Методические рекомендации по организации и проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по праву в 2011/2012 учебном году




Скачать 155.17 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по организации и проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по праву в 2011/2012 учебном году
Дата публикации17.11.2014
Размер155.17 Kb.
ТипМетодические рекомендации
5-bal.ru > Спорт > Методические рекомендации
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации и проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по праву в 2011/2012 учебном году



  1. Форма и порядок проведения школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по праву

1) Олимпиада по праву проводится в один день.

2) Участниками школьного этапа Олимпиады по праву могут быть на добровольной основе все учащиеся 10 -11-х классов1 образовательного учреждения. Квоты на участие в школьном этапе Олимпиады не устанавливаются.
3) Время проведения Олимпиады для каждой параллели:

Вопросы для сравнения

Школьный этап

Муниципальный этап

Параллели участников.

10 – 11 классы

10 -11 классы

Рекомендуемое время для проведения.

1 час. 20 мин. для 10 –11 классов.

1 час. 30 мин. для 10 –11 классов.



  1. Материально-техническое обеспечение проведения школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по праву

2.1. Участники должны сидеть по одному за столом (партой).

2.2. Для каждого участника этапа необходимо подготовить распечатанный комплект заданий (для школьного этапа допускается запись заданий на доске или их отображение на экране).

2.3. Для выполнения заданий учащиеся обеспечиваются проштампованными школьными тетрадными листами или листами А4 в количестве- 2 или могут воспользоваться листами с заданиями.

2.4. Участники этапов должны быть обеспечены листами для черновиков.

2.5. Участники должны иметь собственные авторучками с синими или фиолетовыми чернилами. Оргкомитету рекомендуется иметь для участников запасные авторучки того же цвета.
Рекомендуемая литература и сайты Интернета

Ниже приведены издания, в которых собраны олимпиадные задания по праву. Данный банк заданий может напрямую использоваться при формировании комплектов заданий, или быть основой для создания собственных заданий (переделки предложенных) муниципальными и региональными предметно-методическими комиссиями.

    • Основы правовых знаний. В 2-х кн. Учеб. для 8-9 классов /С.И. Володина, А.М.Полиевктова, В.В.Спасская – изд. 6-е испр. и доп. – М.: Новый учебник, 2008

    • Всероссийская олимпиада школьников по праву: материалы и комментации /Под ред. С.И.Володиной, В.В. Спасской – М.: Школа-пресс, 2003

    • Всероссийская олимпиада школьников по праву: Методическое пособие /Пож ред. С.И.Володиной – М. : АПКиППРО, 2005

    • С.И.Володина, А.М.Полиевктова, В.В. Спасская. Всероссийская олимпиада школьников по праву в 2006 г. :Методическое пособие – М.: АПКиППРО, 2006

* * *

http://www.president.kremlin.ru – официальный сайт Президента РФ.

http://www.medvedev-da.ru/ – сайт Президента РФ Д.А. Медведева.

http://premier.gov.ru/ – официальный сайт Председателя Правительства РФ В.В. Путина.

http://www.gov.ru/ – сервер органов государственной власти РФ.

http://www.edu.ru/ федеральный портал «Российское образование». Содержит обзор образовательных ресурсов Интернета, нормативные документы, образовательные стандарты и многое другое.

http://www.rusolymp.ru – федеральный портал российских олимпиад школьников.

http://www.mioo.ru – сайт Московского институт открытого образования.

http://ecsocman.edu.ru/ – федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент». Собраны материалы по социальной и экономической истории России, в том числе журнальные статьи и материалы круглых столов, посвященные проблемам исторического пути России.

http://www.philos.msu.ru/library.php – библиотека философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

http://www.philososophe.ru/ – философский портал «Философия в России». На сайте размещены справочники, учебные пособия, энциклопедии по философии и культурологии, представлена богатая библиотека философской литературы.

http://www.garant.ru/ – «Гарант» (законодательство с комментариями).


Задания школьного этапа всероссийской олимпиады

школьников по праву в 2011/2012 учебном году

11 класс


  1. Составьте схему, используя все предложенные понятия и термины, отразив их соотношение: Семейное право, регулятивные, уголовно-процессуальное право, правоохранительные, трудовое право, гражданско-процессуальное право, гражданское право, налоговое право, арбитражно-процессуальное право, природоресурсное право.

Система права





10 баллов.


  1. Нарисуйте схему, которая отражает принципы взаимодействия государства, права и личности в демократическом правовом государстве. Используйте три термина: «государство», «право», «личность».

3 балла.
3. Представьте себе такую ситуацию. Вам нужно убедиться в том, что социальные нормы, с которыми вы ознакомились, являются правовыми. Сформулируйте пять вопросов, которые позволят вам убедиться в этом.

1._______________________________________________________________________

2._______________________________________________________________________

3._______________________________________________________________________

4._______________________________________________________________________

5._______________________________________________________________________

Всего -5 баллов
4. Переведите или соотнесите латинское выражение

  1. Nemo judex in propria causa

  2. Obligatio est juris vinclum

  3. Imperitia pro culpa habetur

  4. Jus est ars boni et aequi

А) Право – это искусство добра и справедливости

Б) Неведение вменяется в вину

В) Никто не может быть судьёй в собственном деле

Г) Обязательства – это оковы права.

Ответ:

1

2

3

4













Всего -4 балла
5.Расшифруйте аббревиатуры
ВАС РФ-_______________________________________________________________________
УПК РФ-_______________________________________________________________________
ОДО-___________________________________________________________________________
ПАСЕ-_________________________________________________________________________.
Всего: 4 балла.

6.Заполнение пропущенных слов и словосочетаний

Заключение брака производится в____________ присутствии лиц, вступающих в ___________, по истечении_____________ со дня подачи ими заявления в органы_________ _________ __________________ ________________.

Всего: 4 балла.

7. Перед вами таблица. В первой колонке дословный перевод латинских и греческих слов, от которых образованы термины, известные вам. Во второй колонке указаны общественные явления, с которыми эти термины связаны. Закончите заполнение таблицы и впишите в последнюю колонку сами термины и их значения.


Перевод латинского или греческого термина

Общественные явления

Термины и их значения

«Сидящий впереди»


Государственная власть




«Запрещаю»


Законодательные акты




«Отсутствующий»


Выборы, референдум




Всего – 6 баллов

8. По какому принципу образованы ряды?
8.1 Президентство, парламентаризм, армия, суд, полиция, прокуратура
_________________________________________________________


8.2 Муж, сын, отец, брат.

____________________________________________________________
Всего -2 балла

9.Что является лишним в ряду? Объясните, почему вы так решили.
А) предупреждение

Б)лишение специального права, предоставленного физическому лицу

В) компенсация морального вреда

Г) дисквалификация

Ответ:___________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________ .
Всего-3 балла

10.Проанализируйте с точки зрения норм права следующие ситуации:

10.1

16-летний подросток решил стать предпринимателем без образования юридического лица. С этой целью он пришел в регистрационную палату по месту жительства с заявлением, паспортом и фотографией. Однако, там ему сказали, что не хватает еще одного документа.

Что должен еще предоставить 16-летний подросток для того, чтобы его зарегистрировали как предпринимателя?

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10.2

Игорь привлечен к уголовной ответственности по статье, предусматривающей возможность конфискации имущества. В связи с этим на имущество Игоря был наложен арест. Игорь проживает вместе с матерью, поэтому при составлении описи арестованного имущества в нее были внесены и вещи, принадлежащие его матери.

Какое право матери Игоря нарушено в данном случае?

_____________________________________________________________________________

Какие действия она может предпринять для защиты своего права?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10.3 После окончания 10 класса Никита И. хотел поработать летом и был рад, когда его приняли на бензоколонку в качестве заправщика машин. Но радость была недолгой: владельцу бензоколонки было указано на нарушение о труде и Никита был уволен.

Законно ли увольнение? Обоснуйте свой ответ.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Всего- 9 баллов

11.«Да» или «Нет». Внесите свои ответы в таблицу
11.1 На общенациональных выборах партия получила 35% голосов избирателей, а в парламенте ей досталось 18% депутатских мест. Можно констатировать, что в этой стране пропорциональная избирательная система.

11.2 Семнадцатилетний подросток уволен с работы, так как не прошел испытательный срок. Это является нарушением трудового законодательства.

11.3 Готовясь к предстоящим выборам в Государственную Думу, политическая партия приняла решение включить в список своих кандидатов своего очень перспективного девятнадцатилетнего активиста. Несмотря на решение партии, этот кандидат не будет включен в список.



12.1

12.2

12.3










Всего: 6 баллов.


12.Решите кроссворд.




Всего: 12 баллов.

Ответы на задания школьного этапа

всероссийской олимпиады школьников по праву в 2011/2012 учебном году

11 класс


  1. Составьте схему, используя все предложенные понятия и термины, отразив их соотношение.

Ответ:

Система права

охранительные

регулятивные



Семейное право

трудовое право уголовно-процессуальное право

гражданское право гражданско-процессуальное право

налоговое право арбитражно-процессуальное право

природоресурсное право

10 баллов.


  1. Нарисуйте схему, которая отражает принципы взаимодействия государства, права и личности в демократическом правовом государстве. Используйте три термина: «государство», «право», «личность».



Ответ:



3 балла.
3. Представьте себе такую ситуацию. Вам нужно убедиться в том, что социальные нормы, с которыми вы ознакомились, являются правовыми. Сформулируйте пять вопросов, которые позволят вам убедиться в этом.
Ответ: 1. Являются ли эти нормы общеобязательными? 2. Являются ли эти нормы формально определенными? 3. Приняты ли эти нормы государством? 4. Поддерживаются ли эти нормы принудительной силой государства? 5. Являются ли эти нормы правилами общего порядка, определяют ли они права и обязанности всех людей и организаций во всех соответствующих им случаях?

За каждый верно сформулированный вопрос -1 балл.

Всего -5 баллов

4.Переведите или соотнесите латинское выражение

1.Nemo judex in propria causa

2.Obligatio est juris vinclum

3.Imperitia pro culpa habetur

4.Jus est ars boni et aequi

А) Право – это искусство добра и справедливости

Б) Неведение вменяется в вину

В) Никто не может быть судьёй в собственном деле

Г) Обязательства – это оковы права.
Ответ:

Всего -4 балла
5.Расшифруйте аббревиатуры
Ответ:

ВАС РФ

Высший арбитражный суд Российской Федерации

1 балл

(за любую ошибку -0)

УПК РФ

Уголовно-процессуальный кодекс РФ

1 балл

(за любую ошибку -0)

ОДО

Общество с дополнительной ответственностью

1 балл

(за любую ошибку -0)

ПАСЕ

Парламентская ассамблея Совета Европы

1 балл

(за любую ошибку -0)


Всего: 4 балла.


  1. Заполнение пропущенных слов и словосочетаний

Заключение брака производится в____________ присутствии лиц, вступающих в ___________, по истечении__________ со дня подачи ими заявления в органы_________ _________ __________ _________.

Ответ:

1

2

3

4

Личном


Брак


Месяца


Записи актов гражданского состояния (ЗАГС)


Всего: 4 балла.
7. Перед вами таблица. В первой колонке дословный перевод латинских и греческих слов, от которых образованы термины, известные вам. Во второй колонке указаны общественные явления, с которыми эти термины связаны. Закончите заполнение таблицы и впишите в последнюю колонку сами термины и их значения.
Ответ:


Перевод латинского или греческого термина

Общественные явления

Термины и их значения

За каждый правильный ответ – 2 балла


«Сидящий впереди»

Государственная власть

Президент – глава государства в большинстве стран с республиканской формой правления.

2

«Запрещаю»

Законодательные акты

Вето – наложение запрета на акт, принятый законодательным органом страны.

2

«Отсутствующий»

Выборы, референдум

Абсентеизм- неучастие в голосовании на выборах и рефередумах

2

Всего – 6 баллов

8. По какому принципу образованы ряды?
Ответ:

8.1 Институты государства.


1балл

8.2 Брачно-семейные статусы.


1 балл

Всего -2 балла
9.Что является лишним в ряду? Объясните, почему вы так решили.
Ответ :

лишним является пункт «в»,

1 балл

так как это – элемент гражданской ответственности, а остальное – элементы административной ответственности. -

2 балла

Всего-3 балла

10.Проанализируйте с точки зрения норм права следующие ситуации:
Ответ:

10.1


Гражданин, не достигший 18 лет может заниматься предпринимательством, если получил согласие родителей на осуществление предпринимательской деятельности. Подростку нужно предоставить соответствующее заявление родителей или законных представителей.



До 3 баллов за решенную задачу.


10.2


Нарушено право собственности.

Она может обратиться с иском о признании ее права собственности на незаконно арестованное имущество.


До 3 баллов за решенную задачу.


10.3

Увольнение законно, т.к. ТК РФ запрещает «применение труда лиц до 18 лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».

До 3 баллов за решенную задачу.


Всего- 9 баллов


11.«Да» или «Нет». Внесите свои ответы в таблицу
Ответ:

12.1

нет

2 балла

12.2

да

2 балла

12.3

да

2 балла

Всего: 6 баллов.


  1. .Решите кроссворд.

Ответы по вертикали:

1. наказание

2. импичмент

4. преступление

5. правомочие

6. завещание

7. льгота

Ответы по горизонтали:

3. зарплата

8. представитель

9. залог

10. арест

11. иск

12. истец
Всего: 12 баллов.


1

10

2

3

3

5

4

4

5

4

6

4

7

6

8

2

9

3

10

9

11

6

12

12

Итого

68




1 По Положению в школьном этапе могут принимать участие учащиеся 5-11-х классов

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по организации и проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по праву в 2011/2012 учебном году  iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального...
Данный материал содержит рекомендации по структуре и тематике заданий школьного и муниципального этапов олимпиады по астрономии,...

Методические рекомендации по организации и проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по праву в 2011/2012 учебном году  iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального...
Данный материал содержит рекомендации по структуре и тематике заданий школьного и муниципального этапов олимпиады по астрономии,...

Методические рекомендации по организации и проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по праву в 2011/2012 учебном году  iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального...
В соответствии с п. 16 Положения о всероссийской олимпиаде школьников центральная предметно-методическая комиссия направляет рекомендации...

Методические рекомендации по организации и проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по праву в 2011/2012 учебном году  iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального...
Методические материалы содержат рекомендации по порядку проведения школьного и муниципального этапов по химии, советы по содержанию...

Методические рекомендации по организации и проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по праву в 2011/2012 учебном году  iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального...
Подготовка методической базы школьного и муниципального этапов Олимпиады школьников по обж

Методические рекомендации по организации и проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по праву в 2011/2012 учебном году  iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального...
Подготовка методической базы школьного и муниципального этапов Олимпиады школьников по обж

Методические рекомендации по организации и проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по праву в 2011/2012 учебном году  iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального...
Методические материалы содержат рекомендации по порядку проведения школьного и муниципального этапов по химии, советы по содержанию...

Методические рекомендации по организации и проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по праву в 2011/2012 учебном году  iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального...
Целью этих этапов является выявление и отбор учащихся, лучше других разбирающихся в экологии, которые затем примут участие в последующих...

Методические рекомендации по организации и проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по праву в 2011/2012 учебном году  iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального...
Формирование комплектов олимпиадных задач

Методические рекомендации по организации и проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по праву в 2011/2012 учебном году  iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального...
Пасечник В. В. д п н., профессор Московского государственного областного университета


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru