Доклад на тему: «Самоорганизация школьников как неотъемлемый элемент подготовки к егэ»




Скачать 86.75 Kb.
НазваниеДоклад на тему: «Самоорганизация школьников как неотъемлемый элемент подготовки к егэ»
Дата публикации31.01.2014
Размер86.75 Kb.
ТипДоклад
5-bal.ru > Психология > Доклад
Методическое объединение учителей русского языка и литературы

Доклад на тему:

«Самоорганизация школьников как неотъемлемый элемент подготовки к

ЕГЭ»
Подготовила Жракова Т.А,

учитель русского языка и

литературы

2012

Самоорганизация школьников как неотъемлемый элемент системы подготовки к ЕГЭ



«Главное в этом мире не то, где мы стоим, а в каком направлении движемся».

Оливер Холмс.
Одной из важнейших задач школы на современном этапе является необходимость решения задач сопровождения ребенка в условиях модернизации образования, изменениях в его структуре и содержании.

Системность работы педагога по выявлению, проработке возникающих у учеников трудностей на разных этапах обучения и есть залог успешной психологической подготовки к сдаче выпускных экзаменов.

Психологическое сопровождение развития ребенка может рассматриваться как сопровождение отношений: их развитие, коррекция, восстановление.

Хотелось бы подчеркнуть, что все положительные моменты ЕГЭ не сработают в нашу пользу, если мы не учтем важные психологические аспекты, связанные с любым видом тестирования людей. Ученые-психологи считают, что успешное прохождение теста в большей степени отражает уровень стрессоустойчивости испытуемого, готовность концентрировать внимание и память и точно действовать в условиях дефицита времени. Учитывая это, необходимо обеспечить психологическое сопровождение учащихся в процессе подготовки, к сдаче единого государственного экзамена, формируя соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля. При этом основную часть работы следует проводить не прямо накануне экзаменов, а значительно раньше, отрабатывая отдельные детали при сдаче зачетов и в других случаях, не столь эмоционально напряженных. Психотехнические навыки сдачи экзаменов не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяет более успешно вести себя во время экзаменов, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями.

Психологическую подготовку учащихся к сдаче ЕГЭ нужно считать одним из приоритетных направлений работы психолога, учителя- предметника потому, что подготовка ученика к успешной сдаче ЕГЭ, есть результат не последних двух лет работы, месяцев, дней, а эта работа должна проводиться на протяжении всего периода обучения.

Данная форма сдачи экзамена, достаточно новая для нашего общества и здесь надо говорить о том, что не только психологу надо обращать на это внимание, но и учителям, родителям и самим детям. А роль психолога или учителя - предметника заключается в психологическом сопровождении учебного процесса и всех его участников.

Стратегии деятельности при подготовке к ЕГЭ:

  • ресурсно-ориентированная стратегия — поиск сильных сторон и путей использования их на этапе подготовки и на самом экзамене;

  • технологически-ориентированная стратегия - освоение некоторой технологии, последовательности действий, обеспечивающих успешность выпускника.

Таким образом, можно сформулировать цель данного исследования следующим образом: разработка и апробация модели психологической подготовки учащихся к ЕГЭ через систему психологического сопровождения учащихся на всех ступенях обучения.

Своеобразие учебной деятельности каждого ребенка связано с целым рядом его индивидуальных особенностей: спецификой мышления, памяти, внимания, темпом деятельности, личностными особенностями, учебной мотивацией и т.д.

Выявление детей, имеющих личностные и познавательные трудности при подготовке и сдаче ЕГЭ, возможно на протяжении всего обучения в школе. Подготовительным этапом для прогнозирования возникновения возможных трудностей при подготовке и сдаче ЕГЭ можно считать итоги плановой диагностики, проведенной на более ранних этапах.

Психологическая диагностика проводится на каждом этапе психологического сопровождения. Уже в начальной школе выделяются группы детей, которые испытывают трудности в обучении. Аналогичные трудности встречаются и при подготовке и сдаче ЕГЭ. Ранняя диагностика таких трудностей позволяет выявить учащихся «группы риска» при подготовке к ЕГЭ и эффективно организовать их психологическое сопровождение на протяжении всего обучения.

В средней и старшей школе продолжается работа по выявлению учащихся «группы риска» при подготовке к ЕГЭ. Выделяются те же группы трудностей обучения, но меняется диагностический инструментарий для их выявления. Проводится диагностика учащихся с 5 по 11 класс, где отслеживается динамика эффективности психолого-педагогического сопровождения.

Таким образом, происходит выявление детей, имеющих личностные и познавательные трудности при подготовке и сдаче ЕГЭ на протяжении всего обучения в школе. Ранняя диагностика таких трудностей позволяет выявить учащихся «группы риска» при подготовке к ЕГЭ и эффективно организовать их психологическое сопровождение на протяжении всего обучения.

Большая роль на всех этапах отводится школьному психологу. Вот те вопросы, которые ему приходится решать.

1.Консультирование и просвещение педагогов.

2.Консультирование и просвещение родителей.

3.Консультирование школьников.

В свою очередь, консультирование может проходить в форме собственно консультирования по вопросам обучения и психического развития ребенка, а также в форме просветительской работы со всеми участниками педагогического процесса в школе. Консультативная деятельность - это оказание помощи обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования.

Особенностью консультативной работы психолога по психологической подготовке к ЕГЭ является то, что целью таких консультаций является формирование у обучающихся и их родителей, у педагогических работников и руководителей знаний о проблемах, возникающих у учащихся при подготовке к ЕГЭ, и желания

преодолевать трудности обучения; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

В целом задача консультативной работы психолога по психологической подготовке к ЕГЭ составляет контроль за возникновением трудностей обучения ребёнка. Указанная задача включает следующие конкретные составляющие:

1)ориентация родителей, учителей и других лиц, участвующих в воспитании, в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребенка;

2)своевременное первичное выявление детей с различными трудностями обучения и их психологическое сопровождение;

3)составление (совместно с педагогами) рекомендаций по психолого - педагогической коррекции трудностей в школьном обучении для учителей, родителей и других лиц;

4)коррекционная работа индивидуально или (и) в специальных группах при консультации с детьми и родителями;

5)психологическое просвещение всех участников учебного процесса с помощью лекционной и других форм работы.

Перспективной формой организации консультативной работы с педагогами является психолого-педагогический консилиум, который представляет собой организационную форму, в рамках которой происходит разработка и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения каждого ребенка в процессе обучения. Консилиум позволяет объединить информацию об отдельных составляющих школьного статуса ребенка, которой владеют педагоги, классный руководитель, школьный медик и психолог, и на основе целостного видения ученика, с учетом его актуального состояния и динамики предыдущего развития разработать и реализовать общую линию его дальнейшего развития и обучения.

Психологическое просвещение представляет собой формирование у обучающихся и их родителей (законных представителей), у педагогических работников и руководителей потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

Задачи психологического просвещения в рамках психологической подготовки к ЕГЭ можно охарактеризовать следующим образом:

• ознакомление родителей с актуальными проблемами детей и сообщение подходящих на данном этапе развития ребенка формы детско-родительского общения;

  • создание условий для получения необходимых психолого-педагогических знаний и навыков, которые помогли бы педагогам в работе с учащимися, имеющими трудности обучения;

  • вооружение учащихся знаниями о своих психологических особенностях и умениями эффективно организовывать свою учебную деятельность в соответствии с этими особенностями;

  • информирование учащихся и их родителей о процедуре проведения ЕГЭ.

Осуществляются следующие формы просветительской работы:

  • проведение классных часов, где учащиеся узнают о способах саморегуляции и самоорганизации, способах снятия тревожности, особенностях возрастного развития;

  • проведение родительских собраний вмести с детьми, где можно обсуждать возникшие проблемы, вопросы сообща;

  • организация беседы с выпускниками, которые могут поделиться опытом сдачи ЕГЭ, поступления в ВУЗ;

  • проведение лекториев для педагогов, организация «Уголка психолога», подбор психологической литературы для педагогов.

Таким образом, психологическая подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ через систему психологического сопровождения на всех ступенях обучения является эффективной для успешной психологической подготовки учащихся к ЕГЭ.

Данная модель работы способствует развитию учебной мотивации и познавательной активности; повышению самооценки учащихся; снижению уровня тревожности; формированию произвольности и самоорганизации; развитию познавательной сферы учащихся. Составление рекомендаций, учитывающих личностные особенности ребенка и позволяющих как педагогу-психологу, так и учителям, разработать как индивидуальные траектории подготовки выпускников к успешной сдаче ЕГЭ, гак и планы работы с классом или труппой учащихся в целом.

Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная работа, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации направленных на успешную подготовку к ЕГЭ.

Психолого-педагогическое сопровождение уже не может рассматриваться как «сфера обслуживания», «сервисная служба», но выступает как неотъемлемый элемент системы образования, равноправный партнер структур и специалистов иного профиля в решении задач обучения, воспитания и развития нового поколения



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад на тему: «Самоорганизация школьников как неотъемлемый элемент подготовки к егэ» iconДоклад Предпринимательство неотъемлемый элемент современной рыночной...
Предпринимательство — неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом...

Доклад на тему: «Самоорганизация школьников как неотъемлемый элемент подготовки к егэ» iconВ. В. Налимов. Самоорганизация как творческий процесс от 24. 08. 04
На близкую тему также читался доклад на симпозиуме Consciousness in Phisical Reality (Charlottesville, Virginia, usa. May 1991)....

Доклад на тему: «Самоорганизация школьников как неотъемлемый элемент подготовки к егэ» icon1. теоретические основы антикризисного управления в моногородах
Актуальность исследования обусловлена тем, что монопрофильные города – неотъемлемый элемент регионального ландшафта индустриальных...

Доклад на тему: «Самоорганизация школьников как неотъемлемый элемент подготовки к егэ» iconУчитель математики: «Как я готовлю учеников к егэ и гиа!»
Егэ и гиа касается меня непосредственно. Я самым лучшим образом отношусь к этой, уже не новой системе сдачи экзаменов. Как я убедилась...

Доклад на тему: «Самоорганизация школьников как неотъемлемый элемент подготовки к егэ» iconСоветы родителям, дети которых сдают егэ
Проблема подготовки к нему это поле деятельности не только для школьников и педагогов, но и для родителей. В ходе родительских собраний...

Доклад на тему: «Самоорганизация школьников как неотъемлемый элемент подготовки к егэ» iconЛитература изменений нет
Структура и содержание заданий егэ регламентируются кодификаторами элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников...

Доклад на тему: «Самоорганизация школьников как неотъемлемый элемент подготовки к егэ» iconДоклад на заседании рмо учителей математики на тему: «Подготовка...
Ниже приводится краткое изложение аналитических материалов егэ по математике 2012 года, подготовленных по материалам фипи и региональных...

Доклад на тему: «Самоорганизация школьников как неотъемлемый элемент подготовки к егэ» iconБинарное обучение как одна из форм подготовки к егэ
Егэ. Русский язык и математика – это обязательные предметы для сдачи на едином государственном экзамене. Наш педагогический коллектив,...

Доклад на тему: «Самоорганизация школьников как неотъемлемый элемент подготовки к егэ» iconУрока Слово учителя
«Сочинение в жанре отзыва как элемент подготовки к выполнению творческого задания части С»

Доклад на тему: «Самоорганизация школьников как неотъемлемый элемент подготовки к егэ» iconА. В. Бурмистров исследование уровня подготовки по физике
Исследование уровня подготовки по физике и причин учебной пассивности школьников (этап перехода к егэ). – Ети (филиал) гоу впо мгту...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru