Скачать 1.94 Mb.
|
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Коррекционные игры и занятия с агрессивными дошкольниками Нижний Тагил 2011 Коррекционные игры и занятия с агрессивными дошкольниками/ сост. Ивашкина Г.В., педагог-психолог, ГОУ СПО НТПК №1, высшей квалификационной категории, Смирных Е.Г. воспитатель МДОУ детский сад № 25 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого и художественно-эстетического развития воспитанников, 2011г. «Откуда у детей агрессия? Что делать взрослым, если их «выводят» из себя? Наказывать или поощрять? Как ввести агрессивного ребенка в мир социальных отношений?» - эти и другие вопросы волнуют как педагогов, так и родителей. В данном сборнике представлены игры, упражнения, полезные советы для успешного обучения и воспитания ребенка, снижения агрессивности, снятия эмоционального напряжения, налаживания контакта между педагогами, родителями и детьми. Содержание
Введение В последние годы развитию эмоциональной сферы ребёнка не всегда уделяется достаточное внимание. Дети, замыкаясь на телевизорах и компьютерах, стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками. Современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других. Поэтому работа, направленная на изучение агрессивности, очень актуальна и важна. Тема «детской агрессивности» долгое время была закрыта и поэтому не получила должной разработки в отечественной психологии, в отличие от западной психологии, где тема агрессии и агрессивности постоянно находится в поле зрения учёных и практиков. При обсуждении проблемы детской агрессивности, ей однозначно приписывалась деструктивная окраска. Это связано с тем, что социально опасные последствия агрессивного поведения, привлекая к себе особое внимание, наполнили этот термин лишь отрицательным смыслом и привели к отрицанию социально одобряемой агрессии. Необходимо учитывать, что, во-первых, агрессия является неотъемлемой динамической характеристикой активности и адаптивности человека. Во-вторых, в социальном плане личность должна неизбежно обладать определённой степенью агрессивности. В «норме» она оказывается качеством социально приемлемым и даже необходимым. В противном случае, это приводит к податливости, ведомости, комфортности, пассивности поведения. Следует отметить, что полное отсутствие агрессивности может быть следствием некоторых нарушений развития. (О. Хухлаева). Известно, что агрессивность усиливается в критические периоды возрастного развития. Однако настороженность должна вызывать ситуация, когда агрессия становится надситуативным, постоянным переживанием ребенка. У определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал, сужаются возможности полноценного общения, деформируется личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. Сами дети со своими проблемами справиться не могут, и тогда на помощь приходит психолого-педагогическое сопровождение Психолого-педагогическое сопровождение можно рассматривать как особенный вид помощи агрессивным детям, обеспечивающий успешность его развития в условиях образовательного процесса. Сама идея сопровождения, как воплощения гуманистического и личностно – ориентированного подходов связана с реализацией права агрессивного ребенка на полноценное развития и, как следствие, с качественной модернизацией системы образования. В Программе - IV развития образования в Свердловской области подчеркивается необходимость создания условий для успешности развития каждого ребенка. Одним из условий успешности можно считать психолого-педагогическое сопровождение, которое заявлено в «Концепции модернизации Российского образования до 2010 г.» как основополагающая идея. В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования подчеркивается необходимость создания условий, обеспечивающих физическое, психическое, нравственное здоровье детей, условий вхождения ребенка в мир социальных отношений. ОРГАНИЗАЦИЯ И СТРУКТУРА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ. Цель коррекционных занятий — снизить проявления агрессивности в поведении детей на основе выстраивания конструктивного отношения к миру в противовес деструктивному. Задачи:
Принципы:
Структура занятия с агрессивными дошкольниками: 1. Ритуал приветствия. Позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия. 2. Разминка (психогимнастика, музыкотерапия, танцевальная терапия, телесная терапия, пальчиковые игры). Выполняет важную функцию настройки на предстоящую деятельность, позволяет активизировать детей, поднять их на строение, способствует снятию эмоционального возбуждения. 3. Основное содержание (игротерапия. сказкотерапия, проигрывание ситуаций, этюды). Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. Последовательность предъявления упражнений предполагает чередование деятельности; упражнения располагаются в порядке от сложного к простому. 4. Расслабление. Позволяет снять напряжение детского организма. Рекомендуется проводить в сочетании с аромотерапией. 5. Рефлексия (оценка, арттерапия, беседы). Даются две оценки: эмоциональная (понравилось, не понравилось, было хорошо, плохо, почему) и смысловая (почему это важно, зачем мы это делали). Коррекционные занятия строятся на 7 блоках, каждый блок имеет свои задачи, а также содержание, которое может варьироваться и дополняться новыми упражнениями, заданиями в зависимости от поставленных целей и задач, а также от особенностей детского организма. На каждый блок задач отводится 4 занятия, кроме седьмого блока — это специально разработанный комплекс занятий для снятия агрессивного поведения (М.А.Панфилова). Первое занятие каждого последующего блока — повторение пройденного — служит главным переходом к новой теме. Занятия строятся на материале близком и доступном детям, связанном с актуальными для них проблемами, т.е. на снижение агрессивного поведения.
Проводить занятия рекомендуется один раз в неделю, то есть в течение месяца проводятся 4 занятия и для изучения берется один блок. Педагог в процессе работы с детьми может в свободное время применять отдельные части занятий (так же 1 занятие в неделю). Конспекты коррекционно - развивающих занятий Блок 1. Снятие состояния эмоционального дискомфорта. Развитие социальных эмоций Занятие 1. «Знакомство» Приветствие Дети совместно с педагогом разучивают приветствие. Доброе утро, Саша (улыбнуться и кивнуть головой; по кругу (называются имена детей), Доброе утро, солнце (все поднимают и опускают руки); Доброе утро, небо (все поднимают и опускают руки); Доброе утро всем нам (разводят руки в стороны). |
![]() | Особое внимание уделяется быстро развивающимся прикладным отраслям психологии – психологии спорта, психологии безопасности, психологии... | ![]() | В психоаналитической психологии предметом выступает психика человека, включающая структуры сознания, бессознательного и сверхсознание.... |
![]() | Иванова Н. Л., Луканина М. Ф. Пути предупреждения и коррекции агрессивности подростков. Учебно-методическое пособие. Ярославль. 2003,... | ![]() | Томпсон приводят поразительные данные, о которых научная общественность была когда-то осведомлена. Долгое время эти сведения были... |
![]() | Эта проблема организации педагогической работы с агрессивными детьми является лишь частным примером более общей проблемы – реактивного... | ![]() | России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии,... |
![]() | Нный педагогический университет, факультет психологии, кафедра общей психологии и истории психологии, факультет педагогики и психологии... | ![]() | Целью конференции является привлечение учёных и профессионалов всех стран для обсуждения приоритетных проблем психологии, бизнеса... |
![]() | Предметом науки психологии являются закономерности возникновения, развития и проявления психики вообще и сознания человека как конкретно-исторической... | ![]() | Й психологии является изучение механизмов и закономерностей возникновения стойких дезадаптивных состояний. Т. о., можно сказать,... |