжения администрации муниципального образования Крымский район, приказы УО «Об организации и проведении учебных сборов с юношами допризывного возраста обучающихся в образовательных учреждений муниципального образования Крымский район»

Кроме того ставлю вопрос об обеспечении учащихся необходимым имуществом для безопасного проведения учебных сборов, которыми не имеет возможности предоставить школа (Приложение 3)

Также я отвечаю на вопросы родителей, касающиеся специфики и особенностей сборов, проводимых ранее.

4-й этап

непосредственная подготовка к сборам

На этом этапе управление образованием и военный комиссариат проводят совещания, которые походят, начиная с сентября месяца. Где доводятся приказы и постановления вышестоящих органов о подготовке юношей к военной службе, проводятся учения преподавателей ОБЖ, доводится план работы на учебный год и другая документация, проверяется наличие и совершенствование материальной базы учебных заведений, оказывается помощь в решении сложных вопросов, возникающих в течение года у преподавателей ОБЖ. В апреле-мае управление образованием и военный комиссариат проводят подготовительные совещания, на которых определяется наличие и готовность материальных средств (палаток, стендов, столовой, спальных корпусов, оборудования), определяется время проведения учебных сборов, проводится распределение транспорта для доставки учащихся на сборы, проводится распределение учащихся по ротам, доводится документация необходимая на сборы (Приложение 4).

Этот этап заключается, с моей стороны, в сборе документов на сборы и сведений о физическом состоянии учащихся на данный момент, направляемых на сборы (сбор справок об освобождении). Издается приказ о подготовке к учебным сборам, и готовятся документы необходимые на сборы (Приложение 4).

Кроме того, проверяется наличие и готовность материального обеспечения: транспорта, аптечки, спортивных матов, щитов, огнетушителя, зарядов для пневматической винтовки. Для обеспечения готовности к учебным сборам школой закуплены следующие материальные средства: макеты автоматов, полевая форма, саперные лопатки, фляжки, противогазы.

После проверки готовности к сборам производится доклад директору школы о готовности учащихся к учебным сборам. После этого, на основании постановления главы администрации Краснодарского края, распоряжения администрации муниципального образования Крымский район и приказа управления образованием, издается приказ по школе о направлении учащихся школы на учебные сборы. (Приложение 5).

5-й этап

выезд на сборы

В день выезда произвожу построение учащихся, проверяется их наличие, наличие и готовность обмундирования и снаряжения учащихся (полевой формы, макетов автоматов, малых саперных лопаток, фляжек, ремней, противогазов) и других материальных средств, (согласно списку), (Приложение 3), наличие документации. Затем загружаем в автобус спортивные маты, щиты, аптечку, огнетушитель, личное имущество и снаряжение учащихся и преподавателей, отъезжающих на учебные сборы. После чего объявляю торжественное построение, где представители администрации школы напутствуют отъезжающих на учебные сборы.

Вывод

Для реализации политики правительства и в целях совершенствования морально-психологической, физической и специальной подготовки допризывной учащейся молодёжи необходимо для закрепления практических знаний по основам военной службы проведение учебных сборов

Выполняя все этапы опыта, в результате мы имеем более качественные показатели результатов учебных сборов и в итоге желание юношей к службе в Вооруженных силах и к поступлению в высшие военные учебные заведения.
Позитивная динамика учебных достижений обучающихся за последние 5лет


Предмет

Учебный год

Количество учащихся

Обученость

Качество

Успеваемость

Динамика

Учебные сборы

2007-2008

2

64%

100%

100%

Стабильно высокие результаты

2008-2009

14

75%

100%

100%

2009-2010

14

70%

100%

100%

2010-2011

8

74%

100%

100%

2011-2012

8

78%

100%

100%


Список учащихся, поступивших в ВУЗ по предмету


№ п/п

Фамилия, имя,

Название высшего учебного заведения

Год поступления

1

Харченко Александр

Филиал Военно-воздушной академии имени Ю.А.Гагарина (г. Ейск)

2000

2

Редкокаша Павел

Московский пограничный институт ФСБ России

2005

3

Харжевский Евгений

Военно-космическая академия

имени Можайского (г. Санкт-Петербург)

2005

4

Бачурин Алексей

Санкт-Петербургский военный институт радиоэлектроники имени Попова

2006

5

Бачурина Анна

Санкт-Петербургский военный институт радиоэлектроники имени Попова

2009

6

Бахтомьянц Рузана

Санкт-Петербургский военный институт радиоэлектроники имени Попова

2009

7

Моляка Ольга

Санкт-Петербургский военный институт радиоэлектроники имени Попова

2009

8

Гапошка Василий

Московский пограничный институт ФСБ России

2009

9

Нелепин Алексей

Московский пограничный институт ФСБ России

2011

10

Нелепин Василий

Московский пограничный институт ФСБ России

2012





Библиографический список
1.Багдасаров Л.В., «ОБЖ и НВП» 8-9 классы, Краснодар, «Советская Кубань», 2005.

2.Багдасаров Л.В., «ОБЖ и НВП» 10-11 классы, Краснодар, «Советская Кубань», 2005.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Мех Виталий Григорьевич Управление образованием Администрация муниципального образования iconПрограмма дисциплины «для магистерской программы «Управление образованием»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 081100....

Мех Виталий Григорьевич Управление образованием Администрация муниципального образования iconАдминистрация Муниципального образования «Устьянский муниципальный район» управление образования

Мех Виталий Григорьевич Управление образованием Администрация муниципального образования iconГосударственно-общественное управление в образовании
Акинфиева, Н. В. Вовлечение общественности в управление образованием как механизм запуска инноваций в управлении / Н. В. Акинфиева,...

Мех Виталий Григорьевич Управление образованием Администрация муниципального образования iconУчебно-методический комплекс по дисциплине м р управление высшим образованием
Цель курса – усвоение теоретических основ менеджмента в сфере образования; овладение методологией исследования и оценки мониторинга...

Мех Виталий Григорьевич Управление образованием Администрация муниципального образования iconПрограмма дисциплины «вления» для направления 081100. 68 "Государственное...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 081100....

Мех Виталий Григорьевич Управление образованием Администрация муниципального образования iconРоссийская Федерация Администрация Гатчинского муниципального района...
Приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации программы

Мех Виталий Григорьевич Управление образованием Администрация муниципального образования iconКонкурс «управление образования на муниципальном уровне»; издание...
Научно-практическая конференция: «управление образованием на муниципальном уровне»

Мех Виталий Григорьевич Управление образованием Администрация муниципального образования iconТематическое планирование по физике на 68 часов (2 ч в неделю) для 8 класс
Повторение темы «Механическое движение» за 7 кл. Механика наука о движении тел. Примеры мех-го движения. Относительность мех-го движения....

Мех Виталий Григорьевич Управление образованием Администрация муниципального образования iconРоссийская федерация республика марий эл быковская сельская администрация...
Быковская сельская администрация муниципального образования «Быковское сельское поселение»

Мех Виталий Григорьевич Управление образованием Администрация муниципального образования iconТ. П. Хлоповой ул. Стасова, д. 180, г. Краснодар, 350075
Управление образованием администрации муниципального образования Павловский район предоставляет аналитическую информацию о проведении...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru