Деятельность и способности




НазваниеДеятельность и способности
страница1/14
Дата публикации03.08.2013
Размер1.63 Mb.
ТипДокументы
5-bal.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
Глава 9
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И

СПОСОБНОСТИ
9.1. Категория деятельности в психологии

Категория деятельности в отечественной психологии являет­ся центральной. Содержание именно этой категории помогает понять тайну психики, в том числе и души человека. Принятие этой кате­гории в качестве основной парадигмы ориентирует исследо­вателя не на содержание готовых структур сознания, а на процесс, в результате которого они возникают, и,

следова­тельно, приводит к более глубокому пониманию их природы. Деятельностный подход в психологии указывает на то, что в основе психических образований лежит не пассивное созер­цание окружающей действительности, а активное и непре­рывное взаимодействие с ней, что именно в результате этого взаимодействия рождаются идеальные образования, в кото­рых в равной мере представлены как свойства самого субъек­та и его организма, так и свойства объектов окружающего мира.

Категория деятельности в отечественной психологии ис­пользуется не столько в качестве предмета психологического анализа, сколько в качестве объяснительного принципа при анализе психических явлений и процессов. Этот принцип не противоречит тем трем


В основе психических образований лежит активное и непрерыв­ное взаимодействие с окружающей действительностью, именно в результате этого взаимодействия рождаются идеальные образования, в которых в равной мере представлены как свойства самого субъекта и его организма, так и свойства объектов окружающего мира.

объяснительным принципам, о кото­рых упоминалось в первой главе. Скорее он является разви­тием и продолжением принципа системности, поскольку принцип деятельности рассматривает психическое функцио­нирование как

системную организацию психических процессов, состояний и свойств личности, эта организация направлена на выполнение какой-то конкретной задачи по преобразованию действительности или приспособлению к ней.


Деятельность есть наше определение.

И. Кант


В то же время деятельность понимается и как специфически че­ловеческая, предметная, исторически обусловленная форма активности. Как объяснительный принцип категория деятельности привлекается для описания возникновения психических явлений вообще и разных их уровней в частности. Здесь уместно будет вспомнить то, о чем говорилось в самом начале — свой­ства объектов раскрываются только в процессе их взаимодействия друг с дру­гом. Следовательно, свойства объектов окружающего мира в той форме, в кото­рой они предстают перед субъектом, являются результатом его взаимодействия с ними. В таких свойствах объектов, как «красное», «тяжелое», «теплое», «ма­ленькое», «круглое», несомненно представлены свойства объектов и свойства если не субъекта, то по крайней мере организма; а уж в таких свойствах, как «приятное» или «неприятное», «нужное» или «ненужное», в большей степени присутствуют скорее качества субъекта, чем объекта как такового. Между тем все перечисленные качества есть не что иное, как психические образования, в которых объект дан субъекту. Для того чтобы они возникли, субъекту необходи­мо вступить в контакт с объектом — увидеть, взять в руки, потрогать, ощупать, «прислушаться» к возникающим при этом изменениям в состоянии внутренних органов, оценить степень нужды в объекте, т.е. выполнить ряд действий с ним.

Действия, в результате которых рождается знание об объекте, необходимо определенным образом организовать. Что же организует эти действия субъекта, чем они направляются? При ответе на этот вопрос мы вновь сталкиваемся с вездесущей двойственностью природы позна­ния: действия субъекта направляются как нуждами и свой­ствами организма

субъекта, так и свойствами объекта. Например, форму шара можно воспроизвести в психических структурах только в том случае, если субъект обладает воз­можностью ощупать его, т.е. физически уподобить структу­ру своих действий структурному свойству объекта — шаро­образной его форме. Из опытов и наблюдений известно,


Физический мир, существующий независимо от восприятия, может иметь определенное структурное сходство с миром наших восприятий.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Деятельность и способности iconКонспект внеклассного занятия по литературе для 5-6 классов литературная игра, с методическими
Это значит, что необходимо наличие не столько знаний и умений, полученных от науки, сколько способности по-новому решать уже известные...

Деятельность и способности iconЦель образовательного процесса
Раскрыть творческие способности ребенка, стимулировать и развивать их через включение в концертную и выставочную деятельность

Деятельность и способности iconОрганизация проектной деятельности на уроках химии.
Цель: Развивать у учащихся информационно – поисковую деятельность, интеллектуальные и творческие способности

Деятельность и способности iconЗадача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности...
Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей....

Деятельность и способности iconУрок проект «Я помню! Я горжусь!»
Развивать исследовательские, творческие способности, мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение) и практическую деятельность...

Деятельность и способности iconНет способности, которая не находилась бы
Образовательную деятельность с детьми осуществляю по образовательной программе детского сада, разработанной на основе Федеральных...

Деятельность и способности iconТехнология проблемного обучения на уроках химии. Цели
Сформировать познавательную деятельность ученика и навыки обоснованного, логически корректного рассуждения. Развить его творческие...

Деятельность и способности iconПояснительная записка Тема урока «Как питаются животные» (5 класс)
Учебная деятельность в этом классе приобретает практико-преобразующий характер, развивает у обучающихся самостоятельность и способности...

Деятельность и способности iconРабочая учебная программа по учебной дисциплине: Изобразительное искусство
Развивать художественные способности. Содержание курса предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности, так...

Деятельность и способности iconТема: Христианская семья
Регулятивные: формирование способности формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения проблем,...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru