Методические рекомендации по проведению 3-го этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии (номинация «Техника и техническое творчество») 2013 год




Скачать 119.86 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по проведению 3-го этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии (номинация «Техника и техническое творчество») 2013 год
Дата публикации11.05.2014
Размер119.86 Kb.
ТипМетодические рекомендации
5-bal.ru > Спорт > Методические рекомендации
  1. Методические рекомендации


по проведению 3-го этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии (номинация «Техника и техническое творчество»)
  1. 2013 год



Третий этап Всероссийской олимпиады школьников по технологии выявляет участников заключительного этапа.

Продолжительность олимпиады определяется числом участников, числом и продолжительностью конкурсных мероприятий, числом членов жюри их помощников (технического персонала), продуманностью плана мероприятий и четкостью его выполнения.

Чтобы обеспечить преемственность этапов олимпиады и дать возможность школьникам лучше подготовиться к заключительному этапу, предлагается на третьем этапе провести четыре конкурса:

  • проверка теоретических знаний (тестирование);

  • практическая работа по электротехнике;

  • практическая работа по деревообработке или металлообработке;

  • защита учебных творческих проектов.


Для первого конкурса в данных методических рекомендациях приводится по 38 тестов, контрольных вопросов и заданий для 10-11 классы и 38 тестов, контрольных вопросов и заданий для 7-9 классов. Тесты и контрольные вопросы соответствуют отдельным разделам образовательной области «Технология»: электротехника, материаловедение, машиноведение и т.д.

При выполнении тестов на выбор правильного ответа из предлагаемых вариантов следует поставить знак + или V в прямоугольнике напротив правильного ответа, или подчеркнуть правильный вариант ответа. Следует обратить внимание учащихся, что в одном тесте правильных ответов может быть один или несколько. Тест считается выполненным, если в нем отмечены все правильные ответы и не отмечено ни одного неправильного ответа.

Для удобства подсчета результатов конкурса за каждый правильно выполненный тест участник конкурса получает один балл. Если тест выполнен неправильно или только частично - ноль баллов. Не следует ставить оценку в полбалла за тест, выполненный наполовину. Формулировка свободных ответов на контрольные вопросы и задания не обязательно должна точно совпадать с ответом, прилагаемым к заданию. Здесь правильность ответа должна оцениваться по общему смыслу и по ключевым словам.

На проведение этого конкурса необходимо выделить 60 минут.

Максимальное количество баллов по первому конкурсу - 38 баллов.
Для второго конкурса по электротехнике разработаны задания для практической работы для учащихся 7-9 классов и для учащихся 10-11 класса. Для объективной оценки выполнения практической работы по электротехнике необходимо, чтобы участник последовательность этапов выполнения работы. На проведение этого конкурса следует отвести не менее 45 минут.

Максимальное количество баллов по второму конкурсу - 40 баллов.
Для третьего конкурса по технологии деревообработки и металлообработки разработаны задания в форме технологических карт с иллюстрациями: для 7-9 классов и для 10-11 классов. Наличие технологических карт при проведении конкурса практических заданий позволяет однозначно оценивать каждый этап выполнения задания, а также умение участника соревнований читать технологическую документацию и правильно выполнять заданные технологические условия. При оценке практических заданий большую помощь оказывают заранее разработанные и подготовленные карты пооперационного контроля практических работ. В этих картах весь технологических процесс изготовления изделия разбивается на отдельные операции, каждая из которых оценивается определенным количеством баллов, одинаковым для всех участников. При оценке технологической операции учитываются как качественные показатели, так и количественные критерии (размеры, допуски, отклонения и др.). Такая система оценок позволяет за аналогичные ошибки снимать одинаковое количество баллов у любого участника. Это позволяет проверяющим избежать разногласий при проверке практических работ, выполненных участниками олимпиады.

Не следует допускать, чтобы участники конкурса произвольно изменяли технологию выполнения практического задания, так как это приводит к неопределенности в ее оценке. Для проявления творчества и фантазии существуют творческие проекты.

Практика проведения олимпиад показала, что подобный способ оценки не вызывает у участников состязаний сомнений в справедливости и объективности жюри. При механической деревообработке за отклонение на 1 мм и при механической металлообработке за отклонение на 0,2 мм снимается 1 балл. При ручной деревообработке за ошибку в более 1 мм габаритных разметов снимается 1 балл, при ручной металлообработке за ошибку более 0,5 мм габаритных разметов снимается 1 балл. Оценивается соответствие размеров по заданию и качество работы. Правильное выполнение каждого пункта заданий по электротехнике оценивается в 5–10 баллов.

На проведение этого конкурса необходимо выделить не менее 45 минут.

Максимальное количество баллов по третьему конкурсу - 40 баллов.
На четвертый конкурс - защиту учебных творческих проектов – каждый участник олимпиады представляет выполненное изделие и пояснительную записку.

Оценка творческих проектов осуществляется по следующим критериям:

Оценка пояснительной записки (до 10 баллов)

  • Общее оформление

  • Актуальность. Обоснование проблемы и формулировка темы проекта

  • Сбор информации по теме проекта.

  • Анализа прототипов

  • Анализ возможных идей. Выбор оптимальной идеи

  • Выбор технологии изготовления изделия

  • Экономическая и экологическая оценка будущего изделия и технологии его изготовления

  • Разработка конструкторской документации, качество графики

  • Описание изготовления изделия

  • Описание окончательного варианта изделия

  • Эстетическая оценка выбранного варианта

  • Экономическая и экологическая оценка готового изделия

  • Реклама изделия

Оценка пояснительной записки (до 22 баллов)

  • Оригинальность конструкции

  • Качество изделия

  • Соответствие изделия проекту

  • Практическая значимость

Оценка защиты проекта (до 15 баллов)

  • Формулировка проблемы и темы проекта

  • Анализ прототипов и обоснование выбранной идеи

  • Описание технологии изготовления изделия

  • Четкость и ясность изложения

  • Глубина знаний и эрудиция

  • Время изложения

  • Самооценка

  • Ответы на вопросы

На защиту творческого проекта участнику олимпиады предоставляется 10 минут.

Максимальное количество баллов за проект – 47 баллов.
Победителей и призеров олимпиады определяют в каждой параллели: (например, 7 класс; 8 класс; 9 класс; 10 класс; 11 класс) по суммарному количеству баллов, набранному каждым участником во всех четырех конкурсах.

Максимальное количество баллов за три конкурса – 125 баллов.

        1. Подготовка материальной базы


В качестве аудиторий для теоретического конкурса целесообразно использовать школьные кабинеты, обстановка которых привычна участникам и настраивает их на работу. Расчет числа кабинетов. Каждому участнику должен быть предоставлен отдельный стол или парта. Участники разных возрастных групп должны выполнять задания конкурса в разных аудиториях. Следовательно, число аудиторий для проведения соревнований первого конкурса должно быть не меньше двух (7-9-й класс и 10-11-й класс);

В помещение должны быть дежурные (2 человека). Если тестирования проводятся одновременно в нескольких аудиториях, то количество дежурных соответственно возрастает. Около аудиторий также должны быть дежурные. Для нормальной работы участников в помещениях необходимо обеспечивать комфортные условия: тишина, чистота, свежий воздух, достаточная освещенность рабочих мест, температура 20-22оС, влажность 40-60%.

Для решения задач целесообразно каждому участнику иметь калькулятор. Пользоваться сотовыми телефонами запрещено.

В номинации «Техника и техническое творчество» для выполнения практических работ участниками олимпиады должны быть подготовлены мастерские по ручной и станочной обработке древесины и металла и выполнению электротехнических работ (всего 5 мастерских, содержащих по 15 рабочих мест). Необходимо обеспечить учащихся рабочей одеждой, материалами для обработки, инструментами, станочным и электромонтажным оборудованием, измерительными приборами и инструментами.

В аудитории должны постоянно находиться преподаватель для оперативного решения возникающих вопросов и механик для устранения неполадок используемого оборудования. В мастерских должны быть таблицы по безопасным приемам работы.

Защиту проектов лучше всего проводить в актовом зале, который способен вместить всех желающих. В зале обычно имеется сцена с занавесом, который позволяет организовать быструю смену моделей и декораций.

Вход в зал должен быть с противоположной стороны от места защиты проекта. Актовый зал желательно хорошо оформить, например, выставкой творческих работ учащихся. Для проведения конкурса необходимо наличие компьютера, проектора-мультимедиа, экрана, устройства для крепления плакатов, изделий, демонстрационные столы (3 штуки), манекены, скотч для крепления экспонатов, столы для жюри, таймер.

Рядом с актовым залом, где проводится защита проектов, должна быть аудитория по подготовке участников к защите. Там должны быть утюг с гладильной доской, зеркало, достаточное количество розеток (для фенов, щипцов и т.п.), вешалки.

Для проведения всех конкурсов, работы жюри и оргкомитета необходимы канцелярские принадлежности: офисная бумага (А4, 80 г/см); авторучки синего (для участников), черного и красного (для жюри) цветов; папки и блокноты для жюри и оргкомитета; настольные калькуляторы для жюри; линейки; фломастеры и маркеры; прозрачные файлы (А4) для документации; самоклеющиеся бумажные этикетки разных цветов для маркировки рукописей проектов, стендовых докладов и тезисов; пластиковые держатели для визиток, предназначенных всем действующим лицам олимпиады; картонные коробки для хранения и транспортировки рукописей проектов, тезисов, заполненных бланков ответов на задания первого и второго конкурсов и другой документацией.
В приложениях даны:

1. Тесты для 7-9 классов

2. Тесты для 10-11 классов

3. Практическая работа по электротехнике для 7-9 классов

4. Практическая работа по деревообработке или металлообработке для 10-11 классов

5. Практическая работа по деревообработке или металлообработке для 7-9 классов

6. Практическая работа по электротехнике для 10-11 классов

7. Карты пооперационного контроля для проверки практических заданий по деревообработке или металлообработке для 7- 9 и 10-11 классов.

Кандидат педагогических наук, доцент

КГПУ им. В.П.Астафьева Грасс Т. П.

tpgrass@mail-ru

89131831263
Творческая работа оценивается экспертным методом, при этом целесообразно использовать критерии, представленные в таблице 1.

Таблица 1

, фамилия школьников и тема проекта










Оценка пояснительной записки проекта (до 10 баллов)

1

Общее оформление










2

Актуальность. Обоснование проблемы и формулировка темы проекта










3

Сбор информации по теме проекта.

Анализа прототипов










4

Анализ возможных идей. Выбор оптимальных идеи










5

Выбор технологии изготовления изделия










6

Экономическая и экологическая оценка будущего изделия и технологии его изготовления










7

Разработка конструкторской документации, качество графики.










8

Описание изготовления изделия










9

Описание окончательного варианта изделия










1

Эстетическая оценка выбранного варианта










11

Экономическая и экологическая оценка готового изделия










12

Реклама изделия










Оценка изделия (до 22 баллов)

1

Оригинальность конструкции










2

Качество изделия










3

Соответствие изделия проекту










4

Практическая значимость










Оценка защиты проекта (до 15 баллов)

1

Формулировка проблемы и темы проекта










2

Анализ прототипов и обоснование выбранной идеи










3

Описание технологии изготовления изделия










4

Четкость и ясность изложения










5

Глубина знаний и эрудиция










6

Время изложения










7

Самооценка










8

Ответы на вопросы










Итого (до 47 баллов)










Перечень инструментов и материалов для практической работы юношей 7-9 классов

  1. Два бруска хвойных пород древесины размерами 30х40х300мм.

  2. Набор прямых стамесок, ножовка по дереву мелкозубая, киянка.

  3. Разметочный инструмент (карандаш, угольник, линейка).

  4. 16 мм. 12Перовое сверло

Перечень инструментов и материалов для практической работы юношей 10-11 классов

  1. Два бруска хвойных пород древесины размерами 20х50х300мм.

  2. Набор прямых стамесок, ножовка по дереву мелкозубая, киянка.

  3. Разметочный инструмент (карандаш, угольник, линейка).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по проведению 3-го этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии (номинация «Техника и техническое творчество») 2013 год iconМетодические рекомендации по проведению муниципального этапа всероссийской...
Система оценивания результатов тестирования, выполнения практических работ и защиты проектов на муниципальном этапе Всероссийской...

Методические рекомендации по проведению 3-го этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии (номинация «Техника и техническое творчество») 2013 год iconМетодические рекомендации по проведению 1-го (школьного) этапа Всероссийской...
Школьный этап олимпиады проводится c 1 октября по 15 ноября 2011/2012 учебного года

Методические рекомендации по проведению 3-го этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии (номинация «Техника и техническое творчество») 2013 год iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального...
Блоки содержания и основные умения, подлежащие проверке по номинации «Техника и техническое творчество»

Методические рекомендации по проведению 3-го этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии (номинация «Техника и техническое творчество») 2013 год iconГубернаторский бал в Краснодаре
Один из центральных телеканалов края взял интервью у выпускника мбоу сош№9, Емельянова Даниила, троекратного победителя регионального...

Методические рекомендации по проведению 3-го этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии (номинация «Техника и техническое творчество») 2013 год iconО проведении школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по...
Организовать с 01 сентября по 01 ноября 2013 года проведение школьного этапа всероссийской предметной олимпиады школьников по общеобразовательным...

Методические рекомендации по проведению 3-го этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии (номинация «Техника и техническое творчество») 2013 год iconМетодические рекомендации по организации и проведению школьного и...
Форма и порядок проведения школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по праву

Методические рекомендации по проведению 3-го этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии (номинация «Техника и техническое творчество») 2013 год iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального...
В соответствии с п. 16 Положения о всероссийской олимпиаде школьников центральная предметно-методическая комиссия направляет рекомендации...

Методические рекомендации по проведению 3-го этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии (номинация «Техника и техническое творчество») 2013 год iconВсероссийская олимпиада школьников по математике
Требования к проведению регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников 2011/2012 учебного года по математике

Методические рекомендации по проведению 3-го этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии (номинация «Техника и техническое творчество») 2013 год iconТретий этап Всероссийской олимпиады школьников по информатике
Список участников регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по информатике в 9, 10, 11 классах

Методические рекомендации по проведению 3-го этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии (номинация «Техника и техническое творчество») 2013 год iconМониторинг 22. 04. 2013
Подведены итоги заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике 27


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru