С. В. Фирулева – специалист Департамента образования и науки Тюменской области




Скачать 308.54 Kb.
НазваниеС. В. Фирулева – специалист Департамента образования и науки Тюменской области
страница1/3
Дата публикации13.08.2013
Размер308.54 Kb.
ТипДокументы
5-bal.ru > Психология > Документы
  1   2   3
Департамент образования и науки Тюменской области

Тюменский областной государственный институт

развития регионального образования

Организация работы школы по пропаганде здорового питания

среди учащихся и их родителей

Тюмень 2011

Составители:

Яковлева И.В., к.м.н., доцент кафедры психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья ТОГИРРО

Рецензенты:

С.В.Фирулева – специалист Департамента образования и науки Тюменской области

Н.В.Фаизова – зав. каафедрой психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья ТОГИРРО

Организация работы школы по пропаганде здорового питания

среди учащихся и их родителей.-

Тюмень: ТОГИРРО, 2011. – 112 с.

Содержание

1

Основные принципы организации работы школы по пропаганде здорового питания

4










2

Опыт образовательной деятельности школ Тюменской области – победителей конкурса «Лучшая столовая городской школы» и «Лучшая столовая сельской школы» по формированию культуры питания основных участников образовательного процесса

16


Основные принципы организации работы школы

по пропаганде здорового питания

Значительное число современных проблем в системе общего образования, связано с негативной динамикой здоровья детей и подростков. Особую тревогу вызывает сам характер нарушений, которые часто являются следствием перенапряжения детского организма в процессе адаптации к качеству образовательной среды. Такие нарушения получили название «школьной патологии». Специалисты отмечают, что «школьные патологии» проявляются в развитии опорно-двигательной, пищеварительной, сердечно-сосудистой систем, ростом нервно-психических заболеваний, болезней органов дыхания, зрения. Вследствие этого наблюдается общее снижение уровня психологической комфортности у детей и подростков. И как общее проявление – отрицательная динамика социальной активности, что проявляется в инертности в учебной и трудовой деятельности, а нередко ведет к неадекватному и даже агрессивному поведению.

Рациональное питание – важнейший элемент здорового образа жизни, формирование которого у населения, в первую очередь, детского, является приоритетной государственной задачей (И.А. Рогов с соавт., 2007; В.Р. Кучма с соавт., 2007, 2008; А.С. Поляшова с соавт., 2009).

В последние десятилетия изменились структура и качество питания населения России. Выявлено снижение потребления наиболее ценных в биологическом отношении пищевых продуктов, таких как мясо и мясопродукты, молоко и молочные продукты, рыба и рыбные продукты, яйца, фрукты и овощи. При этом существенно увеличивается потребление хлеба и хлебопродуктов, круп, макаронных изделий, а также картофеля (Ж.Ю. Горелова, 2006; А.С. Поляшова с соавт., 2009; И.В. Иванова с соавт., 2010). Серьезные трудности возникли в последние годы и в организации школьного питания притом, что роль школьного питания возросла, так как дети стали больше времени проводить в школе, процесс обучения стал более интенсивным (В.А. Тутельян, 2006; Ж.Ю. Горелова с соавт., 2009; В.Р. Кучма, 2009).

По данным многих авторов, в структуре хронических болезней школьников патология пищеварительной системы занимает 2-3 ранговые места и составляет 12,6%. Высока болезненность по группам заболеваний и отдельным нозологиям, которые, по мнению многих авторов, могут быть обусловлены нарушениями питания (Ж.Ю. Горелова, 2006; С.В. Мальцев, 2005; А.А. Баранов с соавт., 2006). Поэтому обеспечение рационального питания школьников для сохранения и укрепления здоровья, профилактики заболеваний детей и подростков декларируется в качестве одного из основных принципов государственной политики в области здорового питания (В.Р. Кучма с соавт., 2007; И.А. Рогов с соавт., 2007; Г.Г. Онищенко, 2009).).

Научные данные по гигиеническим аспектам организации питания детей и подростков достаточно многочисленны (Л.Ю. Волкова, 2005; В.Б. Спиричев, 2007; С.Г. Смирнова с соавт., 2009; А.С. Поляшова с соавт., 2009; Л.Г. Климацкая с соавт., 2007; И.Ю. Шевченко, 2008; В.К. Юрьев с соавт., 2008; Ю.Ю. Елисеев с соавт., 2009; А.Н. Полякова, 2006; С.И. Булатова с соавт., 2008; И.М. Сетко с соавт., 2009), наиболее интересны работы по оценке риска для здоровья школьников домашнего и общественного питания, не реализующего гигиенические нормы на разных этапах обучения.

Качественные и количественные характеристики питания детей имеют экономически обусловленные ограничения, что резко сокращает реальные возможности школьников в получении рационального питания (Ю.П. Гичев, 2002; Т.М. Максимова, 2003; Г.Г. Онищенко, 2006; Л.Г. Климацкая с соавт., 2007).

Сохраняется дифференциация в потреблении основных продуктов питания в семьях в зависимости от уровня их доходов и числа несовершеннолетних детей в семье. В семьях с высоким доходом и в семьях, имеющих одного ребенка, в 2,2-8,5 раза больше потребляется мяса, рыбы, фруктов, в сравнении с малообеспеченными семьями и семьями, имеющими двух и более детей.

Анализ химического состава рационов школьного питания различной стоимости показал несоответствие по качественным и количественным характеристикам физиологическим потребностям учащихся. Имеет место дефицит энергетической ценности, содержания белков, жиров, углеводов, витаминов группы В, С и А, кальция и фосфора, более выраженный в группе учащихся 11-17 лет.

Микроэлементный и витаминный состав школьных завтраков и обедов независимо от их стоимости не покрывает физиологические потребности учащихся. Так, физиологическая потребность в витаминах В1, А, С удовлетворяется на 56,7-48,6%, 76,7-65,7% и 27,8-21,7% соответственно; в кальции – на 32,6%-29,9%; фосфоре – 56,2-51,5%; железе – 93,3-65,1% от рекомендуемой нормы.

Научный анализ показывает, что интегральный показатель «домашнего» питания школьников зависит от уровня дохода семьи, а также от уровня образования матери, в значительной степени определяется употреблением мяса и мясных продуктов, режимом питания, наличием в рационе питания молока и молочных продуктов.

Существенное место в обеспечении организма детей и подростков пищевыми ингредиентами занимает организация питания в школе. Выявлены различия в регулярности питания в школах с разной формой организации общественного питания.

В динамике лет обучения в школе число учащихся, регулярно питающихся в школе, уменьшается в 1,6-2,9 раза. Причины неудовлетворенности разные: 28,0-26,1% школьников неудовлетворены вкусовым и эстетическим качеством блюд (за время обучения число таких школьников возрастает в 2,4 раза); 4,4% шестиклассников и 55,6% старшеклассников отметили недостаток времени для приема пищи.

В целом в структуре наиболее потребляемых в школьном питании блюд 1-ое место во всех возрастных группах занимает выпечка и мучные кондитерские изделия, редко присутствует молоко и молочные продукты и свежие овощи и фрукты (69,6%-100,0% учащихся «никогда» не употребляют молоко, 73,5% – рыбу).

Анализ кратности приемов пищи показал, что 70% школьников в возрасте 7-10 лет питаются 4 и более раз в сутки, при этом в 100% случаев они получают горячие завтраки в школьных столовых.

Среди учащихся в возрасте 11-13 лет 4-х разовый прием пищи установлен у 48%, а доля школьников, не питающихся во время пребывания в школе, составляла 22% обследованных. Установлено, что 10% школьников старших классов питаются 1-2 раза в сутки, отказываются от приёма пищи в школе 46% старшеклассников городских школ.

С позиции опрошенных школьников установлено, что отказ от приема пищи до школы был обусловлен отсутствием времени, отсутствием аппетита и, как правило, привычки не завтракать. Анализ вкусовых предпочтений школьников выявил, что 62,0% из них, независимо от возраста, на завтрак отдали предпочтение бутербродам. Чаще всего еда «в сухомятку» отмечена среди учащихся среднего звена, реже – среди школьников старших классов (54%).

Анализ распространенности жалоб на самочувствие среди школьников ОУ показывает, что основными во всех анализируемых группах школьников являются жалобы на плохое настроение и раздражительность (35,2%-81,5%). За время обучения среди школьников увеличивается количество жалоб на головную боль, плохое настроение, раздражительность, головокружение (в 1,4-6 раз).

Для учащихся 6-х классов наиболее характерны «частые жалобы» на боли в животе (27,8% в школе, имеющей столовую против 14,3% в школе с буфетом), в группе учащихся 10-х классов – на головную боль, плохое настроение и раздражительность (53,7% против 28,5% соответственно). Независимо от вида ОУ и формы организации общественного питания установлена более тесная связь жалоб на самочувствие с характеристиками «домашнего» питания.

Выявлена разная степень риска нарушения самочувствия школьников разных возрастных групп, обусловленных дефектами школьного и домашнего питания.

Отсутствие горячего питания в школе определяет более высокий риск нарушений самочувствия школьников в виде болей в желудке. Дефекты «домашнего» питания определяли в целом более высокую степень риска плохого самочувствия.

Оценка физического развития школьников показала умеренную связь показателей физического развития с домашним питанием и фактором «питание в школе».

Отсутствие горячего питания в школе обусловливало наиболее высокую степень риска нарушения физического развития в виде дефицита массы тела в группе третьеклассников. Дефекты «домашнего питания» определили более высокую степень риска нарушений физического развития в группе старшеклассников.

Анализ заболеваемости учащихся ОУ разного вида, независимо от формы организации общественного питания, показал, что приоритетные ранговые места повсеместно занимают болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ, крови и кроветворных органов – группы болезней и нарушений, обусловленные в значительной степени алиментарным фактором. Доля алиментарно-зависимых патологий (болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ, болезни органов пищеварения) в структуре хронической заболеваемости составила 3,7 %, т.е. пятое место, после заболеваний костно-мышечной системы – 35,1% (1 место), болезней органов дыхания – 30,5% (2 место), болезней глаз – 14,9% (3 место), травм и отравлений – 7,1 % (4 место).

В массовых школах независимо от формы организации общественного питания распространенность жалоб на состояние здоровья, боли в животе, выраженное утомление сохраняется, характерны нарушения физического развития, распространенность плохого самочувствия, признаков витаминной недостаточности, неблагоприятные показатели умственной работоспособности.

По показателям распространенности хронической патологии среди учащихся 1-9 классов на заболевания органов пищеварения приходится 9,5%. Одновременно отмечается рост числа анемии в 1,5 раза, ожирения на 17,2%, гастрита и дуоденита на 5,5 %, функциональных расстройств желудка в 2 раза. Число школьников, с повышенной массой тела и ожирением за последние 11 лет, увеличилось в 5,3 раза, среди наиболее распространенных у школьников алиментарно-зависимых патологий лидируют по распространенности болезни эндокринной системы (64,8%) – заболевания щитовидной железы (диффузного эндемического зоба) (38,5%) и ожирение (26,3%). На втором месте в структуре алиментарно-зависимых патологий у школьников заболевания желудочно-кишечного тракта (гастриты, дуодениты, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки) (27,1%), на третьем – анемии (8,1%).

Распространенность клинических признаков недостаточности основных витаминов среди учащихся – регистрировалась значительная распространенность признаков недостаточности группы витаминов В и витамина А: сухость и шелушение кожи (23,3%), хейлит – раздражение вокруг рта (11,8%), расслоение ногтей (26,6%). Признаки недостаточности витаминов С и Р регистрировались в 18,6% случаев. У 3,2%-26,3% учащихся был выявлен сочетанный дефицит нескольких групп витаминов. В динамике лет обучения распространенность клинических признаков недостаточности витаминов возрастает в 1,9-3,1 раза. Результаты биохимического исследования обмена витамина С показали, что в 48,6%-68,2% случаев имела место низкая обеспеченность организма витамином С.

Подтверждены и уточнены различия в функциональном состоянии школьников (по показателю умственной работоспособности). Очевидно, у школьников старших классов большая учебная нагрузка даже при достаточно рациональной организации питания дома и в школе может провоцировать развитие умственного утомления. Риск развития утомления, обусловленный фактором «школьное питание», наиболее выражен среди учащихся 3-х и 6-х классов в конце недели.

Риск развития утомления школьников, обусловленный отсутствием горячего питания в школе и нарушениями качественной и количественной полноценности «домашнего питания», наиболее выражен в начальной школе и среди старшеклассников. Количество школьников питающихся в школе, доля охвата горячим питанием не вполне зависят от формы организации общественного питания, а определяется организацией учебного процесса, уровнем дохода семьи, вкусовыми качествами блюд, численностью контингента, получающего дотации на питание, стереотипами пищевого поведения.

Качественные и количественные характеристики рационов школьного питания не всегда отвечают физиологическим потребностям детей и подростков, большая степень несоответствия имеет место в старшей возрастной группе. Общие выявленные недостатки: дефицит продуктов, содержащих белок животного происхождения, малый объем порций, недостаточный ассортимент буфетной продукции, неудовлетворительные органолептические характеристики блюд.

Относительный риск нарушений здоровья, обусловленный дефектами питания, дифференцирован в зависимости от возраста и показателей здоровья. Дефекты «домашнего питания» и «школьного питания» определяли наиболее высокую степень риска нарушений самочувствия, физического развития, высокого индекса нездоровья, высокий риск нарушений физического развития и развития утомления. Отсутствие горячего питания в школе обусловливает наиболее высокую степень риска нарушений самочувствия и дефекты физического развития у учащихся.

Традиционные технологические приемы приготовления пищи, пищевые привычки, стереотипы в домашнем и школьном питании сформировали у большинства школьников «углеводно-жировую модель питания» с дефицитом поступления с пищей ряда витаминов и макро- и микроэлементов, что способствует снижению эффективности программ по профилактике микроэлементной недостаточности, проводимых в Тюменской области.

Нарушение основ рационального питания, дефицит поступления микроэлементов отрицательно влияют на показатели здоровья и физического развития школьников, организация питания школьников в условиях школы с низкой энергетической ценностью школьных завтраков (на 21,8%-36,0% ниже от нормы), составления меню с учетом стоимости продуктов питания, а не физиологической потребности детей в биологически ценных веществах, остается проблемой, не решенной и на сегодняшний день. Кроме того, присутствие в питании блюд «не любимых детьми» – каш, запеканок, рыбных блюд, в результате сформировавшихся пищевых предпочтений в семье, способствуют снижению охвата питанием школьников.

К факторам, определяющим отказ от приёма пищи учащимися в школьных столовых, можно отнести организационно-временной фактор, недостаточность материальных средств, собственную неорганизованность, возраст школьников, низкие вкусовые качества блюд.

Для оценки эффективности программы профилактики йоддефицитных состояний проведен анализ обеспеченности йодом школьников, нормальные показатели выявлены у 35,8% школьников, легкий дефицит – у 50,8%, средний дефицит йода, обнаружен у 11,4% обследованных, тяжелый дефицит йода у 2% школьников, выявлено наличие прямой связи между дефицитом йода и средним баллом успеваемости школьников. Эффективность профилактической программы йодной профилактики снижается за счет низкого охвата домохозяйств, использующих в питании йодированную соль.

Необходимость серьезно заниматься формированием культуры здоровья в системе общего образования обусловлена рядом объективных причин:

  • фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, а, следовательно, здоровые интересы и привычки, ценностное отношение к здоровью целесообразно начать развивать именно в этот период;

  • в этом же возрасте закладываются и основы здорового образа жизни, как система норм и правил, усваиваемых ребенком в специально проецируемой деятельности;

  • школьный период в развитии наиболее сенситивен в формировании ключевых знаний об особенностях развития человеческого организма, о факторах и способах сохранения и развития здоровья.

В образовательных учреждениях Тюменской области ведётся активная пропаганда здорового питания, являющегося одной из составляющих здорового образа жизни.

Пропаганда здорового питания – это:

  • реализация требований образовательного стандарта по формированию культуры здоровья школьников;

  • включение в образовательные программы ОУ сведений по основам здорового образа жизни и здорового питания, как составной части в 1–11 классах;

  • проведение занятий родительского всеобуча по организации рационального питания школьников;

  • проведение консультаций и лекций по теме: «Правильное питание. Полезные продукты»

В образовательных учреждениях должны проводиться:

  • мониторинг и комплексная оценка состояния здоровья обучающихся;

  • мониторинг качества приготовления пищи;

  • социологические исследования по вопросам качества предоставляемых услуг по организации школьного питания.

Анкетирование показывает, что более 85% учащихся, из числа питающихся в школе, довольны качеством питания, отношение родителей к школьному питанию улучшилось. Об этом говорят цифры: охват горячим питанием в ОУ Тюменской области в конце 2009/10 учебного года составил 98%.

В образовательных учреждениях области растёт понимание необходимости формирования знаний и компетенций здорового школьного питания, сложился системный подход к реализации  педагогических целей формирования культуры здорового питания.

В преподавании различных предметных областей уточнены и реализуются:
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

С. В. Фирулева – специалист Департамента образования и науки Тюменской области iconI. Качество окружающей среды и состояние природных ресурсов
Тюменской области, департамента агропромышленного комплекса Тюменской области, департамента образования Тюменской области, Управления...

С. В. Фирулева – специалист Департамента образования и науки Тюменской области iconI. Качество окружающей среды и состояние природных ресурсов
Тюменской области, департамента образования и науки Тюменской области, Управления по охране, контролю и регулированию использования...

С. В. Фирулева – специалист Департамента образования и науки Тюменской области iconI. Качество окружающей среды и состояние природных ресурсов
Тюменской области, департамента образования и науки Тюменской области, Управления по охране, контролю и регулиро-ванию использования...

С. В. Фирулева – специалист Департамента образования и науки Тюменской области iconДоклад заместителя директора департамента недропользования и экологии...
Деятельность органов исполнительной власти Тюменской области по формированию экологической культуры населения

С. В. Фирулева – специалист Департамента образования и науки Тюменской области iconГорода тюмени приказ
На основании Положения о Всероссийской олимпиаде школьников, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации...

С. В. Фирулева – специалист Департамента образования и науки Тюменской области iconДоклад Уполномоченного Торгового представительства Республики Казахстан...
Приветственное слово директора департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области...

С. В. Фирулева – специалист Департамента образования и науки Тюменской области iconПрограмма научно-практической конференции с международным участием:...
...

С. В. Фирулева – специалист Департамента образования и науки Тюменской области iconГосударственных должностей и должностей
Губернатора Тюменской области от 27 августа 2009 г. N 69 "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной...

С. В. Фирулева – специалист Департамента образования и науки Тюменской области iconДепартамент труда и занятости населения Тюменской области Состояние...
Тюменьстат, Государственным учреждением – Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Управлением...

С. В. Фирулева – специалист Департамента образования и науки Тюменской области iconПрограмма конференции «экологическое просвещение, воспитание и образование»
Деятельность органов исполнительной власти Тюменской области по экологическому просвещению, воспитанию и образованию в Тюменской...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru