Внеклассное занятие «Вербальное и невербальное общение» для учащихся 9-11 классов




Скачать 64.44 Kb.
НазваниеВнеклассное занятие «Вербальное и невербальное общение» для учащихся 9-11 классов
Дата публикации07.08.2013
Размер64.44 Kb.
ТипДокументы
5-bal.ru > Психология > Документы
Внеклассное занятие « Вербальное и невербальное общение» для учащихся 9-11 классов.

Цель занятия: развить интеллектуальные, коммуникативные и личностные качества учащихся в процессе межличностного общения.

Задачи:

  1. Усвоение школьниками новых теоретических знаний и практических умений позитивного общения со сверстниками и взрослыми.

  2. Воспитание у детей доброжелательности, искренности в общении с окружающими.

  3. Развитие внимания, наблюдательности, логического мышления, памяти учащихся.

Дидактические материалы:

  • рисунки “Барометр настроения”;

  • рисунки жестов человека;

  • схемы-рисунки многообразия видов общения;

  • карточка с текстом задания на развитие внимания и памяти (психологическая игра “Сплетня”);

  • карточки с заданиями для игры “Пантомима”.

Оборудование:

  • бейджики с именами учащихся;

  • бумага;

  • ручки;

  • скотч;

  • магнитная доска, магниты.

Ход занятия:

Психолог: Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада вас видеть на нашем занятии. Давайте проверим, с каким настроением вы пришли на урок. Посмотрите на доску: вы увидите 6 символов, обозначающих настроение. Вам нужно будет взять карточку с вашим именем и нарисовать тот символ, который соответствует вашему настроению.

Ответы детей.

Психолог : А теперь вернемся к уроку. Для того чтобы наш урок прошел интересно, мне понадобятся 2 помощника. Ответы детей.

Психолог: Тема нашего сегодняшнего занятия - вербальное и невербальное общение. Что такое общение? Ответы детей.

Общение - это специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми. Общение бывает вербальным, т.е. речевым, и невербальным – неречевым ). Пусть один из помощников будет представлять вербальное общение, а другой - невербальное.

Функции вербального общения:

  1. Обмен информацией между людьми.

  2. Организация взаимодействия между людьми.

  3. Восприятие друг друга партнерами по общению.

Ребята, общаетесь ли вы одинаково и с родителями, и со сверстниками, и с продавцом в магазине?

Ответы детей.

Психолог: Поговорим о стратегиях вербального общения. Стратегия вообще - это крупномасштабное действие. В стратегии вербального общения выделяют

  1. Открытое - закрытое

  2. Монологическое - диалогическое

  3. Ролевое – личностное

Открытое общение - это желание и умение выразить свою точку зрения и готовность учесть позиции другого человека. Закрытое общение - это нежелание либо неумение выразить свою точку зрения и отношение. Но закрытое общение оправдано в конфликтных ситуациях.

Монологическое общение - речь человека в форме монолога.

Диалогическое общение - речь двух и более людей.

Ролевое общение - общение людей, исходящее из их социальной роли. Личностное общение - общение по душам.

Ребята, как вы считаете: к какой стратегии общения будет относиться:

а) разговор двух подруг (диалогическое, личностное, открытое)

б) общение начальника и подчиненного (диалогическое, ролевое, открытое/закрытое)

в) рассказ артиста со сцены своей автобиографии (монологическое, ролевое, открытое)

Ответы детей.

Психолог: Теперь поговорим о тактиках вербального общения. Тактики общения - это реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе владения техниками и знание правил общения. Позиции общения бывают такими:

  1. доброжелательная позиция принятия собеседника

  2. нейтральная

  3. враждебная

  4. доминирование (общение “сверху”)

  5. общение на равных

  6. подчинение (общение “снизу”).

Психолог: Ребята ,как вы считаете, в каких взаимоотношениях более оправданной будет каждая их этих тактик? Какую тактику используете вы - в общении с родителями, с друзьями, с учителями, с малознакомыми людьми?

Психолог: Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки интонации 38%, неречевое взаимодействие - 53%. То есть, более всего информации при общении исходит от невербального канала, неречевого. Так, например, большое значение при общении людей друг с другом, имеет их расположение в пространстве, т.е. дистанция или зона общения.

Выделяют интимную зону (15 - 45 см) допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди. Для этой зоны характерны негромкий голос, прикосновения, доверительность. Нарушение интимной зоны влечет за собой такие изменения, как учащение сердцебиения, кровь приливает к голове, увеличивается выброс в кровь адреналина - возбуждающего, стрессового гормона.

Личная зона (45 - 120см) - беседа с друзьями, коллегами. Характерен лишь зрительный контакт.

Социальная зона (120 - 400 см) - официальные встречи в кабинетах, преподавательских, т.е. с теми, кого не очень хорошо знают.

Публичная зона (более 400 см) - общение в большой группе людей, в лекционной аудитории, на митинге и т.п.

Давайте вернемся к нашим видам общения. Пусть сейчас выйдет представитель вербального общения и выведет с собой троих друзей. При вербальном общении не вся информация передается в сохранности, часть ее теряется и видоизменяется, порой до неузнаваемости. Мы с вами сейчас в этом убедимся благодаря игре, которая называется “Сплетня ”

Игра “Сплетня». Один человек остается в классе, трое выходят. Оставшемуся пересказывают текст “Прогулка Генри”, он запоминает его и пересказывает второму учащемуся, второй пересказывает третьему и т.д. Последний участник пересказывает текст всему классу (с довольно изменившимся содержанием текста, что вызывает смех ребят).

Психолог: Вы молодцы! Теперь давайте поговорим об общении невербальном. Невербальные средства общения:

  1. мимика - движение мышц лица;

  2. жестикуляция - жесты человека;

  3. пантомимика - движения всего тела;

  4. таксика - прикосновения при общении: поцелуи, поглаживания, отталкивания, рукопожатия.

Мимика человека - движения мышц лица, отражающие внутреннее эмоциональное состояние. Она дает истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, т.е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова. Лоб, брови, подбородок, нос, рот, глаза - основные части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, печаль, удивление и т.д. Давайте сейчас проверим, так ли это: сыграем в игру “Пантомима” .Я попрошу выйти представителя невербального общения и выбрать себе троих человек. Вы получите карточки с заданием, и вам нужно будет без слов, с помощью мимики показать написанное задание так, чтобы другие ребята угадали ваше задание.

Ответы детей.

Психолог: Замечательно! Вы убедились, что жесты при общении несут много информации, каждое движение тела - определенный жест, их великое множество. В языке жестов, как и в языке слов, есть слова и предложения. Богатейший “алфавит жестов” можно разбить на 6 групп:

жесты - иллюстраторы , жесты – сообщения: “вот такого размера”, “указывающий перст”,

жесты - биты (“отмашка”), движение руками, соединяющие воображаемые предметы; жесты - регуляторы - жесты, выражающие отношения к чему-либо говорящего (улыбка, кивок, направление взгляда);

жесты - эмблемы - заменители слов или фраз в общении, например, “привет”, “пока”;

жесты - адапторы - привычки человека, связанные с движением рук;

жесты - эффекторы - выражающие через движения тела и мышцы лица, определенные эмоции.

Люди, когда хотят показать свои чувства, часто обращаются к жестикуляции.

Виды жестов:

  1. Жесты оценки: почесывание подбородка, вытягивание указательного пальца вдоль щеки, вставание и прохаживание.

  2. Жесты уверенности: раскачивание на стуле, соединение пальцев в купол, пирамиду.

  3. Жесты нервозности, неуверенности: переплетенные пальцы рук, пощипывание ладони, постукивание по столу пальцами, трогание спинки стула перед тем, как на него сесть и др.

  4. Жесты самоконтроля: руки заведены за спину, человек вцепился в подлокотники кресла.

  5. Жесты ожидания - потирание ладоней.

  6. Жесты отрицания - сложенные на груди руки, скрещенные руки, отклоненный назад корпус.

  7. Жесты расположения - прикладывание руки к груди, прерывистые прикосновения к собеседнику.

  8. Жесты доминирования - резкие взмахи сверху вниз, большие пальцы напоказ.

  9. Жесты неискренности - прикрытие рукой рта, прикосновение к носу, бегающий взгляд.

Умение понимать популярные жесты позволяет лучше разбираться в людях. А какие жесты вы замечаете у себя? Если не помните, поинтересуйтесь у своих друзей или родителей. Потренируйтесь в наблюдении за жестами разных людей.

Психолог: Дорогие ребята! Наш с вами урок подходит к завершению. Давайте обобщим и закрепим тот материал, который вы сегодня изучили. Психолог: А теперь я попрошу вас на карточке с вашим именем нарисовать тот символ, который соответствует тому настроению, с каким вы уйдете. Давайте сравним, у кого настроение изменилось в лучшую сторону, у кого осталось прежним, у кого стало хуже.

Ответы детей. Психолог: Теперь, когда вы узнали об общении немного больше, я надеюсь, у вас появится много новых хороших друзей. Я желаю вам здоровья, улыбок и хорошего настроения!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Внеклассное занятие «Вербальное и невербальное общение» для учащихся 9-11 классов iconБесконфликтное обучение, взаимодействие
Понимая их, желая видеть в них активных участников процесса обучения учитель создаёт в классе дружественную среду. На уроке имеет...

Внеклассное занятие «Вербальное и невербальное общение» для учащихся 9-11 классов iconТема урока «Общение как обмен информацией»
Цель: объяснить понятия «общение», «коммуникация», «невербальное общение»; охарактеризовать средства общения, выявить трудности,...

Внеклассное занятие «Вербальное и невербальное общение» для учащихся 9-11 классов iconВнеклассное занятие
Учебное пособие для учащихся 6-10 классов: “Основы безопасности жизнедеятельности”

Внеклассное занятие «Вербальное и невербальное общение» для учащихся 9-11 классов iconИнформатика в нашей жизни
Тематический вечер «Информатика в нашей жизни» — это внеклассное занятие для учащихся viii—xi классов средней школы. Вечер – заключительное...

Внеклассное занятие «Вербальное и невербальное общение» для учащихся 9-11 классов iconВнеклассное мероприятие по окружающему миру для учащихся начальных...
Овню сложности. Вопросы в загадках адресованы учащимся 1-2 классов, текстовые вопросы викторины большей частью предназначены для...

Внеклассное занятие «Вербальное и невербальное общение» для учащихся 9-11 классов iconВнеклассное мероприятие (60 мин.) Занятие-исследование для учащихся...
Сегодня на занятии мы исследуем неразрывную связь «прошлого и настоящего», познакомимся с духовно-нравственными традициями русского...

Внеклассное занятие «Вербальное и невербальное общение» для учащихся 9-11 классов iconВнеклассное мероприятие «Мы все такие разные» (для учащихся 6 а, б,1а классов ) Задачи
Внеклассное мероприятие «Мы все такие разные» (для учащихся 6 а, б,1а классов )

Внеклассное занятие «Вербальное и невербальное общение» для учащихся 9-11 классов iconВнеклассное занятие для учащихся среднего звена( 6-8 класс)
Ведущий ( в костюме гусара): Здравствуйте, ребята! Спешу представиться, офицер- кавалерист Мариупольского гусарского полка Надежда...

Внеклассное занятие «Вербальное и невербальное общение» для учащихся 9-11 классов iconУрок географии в 6 классе Ветер Учебное занятие «Ветер» для учащихся...
Учебное занятие «Ветер» для учащихся 6 класса, по теме «Атмосфера» в соответствии с авторской программой курса географии для 6 классов...

Внеклассное занятие «Вербальное и невербальное общение» для учащихся 9-11 классов icon«Кто и как встречает весну» Внеклассное занятие по окружающему миру...
Цели: развивать кругозор, логическое мышление, воображение, память, правильную последовательную речь


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru