Как превратить изучение непроверяемых и труднопроверяемых написаний в систему, используя при этом принцип дифференциации




Скачать 66.63 Kb.
НазваниеКак превратить изучение непроверяемых и труднопроверяемых написаний в систему, используя при этом принцип дифференциации
Дата публикации15.10.2013
Размер66.63 Kb.
ТипРеферат
5-bal.ru > Военное дело > Реферат
Как превратить изучение непроверяемых и труднопроверяемых написаний в систему, используя при этом принцип дифференциации.

(Учитель начальных классов Замотаева Елена Всеволодовна ГБОУ СШ № 17

р.т. 429-00-66   420-98-11).

 

1.Введение в тему.

Что такое система изучения языкового материала? В понятии Т.Г. Рамзаевой « Методика обучения русскому языку в начальных классах» дается следующее толкование данного понятия: «Система изучения языкового материала – это целенаправленный процесс, обеспечивающий усвоение комплекса знаний в определенной последовательности и взаимосвязи, а также формирование на этой основе практических умений».

Проблема усвоения слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями стоит перед всеми учителями как начальной, так и средней школы. Специальные упражнения для усвоения таких слов учителям приходится готовить почти к каждому уроку. Чтобы облегчить эту задачу можно предложить учителям попробовать использовать в своей работе систему изучения непроверяемых написаний, основанную на принципе двусторонней дифференциации, что, в свою очередь, предполагает какучет специфики изучаемого правила, так и особенностей учащегося.

Чтобы раскрыть содержание системы изучения непроверяемых и труднопроверяемых слов и определить свою собственную систему, каждый учитель должен для себя ответить на ряд очень важных вопросов:

   1.Сколько новых слов с непроверяемыми написаниями можно и нужно предложить учащимся для изучения на одном уроке?

   2.Сколько раз эти слова должны встречаться на последующих уроках, чтобы учащиеся хорошо усвоили их написание?

   3.Какие особенности учащихся необходимо учитывать в процессе усвоения непроверяемых написаний?

   4.Как организовать процесс обучения с учетом этих особенностей?

   5.Как отбирать приемы изучения непроверяемых написаний?

   6.Какой должна быть последовательность применения этих приемов?

2.Группы непроверяемых и труднопроверяемых слов, рекомендуемые для изучения в начальной школе.

   Различные программы по русскому языку предлагают определенный список слов, написание которых учащиеся должны запомнить. Орфографические различия этих слов дают основание разделить все слова на три группы.

1 группа. В эту группу отнесем слова с непроверяемыми написаниями: - это слова с безударными гласными (ворона, малина)

-         это слова со звонкими и глухими согласными (вокзал);

-         это слова с двойными согласными (суббота);

-         это слова с непроизносимыми согласными (лестница).

2 группа. В начальной школе учащиеся должны запоминать (усваивать) написание слов, которые будут подробно изучаться в средней школе: - слова с чередованием гласных в корне (растение, гореть);

                            -сложные слова с соединительными гласными о или е (самолет);

-         наречия, которые пишутся слитно (вверху, внизу);

-         наречия, которые имеют приставки с- и на-и суф-

фиксы а- и о-на конце (слева, справа, налево, направо);

                         -слова с гласными после шипящих в корне (желтый, черный, шофер).

   3 группа. Сюда следует отнести слова, которые являются проверяемыми, но подбор проверочного слова может оказаться трудным для младших школьников: - например, слово праздник можно проверить словом празден, но это слово незнакомо для учащихся начальной школы.

  

   Необходимость знать вышеперечисленные орфографические особенности групп слов может пригодиться каждому учителю при формировании у учащихся умения дифференцировать или, по-другому, различать орфограммы и графически их обозначать.

    К сожалению, не все учителя, объясняя ученикам правописание слов с непроверяемыми гласными, вспоминают о том, что некоторые слова имеют еще и другие непроверяемые орфограммы (см. выше группы слов).

    Поэтому при работе с такими словами учитель обязательно должен : - учить детей дифференциации (различению) орфограмм (учить находить в слове все орфограммы);

               - учитель не должен скрывать от учащихся, что правила правописания таких слов будут изучены позже;

               - учитель должен для себя уяснить, что способом усвоения слов с непроверяемыминаписаниями является запоминание орфографического облика каждого подобного слова;

               - учитель должен помнить, что максимальный эффект может быть достигнут в том случае, если процесс запоминания организуется с учетом особенностей памяти учащихся (это и есть, так называемый, дифференцированный подход в обучении).

 

3.Сущность принципа дифференциации, используемого в методике изучения непроверяемых и труднопроверяемых написаний.

    В своей работе над непроверяемыми гласными учитель обязательно столкнется с рядом проблем. В числе этих проблем можно выделить следующие, представляющие наибольшую трудность для учителя и учащегося: 1.Сочетание различных видов восприятия при закреплении слов. 2.Первичное восприятие графического образа слова. 3.Количество слов, предлагаемых на одном уроке для изучения. 4.Необходимость четкого определения количества и системы тренировочных упражнений на этапе закрепления для отдельных классов и отдельных учащихся.

     Необходимо, чтобы учитель обратил особое внимание на решение этих проблем при разработке системы изучения непроверяемых и труднопроверяемых написаний. Формулировка последней (4-й) проблемы тесно связана с дифференцированным подходом в обучении. Речь идет об учете индивидуальных особенностей учащихся: особенностей фонематического слуха, внимания и памяти отдельных детей. У детей одного и того же возраста степень развития памяти неодинакова, также как и типы памяти. Учитывая эти особенности можно предложить следующие типы запоминания: зрительный (без проговаривания), моторный (с обязательным негромким проговариванием), слуховой (без проговаривания и зрительного восприятия).

   Чтобы облегчить запоминание орфографического навыка через наиболее развитой тип памяти, необходимо научить учащегося опираться на него при запоминании правописания слов. Можно предложить следующие приемы запоминания:

1)Для учащихся с моторной памятью проговорить вслух по слогам каждое слово.

2) Для учащихся со зрительной памятью молча посмотреть на слова, прочитывая их про себя по слогам; затем закрыть глаза, чтобы представить слово написанным; открыть глаза и проверить себя.

3) Для учащихся со слуховой памятью проговорить слова по слогам соседу по парте или послушать, как их проговаривает сосед или учитель.

4.Характеристика системы изучения непроверяемых написаний в начальной школе.

   Методике изучения непроверяемых написаний посвящено немало работ, авторы которых предлагают различные способы и формы работы с такими словами: послоговое проговаривание, группировка слов по орфографическому признаку, подбор родственных слов и форм других частей речи, запись слов по алфавиту, подбор слов с иноязычными элементами, подбор синонимов и антонимов, составление и дописывание таблиц, сопоставление противоположных орфограмм, составление словосочетаний, письменный пересказ текста с использованием данных слов, выборочное списывание и т.д.

Все эти приемы должны быть направлены на запоминание правописания и развитие речи. С этой точки зрения можно все приемы условно разделить на 3 группы.

1 группа: запоминание орфографического облика слов, в центре внимания – написание слова (группировка слов по орфографи-

ческому признаку, вставка пропущенных букв и т.д.).

2 группа: развитие речи уч-ся, в центре внимания – значение слова ( подбор синонимов и антонимов, составление словосочетаний и предложений, замена описательных оборотов отдельными словами, тематические группы, сочинения по опорным словам).

   3 группа: и запоминание написания, и развитие речи ( подбор однокоренных слов, разгадывание кроссвордов, использование этимологической справки и т.д.).

При изучении таких слов предполагается определенная последовательность изучения.

1 этап. Первичное восприятие группы слов.

2 этап. Закрепление правописания группы слов.

   Объем кратковременной памяти человека равен 5 – 9 слов. Поэтому все слова из программы рекомендуется делить на группы по 5 – 6 слов. Для перевода информации из краткосрочной в долгосрочную память необходимо не менее 3 – 4 повторных восприятийв течение одной – двух недель, и обязательное включение изучаемых слов в языковые и речевые отношения.

   Этап первичного восприятия предполагает следующую организацию работы. Учитель знакомит детей с новой группой слов, дается установка: после изучения эти слова могут писаться без проверки. Далее идет чтение вслух слов (с соблюдением орфоэпических норм), записанных на доске или на плакате. После чтения под руководством учителя проводится орфографический разбор: обозначают ударение, находят буквы, обозначающие безударные гласные, проверяемые и непроверяемые гласные и согласные, объясняют написание проверяемых орфограмм. Затем в течение 40 – 50 секунд можно предложить запоминание с опорой на основной тип памяти. Затем слова закрываются и записываются под диктовку. Далее проводится проверка по вновь открытой записи на доске с обязательным послоговым (орфографическим) проговариванием.

При этом учащиеся с низким уровнем самоконтроля могутотмечать горизонтальной или вертикальной чертой каждый проверенный слог.

Затем следует вопрос: У кого сколько ошибок?

   Далее идет этап закрепления слов. В начале каждого последующего урока в течение 1 – 2 недель обеспечивается повторное восприятие изучаемой группы слов. В целях более эффективного и прочного запоминания каждое такое восприятие осуществляется в условиях решения и фонетических, и лекси-

ческих, и речевых задач. На первых уроках запоминания желательно использовать приемы 1-ой группы, затем 3-ей, и только

в конце этапа закрепления 2-ой группы.

На последнем уроке проводится проверка усвоения правописа-

ния. С этой целью изученные слова диктуются или всему классу, или одному слабому уч-ся с последующей проверкой. Желательно использование перфокарт и других способов проверки. Здесь же учитель может применить и дифференцированные карточки-задания, и словарные диктанты с различной степенью сложности.

Контрольные словарные диктанты могут проводиться по мере накопления слов: 2 кл.- 8 слов, 3 кл.- 12 слов, 4 кл.- 15 слов.

 

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Как превратить изучение непроверяемых и труднопроверяемых написаний в систему, используя при этом принцип дифференциации iconКак создать систему корпоративного управления?
Ку – всегда проще и дешевле. Другой вопрос, будет ли при этом работать процесс управления. Хотя, возможно, кому-то и это не нужно....

Как превратить изучение непроверяемых и труднопроверяемых написаний в систему, используя при этом принцип дифференциации iconВнедрение дизайна сайта в SiteEdit
В этом уроке мы познакомимся с версткой дизайна в программе SiteEdit, простыми словами – как превратить обычный эскиз дизайна сайта...

Как превратить изучение непроверяемых и труднопроверяемых написаний в систему, используя при этом принцип дифференциации iconУрок русского языка в 5 классе. Тема: «Не с глаголами»
Уметь составлять предложения, используя при этом глаголы с частицей не, тренироваться в выполнении упражнений, опираясь на данную...

Как превратить изучение непроверяемых и труднопроверяемых написаний в систему, используя при этом принцип дифференциации iconВ этом уроке я покажу вам, как создать текст-эффект в виде льдинок,...
При создании этого текст-эффекта, мы будем использовать основные цвета с вышеуказанной фотографии и несколько базовых текстур. Вы...

Как превратить изучение непроверяемых и труднопроверяемых написаний в систему, используя при этом принцип дифференциации iconУрок Перевод правильных десятичных дробей в двоичную систему и обратно
Как вы думаете, как перевести это число в десятичную систему счисления? (предполагаемый ответ ученика)

Как превратить изучение непроверяемых и труднопроверяемых написаний в систему, используя при этом принцип дифференциации iconРеалистичная глубина резкости
В этом уроке, я покажу вам, как создать реалистичную глубину резкости в программе Photoshop, используя Карту Глубины

Как превратить изучение непроверяемых и труднопроверяемых написаний в систему, используя при этом принцип дифференциации iconВот что у нас получится по итогам 2-х уроков
В этом уроке автор создает линии, используя планшет. В этом случае ширина линии может зависеть от нажима

Как превратить изучение непроверяемых и труднопроверяемых написаний в систему, используя при этом принцип дифференциации iconГ. П. Щедровицкий Исходные представления и категориальные средства теории деятельности
«Принцип натурализма» и «принцип деятельности» как логические и методологические принципы 47

Как превратить изучение непроверяемых и труднопроверяемых написаний в систему, используя при этом принцип дифференциации iconА. А. Попов Педагогика самоопределения: социально-технологический контекст проекта
Думаю, что это, прежде всего, особый принцип организации мышления, с помощью которого возможно признание разного: мнений, идей, поступков,...

Как превратить изучение непроверяемых и труднопроверяемых написаний в систему, используя при этом принцип дифференциации iconОсенний портрет в Фотошоп
В этом уроке вы узнаете, как создать портрет красивой женщины с теплым осенним фоном, используя коррекцию цвета, контрастности, света...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru