Скачать 3.14 Mb.
|
Л. Б. ИТЕЛЬСОН ЛЕКЦИИ ПО СОВРЕМЕННЫМ ПРОБЛЕМАМ ПСИХОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ![]() Владимир 1972 МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РСФСР ВЛАДИМИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ П. И. ЛЕБЕДЕВА-ПОЛЯНСКОГО Кафедра психологии Проф. Л. Б. ИТЕЛЬСОН ЛЕКЦИИ ПО СОВРЕМЕННЫМ ПРОБЛЕМАМ ПСИХОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ВЛАДИМИР — 1972 Ительсон Л.Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения Владимир, 1972 – 264 с. ОГЛАВЛЕНИЕ ЛЕКЦИЯ 1. Сущность и виды научения, современные теории научения. 6 1. ЧТО ТАКОЕ НАУЧЕНИЕ 6 2. В ПОИСКАХ СУЩНОСТИ НАУЧЕНИЯ (РЕФЛЕКТОРНЫЙ И КОГНИТИВНЫЙ УРОВНИ НАУЧЕНИЯ). 9 3. АССОЦИАТИВНАЯ МОДЕЛЬ. РЕФЛЕКТОРНЫЙ УРОВЕНЬ. СЕНСОРНОЕ НАУЧЕНИЕ 21 4. КОГНИТИВНЫЙ УРОВЕНЬ. НАУЧЕНИЕ ЗНАНИЯМ 31 5. ПРИМЕНИМА ЛИ К ЧЕЛОВЕКУ МОДЕЛЬ СЕНСОРНОГО НАУЧЕНИЯ? ТЕОРИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ПОДКРЕПЛЕНИЯ 35 6. УНИВЕРСАЛЬНА ЛИ МОДЕЛЬ СЕНСОРНОГО НАУЧЕНИЯ? ТЕОРИЯ ВЫБОРА РЕАКЦИИ 40 7. ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ПРОГРАММ ПОВЕДЕНИЯ. НАУЧЕНИЕ КАК СЛУЧАЙНЫЙ ПРОЦЕСС, УПРАВЛЯЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТАМИ 44 8. УСЛОВНО-РЕФЛЕКТОРНЫЙ УРОВЕНЬ. МОТОРНОЕ НАУЧЕНИЕ 48 9. УНИВЕРСАЛЬНА ЛИ МОТОРНАЯ МОДЕЛЬ НАУЧЕНИЯ? НАУЧЕНИЕ КАК НАПРАВЛЕННЫЙ ПРОЦЕСС, УПРАВЛЯЕМЫЙ ЦЕЛЬЮ 51 10. КОГНИТИВНЫЙ УРОВЕНЬ. НАУЧЕНИЕ НАВЫКАМИ 58 11. СРАВНЕНИЕ СЕНСОРНОЙ И МОТОРНОЙ МОДЕЛЕЙ НАУЧЕНИЯ. ПОНЯТИЕ ВИДОВ НАУЧЕНИЯ 63 12. УНИВЕРСАЛЬНА ЛИ АССОЦИАТИВНАЯ МОДЕЛЬ НАУЧЕНИЯ? 67 13. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАУЧЕНИЕ. РЕФЛЕКТОРНЫЙ УРОВЕНЬ 72 14. ЗНАКОВОЕ НАУЧЕНИЕ 79 15. КОГНИТИВНЫЙ УРОВЕНЬ. НАУЧЕНИЕ ПОНЯТИЯМ 82 16. НАУЧЕНИЕ МЫШЛЕНИЮ 86 17. НАУЧЕНИЕ УМЕНИЯМ 96 98 ЛЕКЦИЯ II. Учебная деятельность. Её источники, структуры и условия 99 1. ПОПУТНОЕ НАУЧЕНИЕ И ЦЕЛЕСООБРАЗНОЕ УЧЕНИЕ 99 2. УЧЕНИЕ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 106 3. ПЕРВИЧНОЕ И ВТОРИЧНОЕ УЧЕНИЕ 112 4. Структура учебной ситуации 115 5. ТИПЫ УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ 118 6. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 121 7. ИСТОЧНИКИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 124 8. СТРУКТУРЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 131 9. ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ ЗАУЧИВАНИЯ. ВНИМАНИЕ И УСТАНОВКА 134 10. ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ ЗАУЧИВАНИЯ. СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА 140 11. ТРУДНОСТЬ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА 143 12. ЗНАЧИМОСТЬ И ОСМЫСЛЕННОСТЬ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА 148 13. СТРУКТУРА УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА 156 14. ОБЪЕМ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА 161 15. ХАРАКТЕР ЗАУЧИВАНИЯ 167 16. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАУЧИВАНИЯ 171 ЛЕКЦИЯ III. Сущность обучения. Современные теории и модели обучения 177 1. ЧТО ТАКОЕ ОБУЧЕНИЕ? 177 2. ОБУЧЕНИЕ КАК УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ НАКОПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ 183 3. ОБУЧЕНИЕ КАК ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ 194 4. ОБУЧЕНИЕ КАК СТИМУЛЯЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ 205 5. ОБУЧЕНИЕ КАК УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ НАКОПЛЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СТРУКТУР 210 6. ОБУЧЕНИЕ КАК СТИМУЛЯЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ 217 7. ОБУЧЕНИЕ КАК УПРАВЛЕНИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧАЩИХСЯ 222 ЛЕКЦИЯ IV. Обучение навыкам 230 1. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ НАВЫКОВ. АССОЦИАТИВНЫЕ ТЕОРИИ 230 2. ДВЕ ОСНОВНЫЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ НАВЫКАМ 233 3. УНИВЕРСАЛЬНА ЛИ АССОЦИАТИВНАЯ КОНЦЕПЦИЯ НАВЫКА? 239 4. СТРУКТУРА ДЕЙСТВИЙ ЧЕЛОВЕКА 241 5. СОЗНАТЕЛЬНЫЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ДЕЙСТВИЯ НАВЫКИ У ЧЕЛОВЕКА 248 6. ПЕРЕСТРОЙКА СТРУКТУРЫ ДЕЙСТВИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКА 254 7. Условия и источники формирования навыков 259 8. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ. ВЛИЯНИЕ НА НЕГО МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ 263 9. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ. ВЛИЯНИЕ НА НЕГО СОДЕРЖАНИЯ ОСВАИВАЕМЫХ ДЕЙСТВИЙ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАВЫКОВ 272 ЛЕКЦИЯ V. Обучение понятиям 278 1. ЧТО ТАКОЕ ПОНЯТИЕ 278 2. ОБУЧЕНИЕ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫМ ПРИЗНАКАМ 285 3. ОБУЧЕНИЕ ЗНАЧИМЫМ ПРИЗНАКАМ 300 4. ОБУЧЕНИЕ СТРУКТУРНЫМ ПРИЗНАКАМ 314 5. ОБУЧЕНИЕ ИНВАРИАНТНЫМ ПРИЗНАКАМ 325 6. ОБУЧЕНИЕ ЗНАЧЕНИЯМ 332 7. УПРАВЛЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЕМ ПОНЯТИЙ 338 ЛЕКЦИЯ VI Обучение мышлению и умениям. 348 1. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ МЫШЛЕНИЯ 348 2. ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ МЫШЛЕНИЯ 363 3. ПУТИ ОБУЧЕНИЯ МЫШЛЕНИЮ 374 4. ОБУЧЕНИЕ УМЕНИЯМ 381 5. НЕПОНЯТИЙНЫЕ И НЕЛОГИЧЕСКИЕ ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ 396 6. ВОПРОС ОБ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ 406 |
![]() | Для специалистов и студентов психологов, биологов, медиков, педагогов и всех читателей, интересующихся вопросами психологии | ![]() | Для специалистов и студентов психологов, биологов, медиков, педагогов и всех читателей, интересующихся вопросами психологии |
![]() | На основе сложившихся научных представлений формируется техника, практика учебнопедагогической деятельности, обоснованные со стороны... | ![]() | «развитие» невозможно не только решать эту проблему, но даже приступить к ее постановке. Надеемся, что наша статья станет началом... |
![]() | Особое внимание уделяется быстро развивающимся прикладным отраслям психологии – психологии спорта, психологии безопасности, психологии... | ![]() | Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979) выдающийся советский психолог, действительный член апн рсфср, доктор педагогических наук,... |
![]() | Тропы протоптаны, мы попытались сохранить. Преподаватели делали открытые лекции. Чтобы архитектура вышла на улицу. Во время перерывов... | ![]() | Задания к лекции 1: дайте краткий ответ (2-3 предложения) на поставленные вопросы |
![]() | Поэтому оправданным является использование заранее заготовленных учителем карточек или рабочих листов, в которых ученики делают пометки,... | ![]() | «Конфликтология» утвержденным в 2003 г. Общее количество часов – 108. Курс психологии и педагогики является базовым курсом для студентов... |