Пояснительная записка 7 Содержание программы 24 Приложение 32 Список литературы 45 Рекомендуемые технические, медиа- и аудиовизуальные средства 48 Паспорт программы успешной социализации личности учащегося «Театр и мы»




НазваниеПояснительная записка 7 Содержание программы 24 Приложение 32 Список литературы 45 Рекомендуемые технические, медиа- и аудиовизуальные средства 48 Паспорт программы успешной социализации личности учащегося «Театр и мы»
страница1/4
Дата публикации16.08.2013
Размер0.65 Mb.
ТипПояснительная записка
5-bal.ru > Авто-ремонт > Пояснительная записка
  1   2   3   4
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 53

с углублённым изучением отдельных предметов»


Согласовано:

Согласовано:

Утверждаю:

Руководитель МО

Заместитель директора по УР школы

Директор

______/_____

______/Е.А.Маслова

____/Ю.Г.Галкина

«___»______2012г.

«___»______2012г.

«___»______2012г.


ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

«Успешная социализация личности учащегося»

« Театр и мы»

( 5- 9 классы)

Автор составитель: Суворова Ирина Сергеевна,

учитель истории,

первой квалификационной категории

классный руководитель 5 «б» класса.

Программа рассмотрена на

педагогическом совете школы

Протокол № 8 от 30.08.2012

г.Барнаул -2012

СОДЕРЖАНИЕ




  1. Паспорт программы 3

  2. Пояснительная записка 7

  3. Содержание программы 24

  4. Приложение 32

  5. Список литературы 45

  6. Рекомендуемые технические, медиа- и аудиовизуальные средства 48



Паспорт программы успешной социализации личности учащегося

«Театр и мы»

Наименование программы

Программа развития успешной социализации личности «Театр и мы» в МБОУ «СОШ№53 УИОП» на 2012-2017 учебный год

Основной разработчик программы

Классный руководитель 5 «Б» класса МБОУ «СОШ№53УИОП» Суворовой Ирины Сергеевны

Основание для

разработки

Программы

  • Закон "Об образовании" Российской Федерации;

  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (одобрена распоряжением Правительства РФ 29 декабря 2001 года N 1756-р);

  • "Приоритетные направления развития образовательной системы РФ", утвержденные Правительством РФ 9 декабря 2004;

  • Закон Алтайского края "Об образовании в Алтайском крае", принятый Краевым Советом народных депутатов (Постановление от 29.11.2004 г. N 432).

  • Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в России и защиты их нравственности. 2 июня 2008 года.

  • Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.
    Вступила в силу 2 сентября 1990 года.


  • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка»

  • Программа развития МБОУ «СОШ № 53 с углубленным изучением отдельных предметов» «Школа успешности» ( 2011-2014 гг)

  • Школьная Программа духовно- нравственного воспитания учащихся ( 2011-2014гг)




Заказчик- координатор программы

Педагогический и родительский коллективы МБОУ «СОШ № 53 с углубленным изучением отдельных предметов».

Адрес: Алтайский край , г. Барнаул,

пр. Космонавтов, 23

Контактный телефон: 77-14-38

Цели программы

Создать условия развития социально значимого комплекса поведенческих навыков учащихся, обеспечивающих способность к социально адекватному поведению, позволяющих продуктивно взаимодействовать с окружающими и успешно справляться с требованиями и изменениями повседневной жизни.







Задачи программы

- реализация воспитания через деятельностный подход, направленный на развитие учебной, коммуникативной, социальной, креативной компетентности воспитанников;

- усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания воспитания, способствующего утверждению ценностей гражданского общества, становлению личности ученика;

- сохранение их психического и физического здоровья участников воспитательного процесса;

- развитие творческие артистические способности детей;
- развитие коммуникативные и организаторские способности воспитанника;
-формирование художественно- эстетический вкус;
- воспитание социально активной личности воспитанника.
-обеспечение социальной защищенности воспитанников;

Сроки реализации программы

2012-2017 учебный год.

Место реализации программы

МБОУ «СОШ№53 с углубленным изучением отдельных предметов»

Целевая группа, на которую рассчитана программа

Учащиеся 5-9 класса

Основные направления программы

Данная программа должна осуществляться по шести направлениям: «Интеллектуальные возможности», «Здоровье», «Общение и досуг», «Семья», «Патриот и гражданин», «Нравственность».

Исполнители программы

В реализации данной программы участвуют: классный руководитель, родители и ученик. 

Принципы реализации программы

1. Гуманистический принцип.

2. Принцип коллегиальности.

3. Принцип системности.

4. Принцип целесообразности и природосообразности.

5. Принцип опоры на ведущую деятельность.

6. Принцип взаимодействия личности и коллектива.



Механизмы реализации

программы

  • тематические классные часы по представленным направлениям, театральные постановки, литературно- музыкальные композиции (гостиные);

  • выстраивание индивидуальной образовательной и воспитательной траектории;

  • участие в школьных и муниципальных, краевых мероприятиях, творческих конкурсах, соревнованиях;

  • работа в кружках;

  • «Портфолио» ученика;

  • участие в научно-исследовательской и практической деятельности, олимпиадах;

  • занятия в школьных и муниципальных спортивных секциях, художественных и музыкальных школах;

  • Клуб семейного театра «Истоки».

Ожидаемые результаты

  • Воспитание искусством раскроет способности и возможности человека в обществе;

  • Развитие субъективности личности подростка способствует формированию самодеятельных и самоуправленческих начал в жизни класса;

  • Создание и работа советов дела при подготовке и проведении мероприятий, чередование коллективных творческих поручений позволит каждому учащемуся занять субъективную позицию в построении жизнедеятельности классного общества;

  • Участие в коллективно творческой деятельности положительно влияет на формирование организаторских способностей, умение управлять своим «Я», раскрывать и развивать потенциальные возможности всех участников воспитательного процесса;

  • Основными чертами классного коллектива станут: творчество, коллективизм, интеллектуализм (стремление к знаниям);

  • Личностный рост ребенка;

  • Расширение кругозора, развитие речи, образного и вербального мышление учащихся;

  • Сформируется социально значимый комплекс поведенческих навыков учащихся, обеспечивающих способность к социально адекватному поведению, позволяющих продуктивно взаимодействовать с окружающими и успешно справляться с требованиями и изменениями повседневной жизни.




Эффекты

воспитательной программы

В результате у учеников развивается коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность в её страноведческом, этническом аспектах.








«….. театр — единственный учитель нравственности, поведения, возвышенных идеалов, который никогда не наскучит ученику.

… театр — ценнейшее дополнение к любому воспитательному учреждению для детей, и без него не совершенна самая прекрасная школа».

М. Твен 

Пояснительная записка

Важнейший период становления личности будущего гражданина приходится на его школьные годы. Поэтому исключительную роль в формировании подрастающего человека играет школьный коллектив. Именно он является основной социальной средой, в которой воспитываются способности личности. В школьном коллективе с его многогранными отношениями, благодаря общей деятельности его членов, обеспечивается всесторонне развитие личности, надлежащая подготовка учащихся к труду, к активному участию в общественной жизни, к защите Родины.

С момента рождения ребенок становится индивидом, но не является личностью. Становление личности при восприятии опыта, ценностных ориентаций данного общества, культуры в целом, что называют социализацией. На первых этапах формирования личности социализация осуществляется через общение, обучение, воспитание, затем через практическую деятельность. Школа – это первый социальный институт ребенка, именно там он получает свой первый жизненный опыт, начинает присматриваться и действовать в мире взрослых. Полноценный социальный опыт приобретается только в конкретной деятельности, а не в ее имитации. Задача состоит в создании в школе таких условий, в которых ребенок мог бы приобретать социальный опыт, соответствующий социальной ситуации. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Театрализованные игры можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей, как мощный психотренинг. Именно в условиях игры тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор. Совместная театрализованная деятельность направлена на развитие у его участников ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных и т.д.) На основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.

Многогранны виды деятельности, в которые вовлекает школьников классный руководитель. Это и общественно полезные дела, и трудовые десанты, и обсуждение книг, спортивные соревнования. Но для того, чтобы они стали не просто мероприятиями, а ступеньками в духовном, познавательном развитии и возвышении ребят, важно верное педагогическое руководство их отношениями, создание условий для взаимообогащающего общения, развития и укрепления лучших черт характера, чувства коллективизма. Деятельность школьников должна развертываться в такой воспитательной среде, психологический климат которой отражает нравственные нормы нашего общества. Именно такой средой должен стать коллектив. Без создания и воспитания коллектива педагог бессилен, т.к. он один не в состоянии организовать постоянное влияние на личность каждого учащегося.

Программа определяет уровень овладения школьниками знаниями, умениями, навыками в разных областях жизни, нацеливает детей на дальнейшее развитие, даёт им основные направления в выработке внутренней потребности детей вырасти защитниками Родины, ответственными перед обществом за свои поступки, уважающими законы и нормы общественной жизни, честными тружениками и образованными гражданами, ведущими здоровый образ жизни и охраняющими и оберегающими окружающую природу.
Нормативно-правовое обеспечение Программы:

  • Закон "Об образовании" Российской Федерации;

  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (одобрена распоряжением Правительства РФ 29 декабря 2001 года N 1756-р);

  • "Приоритетные направления развития образовательной системы РФ", утвержденные Правительством РФ 9 декабря 2004;

  • Закон Алтайского края "Об образовании в Алтайском крае", принятый Краевым Советом народных депутатов (Постановление от 29.11.2004 г. N 432).

  • Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в России и защиты их нравственности. 2 июня 2008 года.

  • Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.
    Вступила в силу 2 сентября 1990 года.


  • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка»

  • Письмо Минобразования Российской Федерации от 20 мая 2003 года № 28-51-396/16 «О реализации дополнительных образовательных программ в образовательных учреждениях».

  • Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 №06-1844 « О примерных требованиях к программам образования детей»

  • Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей  Минобрнауки Российской Федерации от 11.12. 2006 г. № 06-1844 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ образования детей».



  • Программа развития МБОУ «СОШ № 53 с углубленным изучением отдельных предметов» «Школа успешности» ( 2011-2014 гг)

  • Школьная Программа духовно- нравственного воспитания учащихся ( 2011-2014гг)

Актуальность программы.

За последние десятилетия появилось много новых программ по воспитанию и образованию школьников, основное внимание в них уделяется обновлению интеллектуального содержания образования, а вопросы социально-эмоционального развития ребенка раскрыты недостаточно.

Программа "Театр и мы" важна и необходима, так как приносит значительные результаты в плане социализации и благополучия каждого ребенка. Формирует у детей социальные навыки поведения, уверенность в себе, понимание своих и чужих чувств, желаний и мнений, а также коммуникативность и креативность. Программа организует сотрудничество с семьей, система работы предусматривает участие семьи, как в общих, так и в индивидуальных мероприятиях для родителей.

Цель программы:

Создать условия развития социально значимого комплекса поведенческих навыков учащихся, обеспечивающих способность к социально адекватному поведению, позволяющих продуктивно взаимодействовать с окружающими и успешно справляться с требованиями и изменениями повседневной жизни.

Задачи:

- реализация воспитания через деятельностный подход, направленный на развитие учебной, коммуникативной, социальной, креативной компетентности воспитанников;

-усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания воспитания, способствующего утверждению ценностей гражданского общества, становлению личности ученика;

-сохранение их психического и физического здоровья участников воспитательного процесса;

- развитие творческие артистические способности детей;
- развитие коммуникативные и организаторские способности воспитанника;
-формирование художественно- эстетический вкус;
- воспитание социально активной личности воспитанника.
-обеспечение социальной защищенности воспитанников;

В реализации данной программы участвуют три действующих лица: классный руководитель, родители и ученик, где ученик занимает центральную позицию.

Принципы реализации программы

1. Гуманистический принцип.

2. Принцип коллегиальности.

3. Принцип системности.

4. Принцип целесообразности и природосообразности.

5. Принцип опоры на ведущую деятельность.

6. Принцип взаимодействия личности и коллектива.

Новизна программы

  • включение в воспитательный процесс традиций класса, которые положительно влияют на формирование мировоззрения и мироощущения ребенка. Главное их назначение – сделать общение учащихся и учителей полезным и необходимым.

  • смещены акценты с освоения фундаментальных знаний по предмету на социализацию и профессионализацию личности средствами современных знаний и технологий по направлению деятельности;

  • усовершенствована структура образовательного процесса за счет внедрения комплекса интегрированных учебных дисциплин: актёрское мастерство, сценическая речь, сценическое движение, грим;  

  • изменены подходы к реализации долгосрочной программы (поэтапно с учетом возрастных особенностей).

Педагогическая целесообразность программы.

Реализация программы позволяет включить механизм воспитания каждого члена коллектива и достичь комфортных условий для творческой самореализации.
Комплексная, профессионально-ориентированная программа в контексте заданной цели, интегрирует усилия профессиональной и социальной педагогики.  Она предоставляет возможность, помимо получения базовых знаний,  эффективно готовить воспитанников к освоению накопленного человечеством социально-культурного опыта, безболезненной адаптации в окружающей среде, позитивному самоопределению. Обучение подростков отличается практической и гуманитарной направленностью.

Отличительные особенности воспитательной программы.

1. Интеграция теории и практики, обусловленная спецификой предмета;  интеграция социальной, профессиональной и общей педагогики позволяет учащимся, в процессе реализации настоящей программы, одновременно получать комплексные знания,  развивать синтетические способности и совершенствовать навыки социального взаимодействия через репетиции, театральную деятельность (отчетные спектакли, конкурсы, фестивали), творческие встречи и мастер-класс профессиональных артистов. Такой комплексно-целевой подход к обучению интенсифицирует развитие детей и подростков, формирует устойчивую мотивацию к познанию, активизирует их творческую деятельность, способствует успешной социализации.

2. Реализация программы в режиме сотрудничества и демократического стиля общения позволяет создать личностно-значимый для каждого воспитанника  индивидуальный или коллективный духовный продукт (в виде спектакля).

3. Личностно-ориентированный подход к образованию с использованием здоровьесберегающих технологий способствует сохранению и укреплению физического и социального здоровья воспитанника.

Ожидаемые результаты.

На первом этапе развития личности 5–6 класс:

– лидерские качества;
– сплоченность коллектива.

- способность включения в работу;

На втором этапе развития личности 7–9 класс:
– способность к выполнению намеченных целей;
– способность к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон, желание самосовершенствоваться;
– формирование социально активной личности, удовлетворяющей потребностям общества.

Условия эффективности реализации программы:

  • Программа предлагает систематизацию и определенную ориентацию школьников на обучение в среднем звене; на становление ученика как творческой, коммуникативной и креативной личности.

  • Она обеспечивает целостность учебно-воспитательного процесса на период обучения школьников в образовательном учебном заведении.

  • Системность, целенаправленность и регулярность в воспитательной работе, что повышает уровень нравственного развития личности;

  • Разнообразие форм и методов, формирование у воспитанников толерантности;

  • Поиск новых путей развития личности школьников.

Возраст учащихся: от 11 лет и старше (учащиеся 5–9 классов)

Продолжительность и этапы воспитательной работы.

Программа рассчитана для воспитательной работы классного руководителя с 5-й по 9-й класс. План работы на год варьируется в зависимости от возрастных особенностей учащихся.

Программа рассчитана на 4 года с 5 по 9 класс.

Возраст детей, участвующих в реализации программы:11 - 16 лет

Сроки реализации Программы: 2012-2017 годы.

«Прекрасное существо человек,

если он – человек»

Античный афоризм

Основные направления воспитательной системы успешной социализации учащихся.

Направления

Главная идея

Цели направления

Предполагаемые результаты

Традиционные мероприятия




Здоровье дороже золота.

Уильям Шекспир

«Здоровье»j0281102

Образ жизни человека, отношение к своему здоровью определяет здоровье будущих поколений.

Формирование у учащихся всех возрастов понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения.

навыки соблюдения правил безопасного поведения, самообслуживания, организации и пропаганды здорового образа жизни, сохранения оптимальной окружающую среду.


Спортландия,

Театрализованные представления «Малые Олимпийские игры», спортивные турниры «Древность и современность рядом».




Поведение – это зеркало,

в котором каждый показывает

свой облик.

И. Гёте

«Нравственность»

Проекция сегодняшнего, нравственного облика человека на его будущее и будущее близких и родных ему людей.

Воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях.

навыки толерантного поведения, осознанного поведения в гражданском обществе, умение проявлять активную жизненную позицию.

Аукционы доброты, проект «Я хочу помочь людям»,карнавал «Признание в любви»,акция «Подарок школе своими руками».




Всё прекрасное на земле – от солнца,

и всё хорошее – от человека.

М.М.Пришвин

«Интеллектуальные возможности»

Интеллектуальные возможности – это не только успешность в учении, но и осознание своего внутреннего мира, своих возможностей, своего эмоционального состояния и состояние других людей.

Осознание учащимися значимости развитого интеллекта для будущего личностного самоутверждения и успешного взаимодействия с окружающим миром.

навыки продуктивной реализации интеллектуальных способностей в самообразовании и самосовершенствовании.

Театральное представление «Судьбы гениев»,интеллектуальные ринги и дуэли «к барьеру», «За гранью возможного».




Мы любим своё отечество,

это воздух, которым мы дышим.

А.А.Фадеев

«Патриот и гражданин»

Воспитание гордости за свое Отечество и ответственности за судьбу своей страны.

Формирование уважительного отношения к народам мира, человечеству, представителям других национальностей к своей национальности, е культуре, языку, традициям и обычаям.

навыки оценочных суждений, связанных с эмоционально-нравственным отношением к государству, законам с точки зрения их моральной справедливости, умения выделять исторические особенности символики (России, края, города), навык проявления патриотизма, чувства долга перед Отечества и стремления к защите Родины

Интерактивные игры по мотивам русских сказок «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок»,конкурс рассказов «История страны – в судьбах людей», конкурсы «Письмо ветерану», «Военные истории моей семьи» и т.д.



Дети должны жить в мире красоты,

игры, сказки, музыки, рисунка,

фантазии, творчества.

В.А.Сухомлинский

«Общение и досуг»

Воспитание стремления учащихся к полезному времяпровождению и позитивному общению.

Создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее приделами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.


навыки осуществления художественной и эстетической оценки на основе культурологических критериев, определения и овладения видами художественного творчества, коммуникативного гибкого поведения с учетом своеобразия культуры своего народа и собственной личности, соблюдения этикета.

Театрализованное представление «Ода речи», шоу «Века и герои», хит – парад любимых певцов, дискотеки.




Неуважение к предкам

есть первый признак

безнравственности.

А.С.Пушкин

«Семья»

Семья – основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне.

Осознание учащимися всех возрастов значимости семьи в жизни любого человека.

Навыки позитивного и конструктивного отношения к себе, позитивного общения, самооценки и понимания других, управления собственными эмоциями, адекватного поведения в стрессовых ситуациях, продуктивного взаимодействия, творчества

Тематические конференции родителей и детей «Знаменитые фамилии России», «Материнская любовь….», «Свечи человеческой памяти…», «Слова благодарности и признания…»
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка 7 Содержание программы 24 Приложение 32 Список литературы 45 Рекомендуемые технические, медиа- и аудиовизуальные средства 48 Паспорт программы успешной социализации личности учащегося «Театр и мы» iconПояснительная записка Список литературы Приложение Индивидуальная...
...

Пояснительная записка 7 Содержание программы 24 Приложение 32 Список литературы 45 Рекомендуемые технические, медиа- и аудиовизуальные средства 48 Паспорт программы успешной социализации личности учащегося «Театр и мы» iconПояснительная записка Содержание программы Тематическое планирования
Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального...

Пояснительная записка 7 Содержание программы 24 Приложение 32 Список литературы 45 Рекомендуемые технические, медиа- и аудиовизуальные средства 48 Паспорт программы успешной социализации личности учащегося «Театр и мы» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В. М. Константинова, В. С. Кучменко, И. Н. Пономаревой // Биология в основной...

Пояснительная записка 7 Содержание программы 24 Приложение 32 Список литературы 45 Рекомендуемые технические, медиа- и аудиовизуальные средства 48 Паспорт программы успешной социализации личности учащегося «Театр и мы» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В. М. Константинова, В. С. Кучменко, И. Н. Пономаревой // Биология в основной...

Пояснительная записка 7 Содержание программы 24 Приложение 32 Список литературы 45 Рекомендуемые технические, медиа- и аудиовизуальные средства 48 Паспорт программы успешной социализации личности учащегося «Театр и мы» iconРеализацию программы обучения в 1 классе. Технические средства обучения
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы

Пояснительная записка 7 Содержание программы 24 Приложение 32 Список литературы 45 Рекомендуемые технические, медиа- и аудиовизуальные средства 48 Паспорт программы успешной социализации личности учащегося «Театр и мы» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Технические и аудиовизуальные средства обучения
Аудиовизуальная культура: история, концепции, структура, функционирование. Психофизиологические основы восприятия аудиовизуальной...

Пояснительная записка 7 Содержание программы 24 Приложение 32 Список литературы 45 Рекомендуемые технические, медиа- и аудиовизуальные средства 48 Паспорт программы успешной социализации личности учащегося «Театр и мы» iconПояснительная записка Содержание образовательной программы Часть...
Направления деятельности. Междисциплинарный подход при проведении диагностики и консультирования

Пояснительная записка 7 Содержание программы 24 Приложение 32 Список литературы 45 Рекомендуемые технические, медиа- и аудиовизуальные средства 48 Паспорт программы успешной социализации личности учащегося «Театр и мы» iconДолжностные обязанности
Паспорт включает перечень книгопечатной продукции (библиотечный фонд), демонстрационные печатные пособия, информационно-коммуникативные...

Пояснительная записка 7 Содержание программы 24 Приложение 32 Список литературы 45 Рекомендуемые технические, медиа- и аудиовизуальные средства 48 Паспорт программы успешной социализации личности учащегося «Театр и мы» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Технические и аудиовизуальные средства обучения
По сути, в стране происходит так называемая очередная революция в образовании: от знаний к информации, т е от книжной культуры к...

Пояснительная записка 7 Содержание программы 24 Приложение 32 Список литературы 45 Рекомендуемые технические, медиа- и аудиовизуальные средства 48 Паспорт программы успешной социализации личности учащегося «Театр и мы» iconПояснительная записка 8 класс рабочая программа составлена на основе...
Программы курса «Человек и его здоровье» для 8 класса «Человек» авторов А. Г. Драгомилова, Р. Д. Маша Биология в основной школе:...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru