Конспекты сенсомоторных игр и игровых упражнений




НазваниеКонспекты сенсомоторных игр и игровых упражнений
страница1/14
Дата публикации18.10.2013
Размер1.74 Mb.
ТипКонспект
5-bal.ru > Военное дело > Конспект
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


Сенсорное воспитание

как одно из направлений коррекционной помощи

детям раннего возраста

с интеллектуальной недостаточностью

(обобщение опыта работы Коско М.Г., учителя-дефектолога ГЛР ЦКРОиР, 2008 год)

АННОТАЦИЯ

Работа по теме «Сенсорное воспитание как одно из направлений коррекционной помощи детям раннего возраста с интеллектуальной недостаточностью» содержит теоретический и практический материал об особенностях сенсорного развития и основных направлениях работы по формированию ощущений и восприятия данной категории детей. В теоретической части рассматриваются возможности сенсорного развития детей дошкольного возраста через совершенствование деятельности органов чувств и накопление представлений об окружающем мире, освещаются принципы и задачи сенсорного воспитания. Акцентируется внимание на необходимости реализации личностно-ориентированной модели воспитания детей раннего возраста с интеллектуальной недостаточностью в ходе организации обучения способам рациональной перцептивной деятельности, проведения дидактических игр и упражнений, на занятиях, в повседневной жизни. Предлагаются игры и упражнения для развития тактильно-двигательного, слухового восприятия, зрительного внимания, восприятия, анализа и синтеза, восприятия формы, величины, цвета, обоняния, вкусовых ощущений у детей. В приложениях представлены материалы консультаций для родителей и педагогов, конспекты сенсомоторных игр и игровых упражнений, фотографии пособий для развития сенсорных способностей детей.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 5

Глава I

Особенности работы по сенсорному развитию детей раннего возраста 7

Глава II

Сенсорное воспитание детей раннего возраста с

интеллектуальной недостаточностью

2.1. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста с

интеллектуальной недостаточностью 20

2.2. Основные направления работы по сенсорному

воспитанию 22

Заключение

Литература 57

Приложения

Приложение I 58

Консультации для родителей и педагогов по сенсорному воспитанию детей раннего возраста

Приложение II 75

Конспекты сенсомоторных игр и игровых упражнений

Приложение III 99

Дидактические пособия

Введение
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Для полноценного познания окружающего мира ребенку необходимо достичь определенного уровня развития восприятия, научиться обследовать предметы. Накопление чувственного опыта при знакомстве с цветом, формой, величиной предметов обозначают как накопление сенсорных впечатлений. Именно эти впечатления способствуют формированию у детей полноценного восприятия окружающего мира.

Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

Сенсорное развитие детей с интеллектуальной недостаточностью значительно отстает по срокам, проходит чрезвычайно неравномерно и имеет свои особенности. Дети данной категории испытывают трудности в обследовании предметов, выделении нужных свойств, в обозначении этих свойств словом. Процессы восприятия у них замедлены, недостаточно избирательны, часто фрагментарны и не обобщены. Недостаточность процессов восприятия задерживает развитие всей познавательной деятельности ребенка.

Традиционный подход к организации сенсорного воспитания не всегда оправдывает себя при использовании в практике работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью. При организации сенсорного воспитания данной категории детей необходимо акцентировать свое внимание на личностно-ориетированной модели воспитания. знакомство с сенсорными эталонами, восприятие свойств и качеств предметов, обучение способам рациональной перцептивной деятельности, в ходе дидактических игр и упражнений, в повседневной жизни, на занятиях. Возникает необходимость поиска наиболее эффективных приемов для сенсорного развития детей с интеллектуальной недостаточностью; адаптации для работы с данной категорией детей форм и методов работы по сенсорному воспитанию, используемых с нормально развивающимися дошкольниками.

В ходе работы над темой «Сенсорное развитие детей раннего возраста» ставились следующие цели и задачи:

Цель: изучение особенностей сенсорного развития детей раннего возраста с интеллектуальной недостаточностью и определение направлений работы по их сенсорному воспитанию.

Задачи:

  • теоретический анализ психолого-педагогических источников;

  • знакомство с разными подходами к сенсорному воспитанию детей с интеллектуальной недостаточностью;

  • поиск и накопление эффективных методов, форм и приемов работы по сенсорному развитию детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью;

  • подбор и систематизация игр и упражнений для сенсорного воспитания детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.


Глава I

Особенности работы по сенсорному развитию детей раннего возраста



Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающего поколения. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

После проведения ряда наблюдений было выявлено, что сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка; с другой стороны, имеет самостоятельное значение. Полноценное восприятие необходимо также и для успешного обучения ребенка в детском дошкольном учреждении, в школе и для многих видов трудовой деятельности.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведен­ные психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в I классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой.

Но дело не только в том, что низкий уровень сенсорного развития резко снижает возможность успешного обучения ребенка. Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом, особенно для творческой дея­тельности. Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя, конструктора, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства.

Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания за­дачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Главное направле­ние сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой.

Понятие “сенсорная культура” вошло в дошкольную педагогику благодаря работам М. Монтессори. Однако она считала, что для приобретения такой культуры достаточно систематически упражнять органы чувств ребенка в различении формы, цвета, величины и дру­гих свойств предметов. Такая точка зрения была ошибочной, она не учитывала, что развитие ребенка коренным образом отличается от развития детенышей животных. Ребенок развивается путем “социаль­ного наследования”, которое, в отличие от наследования биологи­ческого, предполагает не упражнение врожденных способностей, а приобретение новых при усвоении общественного опыта. Сенсорная культура ребенка — результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей).

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домаш­него обихода. Знакомится он и с произведениями искусства — музы­кой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного пе­дагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается по­верхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь

сенсорное воспитание — последовательное планомерное ознакомле­ние ребенка с сенсорной культурой человечества.

Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах — общепринятых об­разцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы — геометрические фи­гуры, величины — метрическая система мер. Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные отношения), свои — во вкусовом, обонятельном восприятии.

Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон — это вовсе не зна­чит научиться правильно называть то или иное свойство (как иногда считают не слишком искушенные педагоги). Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделе­ния свойств самых различных предметов в самых различных ситуа­циях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов — это использова­ние их в качестве “единиц измерения” при оценке свойств веществ.

Ознакомле­ние с формой, величиной, цветом составляет основное содержание сенсор­ного воспитания в детском саду. И это естественно, так как именно форма, величина и цвет имеют определяющее значение для форми­рования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. Правильное восприятие формы, величины, цвета необходимо для успешного усвоения многих учебных предметов в школе, от него зависит и формирование способностей ко многим видам творческой деятельности. Не меньшее значение имеет зрительное восприятие пространства и пространственных отношений. Однако подлинное овладение пространством выходит за рамки “сенсорного воспитания, так как требует участия мыслительных процессов приведет к тому, что эти свойства начнут приобретать для малыша определенное значение (“маленькое” — это то, что можно схватить одной рукой, “большое” — двумя руками, “круглое” — то, что охва­тывается всей ладошкой, “квадратное” — то, что берется пальцами, обхватывающими предмет с двух сторон, и т. п.).

Что касается сенсорного воспитания в области слухового восприятия, то оно в настоящее время не выде­лено в особую область, являясь составной частью работы по разви­тию речи, обучению грамоте и музыкальному воспитанию дошкольни­ков.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

На первом году жизни основная задача состоит в предоставле­нии ребенку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развитии внимания к свойствам предметов. Когда у малы­ша начинают формироваться хватательные движения, к этой зада­че присоединяется еще одна — необходимо помочь ребенку приспо­собить хватательные движения к форме предмета, его величине и положению в пространстве. Постепенно такое приспособление.

В это время путем проб и ошибок дети размещают вкладыши разной величины или различной формы в соответствующие гнезда. Ребенок подолгу манипулирует предметами, пытается втиснуть большой круглый вкладыш в маленькое отверстие и т. д. Постепенно от многократных хаотических действий он переходит к предварительному примериванию вкладышей. Малыш сравнивает величину и форму вкладыша с разными гнездами, отыскивая идентичное. Предварительное примеривание свидетельствует о новом этапе сенсорного развития малыша.

В конечном счете, дети начинают сопоставлять предметы зрительно, многократно переводят взгляд с одного предмета на другой, старательно подбирая фигурку необходимой величины.

Возраст двух лет - это период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время развивается познавательная система и способности ребенка. Таким путем ребенок познает предметный мир, а также явления природы, события общественной жизни, доступные его наблюдению.

На втором-третьем году жизни задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. Хотя ребенок раннего возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапли­ваться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств — шестью цветами спектра (голубой цвет следует исключить, так как дети плохо отли­чают его от синего), белым и черным цветом, с такими формами, как круг, квадрат, овал, прямоугольник.

В практике дошкольного воспитания еще встречается устарев­шая тенденция знакомить детей раннего возраста с двумя-тремя цветами и формами и требовать запоминания и правильного употреб­ления детьми их названий. Современные исследования говорят о том, что такое обучение мало способствует сенсорному развитию ребенка, резко ограничивая круг получаемых им представлений о свойствах предметов. Более того, заучивание отдельных разновид­ностей свойств ведет к тому, что дети перестают обращать внимание на другие их разновидности. В результате возникают своеобразные ошибки восприятия: если ребенок знает, например, желтый цвет, но не знает оранжевого, то он ошибочно воспринимает оранжевый как желтый.

Знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними. И не беда, если треугольник он будет при этом называть “угольником” или “крышей”. Взрослый, занимаясь с детьми, упот­ребляет названия форм и цветов, но не требует этого от воспитанников. Достаточно, чтобы дети научились правильно понимать слова: “форма”, “цвет”, “такой же”. Исключение здесь составляет ознакомление с величиной предметов. Величина не имеет “абсолют­ного” значения. Она воспринимается только в сравнении с другой величиной. Предмет оценивается как большой по сравнению с другим предметом, который в этом случае является маленьким. И это отноше­ние может быть зафиксировано только в словесной форме.

Чтобы привлечь внимание ребенка раннего возраста к свойствам предметов, выработать устойчивые представления об этих свойствах, целесообразно организовать такие действия с предметами, при которых для получения нужного результата требуется сопоставить предметы по форме, величине, установить их совпадение или несовпа­дение. Такое сопоставление вначале дети не могут выполнить зри­тельно. Поэтому им предлагают накладывать предметы друг на друга, чтобы сравнить по форме и величине, прикладывать их вплотную друг к другу, сравнивая цвета. От внешних приемов со­поставления дети постепенно переходят к сопоставлению на глаз. Это дает им возможность устанавливать тождество и различие по внешним свойствам и между такими предметами, которые нельзя наложить друг на друга или приложить вплотную (например, между объемными предметами).

Дети третьего года жизни уже могут выполнять элементарные продуктивные действия (выкладывание мозаики, нанесение цвето­вых пятен, складывание простейших предметов из строительного материала). Но при этом они мало учитывают свойства отобража­емых вещей и используемого материала, так как не понимают их значения и не фиксируют внимания на них. Поэтому, обучая малы­шей выполнять простейшие продуктивные задания, необходимо добиваться того, чтобы каждый ребенок усвоил, что форма, величина, цвет — постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий. К трехлетнему возрасту завершается подготовительный этап сенсорного воспитания ребенка, и далее начинается организация систематического усвоения им сен­сорной культуры.

Начиная с 3 лет, основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования.

В раннем детстве еще нет возможности и необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако проводимая работа должна готовить почву для последующего усвоения эталонов, т. е. строиться таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, лег­ко усвоить общепринятые расчленения и группировку свойств.

Накопление сенсорных представлений не может быть обеспе­чено путем ознакомления ребенка лишь с 3—4 разновидностями каждого свойства. Оно требует знакомства с цветом, формой, величиной, охватывающего, по возможности, все основные варианты. Вместе с тем обучение не следует проводить на бесчисленном множестве разновидностей свойств, так как в этом случае не будет создаваться нужная почва для последующего овладения системой эталонов.

Поскольку эта система включает прежде всего основные цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый и черный), 5 фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал), 3 разновидности величины (большой, средний, маленький), то, по-видимому, нужно, чтобы у ребенка складывались в первую очередь представления имен­но об этих фигурах, цветовых тонах, величинах, но без обобщающего значения.

Следовательно, в программу систематического ознакомления со свойствами предметов в раннем детстве целесообразно вклю­чить перечисленные выше цвета. Однако следует отметить, что голубой цвет воспринимается даже значительно более старшими детьми не как самостоятельный цветовой тон, а как оттенок синего, поэтому одновременное введение синего и голубого цвета может существенно затруднить формирование четких цветовых представлений. Следовательно, рациональнее остановиться на восьми цветах. Также целесообразно ознакомление с пятью фигурами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) и двумя величинами (большой, маленький).

В содержание ознакомления детей со свойствами предметов должно быть включено, прежде всего, выделение цвета, формы, величины как особых свойств предметов, без которого не могут быть сформированы полноценные представления. Выделение свойств вначале, когда дети еще не владеют общепринятыми эталонными представлениями, идет посредством соотнесения предметов между собой. На более высоком уровне развития детей распознавание цвета, формы, величины достигается в процессе соотнесения свойств предметов с усвоенными эталонами.

Обучение должно включать формирование у детей обобщенных способов обследования многих качеств, служащих решению ряда сходных задач. Соотнесение, сличение объектов между собой как раз и является обобщенным способом, формирующимся на этапе раннего детства и позволяющим успешно решать определенный круг задач на различение цвета, формы, величины.

Поскольку в раннем детстве еще не ставится задача усвоения детьми общепринятых эталонов, обучение не должно включать обязательного запоминания названий отдельных цветов, форм.

Принципы системы сенсорного воспитания требуют также усвоения детьми «сигнального значения» свойств предметов, с которыми они знакомятся. Можно ли это реализовать на этане раннего детства при накоплении сенсорных представле­ний? На втором году жизни детям доступно «опредмечивание» формы, цвета. Этот прием приводит к успешному выполнению заданий. Следовательно, дети раннего возраста уже могут воспринимать форму, цвет как признаки предметов, их специфических качеств. Конечно, от этого еще далеко до усвоения «сигнального значения», при котором изменение цвета, формы связывается с закономерными изменениями других, скрытых качеств предметов. Но это можно считать первым шагом к такому усвоению.

Ведущей в раннем детстве является предметная деятельность, поэтому сенсорные задания целесообразно включать именно в этот вид деятельности, где учет цвета, формы и величины объек­тов является необходимым условием выполнения предметных дей­ствий. В качестве таких действий могут выступать раскладывание предметов на две группы, размещение вкладок в гнезда, втыкание грибков-втулочек в отверстия доски.

Почвой для введения опредмечивания свойств, усвоения детьми их сигнального значения служат элементарные действия продуктивного характера, которыми дети начинают овладевать с двух лет. Например, уже на третьем году жизни детей можно научить наносить цветовые пятна, передающие специфику определенных предметов и явлений («огоньки», «следы на дорожке» и т.д.); вполне возможно использовать цветную мозаику.

При решении различных сенсорных заданий важным оказывается обучение детей внешним приемам сопоставления объектов, например накладывание объектов друг на друга в случае ознакомления с формой, прикладывания их друг к другу с уравниванием по одной линии при знакомстве с величиной и, наконец, прикладывание вплотную при распознавании цвета. Преобразуясь, эти внешние ориентировочные действия приводят к формированию сенсорных действий, позволяющих производить зрительное сопоставление объектов по их свойствам.

Изложенные представления о содержании и методах ознакомления детей раннего возраста с различными свойствами предметов послужили основой для разработки системы заданий, которые можно ставить перед детьми на занятиях.

I. Задания на выполнение предметных действий.

1. Раскладывание однородных предметов на две группы в зависимости от их величины, формы, цвета.

Целью обучения является фиксация внимания детей на свойствах предметов, формирование у них простейших приемов установления тождества и различия величины, формы, цвета. Материалом служат однородные предметы двух величин, пяти форм, восьми цветов. В ходе обучения детям сообщаются слова, необходимые для регуляции выполняемых ими действий: цвет, форма, такой, не такой, большой, маленький.

2. Размещение вкладок разной величины, формы в соответствующих гнездах. Втыкание цветных грибков в отверстия доски такого же цвета.

Цель обучения — выработка у детей умения соотносить свойства (цвет, форму, величину) разнородных предметов. Материалом служат большие и малые вкладыши из дерева и рамки с соответствующими отверстиями, вкладыши пяти форм и решетки для их размещения. Используются также деревянные грибочки и двухцветные столики с отверстиями. Грибочки окрашены в 8 цветов. Соответственно те же цвета включает и окраска столиков.

II. Элементарные продуктивные действия.

1. Выкладывание мозаики разной величины, формы, цвета по образцу в сочетании со словесным заданием.

Цель обучения — фиксировать внимание детей на том, что величина, цвет, форма могут быть признаком разнообразных предметов и использоваться для их обозначения, научить детей осознанно использовать свойства при воспроизведении особенностей образца. Материалом служит мозаика разной величины, формы, цвета. В работе с детьми используется прием опредмечивания изображения того или иного предмета при помощи элементов мозаики разной величины, формы, цвета. Используется мозаика двух величин, пяти форм, восьми цветов.

2. Рисование красками.

Цель обучения — закрепить у детей отношение к свойствам предметов как к характерным признакам, подвести их к самостоятельному выбору цвета, формы, величины для передачи специфики хорошо знакомых предметов. Материалом являются краски восьми цветов и разноцветные листы бумаги.

По каждому из четырех типов заданий следует провести несколько занятий, в которых меняются условия выполнения задания. Такое варьирование позволяет включить в задание объекты новой величины, формы, цвета, поддержать интерес детей к выполнению задания, а в большинстве случаев и усложнить действие, необходимое для образования более совершенных и обобщенных способов ориентировки в свойствах предметов.

В ходе обучения детей выполнению заданий используются названия величин, форм, цветовых тонов, но, как уже отмечалось, от детей не требуется их повторение и активное воспро­изведение.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспекты сенсомоторных игр и игровых упражнений iconИгровые технологии в работе учителя физкультуры
Роль соревновательно игровых упражнений возрастает тогда, когда они тесно связаны с учебным материалом урока, что способствует более...

Конспекты сенсомоторных игр и игровых упражнений iconДоклад из опыта работы к муниципальным педагогическим чтениям воспитателей...
«Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений»

Конспекты сенсомоторных игр и игровых упражнений iconКритерии назначения государственной повышенной академической стипендии важно!
О стипендиях Президента Российской Федерации спортсменам, тренерам и иным специалистам спортивных сборных команд Российской Федерации...

Конспекты сенсомоторных игр и игровых упражнений iconИспользование подвижных игр и корригирующих упражнений при оздоровлении детей с ожирением
Ам этапного педагогического тестирования и тестографии. Разработана комплексная программа на основании подвижных игр, позволяющая:...

Конспекты сенсомоторных игр и игровых упражнений iconКонспект открытого урока в 7 классе Тема: «Использование игровых...
Инвентарь: гимнастические маты; козёл; подкидной мостик; канаты; мециболы 1 кг; скакалки

Конспекты сенсомоторных игр и игровых упражнений iconЗадания для портфолио по дисциплине пм 01 Преподавание по программам...
Составление упражнений-игр для наблюдения за различиями слова в его устной и письменной формах (в период обучения грамоте) и упражнений...

Конспекты сенсомоторных игр и игровых упражнений iconТема: «Подвижные игры»
Совершенствование комплекса упражнений с мячом «Школа баскетбольного мяча» и повторение подвижных игр с элементами баскетбола

Конспекты сенсомоторных игр и игровых упражнений iconТема: «Подвижные игры»
Совершенствование комплекса упражнений с мячом «Школа баскетбольного мяча» и повторение подвижных игр с элементами баскетбола

Конспекты сенсомоторных игр и игровых упражнений iconТема: «Роль пальчиковых игр и упражнений в развития речи дошкольников»
Познакомить родителей воспитанников со значением пальчиковой гимнастики в развитии детей

Конспекты сенсомоторных игр и игровых упражнений iconУроках математики
В докладе представлено теоретическое содержание, включающее способы организации разнообразных игр на уроках математики, требования...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru