МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.И.ЕВДОКИМОВА КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ
| «Утверждаю»
Проректор по учебной работе
профессор, С.Т.Сохов
«_03_» ____июля__________2012
|
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА, ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ЭРГОНОМИКА» Курс _2_, семестр _3_, форма обучения очная Направление подготовки (специальность) – 030401.65 «Клиническая психология» При разработке рабочей программы учебной дисциплины (модуля) в основу положены:
ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 030401 «Клиническая психология» квалификация «специалист», утвержденный Министерством образования и науки РФ « 24 » декабря 2010 г. № 2057
Учебный план по специальности, утвержденный Ученым советом ГБОУ ВПО МГМСУ Минздравсоцразвития России «09» июня 2011г., Протокол № 6
Программа обсуждена на заседании кафедры общей психологии
«17» апреля 2012 года Протокол № 5
Зав. кафедрой, профессор ________________Е.В. Орестова Рабочая программа рассмотрена на заседании Центрального методического совета
«28» мая 2012 года Протокол № 25
Председатель ЦМС, член-корр. РАМН, профессор ___________________Э.В. Луцевич
Рабочая программа одобрена на заседании ученого совета факультета клинической психологии
«07» июня 2012 года Протокол № 7
Председатель ученого совета, профессор _________________________ Н.А. Сирота
2. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ 2.1. Цель и задачи освоения дисциплины.
Целью освоения учебной дисциплины "Психология труда, инженерная психология, эргономика" является формирование системы знаний, включающей принципы, подходы и теоретические концепции психологии труда, инженерной психологии и эргономики; методы исследования и решения научно-практических задач повышения эффективности труда, сохранения здоровья и развития личности субъекта труда; знание нормативных документов и методических руководств по организации современного производства и управления.
При этом задачами освоения дисциплины являются:
овладение целостным представлением о принципах анализа и практической работы с проблемами субъекта трудовой деятельности, профессионального самоопределения, функциональных состояний в трудовой деятельности, профессиональной адаптации;
формирование умения грамотно и свободно использовать полученные знания при общении с коллегами и в работе с пациентами или клиентами по соответствующим запросам;
отработка навыков изучения научной литературы, обучение умению проводить критический анализ научных текстов;
отработка навыков ведения дискуссии и аргументации своей позиции;
отработка навыка оформления письменных работ согласно требованиям к научным текстам;
формирование навыков совместной работы и взаимодействия в коллективе.
2.2. Место учебной дисциплины в структуре ооп университета
2.2.1. Дисциплина «Психология труда, инженерная психология, эргономика» относится к профессиональному циклу базовой (общеобразовательной) части С.3. Изучается в IIIсеместре. Освоение курса является базовым для овладения знаниями по дисциплине «Организационная психология».
2.2.2. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
- Философия
Знания: принципы построения философских систем, категории философии и науки.
Умения: анализ философских концепций;
Навыки: аргументации принятой точки зрения.
- Общая психология
Знания: психические процессы, свойства и состояния; направления в психологии; соотношение научной и житейской психологии;
Умения: вести дискурс, оставаясь в рамках определенной теоретической позиции;
Навыки: изучения научной литературы, аргументации принятой точки зрения.
- Дифференциальная психология
Знания: индивидуальные особенности психики каждого человека, понятие о защитных механизмах психики; закономерности формирования индивидуальных стилей деятельности, познания, совладающего поведения.
Умения: понимать проявления индивидуальных особенностей человека; сопоставлять различные типологии темперамента, характера и индивидуальности;
Навыки: описания и объяснения межполовых, социальных и культурных различий; составления сравнительной характеристики отдельных типов темпераментов, характеров, акцентуаций характера и индивидуальностей в целом.
- Психология развития и возрастная психология
Знания: стадии онтогенеза человека и особенности психической деятельности человека на каждой из стадий;
Умения: вести дискурс, оставаясь в рамках определенной теоретической позиции;
Навыки: изучения научной литературы, аргументации принятой точки зрения. 2.3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины «Психология труда, инженерная психология и эргономика»
2.3.1.Целям и задачам освоения данной дисциплины соответствуют следующие виды профессиональной деятельности клинического психолога:
Научно-исследовательская.
Практическая.
Преподавательская.
Проектно-инновационная.
Организационно-управленческая.
2.3.2.Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:
№№пп
| индекс компетенции
| Содержание компетенции (или ее части)
| В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:
| Знать
| Уметь
| Владеть
| Оценочные средства
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
|
| ОК-3
| владение культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений
| +
| +
| +
| Выступление на семинаре, коллоквиум,
|
| ОК-6
| способность и готовность к овладению новыми методами исследования, к изменению научного и научно-практического профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных условий деятельности
| +
| +
| +
| Выступление на семинаре, коллоквиум,
|
| ОК-7
| развитие своего интеллектуального и общекультурного уровня, нравственное и физическое совершенствование своей личности
| +
| +
| +
| Дискуссия, коллоквиум, тестирование, ситуационные задачи
|
| ОК-8
| владение навыками анализа своей деятельности и умение применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психического состояния
| +
| +
| +
| Выступление на семинаре, коллоквиум, дискуссия
|
| ОК-9
| способность и готовность к восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей
| +
| +
| +
| Выступление на семинаре, коллоквиум, дискуссия
|
| ОК-10
| способность и готовность к использованию на практике навыков и умений в организации научно-исследовательских и научно-практических работ, в управлении коллективом
| +
| +
| +
| Выступление на семинаре, коллоквиум, ситуационные задачи, ролевая игра
|
| ОК-11
| принятие ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, выработка нестандартных решений в проблемных ситуациях
| +
| +
| +
| Ситуационные задачи, отчетная работа, дискуссия на "круглом столе"
|
| ОК-13
| способность и готовность к профессионально профилированному использованию современных информационных технологий и сети Интернет
| +
| +
| +
| Выступление на семинаре, коллоквиум, деловая игра, дискуссия, подготовка реферата и групповых проектов
|
| ОК-14
| способность и готовность к свободному применению русского и иностранного языков, как средства профессионального общения; активной социальной мобильности
| +
| +
| +
| Выступление на семинаре, коллоквиум, деловая игра, дискуссия, подготовка реферата и групповых проектов
|
| ОК-15
| способность и готовность к использованию нормативных правовых документов в своей деятельности
| +
| +
| +
| Выступление на семинаре, коллоквиум
|
| ПК-1
| активная коммуникация и информационно-аналитическая деятельность
| +
| +
| +
| Деловая игра, дискуссия, подготовка групповых проектов
|
| ПК-3
| умение разрабатывать дизайн психологического исследования
| +
| +
|
| Выступление на семинаре, коллоквиум
|
| ПК-4
| владение приемами анализа, оценки и интерпретации результатов психологического исследования, проверки и оценки соотношения теории и эмпирических данных, подготовки отчетной документации и обобщения полученных данных в виде научных статей и докладов
| +
| +
| +
| Выступление на семинаре, коллоквиум, реферат, дискуссия
|
| ПК-6
| владение навыками планирования психодиагностического исследования с учетом нозологических, синдромальных, социально-демографических, культуральных и индивидуально-психологических характеристик, умением формировать комплекс психодиагностических методов, адекватных целям исследования, определять последовательность (программу) их применения
| +
| +
| +
| Выступление на семинаре, коллоквиум, контрольная работа, деловая игра
|
| ПК-7
| умение самостоятельно проводить психодиагностическое исследование в соответствии с исследовательскими задачами и этико-деонтологическими нормами, обработку и анализ полученных данных (в том числе, с применением информационных технологий.), интерпретировать результаты исследования
| +
| +
| +
| Выступление на семинаре, коллоквиум, контрольная работа
|
| ПК-8
| умение формулировать развернутое структурированное психологическое заключение, отвечающее целям исследования в контексте психологической теории, обеспечивать пациента (клиента) и медицинский персонал (заказчика услуг) информацией о результатах диагностики, формулировать рекомендации
| +
| +
| +
| Выступление на семинаре, коллоквиум, контрольная работа
|
| ПК-21
| владение навыками популяризации психологических знаний, рекомендаций по использованию результатов психологических исследований и инноваций
| +
| +
| +
| Деловая игра, выступление на семинаре, коллоквиум
|
| ПК-23
| владение навыками подготовки и презентации программ психического здоровья для общественных и государственных организаций, программ раннего психологического вмешательства для групп повышенного риска психологической дезадаптации в различных ее формах
| +
| +
| +
| Деловая игра, выступление на семинаре, коллоквиум
|
| ПК-28
| готовность к выбору и применению психологических технологий, позволяющих осуществлять решения новых задач в различных областях профессиональной практики
| +
| +
| +
| Деловая игра, выступление на семинаре, коллоквиум
|
| ПК-29
| способность к созданию психодиагностических, психотерапевтических, консультационных и коррекционных технологий, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей обработкой данных на основе общегуманитарных и математическо-статистических методов
| +
| +
| +
| Деловая игра, выступление на семинаре, коллоквиум
|
В результате изучения данной учебной дисциплины студент должен:
а) знать:
характеристики субъекта профессиональной деятельности;
основания психологических классификаций профессий, структурные компоненты трудовой деятельности;
закономерности формирования сознания профессионала,
структуру профессионально-важных качеств;
этапы развития профессионала.
б) уметь:
анализировать профессиональную деятельность с использованием разных методов психологии труда;
разрабатывать программу психологического обследования субъектов труда и их деятельности в связи с конкретным социальным заказом;
проводить психологический анализ конкретных видов труда, профессиональных задач и ситуаций; составлять эмпирические классификации профессий; выбирать пути и средства оптимизации, применительно к конкретной проблемной ситуации.;
составлять профессиограммы и психограммы;
выделять профессиональные задачи психолога в организации.
в) владеть:
приемами ведения дискуссии, логикой аргументации своей позиции;
методологическими подходами, теоретическими знаниями, методами исследования и воздействия, адекватными различным практическим задачам психологии труда, инженерной психологии и эргономики.
г) иметь представление о:
предмете, методах, истории и современном состоянии, направлениях психологии труда;
специфике профессиональной деятельности психолога труда, особенностях его работы в составе кадровых служб.
|