Программа дисциплины Экстремальная психология и психология катастроф для направления 030300. 62 «Психология»




Скачать 288.89 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины Экстремальная психология и психология катастроф для направления 030300. 62 «Психология»
страница1/3
Дата публикации14.01.2014
Размер288.89 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
5-bal.ru > Психология > Программа дисциплины
  1   2   3


Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"


Факультет психологии

Программа дисциплины

Экстремальная психология и психология катастроф

для направления 030300.62 «Психология»

подготовки бакалавра
Автор программы:

Серкин В.П., д. психол. н., профессор, (vserkin@hse.ru)

Одобрена на заседании кафедры организационной психологии «___»____________ 2013 г.

Зав. кафедрой __________________________________ В.А. Штроо
Рекомендована секцией УМС «Психологи» «___»____________ 2013 г.

Председатель __________________________________ В.А. Штроо
Утверждена УС факультета психологии «___»_____________2013 г.

Ученый секретарь ________________________Е.Б.Старовойтенко


Москва, 2013

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1. Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 030300.68 – «Психология», обучающихся по программе бакалавриата.

Программа разработана в соответствии: с Образовательным стандартом Федерального государственного автономного образовательного учреждения «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»» по направлению подготовки 030300.62 – Психология, уровень подготовки: бакалавр; рабочими учебными планами факультета психологии НИУ ВШЭ.

2. Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Экстремальная психология и психология катастроф» являются:

1. Подготовка студентов к квалифицированному самостоятельному использованию изучаемых понятий и методов в прикладной и теоретической деятельности.

2. Изучение основных понятий экстремальной психологии и психологии катастроф, позволяющих ориентироваться в литературе, выбирать и изучать информацию (специальную литературу, сетевые ресурсы и др.), необходимую для решения конкретных научных и прикладных профессиональных проблем.

3. Изучение особенностей поведения и деятельности человека в экстремальной ситуации и после нее.

4. Изучение возможных действий специалиста-психолога при работе с людьми, оказавшимися в экстремальной ситуации и постэкстремальной ситуации.

5. Изучение приемов экстренной психологической помощи.

6. Изучение возможностей оказания психологической помощи пострадавшим и их близким в период после экстремальной ситуации.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


Раздел «Экстремальная психология и психология катастроф» составлен на основе Образовательного стандарта Федерального государственного автономного образовательного учреждения «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»» по направлению подготовки 030300.62 – Психология, уровень подготовки: бакалавр.

В результате освоения дисциплины студент должен:

1. Знать виды катастроф и экстремальных ситуаций.

2. Знать об особенностях психологического состояния, поведения и деятельности людей непосредственно в экстремальной ситуации.

3. Знать и уметь использовать приемы экстренной психологической помощи.

4. Иметь представление о деятельности специалиста-психолога в период сразу после экстремальной ситуации и в реабилитационный для потерпевших и их близких период.

5. Знать и уметь использовать принципы организации консультативной психологической помощи при неблагоприятных психических состояниях потерпевших и их близких.

Компетенции, осваиваемые студентом, в процессе работы над курсом «Экстремальная психология и психология катастроф»:


Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен применять профессиональные знания и умения на практике

СК-Б1

Знания о психологических основах и специфике деятельности специалиста в ситуациях катастроф. Знать виды катастроф и экстремальных ситуаций. Знать об особенностях психологического состояния, поведения и деятельности людей непосредственно в экстремальной ситуации. Составление программы психологической помощи людям, перенесшим катастрофу и их близким

Лекции, обсуждение документов и видеоматериалов, доклады, групповое обсуждение, упражнения, выполнение заданий, библиотечная работа и работа с электронными ресурсами библиотеки НИУ ВШЭ.

Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач.

СК-Б6

Умение самостоятельно проводить теоретический поиск, выделять главное, рефлексивно относиться к освоению новых методов.

Лекции, практические занятия, доклады, групповое обсуждение, библиотечная работа и работа с электронными ресурсами.

Способен работать в команде

СК-Б8

Иметь представление о деятельности специалиста-психолога в период сразу после экстремальной ситуации и в реабилитационный для потерпевших и их близких период.

Знать и уметь использовать принципы организации консультативной психологической помощи при неблагоприятных психических состояниях потерпевших и их близких.

Лекции, обсуждение документов и видеоматериалов, доклады, групповое обсуждение, упражнения, выполнение заданий, библиотечная работа и работа с электронными ресурсами.

Способен грамотно строить коммуникацию, исходя из целей и ситуации общения

СК-Б9

Знание об особенностях поведения и деятельности человека в экстремальной ситуации и после нее. Знать и уметь использовать принципы организации консультативной психологической помощи при неблагоприятных психических состояниях потерпевших и их близких.

Лекции, практические занятия, доклады, групповое обсуждение, библиотечная работа и работа с электронными ресурсами, реферат.

Способен придерживаться правовых и этических норм в профессиональной деятельности.

СЛК-1

СЛК-Б1

Знание положений этического кодекса психолога, минимальные правовые знания о действиях в экстремальной и постэкстремальной ситуации.

Лекции, практические занятия, доклады, групповое обсуждение, библиотечная работа и работа с электронными ресурсами, реферат.

Способен к социальному взаимодействию, к сотрудничеству и разрешению конфликтов.

СЛК-4

СЛК-Б4

Знание об особенностях поведения и деятельности человека в экстремальной ситуации и после нее. Знать и уметь использовать принципы организации консультативной психологической помощи при неблагоприятных психических состояниях потерпевших и их близких.

Лекции, обсуждение документов и видеоматериалов, доклады, групповое обсуждение, упражнения, выполнение заданий, библиотечная работа и работа с электронными ресурсами.

Способен социально-ответственно принимать решения в нестандартных ситуациях профессиональной деятельности.

СЛК-7

СЛК-Б7

Знания о психологических основах и специфике деятельности специалиста

в ситуациях техногенных катастроф. Знать и уметь использовать приемы экстренной психологической помощи. Иметь представление о деятельности специалиста-психолога в период сразу после экстремальной ситуации и в реабилитационный для потерпевших и их близких период. Знать и уметь использовать принципы организации консультативной психологической помощи при неблагоприятных психических состояниях потерпевших и их близких

Лекции, обсуждение документов и видеоматериалов, доклады, групповое обсуждение, упражнения, выполнение заданий, библиотечная работа и работа с электронными ресурсами.

4. Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин по выбору направления 030300.62 – «Психология», обучающихся по программам бакалавриата.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: основные психологические курсы (общая психология; возрастная психология; педагогическая психология; психология труда, инженерная психология и эргономика; медицинская психология; социальная психология; психология управления; психодиагностика; психологическое консультирование.

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: пройти обучение по специальностям психологии не менее 2,5 лет.

5. Тематический план учебной дисциплины


Экстремальная психология и психология катастроф. РУП, бакалавриат, 3 курс, 3-4 модуль, всего часов – 144, ауд. – 48 (лекц. – 24, практ. – 24), д/з – 1, зачет (4 единицы).



Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практич.

1.

Основные понятия экстремальной психологии и психологии катастроф. Виды катастроф и чрезвычайных ситуаций

18

4

2




12

2.

Эмоциональные состояния и психогенные реакции

24

4

4




16

3.

Экстренная психологическая помощь

24

2

6




16

4.

Психологическая реабилитация и социальная адаптация

30

6

4




20

5.

Экстремальные условия, адаптация и деятельность

12

2

2




8

5.

Самопомощь и саморегуляция

12

2

2




8

6.

Методы регуляции и саморегуляции психических состояний

24

4

4




16







144

24

24




96



6. Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Текущий контроль

Форма контроля

1 год

Параметры **

1

2

3

Домашнее задание 1







3, 4 модуль

Сдать до 20 мая, без титульного листа, на 1-й странице сверху фамилия и инициалы студента, основной текст – 6 -7 машинописных страниц (табличные рефераты – 3-4 страницы), Times New Roman 14, полтора интервала, поля слева – 3 см, остальные по 2. Ссылки и оформление литературы как в курсовой. Обзор не менее 7 источников.

Итоговый

Зачет










Знание материала (суть, основные теории, подходы, методы), умение выделить существенное, назвать методы экстренной психологической помощи при различных состояниях потерпевшего, описать программу психологической реабилитации, умение логически и аргументировано излагать материал.
    1. Критерии оценки знаний, навыков


Критерии оценки работы на семинарах: знание материала, умение сообщать материал, умение дополнять ответы, умение задавать существенные вопросы и формулировать проблему, умение готовить и презентовать доклады, посещаемость.

Критерии оценки домашних заданий: знание заданного материала, умение изложить материал, обсуждать его, критически относиться.

Критерии оценки письменного домашнего задания 1: умение найти в отечественной и зарубежной литературе и выделить наиболее важные работы по теме, наиболее полные и современные работы по теме; умение структурировать изложение темы, уровень владения понятиями.

Критерии оценки ответа на зачете: знание пройденного материала, умение выделить существенное, умение логически и аргументировано излагать материал.

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

Критерии оценки письменного домашнего задания 1

(умение найти в отечественной и зарубежной литературе и выделить наиболее важные работы по теме, наиболее полные и современные работы по теме, умение структурировать изложение темы, уровень владения понятиями)

Оценка

Критерии

«Отлично»: 10


Данная оценка может быть выставлена только при условии соответствия реферата всем предъявляемым требованиям и высшей оценки по всем критериям.

«Отлично»: 9, 8


Данные оценки могут быть выставлены только при условии соответствия реферата всем предъявляемым требованиям и высокой оценки по всем критериям.

«Хорошо»: 7, 6


«7» - данная оценка может быть выставлена только при условии полного соответствия реферата 3 из 4 предъявляемым критериям и 1 критерий может быть выполнен частично.

«6» - данная оценка может быть выставлена только при условии полного соответствия аналитического обзора 5 из 6 предъявляемым критериям.

«Удовлетворительно»: 5, 4


«5» - данная оценка может быть выставлена только при условии полного соответствия аналитического обзора 2 из 4 предъявляемым критериям и 2 критерия могут быть выполнены частично.

«Неудовлетворительно»: 3, 2, 1

Работа не соответствует большинству предъявляемых критериев


«Работа не принимается»: 0


Работа является плагиатом. Авторский вклад менее 80% (см. Регламент использования системы «Антиплагиат» для сбора и проверки письменных учебных работ в Государственном университете – Высшей школе экономики (утвержден ученым советом Государственного университета – Высшей школы экономики (протокол от 20.03.2009 г. № 56))).

В случае если домашнее задание 1 не было сдано в установленный срок, за него снижается оценка по следующей схеме:

1 день – снижение оценки на 1 балл;

2 дня – снижение оценки на 2 балла;

3 дня – снижение оценки на 3 балла;

4 дня – снижение оценки на 4 балла;

5 дней – снижение оценки на 5 баллов;

6 дней – снижение оценки на 6 баллов;

7 дней – снижение оценки на 7 баллов.

Критерии оценки ответа на зачете

(знание пройденного материала, умение выделить существенное, умение логически и аргументировано излагать материал)

Оценка

Критерии

«Отлично»: 10


Данная оценка может быть выставлена только при условии соответствия ответа всем предъявляемым требованиям и высшей оценки по всем критериям.

«Отлично»: 9, 8


Данные оценки могут быть выставлены только при условии соответствия ответа всем предъявляемым требованиям и высокой оценке по всем критериям.

«Хорошо»: 7, 6


«7» - данная оценка может быть выставлена только при условии полного соответствия ответа 3 предъявляемым критериям и 1 критерий может быть выполнен частично.

«6» - данная оценка может быть выставлена только при условии полного соответствия ответа 3 предъявляемым критериям.

«Удовлетворительно»: 5, 4


«5» - данная оценка может быть выставлена только при условии полного соответствия зачетной работы 2 предъявляемым критериям и 2 критерия могут быть выполнены частично.

«4» - данная оценка может быть выставлена только при условии полного соответствия зачетной работы 2 предъявляемым критериям.

«Неудовлетворительно»: 3, 2, 1

Ответ не соответствует большинству предъявляемых критериев


«Ответ не принимается»: 0

Зачет не сдан.

7. Содержание дисциплины


Тема 1

Основные понятия экстремальной психологии и психологии катастроф. Виды катастроф и чрезвычайных ситуаций

(лекции – 4 часа, семинары – 2 часа, с/р – 12 часов)

Объект, предмет, задачи и методы экстремальной психологии и психологии катастроф. Понятия: катастрофа, чрезвычайная ситуация, экстремальная ситуация. История психологии катастроф, причины увеличения количества катастроф. Виды катастроф и чрезвычайных ситуация, их основные классификации. Организационно-психологические причины техногенных катастроф.

Горе, травма, смертельная болезнь, смерть близкого, насилие, угроза жизни,

Основная литература по теме 1

  1. Сидоров П.И., Мосягин И.Г., Маруняк С.В. Психология катастроф: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Аспект-Пресс, 2008. – 414 с. (Главы 1 и 2).

  2. Шойгу Ю.С. Психология экстремальных ситуаций. – М.: Смысл, 2010. – 364 с.

Дополнительная литература по теме 1

  1. Падун М.А., Котельникова А.В. Психическая травма и картина мира: Теория, эмпирия, практика. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. – 206 с.

  2. Межгосударственный авиационный комитет. Комиссия по расследованию авиационных происшествий. Окончательный отчет по расследованию авиационного происшествия (катастрофа самолета Ту – 154 президента Польши 10 апреля 2010 г). – 210 с. / http://ria.ru/society/20110112/320629742.html

  3. Наенко Н.И. Психическая напряженность. – М.: Изд-во МГУ, 1976. – 112 с.

  4. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. - М.: Просвещение, 1989. - 239 с.

  5. Серкин В.П. Организационно-психологические причины техногенных катастроф // Личность в экстремальных условиях. Вып. 2. Ч.1. / Под общ. ред. А. А. Бучек, Ю. Ю. Неяскиной, М. А. Фризен ; КамГУ им. Витуса Беринга. —Петропавловск-Камчатский: КамГУ им. Витуса Беринга, 2012. — С. 149 - 161. (есть на страничке преподавателя).

Тема 2. Эмоциональные состояния и психогенные реакции

(лекции – 4 час., семинары – 4 час., с/р – 8 час.)

Эмоциональные состояния: страх, ужас, паника, тревога, агрессия, аффект, истерика, апатия, ступор, нервная дрожь, плач, двигательное возбуждение, бред, галлюцинации, стремление к самоубийству, психическая напряженность, реакции горя.

Кризисы. Фрустрация и стресс. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Психическая травма. Психогенные нервно-психические заболевания. Влияние экстремальной ситуации на спасателей, врачей, психологов и других специалистов.

Психологические изменения личности военнослужащих.

Основная литература по теме 2

  1. Сидоров П.И., Мосягин И.Г., Маруняк С.В. Психология катастроф: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Аспект-Пресс, 2008. – 414 с. (Главы 2 и 3).

  2. Шойгу Ю.С. Психология экстремальных ситуаций. – М.: Смысл, 2010. – 364 с.

Дополнительная литература по теме 2

  1. Александровский Ю.А., Лобастов О.С., Спивак Л.И., Щукин Б.П. Психогении в экстремальных условиях. – М.: Медицина, 1991. – 96 с.

  2. Наенко Н.И. Психическая напряженность. – М.: Изд-во МГУ, 1976. – 112 с.

  3. Пергаменщик Л.А., Пузыревич Н.Л. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. Практикум: учеб.-метод. Пособие. – Минск: Изд-во Гревцова, 2012. – 340 с.

  4. Саржавеладзе Н., Беберашвили З., Джавахишвили Д., Махашвили Н., Сарджавеладзе Н. Травма и психологическая помощь. – М.: Смысл, 2007. – 180 с.


Тема 3. Экстренная психологическая помощь

(лекции – 2 часа, семинары – 6 час., с/р – 8 час.)

Понятие экстренная психологическая помощь. Условия и принципы оказания экстренной психологической помощи. Психологические и психологические механизмы экстренной психологической помощи: воздействие, убеждение, понимание, социальные взаимодействия, механизмы обратной связи, смена доминанты, тренинговая работа.

Экстренная психологическая помощь при различных эмоциональных состояниях. Алгоритм работы психолога в ситуации катастрофы.

Основная литература по теме 3

  1. Крюкова М.А., Никитина Г.И., Сергеева Ю.С. Экстренная психологическая помощь: практ. пособие. – М.: ЭНАС, 2009. – 64 с.

  2. Пергаменщик Л.А., Пузыревич Н.Л. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. Практикум: учеб.-метод. Пособие. – Минск: Изд-во Гревцова, 2012. – 340 с. (Часть 3, Темы 2, 3).

  3. Шойгу Ю.С. Психология экстремальных ситуаций. – М.: Смысл, 2010. – 364 с.

Дополнительная литература по теме 3

Шапарь В.Б. Психология кризисных ситуаций. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 452 с.
Тема 4. Психологическая реабилитация и социальная адаптация

(лекции – 6 час., семинары – 4 час., с/р – 10 час.)

Понятие о психологической реабилитации и социальной адаптации. Влияние экстремальных ситуаций на психическое состояние. Действие защитных механизмов. Изменение поведения, деятельности и отношений. Психологическая помощь при ПТСР. Психологическая помощь при реакциях горя. Психологическая помощь людям, пережившим насилие. Психологическая помощь при суицидальном поведении клиента. Психологическая помощь пострадавшим в результате терактов.

Основная литература по теме 4

  1. Сидоров П.И., Мосягин И.Г., Маруняк С.В. Психология катастроф: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Аспект-Пресс, 2008. – 414 с. (Глава 3).

  2. Пергаменщик Л.А., Пузыревич Н.Л. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. Практикум: учеб.-метод. Пособие. – Минск: Изд-во Гревцова, 2012. – 340 с. (Часть 3).

  3. Шойгу Ю.С. Психология экстремальных ситуаций. – М.: Смысл, 2010. – 364 с.

Дополнительная литература по теме 4

  1. Падун М.А., Котельникова А.В. Психическая травма и картина мира: Теория, эмпирия, практика. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. – 206 с.

  2. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. – М.: Изд-во МГУ, 1988. – 200 с.

  3. Шапарь В.Б. Психология кризисных ситуаций. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 452 с.

Тема 5. Экстремальные условия, адаптация и деятельность

(лекции – 2 час., семинары – 2 час., с/р – 4 час.)

Понятие «экстремальные условия деятельности». Экстремальные факторы внешних условий. Особенности и закономерности деятельности в экстремальных условиях. Психогенные факторы. Функциональные состояния человека. Готовность к деятельности в экстремальных условиях. Толерантность к экстремальным условиям. Психологическая поддержка в экстремальных условиях.

Основная литература по теме 5

  1. Лебедев В.И. Экстремальная психология. Психическая деятельность в технических и экологически замкнутых системах: Учебник. – М.: Юнити-дана, 2001. – 431 с.

  2. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психологические технологии управления состоянием человека. – М.: Смысл, 2009. – 311 с.

  3. Смирнов Б.А., Долгополова Е.В. Психология деятельности в экстремальных ситуациях. – Харьков: Изд-во Гуманитарный центр, 2007. – 292 с.

Дополнительная литература по теме 5

Александровский Ю.А., Лобастов О.С., Спивак Л.И., Щукин Б.П. Психогении в экстремальных условиях. – М.: Медицина, 1991. – 96 с.

Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. – М.: Смысл, 2006. – 63 с.

Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. - М.: Просвещение, 1989. - 239 с.
Тема 6. Самопомощь и саморегуляция

(лекции – 2 час., семинары – 2 час., с/р – 4 час.)

Общие принципы психологической помощи. Понятие «жизнестойкость», тренинг жизнестойкости. Психофизиологические методы, психологические методы, профилактика и психогигиена.

Основная литература по теме 6

  1. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психологические технологии управления состоянием человека. – М.: Смысл, 2009. – 311 с.

  2. Пергаменщик Л.А., Пузыревич Н.Л. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. Практикум: учеб.-метод. Пособие. – Минск: Изд-во Гревцова, 2012. – 340 с. (Часть 4).

Дополнительная литература по теме 6

  1. Сидоров П.И., Мосягин И.Г., Маруняк С.В. Психология катастроф: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Аспект-Пресс, 2008. – 414 с. (Главы 6).

  2. Шойгу Ю.С. Психология экстремальных ситуаций. – М.: Смысл, 2010. – 364 с.

  3. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. – М.: Смысл, 2006. – 63 с.

Тема 7. Методы регуляции и саморегуляции психических состояний

(лекции – 4 час., семинары – 4 час., с/р – 8 час.)

Саморегуляция, аутотренинг, медитация. Индивидуальные и тренинговые упражнения психической саморегуляции (ПСР). Памятки специалистам и родителям. Дизайн и интерьер, музыка, художественные произведения, запахи, организация активности.

Основная литература по теме 7

  1. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психологические технологии управления состоянием человека. – М.: Смысл, 2009. – 311 с.

  2. Пергаменщик Л.А., Пузыревич Н.Л. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. Практикум: учеб.-метод. Пособие. – Минск: Изд-во Гревцова, 2012. – 340 с. (Часть 4).

  3. Смирнов Б.А., Долгополова Е.В. Психология деятельности в экстремальных ситуациях. – Харьков: Изд-во Гуманитарный центр, 2007. – 292

Дополнительная литература по теме 7

  1. Колодзин Бенджамин. Как жить после психической травмы. Пер. с английского Савельевой И.В. – М.: Шанс, 1992. – 95 с.

  2. Кулик А.А. Картина мира лиц, переживших землетрясение. Автореферат дисс. … канд. психол. н. – Хабаровск, 2008. – 21 с.

8. Образовательные технологии


Лекции, видеоматериалы, презентации материала, опрос на семинарах, обсуждение, дискуссии по актуальным проблемам, групповые разделенные дискуссии по классическим и актуальным проблемам, методы организации групповой мыслительной деятельности для попыток решения проблем, создание временных рабочих групп для подготовки сообщений, просмотр фрагментов фильмов.

9. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины Экстремальная психология и психология катастроф для направления 030300. 62 «Психология» iconПрограмма дисциплины Социальная психология (1 курс) для направления 030300. 62 «Психология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030300. 62 «Психология»...

Программа дисциплины Экстремальная психология и психология катастроф для направления 030300. 62 «Психология» iconПрограмма дисциплины Парапсихология и эзотерика: психологический...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 030300. 62...

Программа дисциплины Экстремальная психология и психология катастроф для направления 030300. 62 «Психология» iconПрограмма дисциплины Парапсихология и эзотерика: психологический...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 030300. 68...

Программа дисциплины Экстремальная психология и психология катастроф для направления 030300. 62 «Психология» iconПрограмма дисциплины Психофизиология  для направления 030300. 62 «Психология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...

Программа дисциплины Экстремальная психология и психология катастроф для направления 030300. 62 «Психология» iconПрограмма дисциплины Организационная психология для направления 030300. 62 «Психология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 62 «Экономика»...

Программа дисциплины Экстремальная психология и психология катастроф для направления 030300. 62 «Психология» iconПрограмма дисциплины Прикладная психофизиология  для направления 030300. 62 «Психология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...

Программа дисциплины Экстремальная психология и психология катастроф для направления 030300. 62 «Психология» iconПрограмма производственной психолого-педагогической практики в детских...
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образованияпо направлению подготовки 030300 Психология...

Программа дисциплины Экстремальная психология и психология катастроф для направления 030300. 62 «Психология» iconПрограмма дисциплины «Социальная психология»
Примерная программа дисциплины «Социальная психология» составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего...

Программа дисциплины Экстремальная психология и психология катастроф для направления 030300. 62 «Психология» iconПрограмма дисциплины «Психология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 Социология...

Программа дисциплины Экстремальная психология и психология катастроф для направления 030300. 62 «Психология» iconПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности...
«Дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru