Рабочая учебная программа дисциплины «психология развития и возрастная психология»




Скачать 394.9 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа дисциплины «психология развития и возрастная психология»
страница1/4
Дата публикации14.01.2014
Размер394.9 Kb.
ТипРабочая учебная программа
5-bal.ru > Психология > Рабочая учебная программа
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.И.ЕВДОКИМОВА
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ





«Утверждаю»

Проректор по учебной работе

профессор, С.Т.Сохов

«_03_» ____июля__________2012



РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Курс _2_, семестр _3-4_, форма обучения очная
Направление подготовки (специальность) – 030401.65 «Клиническая психология»
При разработке рабочей программы учебной дисциплины (модуля) в основу положены:

  1. ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 030401 «Клиническая психология» квалификация «специалист», утвержденный Министерством образования и науки РФ « 24 » декабря 2010 г. № 2057

  2. Учебный план по специальности, утвержденный Ученым советом ГБОУ ВПО МГМСУ Минздравсоцразвития России «09» июня 2011г., Протокол № 6



Программа обсуждена на заседании кафедры общей психологии

«17» апреля 2012 года Протокол № 5

Зав. кафедрой, профессор ________________Е.В. Орестова
Рабочая программа рассмотрена на заседании Центрального методического совета

«28» мая 2012 года Протокол № 25

Председатель ЦМС, член-корр. РАМН, профессор ___________________Э.В. Луцевич

Рабочая программа одобрена на заседании ученого совета факультета клинической психологии

«07» июня 2012 года Протокол № 7

Председатель ученого совета, профессор _________________________ Н.А. Сирота


2. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Цель и задачи освоения дисциплины.

Целью освоения учебной дисциплины "Психология развития и возрастная психология" является освоение теоретических знаний и практических навыков для проведения научно-исследовательских работ в области психологии развития, а также практической работы психолога, связанной с обследованием, диагностикой, коррекцией развития ребенка, детско–родительских отношений, девиантных форм детского поведения. Курс психологии развития позволяет перейти к клиническим аспектам детского развития, закладывает основы понимания нормы и отклонений от нее, индивидуальных вариантов развития человека..

При этом задачами освоения дисциплины является усвоение студентами теоретических знаний и практических навыков по следующим аспектам:

  • закономерности психического развития человека в онтогенезе

  • принципы психологии развития

  • непрерывность и стадийность психического развития

  • генетические и средовые детерминанты психического развития

  • пренатальная психология

  • особенности когнитивного развития в разные возрастные этапы

  • эмоциональное развитие

  • развитие индивидуальности человека и его детерминанты

  • проблемы критических и сензитивных периодов развития

  • основы диагностики психического развития и его отклонений

  • депривация психического развития и возможности ее компенсации

  • психология семьи и детско-родительских отношений.

2.2. Место учебной дисциплины в структуре ооп университета

2.2.1. Учебная дисциплина "Психология развития и возрастная психология" входит в базовую часть цикла С3. Профессиональные дисциплины. Изучается в III-IV семестрах.

2.2.2. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

- Общая психология

Знания: филогенез и онтогенез психики, психические процессы.

Умения: анализ теоретических концепций.

Навыки: изучение учебной литературы.

- Анатомия

Знания: о нормальной и патологической анатомии, о ходе развития анатомических структур в онтогенезе.

Умения: анализ учебного материала.

Навыки: изучение учебной литературы.

- Дифференциальная психология:

Знания: об индивидуальных особенностях в функционировании психических процессов человека.

Умения: понимать проявления индивидуальных особенностей человека;

Навыки: изучения научной литературы, аргументации принятой точки зрения.

2.3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины «Психология развития и возрастная психология»

2.3.1.Целям и задачам освоения данной дисциплины соответствуют следующие виды профессиональной деятельности клинического психолога:

  1. Научно-исследовательская.

  2. Психодиагностическая.

  3. Консультативная и психотерапевтическая (психологическое вмешательство).

  4. Психолого-просветительская.

2.3.2.Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:


№№пп

индекс компе-тенции

Содержание компетенции (или ее части)

В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:

Знать

Уметь

Владеть

Оценочные средства

1

2

3

4

5

6

7



ОК-3

способность и готовность к владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений

+

+

+

Выступление на семинаре, коллоквиум



ОК-4

способность и готовность к использованию системы категорий и

методов, необходимых для решения типовых и новых задач в различных

областях профессиональной деятельности

+

+

+

Коллоквиум, тестирование, ситуационные задачи



ОК-9

способность и готовность к восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей

+

+

+

Ситуационные задачи, отчетная работа



ОК-11

способность и готовность к принятию ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, выработке нестандартных решений, в проблемных ситуациях

+

+

+

Учебная дискуссия, деловая игра



ОК-12

способность и готовность к проведению библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчётов, заключений

+

+

+

Выступление на семинаре, отчетная работа



ПК-1

готовность к активной коммуникации и информационно-аналитической деятельности: активное включение в сеть профессионального сообщества, ведение постоянного информационного наблюдения за предметной областью, анализ динамики ее развития

+

+




Учебная дискуссия



ПК-2

готовность инициировать психологические исследования: определение области прикладной психологии, предоставляющей возможности для развития исследований, проверка и оценка существующих методов, техник и моделей, выявлением возможности для развития фундаментальной и прикладной психологии

+

+

+

Выступление на семинаре, учебная дискуссия



ПК-5

умение выявлять и анализировать информацию о потребностях пациента (клиента) и медицинского персонала (или заказчика услуг) с помощью интервью, анамнестического метода и других клинико-психологических (идеографических) методов

+

+

+

Отчетная работа



ПК-6

владение навыками планирования психодиагностического исследования с учетом нозологических, синдромальных, социально-демографических, культуральных и индивидуально-психологических характеристик, умение формировать комплекс психодиагностических методов, адекватных целям исследования, определять последовательность (программу) их применения

+

+




Отчетная работа



ПК-7

умение самостоятельно проводить исследование психических функций, состояний, свойств личности и интеллекта, а также психологических проблем, конфликтов, уровня и способов адаптации, личностных ресурсов и межличностных отношений в соответствии с психодиагностическими задачами и этико-деонтологическими нормами, обработку и анализ полученных данных (в том числе, с применением информационных технологий), интерпретировать результаты исследования

+

+

+

Отчетная работа



ПК-8

умение формулировать развернутое структурированное психологическое заключение, отвечающее целям исследования в контексте психологической теории, владение навыками обратной связи для обеспечения пациента (клиента) и медицинского персонала (заказчика услуг) информацией о результатах диагностики, формулировать рекомендации

+

+




Отчетная работа



ПК-9

владение необходимыми знаниями об основных направлениях клинико-психологических вмешательств (психотерапии и психологического консультирования) и их теоретической обоснованности

+

+




Выступление на семинаре, коллоквиум



ПК-10

умение выявлять и анализировать информацию, необходимую для

определения целей психологического вмешательства, самостоятельно или

в кооперации с коллегами разрабатывать программы вмешательства с учетом нозологических и индивидуально-психологических характеристик

+







Выступление на семинаре



ПК-13

владение навыками консультирования медицинского персонала (или сотрудников других учреждений) по вопросам взаимодействия с пациентами (клиентами), создания необходимой психологической

атмосферы и терапевтической среды, навыками психологического консультирования населения в целях психопрофилактики и развития

+

+

+

Учебная дискуссия, деловая игра, ситуационные задачи



ПК-21

владение навыками популяризации психологических знаний,

рекомендаций по использованию результатов психологических

исследований и инноваций

+

+

+

Учебная дискуссия, деловая игра, ситуационные задачи



ПК-22

владение навыками формирования установок, направленных на

здоровый образ жизни, гармоничное развитие, продуктивное преодоление жизненных трудностей, гуманистическое взаимодействие с окружающим миром

+

+

+

Учебная дискуссия, деловая игра, ситуационные задачи


В результате изучения данной учебной дисциплины студент должен:

а) знать:

  • основные теоретические подходы отечественной и основных зарубежных школ к анализу психического развития

  • принципы непрерывности, стадийности, системности, эпигенеза, пластичности, саморазвития, многоуровневости и полифункциональности развития человека.

  • принципы периодизации психического развития.

  • особенности психических процессов в разные возрастные периоды жизни.

  • кризисы и сензитивные периоды психического развития.

  • общие закономерности и индивидуальные варианты психического развития человека.

б) уметь:

  • применять методы исследования психических особенностей детей в разные возрастные периоды, методы диагностики и коррекции психического развития



в) владеть:

  • навыками критического анализа теоретических подходов к изучению психического развития

  • навыками изложения в форме устного или письменного сообщения или доклада основных положений, содержащихся в учебно-методической или специальной научной литературе, а также интерпретации результатов, представленных в сообщении или докладе

  • базовыми методами экспериментального и психодиагностического исследования детей разного возраста

  • навыками оценки результатов экспериментальных исследований с точки зрения различных подходов к изучению психического развития

г) иметь представление о:

  • периодизациях психического развития и их основаниях

  • основных фактах, проблемах и закономерностях психического развития в когнитивной и эмоциональной сферах, особенностях развития индивидуальности человека, условиях и детерминантах развития

  • универсальных и индивидуальных вариантах развития

  • особенностях когнитивного, эмоционального и индивидуально-личностного развития на разных возрастных этапах

  • эпигенетическом принципе развития, генетико–средовом соотношении в развитии различных психических процессов и функций
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая учебная программа дисциплины «психология развития и возрастная психология» iconРабочая программа дисциплины «психология развития и возрастная психология»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая учебная программа дисциплины «психология развития и возрастная психология» iconРабочая учебная программа дисциплины «психология труда, инженерная психология, эргономика»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая учебная программа дисциплины «психология развития и возрастная психология» iconПрограмма по дисциплине «Возрастная психология» для специальности...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая учебная программа дисциплины «психология развития и возрастная психология» iconРабочая программа дисциплины Юридическая психология Степень выпускника...
Рабочая программа предназначена для изучения студентами учебной дисциплины «Юридическая психология», обучающимися по направлению...

Рабочая учебная программа дисциплины «психология развития и возрастная психология» iconРабочая учебная программа дисциплины «психология аномального развития»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая учебная программа дисциплины «психология развития и возрастная психология» iconПрограмма дисциплины «Социальная психология»
Примерная программа дисциплины «Социальная психология» составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего...

Рабочая учебная программа дисциплины «психология развития и возрастная психология» icon1. возрастная психология как наука
Специфика периода подготовки к экзамену или зачету заключается в том, что студент уже ничего не изучает (для этого просто нет времени):...

Рабочая учебная программа дисциплины «психология развития и возрастная психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 2, Опд. Ф. 3 «психология: возрастная психология»
Программа предназначена для студентов, обучающихся по специальностям «0050200 Информатика», «050201. 00 -математика с доп спец. Информатика»,...

Рабочая учебная программа дисциплины «психология развития и возрастная психология» iconПрограмма дисциплины Экстремальная психология и психология катастроф...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 030300. 68...

Рабочая учебная программа дисциплины «психология развития и возрастная психология» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Юридическая психология: рабочая учебная программа дисциплины по основной образовательной программе высшего профессионального образования...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru