Скачать 269.13 Kb.
|
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСКУССТВУ (МХК) МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по искусству (МХК) в 2010/2011 учебном году Москва 2010 Школьный этап всероссийской олимпиады школьников Общие положения В соответствии с п. 16.2. Положения о всероссийской олимпиаде школьников центральная предметно-методическая комиссия направляет рекомендации по составлению олимпиадных заданий указанных этапов Олимпиады. Согласно п. 5. Положения о всероссийской олимпиаде школьников, определяющего порядок организации и проведения всероссийской олимпиады школьников, организаторами школьного этапа Олимпиады являются образовательные организации. Школьный этап Олимпиады проводится по олимпиадным заданиям, разработанным предметно-методической комиссией муниципального этапа Олимпиады, с учетом методических рекомендаций центральных предметно-методических комиссий Олимпиады (раздел II, п. 22 Положения). Цели и задачи вопросов и заданий Предполагается, что специфика заданий на школьном этапе проведения Олимпиады должна учитывать региональные возможности доступа к культурным ценностям, близость музеев, оснащенность доступных библиотек, доступа к Интернету. Задача этого этапа во многом – активизировать внимание школьников к окружающим очагам культуры, сфере их деятельности, спровоцировать творческую инициативу для взаимодействия с ними и предполагает деятельностный подход. Цель – выявление творческого мышления, активизация настроя на социализацию творческих инициатив (социально-культурная адаптация школьников), осознание общественно-воспитательной функции искусства, ведущей к психокоррекции школьников, осмыслению функционирования культуры как типа общественного сознания, выработке эмоционально-ценностного отношения к собственному творчеству. Именно на школьном этапе Олимпиады необходимо наиболее полно представить творчество учащихся на сопровождающих ее выставках и концертах. Общая характеристика содержания заданий Школьный этап Олимпиады предлагается проводить с акцентом на материал истории художественной культуры России от древности до начала ХХ века, тем самым реализуя в массовом масштабе приоритетную задачу современной государственной образовательной и культурной политики по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию российских школьников в процессе более качественного изучения ими родного языка и традиций культур народов России. Важно помнить, что знание основ национальной художественной культуры является инвариантной основой освоения учащимися многообразного художественного наследия народов России и других стран в процессе изучения мировой художественной культуры. Акцент на культуру России не исключает возможности включения вопросов по художественной культуре других стран, вопросов межкультурных коммуникаций, восприятия культуры России за рубежом, отражения в вопросе включения российских культурных явлений в общеевропейское пространство. Содержание заданий школьного этапа Олимпиады должно в полной мере соответствовать Государственному стандарту общего образования по предметной области «Искусство» и быть выстроено с учетом учебных программ и школьных учебников по мировой художественной культуре, имеющих гриф Министерства образования и науки РФ. Задания выбираются, исходя из списка вопросов, рекомендуемых центральной предметно-методической комиссией всероссийской олимпиады школьников по искусству (МХК) при подготовке к различным этапам Олимпиады (см. Приложение) или составляются членами комиссий самостоятельно на их основе. Список разработан для 9, 10 и 11 классов. При составлении заданий для 5-8 классов рекомендуется использовать те же типы вопросов с оглядкой на известный учащимся материал. Приветствуется на школьном этапе создание базы данных, вопросов и заданий-кандидатов, которые впоследствии распределяются по пакетам для двух возрастных категорий. Важно, чтобы в комплект заданий вошел материал, связанный с различными областями и пластами культуры – народной, бытовой, духовной, классической, массовой. Муниципальная предметно-методическая комиссия вместе с заданиями готовит ответы на вопросы первого типа, требующие однозначных решений, и рекомендации для школьного жюри по оценке каждого типа заданий. Общая структура комплекта заданий Школьный этап Олимпиады состоит из двух частей: Первая часть – аудиторное выполнение олимпиадных заданий. Вторая часть – защита домашнего задания (конкурс социокультурных проектов). В первой аудиторной части каждому участнику школьного этапа Олимпиады предлагается четыре типа заданий: ответить письменно на три типа вопросов и после сдачи письменной части заданий, возврат к которой в дальнейшем невозможен, выполнить четвертое задание по сбору информации. Вторая часть – конкурс социокультурных проектов – проходит в устной форме. Поскольку конкурс социокультурных проектов нацелен на выявление умения участника соотносить свои предпочтения с социально значимыми начинаниями, он вполне может обернуться конкурсом молодежных творческих инициатив. Конкурс носит характер домашнего задания, представляется жюри устно в виде защиты проекта – плана деятельности, является наиболее творческим и направлен на выявление понимания и осмысления социального значения современных культурно-исторических процессов. Общая характеристика типов заданий Четыре типа заданий первой аудиторной части (выполняются участниками 9-11 классов в течение 4 астрономических часов, участниками 5-8 классов в течение 3 астрономических часов) Время выполнения может быть скорректировано оргкомитетом в зависимости от конкретных условий проведения Олимпиады Первый тип заданий ориентирован на формирование или выявление сформированности представления о непрерывности культурно-исторического процесса и включает отрывки из художественных, литературно-критических, искусствоведческих произведений, описывающих узнаваемое произведение искусства, деятеля культуры, имя или название которых предлагается определить по характерным чертам или признакам, упоминаемым в предлагаемом тексте. Первый тип заданий направлен на выявление умения определять явление художественной культуры по называнию его черт или видеть его проявление в другом произведении искусства, а также включает вопросы на общую эрудицию. Группа первого типа заданий может включать одно или несколько заданий (2-3) в зависимости от категории сложности. Второй тип заданий выявляет способность школьников эмоционально воспринимать и передать свое восприятие произведения искусства или явления культуры различных областей, их словарный запас. Участникам предлагается написать определенное количество прилагательных, с помощью которых он мог бы охарактеризовать предложенное для анализа произведение искусства, или написать заметку в школьную прессу, составить текст афиши с целью привлечения внимания к произведению, которое ему нравится. Группа второго типа заданий может включать несколько заданий (2-3) в зависимости от категории сложности. Третий тип заданий – рассуждение-эссе по теории или философии искусства, осмыслению значения культуры. Задание не предполагает каких-то особых дополнительных знаний по теории искусства, знакомства с трактатами и специальными работами, но направлено на выявление способности самостоятельно мыслить, рассуждать, вырабатывать суждения по поводу тенденций современного культурного развития и доказательно излагать свою точку зрения. Группа третьего типа заданий может включать одно или два задания в зависимости от категории сложности. Четвертый тип заданий направлен на выявление способности самостоятельного поиска нужной информации, умения ориентироваться в обширном материале, владения методиками поиска, знаний по искусству (МХК), необходимых для такого поиска. Особенности процедуры выполнения четвертого типа задания. Важно, чтобы участник хорошо продумал, что он станет искать до подхода к книгам или компьютеру. От этого зависит успех выполнения задания. Участник выполняет подготовительные записи синими или фиолетовыми чернилами на отдельном проштампованном листе, которым ему разрешается пользоваться для дополнения записей из справочных материалов избранных ресурсов, которые ведутся черными чернилами. Вторая часть заданий Вторая часть – домашнее задание – конкурс социокультурных проектов. Срок подготовки, время на подготовку и тема определяется муниципальной предметно-методической комиссией при согласовании с оргкомитетом школьного этапа Олимпиады. Критерии оценок Критерии оценки первого типа заданий. В ответах первого типа заданий оценивается
Критерии оценки второго типа заданий.
Критерии оценки третьего типа заданий - рассуждение-эссе по теории или философии искусства, осмысление значения культуры
Критерии оценки четвертого типа заданий по сбору информации Оценка задания складывается из двух основных параметров и учета грамотности изложения.
Критерии оценки конкурса социокультурного проекта
Приложение 1 Пример комплекта аудиторных заданий с предполагаемыми ответами и оценками Задание 1. (Первый тип задания. Категория сложности 1. - Примечание: категория сложности для участников не указывается). О ком эти строки? Какие узнаваемые черты облика или окружения помогают найти ответ? *** …. и муза повторяет имена, вокруг него бряцающие: Дельвиг, Данзас, Дантес, - и сладкозвучна вся жизнь его, - от Делии лицейской до выстрела в морозный день дуэли. (В. Набоков) Пример ответа. Строки посвящены А.С. Пушкину. На это указывают названные в тексте факты биографии – обучение в Лицее, зимняя дуэль с Дантесом, имена лицейских друзей Пушкина – Данзаса и Дельвига, имя Дантеса, в результате схватки с которым на дуэли погиб поэт. Анализ ответа. Оценка. 1.Участник определяет имя поэта – адресата стихотворения. 5 баллов. 2.Правильно комментирует 3 встречающихся имени = 6 баллов. Правильно вычленяет биографическую связь с Лицеем – 2 балла, называет дуэль как биографический факт, способствующий определению имени адресата. 2 балла =6+2+2=10 баллов. 3.Грамотно и связно излагает ответ. 10 баллов. 4.Не выходит в комментариях за рамки поставленного вопроса. 0 баллов. Общая оценка 25 баллов. Задание 2.
![]() Что на нем изображено? Определи название и автора. Какую часть в композиции занимает представленный фрагмент? Ответ: В.М. Васнецов. «Богатыри». На полотне изображены три самых известных былинных богатыря – Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович. «Богатыри Добрыня, Илья и Алешка Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?» - из письма В.М. Васнецова к П. П. Чистякову. Фрагмент представляет собой левую часть полотна – Добрыню Никитича на белом коне. Он вынимает меч из ножен. Считается, что посередине на вороном коне изображен самый мощный из них – Илья Муромец. Он смотрит вдаль из-под ладони, держа в одной руке копье, в другой булатную палицу. Справа на коне гнедой масти Алёша Попович, держит в руках лук со стрелами. В сравнении со своими товарищами он молод и строен. На боку у Алёши Поповича гусли. Трое богатырей стоят на широкой равнине, переходящей в невысокие холмы, посреди пожухлой травы и изредка проглядывающих маленьких ёлочек. Небо пасмурное и тревожное. Анализ ответа. Оценка.
3. Грамотно и связно излагает ответ. 10 баллов. 4. Выходит за пределы вопроса и передает настроение картины, ее смысловую нагрузку. 5 балла. Общая оценка 51 балл. Вариант задания 2.
![]() Какую часть в композиции занимает представленный фрагмент? Вариант задания 2.
![]() Что на нем изображено? Определи название и автора. Какую часть в композиции занимает представленный фрагмент? Задание 3.
Дискотека, новогодний хоровод, государственный гимн, герб страны, герб рода, симфонический оркестр, гадание, компьютерная игра, именины, молитва, исповедь, застольное пение, инсталляция, спектакль драматического театра, театр кошек, граффити, фильм-боевик.
Ответ:
Анализ ответа. Оценка.
Общая оценка 46 баллов |
![]() | Данный материал содержит рекомендации по структуре и тематике заданий школьного и муниципального этапов олимпиады по астрономии,... | ![]() | Формирование комплектов олимпиадных задач |
![]() | Методические материалы содержат рекомендации по порядку проведения школьного и муниципального этапов по химии, советы по содержанию... | ![]() | Пасечник В. В. д п н., профессор Московского государственного областного университета |
![]() | Целью этих этапов является выявление и отбор учащихся, лучше других разбирающихся в экологии, которые затем примут участие в последующих... | ![]() | Данный материал содержит рекомендации по структуре и тематике заданий школьного и муниципального этапов олимпиады по астрономии,... |
![]() | Методические материалы содержат рекомендации по порядку проведения Олимпиад по физической культуре, требования к структуре и содержанию... | ![]() | Олимпиада по русскому языку проводится отдельно для 5-6-х, 7-9-х, 10-х и 11-х классов |
![]() | Методические материалы содержат рекомендации по порядку проведения школьного и муниципального этапов по химии, советы по содержанию... | ![]() | Методические материалы содержат рекомендации по порядку проведения олимпиады по обществознанию, определения содержания и типов олимпиадных... |