Примерная программа дисциплины «Психология»




Скачать 177.58 Kb.
НазваниеПримерная программа дисциплины «Психология»
Дата публикации28.01.2014
Размер177.58 Kb.
ТипПримерная программа
5-bal.ru > Психология > Примерная программа
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ВУЗОВ РОССИИ

ПО ОБРАЗОВАНИЮ В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВ,

УЧЕТА И МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

УТВЕРЖДАЮ

Зам. Председателя Совета УМО

_____________Л.И. Гончаренко

«____»_______________2013 г.

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
дисциплины «Психология»
Рекомендуется для направления «Экономика»

Квалификация (степень) выпускника: БАКАЛАВР

Москва, 2013

1. Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины:

сформировать у студентов представления о современной психологии и ее месте в системе наук;

сформировать представление о психической организации человека, о роли психологических знаний в жизни отдельно взятой личности, ее профессиональной деятельности и общества в целом;

заложить основу для умений психологического анализа поведенческих стереотипных проявлений личности;

сформировать навыки применения психологических знаний для принятия жизненно важных решений в условиях рыночной экономики.


Задачи дисциплины:

теоретическое освоение студентами современных представлений о человеке в основных направлениях психологической науки;

ознакомление с основными понятиями психологической науки: психика, сознание, личность, субъект, индивидуальность, общение, межличностные отношения.

раскрытие основных функций организации психики человека, основных познавательных психических процессов, свойств и состояний, психологических особенностей личности;

приобретение практических навыков психологического анализа стереотипных проявлений личности в общении и поведении;

понимание роли и значения психологических знаний в жизни и профессиональной деятельности в современных условиях.


2. Место дисциплины в структуре ООП:


Дисциплина «Психология» является дисциплиной базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла ФГОС ВПО по направлению «Экономика».

3. Требования к результатам освоения дисциплины:


В совокупности с другими дисциплинами базовой части ФГОС ВПО дисциплина «Психология» направлена на формирование следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций бакалавра экономики:

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);

способен анализировать социально-значимые явления, процессы и их связи, происходящие в сфере своей профессиональной деятельности и в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

способен находить практические организационно-управленческие решения в сфере своей профессиональной деятельности и готов нести за них ответственность (ОК-8);

способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства в рамках профессиональной деятельности (ОК-9);

способен критически оценивать свои профессиональные достоинства и недостатки, наметить пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10);

осознает социальную значимость своей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);

способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9);

способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-11);

способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-12).

В результате освоения содержания дисциплины «Психология» студент должен:

Знать:

  • основные психологические понятия и категории, психические закономерности развития человека и общества.

Уметь:

  • анализировать процессы и явления, происходящие в личности и обществе в целом;

  • применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности.

  • применять понятийно-категориальный аппарат и основные законы психологической науки в профессиональной деятельности.

Владеть:

  • навыками психологического анализа, профилактики и коррекции стереотипных проявлений личности в общении и поведении.

  • навыками организации своей психической регуляции;


4. Объём дисциплины и виды учебной работы


Общая трудоёмкость дисциплины составляет 2 зачётные единицы.

Вид промежуточной аттестации – зачет

Вид учебной работы

Часы

Семестры (триместры, модули)

1

2

Общая трудоёмкость дисциплины


72

72




Аудиторные занятия


34

34




Лекции (Л)


17

17




Практические занятия (ПЗ)


17

17




Самостоятельная работа


38

38



В семестре


38

38






5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

Тема 1. Предмет психологии, ее задачи и методы


Система явлений, которые изучает современная психология. Классификация психических явлений. История развития психологического знания. Структура современного психологического знания и основные направления в психологии. Методы психологического исследования.

Научные и прикладные задачи психологии. Отрасли психологии. Психология труда и инженерная психология. Психология управления. Основные направления практического применения психологических знаний и методов в сфере экономики и бизнеса.

Тема 2. Развитие психики и сознания

Психика как результат эволюции материи. Зависимость психики от среды и строения органов. Происхождение и развитие нервной системы живых организмов от простейших форм до ЦНС позвоночных. Развитие форм поведения живых организмов: раздражимость, тропизмы, чувствительность, инстинктивные формы поведения, Индивидуально-приобретаемые формы поведения, интеллектуальное поведение животных. Возникновение сознания человека в процессе трудовой деятельности. Сущность различий психики человека и животных. Структура психики. Сознание и бессознательное. Значение языка для формирования психических процессов. Труд и формирование сознательной деятельности.

Тема 3. Чувственные формы освоения действительности

Формы и ступени познания. Ощущение как элементарная форма отражения реальности. Классификация ощущений. Общие свойства ощущений. Развитие ощущений в процессе деятельности человека: адаптация, сенсибилизация, синестезия.

Восприятие и его свойства. Гештальтистский и бихевиористский подход к восприятию. Восприятие пространства и движения. Восприятие времени. Нарушения восприятия – гиперстезия, галлюцинации, аффективные, вербальные и перейдолические иллюзии.

Представления. Основные характеристики представлений: наглядность, фрагментарность, неустойчивость, непостоянство. Представления как результат обобщения образа. Общие и частные представления.

Внимание и его основные свойства: устойчивость, концентрация и распределение, переключаемость и объем. Отвлекаемость и ее физиологические основы. Мнимая и подлинная рассеянность. Виды внимания как уровни его развития.

Тема 4. Рациональные формы освоения действительности

Память как необходимое условие единства человеческой психики и идентичности человека. Основные мнемические процессы. Виды памяти. Произвольная и непроизвольная память. Опосредованное или непосредственное запоминание и воспроизведение. Имплицитная и эксплицитная память. Кратковременная и долговременная память. Нарушения памяти. Рациональные способы запоминания.

Мышление и его психологические характеристики. Мыслительные операции. Виды мышления. Единство языка и мышления. Классификация мышления: теоретическое, практическое. Особенности основных типов мышления - понятийного, образного, наглядно-образного, наглядно-действенного. Рассудочно-эмпирическое мышление. Интуитивное и аналитическое мышление. Пространственное мышление. Репродуктивное и продуктивное (творческое) мышление. Моделирование как форма продуктивного мышления.

Мышление как процесс постановки и решения субъектом творческих задач. Этапы мыслительного процесса. Факторы, влияющие на его успешность. Мышление и решение задач в сфере экономики и бизнеса.

Расстройства мышления.

Интеллект и методы его оценивания.

Тема 5. Эмоции и чувства. Психические состояния человека

Определение эмоций и основные аспекты их изучения: явление, состояние, процесс. Функции эмоций. Специфика психического отражения в эмоциях. Эмоции и деятельность. Эмоции и общение. Эмоциональные и познавательные процессы. Эмоция как процесс: условия возникновения и закономерности протекания эмоций. Чувства как эмоционально-личностные образования. Овладение эмоциональной сферой и способность к саморегуляции поведения.

Понятие психических состояний и их свойства. Классификации психических состояний. Положительные психические состояния: профессиональная заинтересованность, творческое вдохновение, решительность. Отрицательные психические состояния: психическая напряженность, стресс, беспокойство, тревожность, фрустрация и ее проявления: агрессия, депрессия, фиксация). Персеверации и ригидность.

Специфические состояния психики человека: бодрствование и сон, медитация и гипноз, вера, эйфория и дисфория, дидактогения и ятрогения.

Тема 6. Потребности и мотивы. Психическая регуляция поведения

Потребности как основа мотивационных процессов. Классификации потребностей. Уровневый характер потребностной сферы. Опредмечивание потребностей. Ненасыщаемые потребности. Аддиктивность как проблема физиологической и психологической зависимости.

Мотивы, их функции и виды. Формирование и развитие мотивов. Внешняя и внутренняя мотивация поведения. Уровень притязаний. Иерархическая модель мотиваций А. Маслоу. Мотивационные концепции второй половины XX в. Основные характеристики мотивационной сферы человека: широта, гибкость, иерархизированность.

Борьба мотивов и принятие решений, проблема выбора решения в неопределённой ситуации. Мотивационный конфликт и его преодоление как условие совершения волевого действия. Виды мотивационных конфликтов. Уровни разрешения конфликтных ситуаций.

Волевая регуляция как преобразование (переосмысление) проблемных ситуаций. Общее представление о развитии воли. Произвольность поведения как предпосылка волевой регуляции.

Тема 7. Психология личности

Понятие личности в психологии. Социальная среда и личность. Основные теории личности в зарубежной психологии: психоаналитические концепции личности (З. Фрейд, К.Г. Юнг, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм), психосоциальная концепция личности (Э. Эриксон), гуманистические концепции личности (К. Роджерс, А. Маслоу, В. Франкл). Концепции личности в отечественной психологической науке. Психологическая структура личности.

Индивидуально-психологические особенности личности: темперамент, характер, способности.

Понятие о темпераменте. Физиологическая основа темперамента. Типы ПНД и темперамент. Свойства темперамента. Психологическая характеристика типов темперамента. Проблема изменчивости темперамента. Индивидуальный подход к личности, в зависимости от темперамента.

Общее представление о характере. Структура характера. Черты характера. Типологии характеров. Акцентуация характера. Характер и темперамент. Формирование характера.

Понятие о способностях. Классификация способностей. Способности и деятельность. Задатки как природная предпосылка способностей. Условия развития способностей.

Тема 8. Межличностные отношения

Межличностные отношения как форма проявления общественных отношений. Общение – основа межличностных отношений. Функции, средства и структура.

Эмоциональная основа межличностных отношений. Конъюктивные и дизъюнктивные чувства.

Взаимозависимость в системе межличностных отношений. Типология межличностного взаимодействия. Понятие и методы исследования кооперативного и конкурентного взаимодействия.

Эмпатия, децентрация, рефлексия.

Интимные межличностные отношения: привязанности и их типология, супружеская привязанности и счастье, дружба, любовь, вражда, одиночество. Возрастное развитие межличностных отношений: межличностные отношения в дошкольном и младшем школьном возрасте, взаимоотношения подростков, межличностные отношения в юности, межличностные отношения взрослых.

Психология малых групп. Виды и структура малой группы. Лидерство в малых группах. Виды лидерства. Психологические качества лидера. Классификации стилей лидерства.

Конформизм и групповое давление.

Психология межгруппового взаимодействия. Этноцентризм. Внутригрупповой фаворитизм. Внешнегрупповая дискриминация.

Психология внутри- и межгрупповых конфликтов. Организационный конфликт. Управление групповыми конфликтами. Стратегии вмешательства.


5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами


№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№№ разделов (тем) данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Психология делового общения

*




*

*

*

*




*

2.

Психологические аспекты эффективного управления

*







*

*




*




3.

Социология

*



















*

4.

Деловая этика













*

*

*




5.

Политология













*







*


5.3. Разделы дисциплины и виды занятий





п/п


Наименование раздела и темы

дисциплины

Трудоёмкость в часах


Всего часов


Аудиторная работа

Внеауди-торная (самостоя-тельная) работа


Общая


Лек-ции

Семинары и/или практи-ческие занятия


Общая

1

Предмет психологии, ее задачи и методы.

8

4

2

2

4

2

Психика и организм.

8

4

2

2

4

3

Чувственные формы освоения действительности.

8

4

2

2

4

4

Рациональные формы освоения действительности.

8

4

2

2

4

5

Психология личности.

10

4

2

2

6

6

Потребности и мотивы поведения. Эмоции и чувства. Психическая регуляция поведения и деятельности

10

4

2

2

6

7

Психические состояния человека.

8

4

2

2

4

8

Межличностные отношения.

12

6

3

3

6




Итого:

72

34

17

17

38



8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

  1. Гуревич П.С. Психология: Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2012. – 608 с.

  2. Немов Р.С. Общая психология: Краткий курс.— СПб.: Питер, 2009.— 304 с.

  3. Психология для направления «Экономика»: Учебник для студ. учреждений высшего проф. образ. / Под ред. Е.А. Соловьевой, И.В. Троицкой.— М.: Академия, 2011 .— 253 с.

  4. Руденко А.М. Психология: Учебник для студентов вузов. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2012. – 556 с.

  5. Столяренко Л.Д. Психология: учебник для вузов.— СПб: Питер, 2010.— 592 с.

  6. Ступницкий В.П., Щербакова О.И., Степанов В.Е. Психология: Учебник для бакалавров. – М.: ИТК Дашков и К, 2013. – 520 с.

б) дополнительная:

  1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2012.— 362 с.

  2. Баданина Л.П. Психология познавательных процессов. – М.: Флинта МПСИ. – 2008. – 240с.

  3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.- метод. пособие по курсу «Психология человека». – М.: Пед. о-во России, 1999. – 275 с.

  4. Крысько В.Г. Психология. Курс лекций: Учебное пособие. — М.: Вузовский учебник: Инфра-М, 2013.— 251 с.

  5. Личность. Теории, упражнения, эксперименты/ Р. Фрейджер, Дж. Фейдимен. Пер. с англ. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 704 с.

  6. Практическая психология для экономистов и менеджеров: Учебное пособие / Под ред. М.К. Тутушкиной. – СПб.: Дидактика Плюс, 2002. – 364 с.

  7. Психология личности. Учебное пособие / Под ред. П.Н. Ермакова, В.А. Лабунской. – М.: Эксмо, 2007. – 653 с.

  8. Психология: Учебник для экономических вузов/ Под общ. ред. В.Н. Дружинина.— СПб.: Питер, 2000. — 671 с.

  9. Сутормина Л.И. Основы психологии: Уч. пособие для экономических вузов. – М.: Market DS, 2008. – 169 с.

  10. Щербатых Ю.В. Психология предпринимательства и бизнеса. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009. – 304 с.


в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

  1. Библиотека «Психея» – http://psycheya.ru.

  2. Библиотека Гумер – http://www.gumer.info

  3. Журнал «Вопросы психологии» – www.voppsy.ru

  4. Педагогическая библиотека – www.pedlib.ru
  5. Психологическая библиотека Киевского Фонда cодействия развитию психической культуры http://www.psylib.kiev.ua/


  6. Психология на русском языке – http://www.psychology.ru.

  7. Электронная библиотека Куб – www.koob.ru.


10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

10.1. Контрольные вопросы и система оценивания

Тематика домашних контрольных заданий


1. Составление схем: «Методы исследования в психологии»; «Психологическая организация человека», «Стадии развития психики и сознания», «Классификация ощущений», «Виды и свойства восприятия», «Виды и свойства внимания», «Виды и свойства памяти», «Классификация типов и видов мышления», «Структура личности», «Виды мотивов», «Эмоции и чувства», «Типы темперамента», «Типологии характера».

2. Написание эссе и мини-сочинений: «Почему я выбрал профессию менеджера», «Каким я вижу свое профессиональное будущее», «Известные люди моей профессии», «Наблюдательность и ее развитие», «Внимание и его развитие», «Память и ее развитие», «Мышление и его развитие», «Креативность и ее развитие», «Коммуникативные способности и их развитие», «Особенности моего темперамента», «Особенности моего характера»

3. Выполнение микроисследований по диагностике собственных познавательных процессов, мотивационно-потребностной сферы, эмоционально-волевой сферы, темперамента, характера, коммуникативной сферы.

4. Решение психологических задач по темам курса «Психология»

10.2. Уровень требований и критерии оценок


Текущий контроль осуществляется в ходе учебного процесса и консультирования студентов, по результатам выполнения самостоятельных работ. Основными формами текущего контроля знаний являются:

обсуждение вынесенных в планах семинарских занятий вопросов тем и контрольных вопросов;

решение задач, тестов и их обсуждение с точки зрения умения формулировать выводы, вносить рекомендации и принимать адекватные управленческие решения;

выполнение контрольных заданий и обсуждение результатов;

участие в дискуссии по проблемным темам дисциплины и оценка качества анализа проведенной научно-исследовательской работы;

написание рефератов;

Промежуточная аттестация проводится в форме зачета.

Оценка знаний студентов осуществляется в баллах с учетом:

  1. оценки за работу в семестре (оценки за выполнение контрольных заданий, написание рефератов, выступления с докладами, участия в дискуссии на семинарских занятиях и др.);

  2. оценки итоговых знаний в ходе зачета.

Ориентировочное распределение максимальных баллов по видам работы:

№ п/п

Вид отчетности

Баллы

1.

Работа в семестре

40

2.

Зачет

60

3.

Итого:

100

Оценка знаний по 100-бальной шкале проводится в соответствии с нормативными документами вуза.


10.3. Самостоятельная работа




п/п

№ раздела (темы)

дисциплины

Форма

самостоятельной работы

Трудо-

ёмкость в часах

1

1

Работа с учебной литературой.

Подготовка докладов.

Составление схем:

а) «Методы исследования в психологии»;

б) «Мир психических явлений».

1

2
1

1

2

2

Работа с учебной литературой.

Составление схемы «Историческое развитие психики и сознания».

2

2


3

3

Работа с учебной литературой.

Подготовка к интерактивному семинару. Выполнение творческих заданий.

1

2

1

4

4

Работа с учебной литературой.

Подготовка к интерактивному семинару. Выполнение творческих заданий.

1

2

1

5

5

Работа с учебной литературой.

Подготовка к деловой игре.

2

4

6

6

Работа с учебной литературой.

Подготовка к семинару-дискуссии. Выполнение творческих заданий.

3

2

1

7

7

Работа с учебной литературой.

Выполнение творческих заданий.

2

2

8

8

Работа с учебной литературой.

Выполнение творческих заданий.

4

2

ИТОГО:

38


Разработчики:

Финансовый университет

Зав. кафедрой «Прикладная психология»

В.С. Трипольский

Финансовый университет

доцент кафедры «Прикладная психология»

Н.Т.Колесник


Эксперты:

МГТУ им. Шолохова

Профессор кафедры «Социальная и педагогическая психология»

Е.А.Сорокоумова

МГОУ

Декан факультета психологии

А.В. Булгаков

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Примерная программа дисциплины «Психология» iconПрограмма дисциплины «Социальная психология»
Примерная программа дисциплины «Социальная психология» составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего...

Примерная программа дисциплины «Психология» iconПримерная программа учебной дисциплины «Психология общения» 11 группа (заочное отделение)
Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии...

Примерная программа дисциплины «Психология» iconПримерная программа учебной дисциплины анатомия и физиология человека...
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...

Примерная программа дисциплины «Психология» iconПримерная программа учебной дисциплины техническая механика 2011 г
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...

Примерная программа дисциплины «Психология» iconРабочая программа дисциплины Юридическая психология Степень выпускника...
Рабочая программа предназначена для изучения студентами учебной дисциплины «Юридическая психология», обучающимися по направлению...

Примерная программа дисциплины «Психология» iconПримерная программа учебной дисциплины основы патологии по специальности...
...

Примерная программа дисциплины «Психология» iconПримерная программа учебной дисциплины История 2011 г
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...

Примерная программа дисциплины «Психология» iconПрограмма дисциплины Экстремальная психология и психология катастроф...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 030300. 68...

Примерная программа дисциплины «Психология» iconПримерная программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности 2011 г
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...

Примерная программа дисциплины «Психология» iconПримерная программа учебной дисциплины зуботехническое материаловедение...
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru