Самоконтроль и взаимоконтроль учащихся, как ключевая образовательная компетенция




Скачать 315.18 Kb.
НазваниеСамоконтроль и взаимоконтроль учащихся, как ключевая образовательная компетенция
страница1/2
Дата публикации27.11.2013
Размер315.18 Kb.
ТипМетодическая разработка
5-bal.ru > Военное дело > Методическая разработка
  1   2
Аннотация
Автор: Шишуева Елена Александровна
Мастер производственного обучения

по профессии «Парикмахер»
Тема: Самоконтроль и взаимоконтроль учащихся, как ключевая образовательная компетенция.
Форма: Методическая разработка
Методическая разработка посвящена вопросам обучения учащихся навыкам самоконтроля и взаимоконтроля знаний и умений как ключевой образовательной компетенции. Автор предлагает различные способы организации самоконтроля и взаимоконтроля ЗУН на уроках производственного обучения, где предложенные приемы выступают не только как средство выявления знаний учащихся и определение степени усвоения ими материала, но и как способы дальнейшего углубления знаний.

В данной Методической разработке обобщен опыт работы мастера п/о по организации и проведению занятий с использованием специальной программы по подбору причесок на компьютере, практических заданий на основе самостоятельного составления графических схем стрижек и причесок.

Методическая разработка может быть рекомендована мастерам производственного обучения профессиональных училищ и колледжей. Данные рекомендации помогут мастерам производственного разнообразить методы и приемы работы с учащимися по формированию навыков самоконтроля и взаимоконтроля.

Введение

Качество подготовки специалиста — это тот главный показатель, с кото­рым связывают свои ожидания производственники при первых встречах с молодыми рабочими. Качественная и производительная отдача нужна предприятию сегодня, немедленно. Производство не может ждать, пока рабочий достигнет требуемого уровня ква­лификации и будет безукоризненно делать свое дело. И хотя все понимают, что в реальной жизни молодому специалисту требуется адаптация к новым условиям, какое-то время на «врастание» в производственный процесс, тем не менее, умение адекватно оценивать свою профессиональную деятельность - требование, предъявляемое каждому выпускнику.

Научные исследования и практический опыт подтверждают, что самоконтроль является важнейшим компонентом производственного обучения. Особенно очевидна его роль в формировании профессиональных умений и навыков, развитии личности.

Овладение умениями и навыками, как пишет известный психолог В.В. Чебышева, без активного самоконтроля невозможно. Формирование действий и их уточнение в процессе упражнений совершается на основе сопоставления совершаемых действий с правилами и требованиями к их выполнению.

Проблеме разработки и поиска наиболее эффективных приёмов формирования навыков самоконтроля и взаимоконтроля учащихся уделяли большое внимание такие известные педагоги, как К. Д. Ушинский, Ш.А. Амонашвили, В.И. Андреев и многие другие, но до сих пор в практике профессионального обучения перед педагогом встаёт много вопросов:

  • как создать условия для возникновения самооценочной и взаимооценочной деятельности учащегося;

  • как превратить учащегося в активного субъекта контрольно – оценочной деятельности;

  • как сформировать адекватную самооценку и взаимооценку учащихся.

Эти задачи я постаралась решить в данной методической разработке. На основе анализа теоретических источников, опыта работы известных педагогов, а также собственного опыта работы, я постаралась систематизировать основные положения и выработать рекомендации для мастеров производственного обучения по организации самоконтроля и взаимоконтроля.

Проведение самоконтроля требует волевых усилий, настойчивости, умения преодолевать трудности. Поэтому формирование самоконтроля является одним из важнейших условий воспитания воли и характера учащихся, приучения их критически относится к своей работе. Самоконтроль придаёт учащимся уверенность в своих силах и свидетельствует о достигнутом уровне самостоятельности и познавательной активности.

Проблема формирования навыков самоконтроля и взаимоконтроля является очень актуальной в современном образовательном процессе. Овладение навыками самоконтроля способствует тому, что учащиеся в процессе производственного обучения начинают постепенно критически оценивать качество своей работы, выполняемые действия, преобразовывать знакомые приёмы работы и переносить их, при необходимости, в новые условия.

Самоконтроль в сложной системе процесса обучения находится в органической связи с такими важными качествами будущих рабочих, как умение планировать, свой труд, ответственность, самостоятельность. Умения и навыки самоконтроля, рациональной организации труда и планирования носят название общетрудовых. Эти умения и навыки имеют широкое значение и необходимы во всех видах деятельности.

Умение планировать свой труд, проводить самоконтроль является также одним из важнейших условий формирования у учащихся добросовестного отношения к труду.

Основные приемы и методы работы по организации самоконтроля и взаимоконтроля, изложенные мною в данной работе, могут быть полезны не только мастерам производственного обучения профессиональных образовательных учреждений, но и педагогам общеобразовательных школ.

Глава 1. Содержание работы педагога по организации взаимоконтроля и формирования навыков самоконтроля учащихся.

§1. Самоконтроль и взаимоконтроль учащихся, как основная

образовательная компетенция.
Компетенция в переводе с латинского языка означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлён, обладает познанием и опытом. Компетенция - включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности, способностей), имеющих отношение к определённому виду деятельности. Нам близки взгляды голландских психологов, в частности, Д. Шона, который построил «действенно – ориентированную модель» компетентности в противовес технически – рациональному подходу. В его концепции компетентность представлена как двухуровневое образование, где первый уровень составляет «знание - в - действие», а второй – является рефлексивным. Причём, последний состоит из двух компонентов: «рефлексия в действии» и «рефлексия о действии».

Другим примером может служить четырёх уровневая модель компетентности, также предложенная группой голландских исследователей:

  • Поверхностный уровень представлен инструментальными знаниями и навыками, которые необходимы для осуществления деятельности.

  • Второй – «уровень промежуточных умений» - включает коммуникативные способности человека, понимание им общих (научных и технических) принципов, а также умение ориентироваться в организационной среде. Первые два уровня авторы называют профессиональной компетентностью.

  • К третьему, более глубокому уровню относятся приобретаемые в процессе социализации нормы, ценности и стандарты поведения. Сюда же относятся моральные критерии и знание этикета.

  • Четвёртый уровень представлен в модели авторов такими сугубо личностными характеристиками, как самооценка.

Термин, компетентностный подход является относительно новым для российского образования, но многие компоненты образовательной компетентности закладывались и развивались у учащихся и ранее. Ведущие педагоги формировали у учащихся:

  • навыки самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познавательными объектами: знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности;

  • Умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения;

  • Умениям самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её;

В опыте своей работы я также уделила большое внимание формированию выше перечисленных знаний и умений. В тоже время, ориентируясь на цель: становление и развитие ключевых образовательных компетенций, при всём разнообразии задач. важнейшей для нас является задача создания системы формирования самоконтроля и взаимоконтроля у учащихся на уроках производственной деятельности.

Учитывая, что для учащихся значимыми являются и мотивы отношений, при проведении производственного обучения организую работу в парах (постоянного и переменного состава). За два занятия учащиеся запоминают технологию стрижек и причёсок. Для развития личностно – коммуникативных качеств, закрепления материала использую такую форму урока, как урок – конкурс.
§ 2. Методы обучения учащихся самоконтролю и взаимоконтролю.
Методы - основа работы каждого мастера производственного обучения. Они определяют уровень его профессионального мастерства и составляют стержень всей учебной работы. Рассматривая общие требования к методам обучения, мы должны иметь в виду, что всякое обучение - процесс двуединый: он состоит из методов обучения и методов учения, т.е. включает в себя два вида деятельности, две системы - педагогическую и учебную. Следует заметить, что эти две системы имеют разные цели: мастер стремиться дать знания, сформировать у учащихся - мнения и навыки, воспитать их, а учащиеся усваивают знания, умения, способы деятельности.

Эти две системы взаимосвязаны. Определяющими являются методы обучения; их влияние остаётся в силе даже тогда, когда учащийся самостоятельно работает с учебником, справочником, схемой, выполняет производственную работу. Успех обучения зависит от соответствия методов работы мастера производственного обучения и способы работы учащихся.

Правильное сочетание деятельности мастера и учащихся в процессе производственного обучения возможно лишь в том случае, когда учащиеся сознательно относятся к учению. Поэтому задача мастера не только сообщать учащимся готовую информацию, но и формировать у них стремление настойчиво и самостоятельно овладевать профессией, воспитывать культуру труда, т.е. навыки планирования, организации труда и самоконтроля.

Для решения этой проблемы, важное значение, имеет обучение учащихся способам решения практических задач, применению технических средств, программированию.

Умение планировать свой труд, проводить самоконтроль - одно из важнейших условий сознательного усвоения учащимися общетрудовых умений и навыков. Опытным путём доказано, что даже самые длительные упражнения дают очень мало, если учащиеся не могут правильно определить последовательность действий, проверить и оценить их в ходе упражнений, если они не видят недостатков в своих действиях.

При отсутствии планирования и самоконтроля любая учебная и производственная деятельность перестаёт быть самостоятельной и становится незавершённой.

Навыки самоконтроля, необходимые будущему рабочему, складываются не сразу, а постепенно, в процессе всего периода обучения в училище и самое главное требуют не только знания способов их выполнения, но и наличие определённого фонда интеллектуальных навыков, к которым относятся сравнение, анализ, синтез, обобщение, выводы.

Самоконтроль, направленный на выявление ошибок и недостатков, пополнение, углубление и уточнение имеющихся знаний, начинает выступать не только средством выявления знаний учащихся, но и способом определения степени усвоения материала, а также способом дальнейшего их углубления.

Способы самоконтроля и планирования зависят от объёма и прочности знаний, от качества изготовляемых изделий, с которыми учащиеся соотносят свою деятельность.

Важной частью учебного процесса для подавляющего большинства специальностей является система упражнений по обучению планированию и самоконтролю:

1. Пользование проверочными контрольными инструментами;

2. Определение прямых и косвенных признаков самоконтроля;

3. Выполнение действий по образцу, показанному мастером, или эталонному изделию;

4. Планирование последовательности обработки деталей, выполнения работы и т.д.;

5. Рациональная организация рабочего места;

6. Выполнение действий по схеме, рисунку;

7. Составление простейших планов обработки клиента, выполнение работы;

8. Чтение чертежей, эскизов, рисунков, схем;

9. Пользование контрольно - измерительными инструментами и т. д.

Теоретические знания учащихся - это, важный, но не единственный источник для обучения их самоконтролю. Другими источниками являются трудовой процесс, а также материально - техническое оснащение урока: плакаты, карты, видеоматериалы. Всё это даёт учащимся дополнительные знания и пути самокритично относится к выполненной работе. В формировании первоначальных навыков самоконтроля учащимися помогают специальные карты, в которых указаны объекты контроля, приёмы и способы самоконтроля. Если нет карты на ту или иную стрижку, то на вводном инструктаже я заостряю внимание учащихся, где они могут допустить дефект, что нужно сделать для избежания ошибок.

А если всё - таки ошибки допущены, каким путём их исправить?

На каждом уроке производственного обучения я требую с учащихся, чтобы они сами контролировали выполняемые операции. Систематический контроль с моей стороны ведёт к более успешному формированию, навыков самоконтроля. Нетвёрдые знания вопросов спецтехнологии, материаловедения, затрудняют самоконтроль. В свою очередь самоконтроль, направленный на выявление ошибок и недостатков в учебной деятельности, побуждает учащихся к поиску причин этих недостатков, к пополнению, углублению и уточнению имеющихся знаний. Самоконтроль начинает выступать не только как средство выявления знаний учащихся и определение степени усвоения ими материала, но и как способ дальнейшего их углубления.

Способы самоконтроля зависят от объёма и прочности знаний, от качества выполненной работы, с которой учащиеся соотносят свою деятельность.
§ 2. Организация контроля за учебной деятельностью учащихся.
Тщательный оперативный контроль за учебной работой обучающихся помогает лучше организовать учебный процесс, принять необходимые меры для устранения недостатков в обучении. В системе производственно-технического обучения основными методами проверки знаний, навыков и умений обучающихся являются:

  • наблюдение за состоянием учебно-производственной работы;

  • устный опрос;

  • проведение зачетов;

  • контрольные работы;

  • практические (лабораторные) работы.

Правильное и целесообразное сочетание этих методов в течение периода обучения содействует достижению основной цели – повышению качества учебно-воспитательной работы.

Наблюдение за состоянием учебно-производственной работы.

Этот метод должен применяться как при теоретическом, так и при производственном обучении. Наблюдая за усвоением обучающимися излагаемого материала, поведением их во время лабораторных работ, при решении задач и упражнений, беседуя с обучающимися, преподаватель уясняет степень их прилежания и понимания ими учебного материала.

Правильная оценка знаний невозможна без изучения познавательных способностей, без определения того, с каким логическими операциями обучающийся лучше или хуже справляется, заучивает ли он книжный текст механически или излагает материал своими словами, каков его словарный запас, какова выразительность и эмоциональность ответов. Только на основе наблюдения и анализа вынесенных впечатлений можно составить правильную характеристику обучающегося.

Наблюдая за активностью обучающихся вовремя устного опроса, преподаватель оценивает, насколько глубоко и полно усвоен ими материал не только по ответу обучающихся, но и по исправлениям и дополнениям других. За три-четыре правильных дополнения он может выставить активному обучающемуся оценку в журнал.

Преподаватель может поставить оценку за качество выполненного у доски упражнения по только что объясненному материалу. Это обязывает обучающихся более внимательно слушать объяснения педагога и значительно повышает их активность.

При выполнении практических (лабораторных) работ или при решении задач некоторые обучающиеся проявляют полную самостоятельность и обычно заканчивают работу раньше всех. Однако, оценку некоторые преподаватели ставят только за объем и качество выполненного задания, нередко без учета степени самостоятельности и времени, затраченного на выполнение работы.

При наблюдении за текущей работой отдельных обучающихся рекомендуется следовать следующим советам. Желательно, чтобы обучающиеся, намеченные для выборочного наблюдения, не знали об этом. Иначе одни будут работать на показ, другие, наоборот, будут смущаться и работать неровно; между тем наблюдения ценны. тогда, когда работа протекает в обычных условиях. Добиться этого можно разными способами: выбором пункта для наблюдения на достаточном расстоянии от обучающегося; чередованием выборочных наблюдений с обходами рабочих мест других обучающихся; эпизодическим посещением рабочих мест наблюдаемых обучающихся в продолжении производственного занятия и т.д. Собственный опыт методиста поможет найти лучшие способы наблюдений в зависимости от цели, специальности обучающихся, планировки рабочих мест и др.

§ 4. Самооценка учащегося.

Споры вокруг вопроса о контроле и оценке знаний учащихся, поиски новых форм их совершенствования, как мне представляется, ведутся не всегда в нужном направлении. Мне кажется, что самый продуктивный подход в формировании самооценки и взаимооценки состоит в превращении учащегося в активного субъекта контрольно – оценочного компонента, в переходе от оценки педагога к самооценке учащегося или, что ещё лучше, совмещении этих двух видов оценки. Только сформированность навыков самоконтроля и взаимоконтроля, самооценки делают учащегося субъектом учебной деятельности. Речь идёт, таким образом, о том, чтобы учащийся сам оценивал свою учебную деятельность, а также деятельность своих сокурсников.

Каковы же приёмы, обеспечивающие формирование самооценки?

Для выработки адекватной самооценки учащихся в первую очередь надо включить их в процесс оценивания своей познавательной деятельности.

Так, педагог А.И. Липкина считает, что формирование самооценки происходит при использовании следующих приёмов:

1. Оценка учащегося работы, выполненной другим, т.е. взаимооценка. По мнению автора, наличие информации о работе товарища является условием для возникновения самооценочной деятельности.

2. Учащийся, выполнивший работу, сам себе ставит оценку. Затем его работа оценивается педагогом, сопоставляются обе оценки, и выявляется степень объективности первой оценки.

Можно предложить и следующий приём. После устного ответа педагог спрашивает у отвечающегося учащегося, какую оценку он себе бы поставил. Затем обращается к группе с просьбой оценить в баллах ответ своего товарища.

Однако доля формирования самооценки мало включить учащихся в оценивающую деятельность. Важно другое, а именно – вооружить учащихся теми критериями, руководствуясь которыми учащиеся и будут осуществлять оценку и самооценку. Учащийся должен уметь соотносить знания с заданным образцом, эталоном. Сверяя свои действия или конченый результат своей работы с эталоном, он учится оценивать свою деятельность. Именно такой подход формирования оценочного компонента лежит в основе экспериментального обучения Ш.А. Амонашвили.

Переход от оценки педагога к самооценке важен для превращения учащегося в активного субъекта обучения. Одна из основных функций мастера в обучении - это управление познавательной деятельностью учащихся. Исходя из неё, он планирует учебно – познавательную деятельность, ставит цели, мотивирует её, осуществляет контроль, регулирование и оценку. На разных этапах обучения учащийся должен выступать в роли педагога. В нашем случае это означает, что он должен сам, исходя из определенных критериев, оценивать свою познавательную деятельность. И чем чаще учащийся занимается самооценкой, тем увереннее он становится субъектом обучения.
§ 5. Взаимоконтроль на уроках производственного обучения.

При стрижке волос, на уроках производственного обучения учащиеся лучше замечают, недостатки в работе товарищей, чем в своей работе. И поэтому на своих уроках я практикую такой метод, как взаимоконтроль, когда учащиеся проверяют работы друг друга, ошибки записывают и ставят оценки, а затем я сама проверяю и сопоставляю свои замечания с оценками, поставленными учащимися.

Как бы не был оснащён труд рабочего разнообразными картами, схемами, образцами, уровень развития умений и навыков самоконтроля и взаимоконтроля в первую очередь определяет квалификацию рабочего. Самоконтроль и взаимоконтроль означает сопоставление с намеченной целью того, что будет сделано, что запланировано. Он осуществляется прямым путём, когда учащиеся сами контролируют действия, а также косвенным путём с помощью анализа качества продукции. Эти и другие причины чрезвычайно важны для успешного развития самостоятельности в работе. Следует заметить, что в условиях производства невозможно каждый раз обращаться к справочникам, таблицам, картам, образцам.

В каждой профессии есть определённый фонд обязательных знаний, умений и навыков, которыми должен владеть рабочий. И эти знания, умения и навыки призваны давать учащимся непосредственно мы, мастера производственного обучения, а также преподаватели спецдисциплины.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Самоконтроль и взаимоконтроль учащихся, как ключевая образовательная компетенция iconПлан-конспект урока информатики в 6 классе по теме: «Тексты в памяти компьютера»
Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, контроль (самоконтроль, взаимоконтроль)

Самоконтроль и взаимоконтроль учащихся, как ключевая образовательная компетенция iconОбразовательная программа муниципальное бюджетное общеобразовательное...
Фз «Об образовании», ст. 15 «Общие требования к организации образовательного процесса», ст. 32, п. 2 «Компетенция и ответственность...

Самоконтроль и взаимоконтроль учащихся, как ключевая образовательная компетенция iconДоклад
«Самоконтроль как средство формирования регулятивных универсальных действий у младших школьников на уроках русского языка при обучении...

Самоконтроль и взаимоконтроль учащихся, как ключевая образовательная компетенция iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Конфликт интересов как ключевая проблема функционирования государственной власти в России

Самоконтроль и взаимоконтроль учащихся, как ключевая образовательная компетенция iconЛитература 51 Введение Cовременный этап в развитии системы образования...
Определяя понятие «компетенция», авторы широко используют номинативы «возможность, готовность, способность» личности. Основными критериями...

Самоконтроль и взаимоконтроль учащихся, как ключевая образовательная компетенция iconИнформационный бюллетень №3(34) твое право, учитель тюмень, сентябрь 2010 года
Ключевая роль в модернизации Российского образования принадлежит учителю. Качество системы образования не может быть выше качества...

Самоконтроль и взаимоконтроль учащихся, как ключевая образовательная компетенция iconТема: Здоровьесберегающая образовательная среда как условие развития...
Тема: Здоровьесберегающая образовательная среда как условие развития ключевых компетентностей учащихся

Самоконтроль и взаимоконтроль учащихся, как ключевая образовательная компетенция iconМетодическое пособие «Первые шаги на шестиструнной гитаре» Содержание
В процессе обучения следует постоянно требовать от учащихся точного и правильного выполнения всех помещённых в нотах указаний, а...

Самоконтроль и взаимоконтроль учащихся, как ключевая образовательная компетенция iconПлан урока «Квартира. Дом» Никулица И. Н. 4 класс. Урок 26. Умк-...
Контроль: оценивание устных ответов, тематического монолога, взаимоконтроль тестового задания

Самоконтроль и взаимоконтроль учащихся, как ключевая образовательная компетенция iconНе нова, но актуальность её не оспорима. Социализация личности выступает...
В своей книге «Воспоминания» академик А. Д. Сахаров высказал следующее: «Иногда говорят, что человек как синица в полёте нуждается...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru