Может ли человек, который вообще не умеет рисовать, принимать участие в арттерапевтических занятиях, где основным средством воздействия является обучение изобразительному искусству?




Скачать 207.21 Kb.
НазваниеМожет ли человек, который вообще не умеет рисовать, принимать участие в арттерапевтических занятиях, где основным средством воздействия является обучение изобразительному искусству?
Дата публикации20.08.2013
Размер207.21 Kb.
ТипДокументы
5-bal.ru > Психология > Документы
Арт-терапия

Арт-терапия - один из самых мягких и в то же время глубоких методов в арсенале психологов и психотерапевтов. Рисуя, занимаясь лепкой или описывая в литературной форме свою проблему или настроение, вы как будто получаете закодированное послание от самих себя, из собственного подсознания.

Метод арт-терапии можно отнести к наиболее древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний, которым многие люди пользуются самостоятельно - чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться.

Всякое представление, возникающее в психике, всякая мысль заканчивается движением. Если реальное движение по какой-либо причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления этого движения.

Арт-терапия привлекает к себе в последнее время всё большее внимание во всём мире. Трудно назвать ещё какое-либо направление , которое имело столь же большие возможности не только для "исцеления" отдельных лиц и групп, но и для "социального врачевания".

конечно же, интерес к арт-терапии может быть связан с тем, что она в эру "аппаратурной медицины" апеллирует к внутренним, самоисцеляющим ресурсам человека, тесно связанным с его творческими возможностями.

В арт-терапии принят запрет на сравнительные и оценивающие суждения, отметки, критику, наказания!

Таким образом, арт-терапия позволяет каждому участнику оставаться самим собой, не испытывать неловкости, стыда, обиды от сравнения с более успешными, на его взгляд, людьми.

Занятия могут быть структурированными или неструктурированными.

Для первых характерна заданность темы и/или изобразительных средств. Однако содержание творческой деятельности, форма воплощения задуманного, темп работы определяются самим участником.

На неструктурированных занятиях участники самостоятельно выбирают тему, материалы, инструменты.

На занятиях зачастую используются музыка, пение, движение, танец, драма, поэзия, сочинение историй и т.д. Такие формы, когда одновременно сочетаются различные способы творческого самовыражения, принято называть мультимедийными.

Таким образом, арт-терапия позволяет:

  • Развить в себе спонтанность и совершенствовать внимание, память, мышление (когнитивные навыки);

  • Изучить свой жизненный опыт с необычного ракурса;

  • Решать проблемы легко и красиво;

  • Научиться общаться на экзотическом уровне (используя изобразительные, двигательные, звуковые средства);

  • Просто само выражаться, доставляя удовольствие себе и другим. 

Может ли человек, который вообще не умеет рисовать, принимать участие в арттерапевтических занятиях, где основным средством воздействия является обучение изобразительному искусству?

 

Многим из нас еще в детстве сказали, что мы не умеем рисовать. И мы в это поверили (как не поверить взрослым, умным людям?). На самом деле процесс рисования естественен для каждого человека, задатки графика, живописца или скульптора есть у каждого из нас. Рисование помогает осмыслить и привести к гармоничному состоянию свой внутренний мир. На занятиях арттерапией удивление («у меня получается!») постепенно сменяется увлечением собственным творчеством. Иногда арттерапия даже приводит человека к пониманию, что искусство – его призвание. Но главное – она позволяет снять внутреннее напряжение, отвлечься от пожирающих нас проблем и «поставить их на место».

 

За счет чего при арттерапии возникает лечебный эффект?

 

Как известно, за наши эмоции «отвечает» правое полушарие головного мозга, а за рациональность – левое. Когда мы размышляем о том, каким образом ответить на заданные нами жизнью вопросы, этим занимается наше левое полушарие.

Иногда мы попадаем в замкнутый круг, появляется агрессивность или апатия, развиваются различные заболевания. В таком случае важно включить в работу правое полушарие, отвлечь мозг от чрезмерного сосредоточения на проблемах, кажущихся нам в настоящий момент глобальными и неразрешимыми. Арттерапия обращается к эмоциям человека, заставляя активно работать правое полушарие. И это позволяет найти новую точку зрения на существующую ситуацию, способствуя ее решению и выздоровлению пациента.

 

Чем отличается арттерапия от обычных уроков рисования (например, школьных)?

 

Обычный школьный урок и занятие арттерапией ставят перед собой разные задачи. Во время урока главное – научить, во время арттерапии главное – раскрепостить.

К обычным для русской школы рисунка построениям арттерапия обращается лишь на 2 этапе. Отчасти из-за того, что расчеты и соотношения заставляют работать наше «рациональное» - левое полушарие, что на начальном этапе не соответствует поставленной задаче.

Арттерапевтические занятия разработаны с целью помочь пересечь порог внутри своего сознания, чтобы он мог услышать и почувствовать мудрость интуиции в самом себе.

Таким образом, занимаясь арттерапией, человек тоже учится, но не так, как мы к этому привыкли.

 

С какими проблемами помогает справиться арттерапия?

 

Методами арттерапии можно справиться с различными негативными состояниями, такими как – тревожность, страхи, депрессия, агрессивность и многими другими психологическими проблемами, которые мешают человеку жить и тормозят его развитие.

 Неразвитость воображения и творческого мышления, в основе которой лежит боязнь свободно проявлять себя. Ограниченное, преимущественно групповое общение детей со взрослыми, отсутствие личного времени, которым ребёнок мог бы распоряжаться по своему усмотрению, не оставляют ребёнку шанса обрести самостоятельности: твёрдый режим дня, постоянные указания взрослого, контроль – всё это исключает возможность развития творческой активности, лишает детей необходимости самостоятельно планировать, осуществлять и контролировать своё поведение, и напротив, формирует привычку к пошаговому выполнению чужих указаний.

А между тем наличие творческого мышления и воображения - необходимое условие для самореализации, успешной адаптации личности в социуме, выстраивания позитивной «Я-концепции». Таким образом, чем выше уровень развития творческих способностей ребёнка, тем более свободным он становится, и формирование его личности осуществляется не в условиях приспособления к требованиям окружающей среды, а в условиях его постоянной творческой активности, направленной на перестройку и окружающей среды и самого себя.
Может ли арттерапевт составить психологический портрет своего пациента?

 

Как показывает опыт, благодаря занятиям с арттерапевтом выявляются многие значимые психологические особенности человека, среди которых можно назвать:

  • Уровень активности

  • Преобладание рационального или эмоционального

  • Экстравертность или интровертность

  • Сексуальность

  • Уровень общего умственного развития 

На этой основе можно определить, к какому психологическому типу принадлежит пациент, что помогает в дальнейшем лечении.

 

Можно ли с помощью арттерапии контролировать свое психологическое состояние, ведь, как известно, оно может очень меняться, особенно, если в жизни присутствуют стрессовые ситуации?

 

Важным моментом в использовании метода арттерапии является именно то, что арттерапия позволяет использовать рисование именно для контроля динамики психологического состояния человека и, соответственно, для коррекции возникающих проблем.

 

Каким видам изобразительных искусств можно обучиться, благодаря арттерапии?

 

Первое занятие арттерапией является во многом тестовым. По его результатам каждому рекомендуется тот вид деятельности, который будет более всего способствовать решению конкретных проблем. Один пишет акварели, другой - лепит скульптуру. По ходу занятий вид деятельности может меняться.

 

Занятия арт-терапией предполагают следование следующим основополагающим принципам; если один из этих принципов нарушается, то специалист уже не вправе называть происходящее арт-терапией:

  1. Занятия арт-терапией предполагают использование ребёнком разнообразных изобразительных средств с целью выражения с их помощью содержания своего внутреннего мира.

  2. Работа ребёнка с материалами протекает в определённых условиях, помогающих создать у него ощущение безопасности и способствовать свободному выражению содержания своего внутреннего мира.

  3. Рисование происходит в присутствии специалиста, обладающего достаточным знанием природы художественного творчества и способного понимать психологическое содержание рисунков ребёнка и выступать в качестве посредника в «диалоге» ребёнка со своим рисунком.

  4. Арт-терапевтическая деятельность предполагает использование арт-терапевтом определённых приёмов, помогающих ребёнку осознать отражённые в его рисунке содержания его внутреннего мира.

Арт-терапия обеспечивает положительный эффект благодаря «исцеляющим» возможностям собственно художественного творчества, дающего возможность выразить и заново пережить внутренние конфликты.

Творчество является мостом между миром фантазии и миром реальности. Оно включает в себя элементы и того и другого, позволяя создать некий синтез, который ни ребёнок, ни взрослый не могут создать без помощи художественных средств. Порой чувства и мысли, которые пытается выразить ребёнок, требуют символических средств выражения, так как непосредственное их выражение будет слишком болезненным.

Занятия арт-терапией, помимо диагностического и исцеляющего, несут в себе обучающий эффект. По мере того, как ребёнок переводит свой внутренний опыт в творчество, он очень часто становится способен и описать его. Выражая содержание собственного внутреннего мира, он постепенно движется к его осознанию. Когда рисунок воплощает чувство, и ребёнок начинает активно взаимодействовать с образом, становятся возможными психические изменения посредством самого рисунка.

Оборудование комнаты арт-терапии

Для проведения арт – терапевтических сессий необходимо иметь одно специально оборудованное место. Комната должна быть опрятна, все материалы должны содержаться в чистоте. Желательно комнату разделить на две части: «влажную» и «сухую», во влажной необходимо иметь раковину; в этой части ребёнок может работать с пачкающимися материалами (глина, гуашь, акварель). Если планируется рисовать на полу, то пол должен быть покрыт линолеумом или другим моющимся материалом. Если в комнате находится ковёр, можно его покрыть большим куском полиэтилена. Альтернативой рисованию на полу может быть рисование на большом столе или нескольких сдвинутых партах.

Арт – материалы необходимо рассортировать, колющие и опасные предметы (ножи, ножницы и иголки) должны содержаться отдельно. Материалы должны быть разнообразны и доступны для ребёнка. Помимо ватманов, листов А-4, рекомендуется использовать обои, чёрную бумагу (она пользуется популярностью у детей, так как создаёт ощущение заполненности рисунка, впечатление, что здесь «уже что-то нарисовано», - это важно для неуверенных в себе детей). Рекомендуется иметь следующие материалы: краски (масло, гуашь, акварель, темперу), цветные и простые карандаши, разнообразные фломастеры, пастель, краски для стекла, кисточки разной величины и губки (для раскрашивания больших объёмов), стаканчики для воды, глину, пластилин, природные материалы, нитки, иголки, бисер, пуговицы, брошки, куски ткани и меха, наклейки, журналы, фотографии, открытки и пр.

После каждого занятия в комнате должна проводиться уборка, мытьё и сортирование материалов. Желательно, чтобы в комнате не проводились никакие другие занятия и чтобы материалы не использовались для других нужд. Использованные или недостающие материалы нужно приобретать своевременно. Чем разнообразнее будет содержание комнаты, тем больше возможности и свободы в проявлении себя будет иметь ребёнок.

 Какие же техники современного искусства мы можем использовать?

Оп арт (optical art - оптическое искусство) - художественное течение второй половины 20 века, использующее различные зрительные иллюзии, основанные на особенностях восприятия плоских и пространственных фигур.

Монотипия: Два слова: «моно» и «типия». Монотипи́я (от «моно» - один и греч. «τυπος» — отпечаток, оттиск, касание, образ...) — вид печатной графики. Главное, это художественное произведение, выполненное за один прием! Монотипия существует давно, более трехсот лет Берете выбранную Вами твердую поверхность, в творческом чувственном порыве наносите краску нужным Вам инструментом, сверху накладываете бумагу, продавливаете ее сверху руками или резиновым валиком. Плавно снимаете лист. Исследуете полученный оттиск. Как правило, этот способ достаточно трудно управляем. Особенно, если Вы будете использовать водные краски: акварель, гуашь, акрил, темперу. Затем многие художники, всматриваясь в получившийся оттиск, пытаются увидеть какой-то образ, пейзаж, композицию и слегка дорабатывают оттиск, стараясь усилить и выявить увиденное в монотипии.. Мы пытаемся найти образ в случайном отпечатке.
Монотипия — удивительный жанр, который по существу занимает срединную позицию между живописью и графикой, между искусством и психологией. Монотипия — это способ свободы самовыражения, это проекция внутреннего мира. Поэтому искренность жанра бесспорна. Это та тонкая материя, которая сейчас почти утеряна в изобразительном искусстве.
Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань — икусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

Модульное оригами, Архитектурное оригами, Вырезание, Коллаж, торцевание, Скрапбукинг, Терра, Декупаж Лепка,

Через чувства, эмоции, самореализация личности ребенка происходит более продуктивно во всех сферах жизнедеятельности и поэтому обогащение учащегося опытом эмоционального отношения к действительности является важнейшим аспектом духовного развития ребенка – его духовного здоровья.


Проведение сессии арт-терапии, правила и действия.

Прежде чем начать арт-терапевтическую сессию с ребёнком, необходимо определиться с целями: зачем ему нужна арт-терапия сейчас, а также собрать о ребёнке как можно больше информации (от родителей, учителей, социальных работников).

Следующим этапом должен быть разговор с ребёнком. Краткий рассказ о том, что такое арт-терапия (при этом само слово можно не употреблять), объяснение, что занятие арт-терапии это не урок рисования, а возможность выразить себя, узнать о себе что-то новое. Здесь важно получить согласие ребёнка на посещение занятий, так как терапевтический эффект возможен лишь при соблюдении принципа добровольности. После того, как ребёнок дал согласие, с ним оговаривается формальная сторона: время, место, периодичность и количество занятий. Специалисты придерживаются мнения, что наиболее эффективны занятия регулярные и постоянные.

Трудно прогнозировать, сколько времени нужно для того, чтобы достичь терапевтического эффекта, но желательно, чтобы количество занятий тоже оговаривалось с ребёнком вначале так, чтобы он знал, когда будет последнее. В крайнем случае, сессию можно будет продолжить после небольшого перерыва. В большинстве случаев арт-терапевтический курс состоит из 18 сессий. Столь чёткая регламентация занятий нужна для того, чтобы ребёнок чувствовал себя в безопасности и мог заранее планировать то, что он будет делать на следующем занятии.

Важный момент – опоздания. Если ребёнок опаздывает по каким-то причинам на занятие более, чем на 15 мин., занятие не проводится, а переносится либо на другой день, либо пропускается. Опоздания в психотерапии не случайны. Если ребёнок опаздывает меньше, чем на 15 мин., это время вычитается из занятия.

Сессию арт-терапии проводит один терапевт или терапевт вместе с наблюдателем. Когда ребёнок приходит на первое занятие, его встречает терапевт и проговаривает ему и три простых правила поведения во время занятия:

- не вредить себе.

- не вредить другим: не бить других, не портить рисунки других детей (в случае, если арт-терапия групповая).

- не портить комнату и материалы.



Приложение.

 

Арт-терапевтические упражнения: упражнения, подталкивающие к самовыражению (от 10-ти лет).

На первых занятиях необходимо изготовить личную папку из больших листов бумаги или картона, в которой можно хранить рисунки, изготовленные детьми. Папку можно украсить и разрисовать, можно нарисовать на ней «что-то очень важное в твоей жизни, или то, что будет оберегать тебя».

  1. Нарисуй картину про то, что ты хочешь, что-то важное в твоей жизни сейчас.

  2. Сделай себе наряд, который помог бы тебе выразить себя, быть тем, кем ты хотел быть (например: волшебная майка с крылышками, чтоб ты мог летать).

  3. Сделай отпечаток своей руки на бумаге, а потом сделай из этой руки что-нибудь.

  4. Сделай из бумаги или ткани плащ, снаружи нарисуй вещи, которые бы ты хотел, чтобы все видели про тебя, а внутри вещи, которые бы ты не хотел, чтобы видели про тебя.

  5. Нарисуй картину про свою семью. Я в семье.

  6. Нарисуй картину себя идеального.

  7. Нарисуй себя как дерево.

  8. Возьми свой национальный флаг или другой символ и измени его так, чтобы он был твоим личным, добавь туда вещи, которые тебе дороги.

  9. Сделай в песке, коробке, на подносе, на бумаге или из пластилина сад всех времён года. Нарисуй (сделай) себя в этом саду.

Рефлексия:

Этот рисунок – возможность выразить сложности в твоей жизни, сложности, с которыми тебе предстоит столкнуться.

- что спит, что готовится к росту, что спрятано под землёй, в темноте, в укромном месте, собирая силы (напр., семечко под снегом)?

- что уже созрело, уже готово выйти в этот мир, чтобы все его видели и наслаждались этим?

- что уже почти умерло, закончилось или готово поменять себя?

- есть ли там садовник? (садовник – часть тебя, или человек, который помогает тебе в твоей жизни, наблюдает за ней).

  1. Нарисуй человека, собирающего яблоки с дерева.

  2. Упражнение «контейнер»: возьми лист бумаги и согни пополам, вообрази, что это ящик, корзина, коробка, сундук или что-то другое. Верхнюю часть листа разрисуй как крышку, а внутреннюю - как внутренность контейнера. Затем нарисуй в контейнере плохие вещи, чувства, действия или людей. Потом нарисуй хорошие: то, что ты любишь и то, что ты не любишь или секретные вещи о себе. К этому упражнению можно всегда возвращаться, дополняя «контейнер».

  3. Рисунок «День и ночь». Нарисуй круг раздели его. Одна часть будет ночью, другая днем. После окончания рисования дать ребенку цветные наклейки или золотые бумажки, сказать, что это волшебные лепестки, которые приносят удачу, любовь или символизируют помощь или добро. Попросить приклеить их в те места на рисунке, где они нужны.

  4. Рисунок «Добро и зло». Раздели лист. Одна часть будет добром, другая злом. После окончания рисования дать ребенку цветные наклейки или золотые бумажки, сказать, что это волшебные лепестки, которые приносят удачу, любовь или символизируют помощь или добро. Попросить приклеить их в те, места на рисунке, где они нужны.

  5. Рисунок «Дорога». Нарисуй дорогу. Подумай, какие бывают дороги: быстрые, медленные, асфальтовые, прямые, кривые, узкие, широкие. Из чего сделана дорога? В каком она состоянии? Сколько у нее полос? Что по бокам от дороги? Дорожные знаки? Кто-нибудь по ней едет? Куда?

  6. Рисунок «Настроение». Нарисуй с помощью разных цветов свое настроение.

  7. «Доспехи». Изготовь из бумаги или картона себе рыцарские доспехи. Разукрась их. Снаружи можешь сделать рисунок, который будут, видеть все (не секрет), а внутри доспехов нарисуй или напиши что-то тайное, секретное, личное - это никто не увидит, это секрет.

  8. Прорисовка тела. Отрежь длинный кусок бумаги (обои), ляг на него удобно. Я обведу твой контур. Разрисуй свой контур как хочешь.

  9. Мандалы. Нарисуй круг. Нарисуй внутри него твой символ, твой оберег, который будет охранять тебя.

  10. Нарисуй свой оберег, который будет охранять тебя. Это может быть что угодно: (семена, посуда, узор, символ, кукла, человек, одежда, украшения, животные, растения, постройки и проч.).

  11. Зеркало. Посмотри в зеркало на свое отображение. Нарисуй на этом зеркале себя (свое лицо) маркерами для доски. Разрисуй свое отображение.

  12. Нарисуй волшебное дерево. Придумай о нем историю. Можно нарисовать на большом куске бумаге (обоях), дети обычно отрезают длину бумаги в свой рост.

  13. Упражнение «Создание нового мира». Придумай и нарисуй, как был создан этот мир, как в нем все образовалось. Расскажи и покажи другим.

  14. Посмотри на природу, выбери ту вещь или тот объект, которым тебе бы хотелось стать (туча, дерево, дом, река, океан, пчела, лужа, лес и проч.). Нарисуй это. Нарисуй, как оно изменяется (туча льет дождь, река впадает в океан, дерево вырастает и проч.).

 

Разминки для групповых и индивидуальных занятий.

А) Использование готовых картинок (использование воображения для обдумывания или проговаривания своей внутренней жизни, надо иметь в наличии много картинок: люди, места, животные, настроения…)

  1. Выбери картинку, наклей её на лист, скажи, что тебе приходит в голову.

  2. Выбери 4-6 картинок людей, скажи, что каждый из них делает, что говорит, что думает.

  3. Выбери 4-6 картинок, которые означали бы что-то доброе и 4-6 картинок, которые значат что-то плохое, наклей на лист и скажи, что они означают.

  4. Выбери картинку человека, наклей на лист, скажи или напиши, что происходит с этим человеком, или что он думает или говорит, ты думаешь, что-то может поменяться?

 

Б) Совместное рисование (меняться местами):

- нарисуй моей рукой;

- обрисуй мою руку; разрисуй контур;

- обрисуй мою стопу; разрисуй контур;

- нарисуй линию – «загогулину» (сделай из неё рисунок);

- нарисуй лицо, фигуру с закрытыми глазами; разрисуй контур;

- нарисуй моё лицо с закрытыми глазами на ощупь; разрисуй контур;

- дорисуй картинку (из заданных партнёром недоделанных фигур);

- нарисуй карту (Что это за место? Где находится остров? Что там за клад?);

- охота (один зверь, а другой охотник, надо играть не отрывая карандаша от бумаги, не торопиться, задача охотника - подойти близко к зверю);

В) Рисунок «вдох-выдох».

Брать плохие цвета и рисовать линии от себя на выдохе, а потом хорошие цвета и рисовать линии к себе на вдохе. Мы вынимаем из себя плохие чувства (зло), а потом набираем хорошее (добро).

Г) Рисунок «восьмерка».

Сидя перед листом бумаги, хорошо закрепленным, раскачиваясь взад и вперед или в бок, рисовать восьмерку.

Д) Групповое интерактивное упражнение. Создай какой-нибудь рисунок. Передай его соседу по кругу. Сначала измени в нем что-то, затем передай его следующему, измени его в худущую сторону (сделать уродливым). Передать далее по кругу, исправь его сделай лучше, передай, испорть рисунок, передай его владельцу-автору. Автор должен изменить так, чтобы его исправить.

Примеры арт-терапевтических техник.

 

 

В этом разделе я хочу рассказать об упражнениях по арт-терапии. Некоторые из них я использовал в этой работе.

 

 

Работа с материалами.

Эти техники и упражнения хорошо использовать для преодоления затруднений в изобразительной работе клиента или участников группы, стимуляции их спонтанности, развития воображения и творческих способностей.

Нередко бывает, что клиент испытывает сложности в начале работы. Для этого можно использовать такие упражнения, как "каракули" или упражнения с цветом.

  • "Каракули". Основное содержание этого упражнения - свободное движение мелка или карандаша по листу бумаги, без какой либо цели и замысла, в результате чего получается сложный "клубок" линий. В этом "клубке" следует затем увидеть какой-либо образ и развить его. Варианты:

  1. Ведите "дневник каракулей", для того чтобы проследить их изменение за определённый промежуток времени.

  2. После завершения рисунка на основе каракуля сочините рассказ.

  3. Измените каракуль и полученный образ в нечто иное, используя три движения руки.

  • Выберите цвета, которые вам наиболее и наименее предпочтительны в данный момент.

  • Выберите два или три цвета, составляющие гармоничную группу, или цвета, отражающие особенности вашего характера или состояния.

  • Создайте изображение, используя лишь два или три цвета.

  • Создайте два рисунка: один из цветов, приятных вам, другой - из неприятных, а затем сравните оба рисунка.



Эти упражнения способствуют тренировке и совершенствованию когнитивных навыков (внимания, памяти, мышления), тесно связанных с практической деятельностью и адаптивными возможностями личности.

  • Фреска "животные".Каждый рисует на отдельном листе какое-нибудь животное, раскрашивает и вырезает фигуру. Затем все фигуры прикрепляются к большому листу бумаги на стене или на полу.

  • "За столом". Стол накрывается большим листом бумаги и на нём рисуются или наклеиваются изображения посуды и различных блюд (на завтрак, обед или ужин).

 

 

 

Общие темы.

 

Здесь показаны упражнения и темы, позволяющие выражать широкий спектр различных переживаний, так или иначе затрагивающих большинство людей.

  • "Дом, дерево, человек".Необходимо нарисовать дом, дерево и человека или что-нибудь из этого списка (см. выше: рис.1 и 2).

  • "Темы жизни". Необходимо выбрать какую-нибудь тему, например свадьба, семья, рождение, смерть и т.д., и создать к ней иллюстрацию.

 

 

 

Восприятие себя.

Упражнения и темы данной группы позволяют человеку отразить свой личный опыт и систему отношений (включая и отношение к самому себе).

  • "Знакомство". Задача этого упражнения - представить себя группе, не прибегая к словам, пользуясь рисунком.

Варианты:

  1. Нарисуйте плакат, иллюстрирующий ваш образ жизни.

На одном из занятий молодой человек по имени Алексей нарисовал такой плакат (рис.6).

Как он потом объяснил, красная линия - это его жизнь, белое поле вокруг линии - это приобретённые знания о жизни, а синее поле - это космос, живой, но непознанный.

  1. Постарайтесь отразить на рисунке свои интересы, ценности, семью, друзей, род занятий.

  2. Аналогично предыдущему, но с использованием коллажа.

  3. Изобразите с помощью цветов, форм и линий особенности своего мироощущения.

 

 

 

  • "Автопортрет". Нарисуйте или вылепите своё реалистическое изображение.

  • "Проблемы". Изобразите свои проблемы, наиболее значимую или ту, которая имеет устойчивый характер. Затем изобразите те выгоды, с которыми могут быть связаны эти проблемы. (Ольга. См. выше. рис.3 и 4).

 

 

Парная работа.

Упражнения и темы данной группы предполагают совместную изобразительную работу в парах, что позволяет развивать коммуникативные навыки.

  • "Общий рисунок". Рисуйте одновременно с партнёром, по возможности молча. Старайтесь реагировать на действия партнёра.

  • "Каракули". Нарисуйте каракуль и передайте партнёру, который должен создать из неё образ.

  • "Поочерёдное рисование". Один партнёр начинает рисунок, затем другой продолжает его и т.д.

 

 

Работа с семьями.

Включает в себя техники, которые могут быть использованы в семейной психотерапии в качестве инструмента исследования и коррекции отношений в семье.

  • Семейный портрет. Реалистическое, символическое, абстрактное изображение членов семьи.

  • "Семейные проблемы". Каждый член семьи изображает какую-нибудь семейную проблему и то, как она влияет на его жизнь (например, алкоголизм, заболевание, безработица и т.д.)

  • "Совместный семейный рисунок". Вся семья рисует что-нибудь на большом листе бумаги или создаёт композицию с использованием других материалов. Иногда этому предшествует обсуждение темы работы. Работа завершается обсуждением динамики процесса создания совместной композиции. При этом анализируются семейные роли и отношения.

 

 

Конфликты.

Включает в себя упражнения и темы, позволяющие исследовать и корректировать поведение в различных конфликтных ситуациях, а также выражать чувства, связанные с конфликтами.

  • Изображение конфликта в виде "рассказа в картинках" с выделением стадий его развития.

  • Изображение актуального личного конфликта.

  • Поочерёдное рисование.

  • "Опасное путешествие". Один рисует путь с препятствиями, другой - способы их преодоления.

 

 

Сочетание изобразительной работы с другими формами творческого самовыражения.

 

Арт-терапия не ограничивается использованием одного изобразительного искусства. Можно использовать всё, что угодно для самовыражения. Вот, например, несколько примеров:

  • Поэзия в качестве ответной реакции. Подберите и прочитайте стихи, вызванные изобразительной продукцией либо имеющие с ней какую-нибудь ассоциативную связь.

  • Изображение имён. Выразительно, используя жесты и движения тела, произнесите своё имя. Аналогичным образом произнесите имена других членов группы, своих близких и т.д., а затем изобразите свои впечатления от произносимых имён на рисунке или в скульптуре.

  • "Маски". Нарисуйте и вырежьте маски, а затем разыграйте сцену.

  • "Танец".Танцуйте под музыку, а затем передайте на рисунке или в скульптуре свои ощущения и ассоциации, связанные с танцем.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Может ли человек, который вообще не умеет рисовать, принимать участие в арттерапевтических занятиях, где основным средством воздействия является обучение изобразительному искусству? iconВнеклассное мероприятие «Что? Где? Когда?» Организатор: группа Э31...
Принимать участие может несколько команд по 6 человек. Разрешается наличие ограниченного числа запасных игроков в команде и замены...

Может ли человек, который вообще не умеет рисовать, принимать участие в арттерапевтических занятиях, где основным средством воздействия является обучение изобразительному искусству? iconРабочая учебная программа по изобразительному искусству с краеведческим...
Художественное краеведение является важным педагогическим средством. Через него осуществляется связь школы с жизнью родного края,...

Может ли человек, который вообще не умеет рисовать, принимать участие в арттерапевтических занятиях, где основным средством воздействия является обучение изобразительному искусству? iconРабочая учебная программа по изобразительному искусству 5 8 классы
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-8-х классов составлена на основе Примерной программы основного общего образования...

Может ли человек, который вообще не умеет рисовать, принимать участие в арттерапевтических занятиях, где основным средством воздействия является обучение изобразительному искусству? iconПримерная программа основного общего образования по изобразительному...
Примерные программы по изобразительному искусству для V-VII и VIII-IX классов составлены на

Может ли человек, который вообще не умеет рисовать, принимать участие в арттерапевтических занятиях, где основным средством воздействия является обучение изобразительному искусству? iconУрок по изобразительному искусству. Тема: Синие цветы Гжели
Цель: познакомить детей с гжельской росписью, научить рисовать элементы гжельской росписи; воспитывать в детях патриотизм, любовь...

Может ли человек, который вообще не умеет рисовать, принимать участие в арттерапевтических занятиях, где основным средством воздействия является обучение изобразительному искусству? iconВоспитания на уроках русского языка
Основным средством воспитательного воздействия на уроке было и остается слово – слово учителя, слово писателя. Поэтому актуальным...

Может ли человек, который вообще не умеет рисовать, принимать участие в арттерапевтических занятиях, где основным средством воздействия является обучение изобразительному искусству? iconРабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса программа...
Программа разработана на основе авторской программы по изобразительному искусству Б. М. Неменского начального общего образования...

Может ли человек, который вообще не умеет рисовать, принимать участие в арттерапевтических занятиях, где основным средством воздействия является обучение изобразительному искусству? iconРабочая программа по изобразительному искусству 1-4 класс
Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по Изобразительному...

Может ли человек, который вообще не умеет рисовать, принимать участие в арттерапевтических занятиях, где основным средством воздействия является обучение изобразительному искусству? iconРабочая программа по изобразительному искусству в 6-ом классе (базовый...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 6-го класса разработана на основе следующих документов

Может ли человек, который вообще не умеет рисовать, принимать участие в арттерапевтических занятиях, где основным средством воздействия является обучение изобразительному искусству? iconРабочая программа По изобразительному искусству Ступень обучения...
Программа разработана на основе примерной программы по изобразительному искусству и авторской программы Б. М. Неменского


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru