Когнитивная психология




НазваниеКогнитивная психология
страница1/19
Дата публикации15.07.2013
Размер2.56 Mb.
ТипДокументы
5-bal.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

www.koob.ru

Robert L.Solso

COGNITIVE PSYCHOLOGY

6-th edition

ALLYN AND BACON

Boston • London • Toronto • Sydney • Tokyo • Singapore

Роберт Солсо

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

6-е издание



Москва • Санкт-Петербург ■ Нижний Новгород ■ Воронеж

Ростов-на-Дону • Екатеринбург • Самара • Новосибирск

Киев • Харьков • Минск

2006

ББК УДК С60

88.351 159.928.235

С60 Когнитивная психология / Р. Солсо. — 6-е изд. — СПб.: Питер, 2006. — 589 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).

ISBN 5-94723-182-4

В книге последовательно и целостно излагаются теоретические и эмпирические основы когнитивной психологии, представлен ясный, убедительный анализ таких важнейших разделов данной предметной области, как репрезентация знаний, обработка информации и когнитивная нейронаука. Предлагаемое вниманию читателей издание является полностью переработанным, особое внимание уделено одной из прогрессивных научных областей — нейропознанию, оказывающей существенное влияние на современное понимание человеческой психики. Кроме того, в качестве доказательств когнитивных теорий представлены данные новейших нейрокогнитивных исследований. Книга существенно дополнена современной информацией по физиологии и смежным темам, включая последние достижения технологий нейрокогнитивного отображения. Адресована студентам, аспирантам, преподавателям факультетов и отделений психологии вузов, а также всем, кто интересуется функционированием разума.

ББК 88.351 УДК 159.928.235

©2001, 1998, 1995, 1991, 1988, 1979 by Allyn & Bacon

© Перевод на русский язык ЗАО Издательский дом «Питер», 2006

© Издание на русском языке, оформление ЗАО Издательский дом «Питер», 2006

ISBN 0-205-30937-2 (англ.) ISBN 5-94723-182-4
 Оглавление

Предисловие ..............................................................14

Студенту ............................................................... 14

Преподавателю......................................................... 15

Глава 1. Введение в когнитивную психологию ............................. 19

Что такое когнитивная психология?.....................................20

Модель обработки информации.........................................23

Сфера когнитивной психологии.........................................24

Когнитивная нейронаука............................................24

Восприятие ......................................................... 25

Распознавание паттернов ............................................26

Внимание ........................................................... 26

Сознание........................................................26

Память..............................................................21

Репрезентация знаний ..................................................28

Воображение ........................................................28

Язык................................................................29

Психология развития................................................29

Мышление и формирование понятий ...............................30

Человеческий и искусственный интеллект ...........................30

Краткая история когнитивной психологии ..............................31

Первые представления о мышлении..................................31

Познание в эпоху Возрождения и после нее ..........................32

Когнитивная психология: начало XX столетия.......................34

Когнитивная психология сегодня....................................37

Концептуальная наука и когнитивная психология.......................39

Когнитивные модели ................................................41

Компьютерная метафора и человеческое познание.....................43

Когнитивная наука .................................................45

Нейронаука и когнитивная психология ..............................45

Параллельная распределенная обработка (PDP) и когнитивная психология .............48

Эволюционная когнитивная психология.............................49

Резюме.................................................................51

Рекомендуемая литература .............................................52

Глава 2. Когнитивная нейронаука.........................................53

Исследование и картирование мозга....................................54

XXI век — наука о мозге ................................................54

Проблема психики и тела ...............................................55

Когнитивная нейронаука ...............................................57

Когнитивная психология и нейронаука...............................58

6

Нервная система .......................................................59

Нейрон..............................................................61

Головной мозг: от компартментализации к массовому действию.......64

Анатомия головного мозга........................................... 66

Современные методы нейрофизиологии.................................74

Отображение магнитного резонанса и эхо-планарная томография ..... 74

Компьютерная аксиальная томография...............................75

Позитронно-эмиссионная томография...............................77

История о двух полушариях ............................................82

Когнитивная психология и науки о мозге.............................91

Резюме.................................................................91

Рекомендуемая литература.............................................92

Глава 3. Восприятие и внимание........................................... 93

Вычислительный мозг..................................................94

Ощущение и восприятие................................................95

Иллюзии............................................................ 96

Предшествующее знание.............................................96

Сенсорная предрасположенность мозга ..............................98

Объем восприятия.....................................................100

Иконическое хранение.................................................102

Влияние задержки подсказки.......................................104

Эхоическое хранение..................................................104

Функции сенсорных хранилищ........................................106

Внимание .......................... 107

Пропускная способность и избирательность внимания.................. 111

Слуховые сигналы....................................................111

Модели избирательного внимания —.................................113

Модель с фильтрацией (Бродбент)..................................113

Модель делителя (Трейсман) .......................................117

Зрительное внимание............................................. 120

Автоматическая обработка............................................. 122

Нейрокогнитология внимания.........................................125

Внимание и человеческий мозг......................................125

Внимание и ПЭТ...................................................126

Резюме................................................................127

Рекомендуемая литература............................................129

Глава 4. Распознавание паттернов........................................130

Теории восприятия....................................................132

Распознавание зрительных паттернов..................................134

Зрение .............................................................135

Субъективная организация .........................................136

Теория гештальта......................................................138

Канонические перспективы ............................................141

Принципы обработки информации: «снизу вверх» и «сверху вниз» . 144

7

Сравнение с эталоном .................................................145

Теория геонов ......................................................148

Метод предварительной подготовки.................................150

Подетальный анализ...................................................152

Движения глаз и восприятие паттерна..............................155

Прототипное сравнение........___....................................155

Абстрагирование зрительной информации..........................156

Псевдопамять ......................................................158

Теория прототипов: центральная тенденция и частота признаков .... 160

Восприятие формы: интегрированный подход..........................161

Распознавание паттернов экспертами ..................................162

Распознавание образов в шахматах...................................162

Роль наблюдателя в распознавании паттернов..........................165

Резюме......166

Рекомендуемая литература............................................167

Глава 5. Сознание .......................................................168

История изучения сознания .....................169

Когнитивная психология и сознание...................................171

Эксплицитная и имплицитная память............................... 173

Исследования с подготавливающими стимулами....................174

Нейрокогнитивные исследования: сон и амнезия ....................178

Сознание как научный конструкт ......................................181

Ограниченная пропускная способность.............................183

Метафора новизны .................................................184

Метафора прожектора..............................................184

Метафора интеграции: театр в обществе разума.....................185

Современные теории сознания..................................... 187

Модель отдельных взаимодействий и сознательного опыта Шактера .. 187

Теория общего рабочего пространства Баарса ...................188

Функции сознания....................................................192

Резюме.................................................................193

Рекомендуемая литература ............................................194

Глава 6. Мнемоника и эксперты ..........................................195

Король из Техаса в паре с королем Полом Баньяном из Миннесоты .....196

Мнемонические системы..............................................197

Метод размещения .................................................198

Система «слов-вешалок»...........................................199

Метод ключевых слов..............................................201

Организующие схемы ..............................................203

Воспроизведение имен ..........................................205

Воспроизведение слов  ..........................................206

Выдающиеся мнемонисты.............................................208

Ш.: Лурия..........................................................208

V. Р.: Хант и Лав....................................................211

Другие примеры....................................................213

8 Оглавление

Эксперты и мастерство ................................................ 214

Н. О.: исследование на примере художника — Солсо; Майалл и

Чаленко.................................................216

Структура знания и мастерство.....................................220

Теоретический анализ мастерства...................................221

Резюме........... :....................................................222

Рекомендуемая литература ............................................223

Глава 7. Память: структуры и процессы  ..............................224

Кратковременная память..............................................225

Нейрокогнитология и КВП .........................................227

Рабочая память.....................................................229

Объем КВП.........................................................231

Кодирование информации в КВП ...................................233

Воспроизведение информации из КВП..............................241

Долговременная память...............................................243

Нейрокогнитология и ДВП.........................................243

ДВП: структура и хранение .........................................245

Сверхдолговременная память (СДВП)..............................249

Автобиографические воспоминания.................................254

Ошибки памяти и свидетельские показания.........................257

Резюме................................................................ 260

Рекомендуемая литература .................:..........................261

Глава 8. Память: теории и нейрокогнитология ............................262

Первые исследования..................................................263

Нейрокогнитология памяти............................................267

Два хранилища памяти................................................269

Место памяти в процессе познания.....................................272

Модели памяти........................................................ 273

Модель Во и Нормана ..............................................273

Модель Аткинсона и Шифрина .....................................275

Уровень воспроизведения (УВ).....................................277

Уровни обработки (УО): Крэйк.....................................278

Эффект соотнесения с собой (ЭСС).................................283

Эпизодическая и семантическая память: Тульвинг...................285

Коннекционистская (PDP) модель памяти: Румельхарт и

Мак-Клелланд ..................................................288

Резюме ..............................................................293

Рекомендуемая литература.............................................294

Глава 9. Репрезентация знаний...........................................296

Семантическая организация ...........................................298

Ассоцианистский подход..............................................299

Организующие переменные: Бауэр..................................299

Оглавление 9

Когнитивные модели семантической памяти ...........................301

Теоретико-множественные модели..................................301

Модель сравнительных семантических признаков ...................302

Сетевые модели ....................................................305

Пропозициональные сети...........................................309

Репрезентация знаний — нейрокогнитивистская позиция...............316

Поиск неуловимой энграммы .......................................316

О чем говорят нам больные амнезией, когда они забывают ...........317

Знание «что» и знание «как»........................................319

Таксономия структуры памяти......................................319

Память: консолидация .................................................321

Коннекционизм и репрезентация знаний ...............................322

Резюме................................................................325

Рекомендуемая литература ............................................326

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Когнитивная психология iconКогнитивная психология
С60 Когнитивная психология / Р. Солсо. — 6-е изд. — Спб.: Питер, 2006. — 589 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»)

Когнитивная психология iconКонтрольные задания для студентов 1 курса по специальности «Педагогика...
Соотнесите названия концепций с их представителями: а М. Вертгеймер 1 Когнитивная психология

Когнитивная психология iconПрограмма дисциплины Экстремальная психология и психология катастроф...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 030300. 68...

Когнитивная психология iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности...
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»

Когнитивная психология iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности...
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»

Когнитивная психология iconПрограмма дисциплины Социальная психология (1 курс) для направления 030300. 62 «Психология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030300. 62 «Психология»...

Когнитивная психология iconПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности...
«Дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»

Когнитивная психология iconПрограмма дисциплины «Социальная психология»
Примерная программа дисциплины «Социальная психология» составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего...

Когнитивная психология iconКомплекс по дисциплине «психология и педагогика» Королев 2011
«Психология и педагогика» составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом подготовки студентов. Учебный курс...

Когнитивная психология iconЛитература Дилигенский Г. Г. Социально-политическая психология. М., 1994
Ольшанский Д. В. Социальная психология “винтиков”. // Вопросы философии. — 1989. — №8


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru