Теоретическая часть




Скачать 338.6 Kb.
НазваниеТеоретическая часть
страница1/3
Дата публикации30.07.2013
Размер338.6 Kb.
ТипДокументы
5-bal.ru > Военное дело > Документы
  1   2   3
ПЛАН.


I.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

1)ФЕНОМЕН ИГРЫ.

2)СВЯЗЬ МЕЖДУ ИГРОЙ И УРОКОМ.

3)ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЕЁ ФУНКЦИИ, ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ТИПОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИГР.

4)СПЕКТР ЦЕЛЕВЫХ ОРИЕНТАЦИЙ.

5)КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.

6)ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СРЕДНЕМ И СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.
II.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

1)ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ НА ЭТАПЕ ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

2)ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ НА ЭТАПАХ ЗАПОМИНАНИЯ, ЗАКРЕПЛЕНИЯ, ОБОБЩЕНИЯ И КОНТРОЛЯ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.

3)ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ НА ЗАВЕРШАЮШИХ ЭТАПАХ УРОКА.

4)САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАЗРАБОТКИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР.
III) ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
IV) БИБЛИОГРАФИЯ.

I)ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

1)ФЕНОМЕН ИГРЫ.

Игра - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игра - активнейшая форма человеческой деятельности, её значение невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит её феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях.

Феномен игры изучают представители разных наук и профессий- культурологи, философы, психологи, педагоги… Однако ни однозначного определения, ни единой общепризнанной классификации игр пока нет. Наверное, дело в том, что игра необычайно многогранна.

Крупнейший специалист по детским играм, врач и педагог Е. А. Покровский, живший в 19 веке, писал, что детские игры представляют собой такую работу, с помощью которой энергично развиваются дух и тело ребёнка. Наблюдения специалистов прошлого подтверждают современные исследователи. Они сходятся в том, что игры обладают огромным потенциалом развития эмоциональной, интеллектуальной, физической, коммуникативной и нравственной сфер ребёнка.

2)СВЯЗЬ МЕЖДУ ИГРОЙ И УРОКОМ.

Интересно отметить, что в словаре В. И. Даля нет прямого определения слова «урок». Ближе всего к сегодняшним школьным реалиям определение про учебный час, посвящённый отдельному предмету. Однако самым ёмким нужно признать другое: нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего…И получается, что вся наша жизнь - урок.

Однако вернёмся к учебному часу. Детям свойственно периодически скучать на уроках. А на вопрос «Как часто вам случалось играть на уроке всем классом, вместе с учителем?» они часто просто затрудняются ответить. Обидно, что такой эффективный инструмент «оживления» урока, как игра, используется достаточно редко. Замечательно, что сейчас стали появляться системные практические пособия, посвящённые играм на уроке. Это непременно должно изменить ситуацию к лучшему.

Но нельзя считать игру гарантией быстрого и безболезненного решения всех учительских проблем. Это просто один из инструментов учительской профессии, который можно использовать на любом этапе урока, в любом компоненте учебного процесса для решения дидактических, воспитательных и развивающих задач. Общее правило таково: игра поможет там, где требуется что- то изменить(разнообразить, оживить, улучшить). С помощью игры можно сделать малопонятную информацию доступной и занимательной, равнодушного ученика превратить в заинтересованного участника урока.

Игра ориентирована на повышение эффективности учебного занятия и одновременно на развитие личности ученика. Игра создаёт на уроке атмосферу жизнерадостности, соревновательности, эмоциональной раскрепощённости, доброжелательности, свободы, атмосферу, которая способствует максимальному самопроявлению учеников, мобилизации их потенциала, помогает развить внимание, реакцию, коммуникативные навыки, включить творческие способности. К тому же игра способствует психологической разгрузке учеников, помогает снять напряжение, избавиться от страха и зажимов.

Готовясь к проведению игры, нужно ответить на ряд вопросов: кто, где и как долго будет играть? Какие ресурсы понадобятся? Какого педагогического результата мы ожидаем от игры? Обязательно нужно соотнести задачи, которые будут поставлены в ходе игры перед учениками, и возможности учеников. Нужно учитывать, что задачи эти могут быть не только дидактическими, связанными с работой над определённым учебным материалом, но и организационными, связанными, например, с умением самостоятельно организовать свою работу или умением работать в группе.

Игра должна соответствовать ряду критериев. Назовём основные:

  1. В игре должна быть интрига, то есть исход игры не должен быть предсказуемым.

  2. Участники игры должны преодолевать трудности, решать посильные задачи. Ведь игра - это всегда работа над собой. А значит, в игре возможен процесс личностного развития, прогресса, который заметен и самому участнику игры, и его товарищам.

  3. В игре должна присутствовать соревновательность.

  4. Желательно, чтоб у игры был интересный сюжет.

  5. Правила игры должны быть понятны всем участникам и безоговорочно выполняться.

  6. Для игры нужен позитивный настрой.

Соблюдение всех этих критериев обеспечит игре весьма важное качество, которое условно можно назвать игровой сбалансированностью.

Особое внимание нужно обратить на завершение игры. Испытанный способ избежать неприятностей- ввести чёткие критерии оценки результатов игры, обеспечить прозрачность и корректность определения итога игры.
3)ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЕЁ ФУНКЦИИ, ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ТИПОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИГР.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции:

1) РАЗВЛЕКАТЕЛЬНУЮ (это основная функция игры- развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес).

2) КОММУНИКАТИВНУЮ (освоение диалектики общения).

3) САМОРЕАЛИЗАЦИИ в игре как полигоне человеческой практики.

4) ИГРОТЕРАПЕВТИЧЕСКУЮ (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности).

5) ДИАГНОСТИЧЕСКУЮ (выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры).

6) КОРРЕКЦИИ (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей).

7) МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ (усвоение единых для всех людей социально- культурных ценностей).

8) СОЦИАЛИЗАЦИИ (включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития).
Большинству игр присущи четыре главные черты (по С. А. Шмакову):

  1. Свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребёнка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата(процедурное удовольствие).

  2. Творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»).

  3. Эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, конкуренция и.т.п(чувственная природа игры, эмоциональное напряжение).

  4. Наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность её развития.

В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.

В структуру игры как процесса входят:

А) Роли, взятые на себя играющими.

Б) Игровые действия как средство реализации этих ролей.

В) Игровое употребление предметов, то есть замещение реальных вещей игровыми, условными.

Г) Реальные отношения между играющими.

Д) Сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.
В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игра как метод обучения используется в следующих случаях:

1) В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета.

2) Как элементы (иногда весьма существенные)более обширной технологии.

3) В качестве урока или его части(введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).

4) Как технология внеклассной работы(игры типа «Зарница и др.)
Игровые технологии обучения отличаются исключительным разнообразием. Основной мотив игры - не результат, а процесс, который максимально приближен к практической деятельности. Сообразуясь с характером и интересами своей роли, учащиеся должны принимать практические решения. Решение во многих играх принимается коллективно, что развивает мышление учащихся, коммуникативные способности. В процессе игры возникает определённый эмоциональный настрой, активизирующий учебный процесс.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая (дидактическая) игра обладает существенным признаком - чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно - познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям :дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
ТИПОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ (ДИДАКТИЧЕСКИХ) ИГР.

Анализ психолого-педагогической литературы, наблюдения за игровыми действиями, вводимыми в учебный процесс, а также осмысление накопленного опыта позволяют выделить следующие виды педагогических игр:

1)Игры-упражнения.

Проводятся как на уроке, так и во внеурочной учебной работе.

Они занимают обычно 10 - 15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях .Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, загадки.

2)Игры-путешествия.

Их можно проводить как непосредственно на уроке, так и в процессе внеклассных занятий.

Они служат в основном целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Активизация учащихся в играх-путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах, ответах, в их личных переживаниях и суждениях.

3)Сюжетная (ролевая) игра отличается от игр-упражнений и игр-путешествий тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определённые роли.

4)Игра-соревнование может включать в себя все вышеназванные виды дидактических игр или их отдельные элементы.

Для проведения этого вида игры учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идёт соревнование. Существенной особенностью игры- соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Элементы соревнования занимают ведущее место в основных игровых действиях, а сотрудничество, как правило, определяется конкретными обстоятельствами и задачами.

Игра-соревнование позволяет учителю в зависимости от содержания материала вводить в игру не просто занимательный материал, но и весьма сложные вопросы учебной программы. В этом её основная педагогическая ценность и преимущество перед другими видами дидактических игр.

В реальной практике обучения все виды игр могут выступать и как самостоятельные, и как взаимно дополняющие друг друга. Использование каждого вида игр и их разнообразных сочетаний определяется особенностями учебного материала, возрастом учащихся и другими педагогическими факторами.

Этапы игры включают:

1) Предварительную подготовку: класс разбивается на команды, примерно равные по способностям, даются домашние задания командам.

2) Игру.

3) Заключение по уроку: выводы о работе участников игры и выставление оценок.
4)СПЕКТР ЦЕЛЕВЫХ ОРИЕНТАЦИЙ.

А) Дидактические:

  • Расширение кругозора, познавательная деятельность.

  • Применение ЗУН в практической деятельности.

  • Формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности.

  • Развитие общеучебных умений и навыков.

  • Развитие трудовых навыков.

Б) Воспитывающие:

  • Воспитание самостоятельности, воли.

  • Формирование определённых подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок.

  • Воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

В) Развивающие:

  • Развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения.

  • Развитие мотивации учебной деятельности.


Г) Социализирующие:

  • Приобщение к нормам и ценностям общества.

  • Адаптация к условиям среды.

  • Стрессовый контроль, саморегуляция.

  • Обучение общению.

  • Психотерапия.


5)КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.

1)Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации.

2)Игра - форма психогенного поведения, то есть внутренне присущего, имманентного личности. (Д. Н. Узнадзе).

3)Игра - пространство «внутренней социализации» ребёнка, средство усвоения социальных установок. (Л. С. Выготский).

4)Игра - свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов». (А. Н. Леонтьев).

5)Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.

6)Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.

7)В возрастной периодизации детей (Д. Б. Эльконин) особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста своё содержание. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические новообразования.

Игра является ведущим видом деятельности для дошкольного возраста.

Все следующие за дошкольным возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст - учебная деятельность, средний - общественно полезная, старший школьный возраст - учебно- профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать её в процесс.
6)ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СРЕДНЕМ И СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр.

Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.

ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ.

Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, даёт возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама.

Имитационные игры.

На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения, например, профсоюзного комитета, совета наставников, отдела, цеха, участка и так далее.

Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей( деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и. т. д.) и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность( кабинет начальника цеха, зал заседаний и. т. д.)

Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.

Операционные игры.

Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например, методики написания сочинения, решения задач, ведение пропаганды и агитации.

В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные.

Исполнение ролей.

В этих играх отрабатываются тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица.

Для проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель- пьеса ситуации, между учащимися распределяются роли с «обязательным содержанием».

«Деловой театр».

В нём разыгрывается какая- либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Здесь школьник должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определённого лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения.

Основная задача метода инсценировки – научить подростка ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребности и деятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти, к приказу.

Для метода инсценировки составляется сценарий, где описываются конкретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи.

Психодрама и социодрама.

Они весьма близки к «исполнению ролей» и «деловому театру». Это тоже «театр», но уже социально- психологический, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ДЕЛОВОЙ ИГРЫ.

Технология деловой игры состоит из следующих этапов:

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Теоретическая часть iconIi теоретическая часть. Возникновение идеи создания видеосборника...

Теоретическая часть iconСодержание Аннотация Введение Часть Теоретическая часть 1 Процесс...
Так как центральным объектом данного проекта был выбран «Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна», немаловажной...

Теоретическая часть iconТеоретическая часть научно-образовательного материала по направлению...

Теоретическая часть iconС докладом «Принципы функционирования вто» на семинаре выступила Ратушная Ирина Александровна
Российской Федерации во Всемирной торговой организации вто. 24 мая 2012 года состоялась так называемая теоретическая часть, а 25...

Теоретическая часть iconТеоретическая и аналитическая механика методические указания по выполнению...
Методические указания предназначены для студентов факультета «Мультимедиа аппаратуры» специальности 200101 «Приборостроение» при...

Теоретическая часть iconИнститут аритектуры, дизайна и визуальных искусств
Освоение программы осуществляется на лекционных занятиях, где излагается теоретическая часть, а также путем выполнения практических...

Теоретическая часть iconТеоретическая часть
Машины, оборудование и другое имущество (основной капитал) имеют определенный нормативами срок службы. Законодательство оговаривает...

Теоретическая часть iconТеоретическая информатика Глава Теоретические основы информатики
Примерно то же с информатикой: можно изучить несколько программ и даже освоить некоторое ремесло, но это отнюдь не вся информатика,...

Теоретическая часть iconПрограмма дисциплины Теоретическая механика
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 220400. 62 «Управление...

Теоретическая часть iconТеоретическая биология в четырёх частях 1 общая теоретическая биология
«снизу-вверх». При этом возникают огромные познавательные возможности. В то же время автор считает, что надо и впредь использовать...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru