1. История становления клинической психологии. Предмет клинической психологии. Предмет клинической психологии




Скачать 340.7 Kb.
Название1. История становления клинической психологии. Предмет клинической психологии. Предмет клинической психологии
страница1/2
Дата публикации20.01.2015
Размер340.7 Kb.
ТипДокументы
5-bal.ru > Психология > Документы
  1   2
1. История становления клинической психологии. Предмет клинической психологии. Предмет клинической психологии.

Предмет.

Предметом клинической психологии является изучение механизмов и закономерностей возникновения стойких дезадаптивных состояний. Т.о., можно сказать, что клиническая психология занимается диагностикой, коррекцией и восстановлением равновесного соотношения индивида и его жизни, на основе знаний о возникающих дезадаптациях.

Объект клинической психологии есть не больной человек, но человек, который не может жить нормальной жизнью, адаптироваться, заниматься тем, чем он хочет, самореализоваться.

Клиническая психология – специальность широкого профиля, носящая междисциплинарный характер и принимающая участие в решении проблем здравоохранения, образования и социальной помощи населению.

История.

Становление КП связано с развитием психологии, медицины и биологии.

Античные времена. Первые представления о психике.

Алкемон Кротонский: положение о локализации мыслей в головном мозге. Гиппократ: гуморальная концепция, темперамент. Аристотель: изменения разумной души влекут за собой изменения в душе животной (боль, удовольствие, осоязание).

Книгой Галена пользовались вплоть до XVII в. Гален считали психические болезни – результатом нарушения работы мозга.

Средне века. Знания приходят в упадок, наступают времена мистики, до XIII "темные" годы.

Эпоха возрождения. С XIV новое "открытие" человека. Ф. Бэкон отказался от изучения души, сосредоточился на эмпирическом описании её процессов, что дало предпосылки для становления новых взглядов на сознание. Декарт: понятие разработал понятие о рефлексе.

Зарождение научной КП., Вундт в 1879 - открытие Института экспериментальной психологии в Лейпциге.

Ввел понятие КП Лайтнер Уитмер в 1896г - ученик Вундта. Он же основал первую психологическую клинику при университете Пенсильвании, в ней обследовались и лечились дети со слабой успеваемостью.

В 1907 г. Уитмер учредил журнал «The Psychological Clinic». Понятие клиническое он взял из медицины, не подразумевая под этим ни медицинскую психологию, ни клинику, а имея в виду только работу с отдельными конкретными случаями.

В 1917 г. несколько специалистов по клинической психологии основали Американскую ассоциацию клинических психологов, которая в 1919 г. вошла в Американскую психологическую ассоциацию как клиническая сек­ция; в результате понятие клинической психологии стало определять профессиональ­ный статус, притом что определения самой клинической психологии еще не было. Наряду с понятием клинической психологии было введено понятие Abnormal Psychology. Сейчас это отчасти синоним КП, а отчасти используется для психологических дефиниций и этио­логических теорий психических расстройств.

Эмиль Крепелин (1856-1926), пытался применить экспериментальные подходы, используемые в психологии, к решению проблем психиатрии и этим дал мощный импульс для развития КП. Большую роль в КП (особенно немецкой) сыграл Зигмунд Фрейд (1856-1939), открыв сферу психотерапии для не медиков и значительно продвинув вперед психологическую теорию возникновения психических расстройств. Сначала он, как и Крепелин, стоял на естественнонаучной позиции, но впоследствии обратился к герменевтическому, понимающему подходу.

Эти два подхода (эмпирический подход Креппелина и Герменевтический Фрейда) до сих пор противостоят друг другу.

Долгое время понятие понятие КП не было распространено, но в первой половине XXв. клиническая психология была имплицитно представлена следующи­ми областями науки.

Кречмер в 1922 опубликовал первый учебник "Медицинская психология".

Рибо изучал болезни памяти, личности, чувств. Жанэ, ученик Рибо, выпустил такой же труд "медицинская психология". Он развит идеи об уровных поведения: поражением того или иного уровня объяснялись психические заболевания - так, при неврозе это относится к верхним этажам, а при идиотии поведение находится на стадии рефлекторных действий.
Наша страна :

Первая лаборатория экспериментальной психологии в России, открытая В.М.Бехтеревым (1885 г.) -- лаборатория медицинской психологии.

До Октябрьской революции КП уделялось мало внимания. Уже в 1918 г. организовали специальный институт по исследованию детей с недоразвитием психической сферы, названный впоследствии Медико-педологическим институтом. Появилась новая профессия – клинический психолог.

В 30-х и 40-х годах вышел в свет ряд ценных работ по экспериментально -психологическому исследованию речи, мышления (Выготский Л.С., Лебединский М.С. и др.), эмоционально-волевой сферы (Лурия А.Р.), по влиянию на работоспособность отношения нервно-психически больных к труду (Мясищев В.Н.).

Московские учёные (Б.В.Зейгарник, К.К.Платонов, К.М.Гуревич, С.Я.Рубинштейн и др.) сосредоточили основные усилия на проведении фундаментальных исследований в области психодиагностики. Ими созданы отечественные варианты зарубежных психодиагностических методик ММР, методика диагностики межличностных отношений Т.Лири и др.), выполнен целый ряд работ по изучению пато- и нейропсихологических аспектов различных психических и неврологических заболеваний.

Ведущим направлением деятельности ленинградской школы клинической психологии (М.М.Кабанов, А.Е.Личко, Б.Д.Карвасарский и др.) является разработка теоретических основ и практических моделей осуществления реабилитационного процесса в различных областях медицины. Спектр конкретных научных исследований ленинградских учёных чрезвычайно велик и включает как проблемы психодиагностики (создание отечественных адаптаций методик диагностики интеллекта у взрослых Д.Векслера, диагностики межличностных отношений у детей Р.Жиля и др.; создание целого ряда оригинальных психодиагностических методик – патохарактерологического психодиагностического опросника для подростков (ПДО), методики для диагностики типов отношения к болезни при соматических и пограничных нервно-психических заболеваниях – ЛОБИ и др., так и проблемы организации медико-психологической службы и психосоциального обеспечения лечебно-реабилитационного процесса.

Представители киевской школы (В.М.Блейхер, Л.Ф.Бурлачук) занимаются вопросами теории и практики патопсихологической диагностики, рассматриваемой с общепатологических динамических позиций.
2. Разделы клинической психологии: определение, предмет, связь с разными заболеваниями?
Разделы клинической психологии:
1. Психология больного.

Больной - сложная личность, которая очень сильно отличается от нормальной и требует особого подхода как от врача, так и от членов его семьи. Во многом взаимоотношения в системе больной-семья, больной-врач зависят от того, как сам больной относится к своему заболеванию. Это отношение к болезни становиться "призмой", через которую больной смотрит на мир.


2. Психология лечебного взаимодействия.

Чтобы процесс взаимоотношений пациента и медицинского работника был эффективным, необходимо познать психологические основы лечебного взаимодействия. Мотивы и ценности врача, его представление об идеальном пациенте, а также ожидания самого пациента от процесса диагностики, лечения, профилактики и реабилитации, поведения врача или медицинской сестры.


3. Нормы и патологии психической деятельности.

Для установления диагноза просто необходимо знать что является нормой , а что патологией (в некоторых случаях грань не ясна)
4. Психология девиантного поведения.

Область научного знания, изучающая механизмы возникновения, формирования, динамики и исходов отклоняющегося от разнообразных норм поведения, а также способы и методы их коррекции и терапии».
5. Психосоматическая медицина.

Концептуальный подход к здоровью и болезни, рассматривающий эти состояния как взаимодействие психологических, социальных и биологических факторов. (Психосоматика— направление в медицине (психосоматическая медицина) и психологии, изучающее влияние психологических факторов на возникновение и течение соматических (телесных) заболеваний.

В рамках психосоматики исследовались и исследуются связи между характеристиками личности (конституциональные особенности, черты характера и личности, стили поведения, типы эмоциональных конфликтов) и тем или иным соматическим заболеванием. Психосоматические заболевания — это заболевания, причинами которых являются в большей мере мыслительные процессы больного, чем непосредственно какие-либо физиологические причины. Если медицинское обследование не может обнаружить физическую или органическую причину заболевания, или если заболевание является результатом таких эмоциональных состояний как гнев, тревога, депрессия, чувство вины, тогда болезнь может быть классифицирована как психосоматическая. )
6. Неврозалогия.

Изучение причин возникновения и протекания неврозов.

7. Патопсихология.

Патопсихология занимается вопросами нарушений психики человека, расстройствами адекватного восприятия мира из-за поражений центральной нервной системы. Патопсихология изучает закономерности распада психических процессов при разных расстройствах (болезнях), а также факторы, способствующие созданию эффективных коррекционных методов лечения.

8. Психология индивидуальных различий.

Раздел психологической науки, изучающий особенности отдельных индивидов или групп людей, объединяемых каким-нибудь общим признаком (возраст, пол и т. п.)
9. Нейропсихология .

Обширная научная дисциплина, исследующая роль мозга и центральной нервной системы в психических процессах, затрагивающая вопросы как психиатрии и неврологии, так и философии сознания, когнитивной науки и искусственных нейронных сетей.


10. Возрастная клиническая психология.

Каждый из возрастных периодов имеет свои специфические параметры нормы и аномалий, в каждом из них возможна ретардация или ускорение развития, появление черт, свойственных иным возрастным периодам, а также типичные характерологические реакции и психосоматические взаимовлияния.


11. Семейная клиническая психология.
Раздел психологической науки изучает особенности формирования семьи, мотивы выбора супругов и в целом социальную сущность семьи и влияние семейных отношений на общество и гармонию отдельного человека. Для целей и задач, решаемых клинической психологией, психологические отношения в семье рассматриваются сквозь призму влияния на соматическое и психическое здоровье ее членов, а также их личностный рост

12. Психологическое консультирование.

Вид психологической помощи.

13. Психокоррекция (психотерапия).

Ссвязана с особенностями помощи больному человеку. В рамках данного раздела происходит разработка психологических основ психотерапии, психологическая реабилитация как системная медико-психологическая деятельность, направленная на восстановление личного социального статуса путём различных медицинских, психологических, социальных и педагогических мероприятий, психогигиена как наука о сохранении и поддержании психического здоровья, психопрофилактика, или совокупность мероприятий по предупреждению психических расстройств, а также медико-психологическая экспертиза (экспертиза трудоспособности, судебно-психологическая экспертиза, военно-психологическая экспертиза).


4. Основные категории теоретического аппарата клинической психологии.

1)симптом

признак, характеризующий расстройство ,проявление какого-либо заболевания, патологического состояния или нарушения какого-либо процесса жизнедеятельности, одна отдельная конкретная жалоба больного.

2)синдром

совокупность симптомов с общим патогенезом.

Синдром ссылается на ассоциацию некоторого количества клинически распознаваемых симптомов (особенностей, явлений или характеристик), которые часто происходят вместе, таким образом, что присутствие одной особенности предупреждает врача о присутствии остальных. За недавние десятилетия термин был использован и за пределами медицины, для описания схожих явлений

3)норма

Установленная, относительно стабильная, мера, средняя величина чего-либо, среднее между избытком и недостатком.

Б.С. Братусь: “Пожалуй, самым расхожим остается для многих психологов и психиатров понимание нормы как, во-первых, чего-то среднего, устоявшегося, не выделяющегося из массы, и, во-вторых (связано с первым) - наиболее приспособленного, адаптированного к определенной среде”

4)патология

крайняя противоположность нормы , отклонение от нормального состояния или процесса развития. Патология исследует процессы отклонения от нормы, процессы нарушающие гомеостаз, болезни, дисфункции (Патогенез).

5)здоровье

I- Состояние живого организма, при котором организм в целом и все органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни.

II- «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней»

6)болезнь

Противоположность здоровья , возникающие в ответ на действие патогенных факторов нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности, социально полезной деятельности, продолжительности жизни организма и его способности адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям внешней и внутренней сред при одновременной активизации защитно-компенсаторно-приспособительных реакций и механизмов.

Нарушение приспособляемости!
6. Значение клинической психологии в решении общих проблем психологии (раскройте на примере двух-трех проблем)

Статус КП междисциплинарной, поэтому она особо чувствительна к решению проблемы "природы человека". С одной стороны она заимствует теоретические идеи из других областей, но и сама расширяет рамки научного познания психки.

Выготский использовал данные экспериментального исследования распада мышления для построения своей теории о ВПФ, которая имеет общепсихологическое значение.

Леонтьев исследование об опосредованном характере высших психических форм памяти построил на клиническом материале, используя данные изучения памыти больных корсаковским синдромом.

Зейгарник отмечала особую роль патопсихологии в решении вопросов: о роли личностного компонента в структуре познавательной деятельности, о соотношение биологического и психологического в развитии человека, соотношении распада и развития психики.

Соотношение биологического и социального. Болезненный процесс создает особые, не имеющие аналога в нормальном развитии условия функционирования психики, которые и приводят к искаженному патологическому развитию личности. Но сами биологические особенности не являются причинами нарушения психики, они изменяют ход психических процессов. Этот вывод согласуется с общими положениями А.Н. Леонтьева, что биологически унаследованные свойства - лишь одно из условий формирования психики, а основным является овладение миром орудий. В решении вопроса биологического и социального большую роль играет проблема соотношения распада и развития психики.

Соотношение распада и развития психики. Выготский указывал, что для правильного понимания проблемы развития и созревания психики необходимы данные о её распаде.

Исследования на животных показывали, что при патологии мозга раньше всего нарушается то, что было приобретено позднее. Например, разрушаются условные рефлексы при сохранности безусловных.

Но этот подход "редукционистский" не применим для человека. Лурия доказал, что нередко нарушаются именно элементарные каты. Так же не подтвердилось сходство слабоумных и детей, аналогия является внешней, но слабоумный взрослый утрачивает способность овладевать новой системой знаний, при этом у него может сохраняться прежний багаж информации. Ребенок же легко овладевает новыми понятиями, даже умственно отсталый. Это доказывает, что в основе развития и распада психики лежат различные механизмы
Отдельные исследования:

Исследование особенностей нарушений восприятия при неврозах способствует изучению роли личностного фактора в восприятии (С. Л. Рубинштейн, Мясищев, Зейгарник и др.). Больным предъявляются изображения предметов, различающихся по степени эмоциональной значимости для испытуемых. После эксперимента испытуемого просили перечислить по памяти предъявлявшиеся изображения.
7. Расстройства сенсорно-перцептивной сферы?

Сенсорно-перцептивная сфера относится к ощущениям и восприятиям человека. Ощущение и восприятие являются источниками чувственного познания и составляют основу развития психики

человека. Раньше считалось, что ощущение и восприятие - низшая область психики, которая не имеет отношение к личности. Однако, это не так. Например, известна роль эмоционального отношения к предмету при его восприятии. У больного татанофобия, он боится задохнуться в постели, и тестах он принимает изображение кошелька за подушку. Т.е. нарушения различных структур влияют на восприятие и наоборот.

Сенсорно-перцептивная сфера зависит от генетических, врожденных морфофизиологиче-ских свойств анализаторов, а также от личного опыта, приобретенного человеком в процессе деятельности в условиях социальных взаимоотношений. Высокая избирательность и подвижность восприятия человека дают ему возможность активно отбирать те элементы познавательной информации, которые адекватны поставленной перед ним задаче. Головной мозг человека с его мощно развитыми корковыми анализаторами обладает при восприятии психофизиологическими механизмами анализа и синтеза целостной структуры образа объекта, его проецирования вовне, активного программирования, контроля над действиями и управления ими.

Ощущение простейший психический процесс отражения отдельных свойств внешних предметов, а также внутренних состояний организма, возникающий в результате непосредственного воздействия материальных раздражителей на соответствующие рецепторы. Сенсорный образ содержит в себе информацию о месте действия раздражителя и об отдельных модальных свойствах действующего объекта.

Восприятие – активное отражение действительности в ее внешних, формальных связях и отношениях. Перцептивный образ содержит информацию о локализации в пространстве воспроизводимого объекта, о его форме, величине и модальных характеристиках.

Ощущения являются основой многих симптомов и синдромов разнообразных болезней, одними из элементарных (простых) психических явлений. Они могут носить осознаваемый и неосознаваемый характер и влиять на особенности предъявления пациентом жалоб на состояние собственного здоровья, что существенным образом отражается на процессах диагностики и лечения.

4 вида расстройств восприятия:

А) Сенсопатия. Восприятие нарушено по причине патологии ощущений. Анестезия (нет чувствительности), гипостезия (снижена чувствительность), гиперстезия (повышенная чувствительность), парастезия (ощущения, обратные полученным)

Б) Галлюцинации – мнимые восприятия. Могут быть слуховыми, зрительными и тактильными. Бывают истинные и ложные. Истинные – когда объект восприятия находится вне мозга, ложные (псевдогаллюцинации) – в голове. Синдром Кандинского-Клеромбо – самый классический случай.

В) Иллюзии – ошибочные восприятия объекта. Так же могут быть зрительными, слуховыми и тактильными. Бывают патологические и нормальные. Патологические опасны с точки зрения развития заболевания. Они создает характер нереальности. Обычно они сочетаются с галлюцинациями.

Г) Психосенсорные расстройства. Искаженные восприятия объекта.
8. Нарушения произвольных движений и действий.

Произвольные движения и действия - это целый набор различных двигательных актов, регулируемых различными уровнями (структурами) нервной системы и управляемые разного рода афферентными импульсами и различной "ведущей афферентацией".

Афферентация - постоянный поток нервных импульсов, поступающих в центральную нервную систему от органов чувств, воспринимающих информацию как от внешних раздражителей (экстерорецепция), так и от внутренних органов (интерорецепция). Афферентация находится в прямой зависимости от силы раздражителей и насыщенности им внешней среды, а также от состояния индивида.

Патология любого из перечисленных уровней ведет к нарушениям движений данного уровня, а также тех двигательных актов, куда данные движения включаются как "фоновые". Тип афферентации, как и анатомические структуры, является критерием для выделения класса движений как внутри непроизвольных, так и внутри произвольных.

Таким образом, афферентация является важнейшим фактором.

По концепции А. Р. Лурия, произвольные движения и действия человека афферентируются самыми различными видами афферентации. Поэтому корковое звено двигательного анализатора включает почти всю кору больших полушарий.
Классификация нарушений по лурии.

"Эфферентные"

1) Парезы - ослабления мышечных движений. Человек после мозгового повреждения не может активно действовать противоположной конечностью, хотя общая структура движения и движения других частей тела могут быть сохранны.

2) Гемиплегии - параличи. Человек полностью теряет способность двигательной функции с какой-либо стороны, которая может восстанавливаться в процессе лечения - патология касается подкорковых структур мозга. Динамическая гемиплегия - нет произвольных движений, но есть насильственные, статическая - нет произвольных движений и амимия.

"Афферентные"

Апраксии - мышцы готовы к действию, но действие более сложного порядка, нуждающееся в афферентном подкреплении, организации двигательного акта, не выполняется.

А.Р. Лурия выделил 4-е формы апраксий:

1. Кинестетическая апраксия. Впервые описана Ферсрером. Возникает при поражении задней центральной части постценральных отделов коры. Нарушение кинестетической схемы движений - это невозможность осуществления нужных движений при сохранности потенциальной силы мышц и вследствие потери двигательного импульса нужного адресата. Нарушается аферентация. Человек не получает обратную связь. Страдает праксис позы (невозможность придать части тела нужного положения).

Симптоматика. Человек может взять предмет со стола, повторить позу, изобразть движение (он может это сделать только под зрительным котролях). Во всех ситуациях, когда больной должен опирать на кинестетическую схему предметного движения при его выполнении он не справляется с этим.

Пространственная апраксия. или апракто-агнозия. Возникает при поражении теменно-затылочных отделов коры. Это распад наиболее сложных форм пространственных синтезов, распад выполнения действия в условиях пространственной ориентировки.

Симптоматика: Человек путает направление движения, не выполняет действия, где требуется учет пространственных отношений. Например, одевание. Не может копировать действия.

Кинетическая апраксия. Возникает при поражении премоторной области. Основной дефект, который возникает при этом - нарушение плавной последовательности двигательного акта.

Симптомы: Персеверация - застревание на движении, стереотипные движения.

Адверзивные движения. Это насильственные движения головы, глаз и конечности. То есть человек, непроизвольно выполняя движения рукой, выполняет поворот головы в это сторону с поворотом глаз в это же сторону. То есть премоторная область отвечает за содружественность движений.

Регуляторная апраксия. Возникает при поражении префронтальной конвекситальной области мозга. Нарушение программирования движений, контроля и регуляции движений и действий.

Основные симптомы: Моторные шаблоны и стереотипы вместо выполнения полноценного движения.

Ребро-ладонь-кулак - больной может начинать с последнего - кулак. После того, как больной рисовал цифру 2, он рисует треугольник двойками. У больного не выстраивается общей программы выполнения определенной последовательности действий.Больной выполняет неправильно задание, но не осуществляет контроль (нарушение контроля) Если больной соглашается, что задание выполнено неправильно, то он не переходит к выполнению правильного задания (нарушение гегуляции)
12. Понятие «интеллекта». Основные клинические формы интеллектуальных нарушений?

Интеллект (лат. intellectus – разумение, понимание, постижение) относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.

При анализе клиники интеллектуальных нарушений на первый план выступает нарушение способности образовывать адекватные действительности понятия, суждения, умозаключения. Клинический материал позволяет разграничивать умственную способность (интеллект) и ее актуализацию, проявляющуюся в форме конкретного мыслительного процесса («мышление – есть интеллект, приведенный в действие»).

Интеллектуальное нарушение – состояние, обусловленное нарушениями структуры и функций мозга и его реакциями на эти нарушения. Нарушения в основном связано с лобными долями мозга.
Формы нарушений интеллекта:

1. Умственная отсталость. (При олигофрении отсутствует нарастание интеллектуального дефекта.)

4 формы отсталости, основанные на диагностике IQ:

1. Легкая степень. Дебильность (50-69 баллов). Соответствует развитию ребенка 9-12 лет. Часто неотличимы от здоровых. Осваивают программу 5-6 классов, могут справиться с работой, не требующей нвыков абстрактного мышления, жить и вести хозяйство самостоятельно.

2. Умеренная степень. Имбецильность (35-49 баллов) 6-9 лет. Отстают речевые наыки и навыки самообслуживания. Требуют постоянное умеренное наблюдение. Возможны самостоятельные покупки, поездки оп знакомым местам. Могут избирательно общаться и пользоваться неквалифицированным трудом в специальных условиях.

3. Тяжелая степень (20-34 баллов)(3-6 лет). Речевые навыки и моторика минимальна, не способны к самообслуживанию. К подростковому возрасту возможно ограниченное речевое общение и освоение элементарных навыков самообслуживания.

4. Глубокая степень. Идиотия. (меньше 20, до 3 лет) Большинство остаются неподвижными. Элементарное общение возможно лишь на невербальном уровне.

Первая форма преобладает в малообеспеченных слоях общества, а остальные равномерно представлены во всех социальных слоях. Легкая форма - самый распространенный вариант, диагностируется не раньше школьного возраста, и причины выявить труднее всего. Этиологические факторы, т.е. основые, часто остаются неизвестными. В процессе развития решающую роль играет патогенное влияние социальных и ситуативных факторов (бедность, интеркуррентные соматические заболевания, недостаточное медицинское обслуживание, педагогическая запущенность, психосоциальная депривация и т.д.). Все это может способствовать передаче легкой степени умственной отсталости из поколения в поколение.

2. деменция.

(Деменция представляет собой распад более или менее сформированных интеллектуальных функций.)

Формы приобретенного слабоумия (деменции) различаются двояко:

во-первых, в зависимости от характера поражения головного мозга

во-вторых, от вида болезни, в результате которой оно возникло

Так, выделяются формы слабоумия, наступающего вследствие различной этиологии грубоорганического поражения головного мозга.

тотальное (паралитическое) слабоумие, характеризующееся выраженной слабостью суждений, резким снижением критики, торпидностью психических процессов, обычно стойкой эйфорией, утратой индивидуальных особенностей психического склада.

дисмнестическое (парциальное) слабоумие. Главным признаком его являются различные проявления ослабления памяти, часто с преобладанием расстройства памяти прошлого над запоминанием текущих событий. Ему свойственно эмоциональное недержание, слезливая беспомощность, легко возникающая растерянность. Расстройство критики выражено слабее, значительно меньше нивелируются индивидуальные особенности психического склада.
13. Эмоциональные расстройства (или аффективные расстройства).

Эмоции – переживания человека, его отношения к окружающему миру, самому себе.

Аффект/настроение проявляется в зависимости от выраженности и длительности эмоционального нарушения.

Аффект может быть физиологический и патологический. Физиологический – ответная реакция на раздражение, адекватное её силе. Пример физиологического – страх (биологически ответная реакция), но когда страхи становятся абцессиями, это патологический страх. Пример патологического – негативизм.

Эмоциональное расстройство - Любое состояние, при котором эмоциональные реакции являются неадекватными ситуации, в которой они возникают. Группа нарушений, в которых ведущим симптомом является аномальное усиление аффективных реакций.
Расстройства эмоций по характеру «содержанию» эмоциональных нарушений:

1. Симптомы сниженного настроения. Гипотимия, тоска, дистимия, дисфория (дай),тревога, страх.

2. Симптомы повышенного настроения. Гипертимия, эйфория, мория (неадекватное улыбание),экстаз.

3. Симптомы неустойчивости эмоциональной сферы. Эмоциональная лабильность (циклотимия), слабодушие.

4. Качественное искажение эмоций. Эмоциональное оскудение, эмоциональная тупость (кране проявление – апатия), психическая анестезия.

Синдромы с преобладанием аффекта тревоги рассматриваются отдельно, однако тревога присуща всем психическим заболеваниям и в разной степени проявляется и при упомянутых нарушениях.

По некоторым данным, биполярные расстройства (маниакально-депрессивный психоз) обусловлены генетически и являются следствием особой биохимической аномалии. Некоторые люди генетически предрасположены к депрессии, но психологические факторы являются, пожалуй, важнейшим элементом в ее возникновении и упрочении.

Некоторые аффективные симптомы могут проявляться в связи с шизофреническими, пограничными и невротическими нарушениями. Психоаналитическая категория депрессивный невроз соответствует циклотимическим, дистимическим и реактивным депрессивным расстройствам (Последнее расстройство представляет собой острую, но ограниченную по времени реакцию на ситуацию, представляющую определенную угрозу для индивида.) У некоторых лиц депрессия и сопутствующие характеристики являются хроническими, то есть выступают как часть общей картины характера, а не как симптомы.

14. Аномальные типы личности.

Личностное расстройство возникает обычно в позднем детстве или подростковом возрасте и продолжает проявляться в периоде зрелости. Поэтому диагноз личностного расстройства ставится после 16—17-летнего возраста.

Аномалия является компенсацией или декомпенсацией каких либо травм личности в детстве.

В основе аномалии лежат симпотомо-комплексы, симптом – признак, характеризующий расстройство, симпотомо-комплекс – несколько симптомов, вместе образующих клиническую картину.

Аномальные типы личности по МКБ-10:

1)Параноидное расстройство – характеризуется чрезмерной чувствительностью к фрустрации, подозрительностью, злопамятностью, постоянным недовольством окружающими и тенденцией относить всё на свой счёт.

2)Шизоидное расстройство личности - характеризуется склонностью избегать эмоционально насыщенных взаимоотношений путём излишнего теоретизирования, замыкания в себе, ухода в фантазии. Кроме того, шизоидные личности часто склонны не придавать значения превалирующим социальным нормам.

3)Диссоциальное расстройство личности - характеризующееся игнорированием социальных норм, импульсивностью, агрессивностью и крайне ограниченной способностью формировать привязанности.

4)Эмоционально не устойчивое расстройство личности - характеризуется эмоциональной неуравновешенностью, импульсивностью, низким самоконтролем. Выделяются две разновидности данного расстройства: импульсивный тип(эмоциональная неуравновешенность, импульсивность, низкий самоконтроль, повышенная склонность к агрессивным вспышкам) и пограничный тип(импульсивность, низкий самоконтроль, эмоциональная неустойчивость, нестабильная связь с реальностью, высокая тревожность и сильный уровень десоциализации).

5)Истерическое расстройство - характеризуется неиссякающей потребностью в получении внимания, неустойчивой самооценкой, переоценкой значимости пола, наигранным поведением.

6)Ананкастное расстройство - характеризуется чрезмерной склонностью к сомнениям, поглощённостью деталями, излишним перфекционизмом, упрямством, а также периодически возникающими обсессиями(периодически, через произвольные промежутки времени, возникающая у человека навязчивая мысль (идея), не поддающаяся сознательному контролю) и/или компульсиями(специальные «ритуалы», выполнение которых позволяет избавиться на некоторое время от навязчивой мысли, повторяющиеся действия призванные снизить тревожность от обессий ).

7)Тревожное расстройство - характеризуется постоянным стремлением к социальной замкнутости, чувством неполноценности, чрезвычайной чувствительностью к негативным оценкам окружающих и избеганию социального взаимодействия.

8)Зависимое расстройство личности - характеризующееся повышенным ощущением беспомощности, некомпетентности и нежизнеспособности без поддержки других людей, потребность в которой ощущается большую часть времени.
Личностное расстройство имеет место если нарушения не объясняются прямым образом обширным повреждением или заболеванием мозга или другим психическим расстройством и удовлетворяют следующим критериям:

1)заметная дисгармония в личностных позициях и поведении, вовлекающая обычно несколько сфер функционирования, например, аффективность, возбудимость, контроль побуждений, процессы восприятия и мышления, а также стиль отношения к другим людям; в разных культуральных условиях может оказаться необходимой разработка специальных критериев относительно социальных норм;

2)хронический характер аномального стиля поведения, возникшего давно и не ограничивающегося эпизодами психической болезни;

3)аномальный стиль поведения является всеобъемлющим и отчетливо нарушающим адаптацию к широкому диапазону личностных и социальных ситуаций;

4)вышеупомянутые проявления всегда возникают в детстве или подростковом возрасте и продолжают свое существование в периоде зрелости;

5)расстройство приводит к значительному личностному дистрессу, но это может стать очевидным только на поздних этапах течения времени;

6)обычно, но не всегда, расстройство сопровождается существенным ухудшением профессиональной и социальной продуктивности.

16. Основные понятия нейропсихологии. Проблема локализации высших психических функций?

Нейропсихология- является разделом психологии основой которой является изучение мозговых механизмов опосредованных сложными психическими процессами, т.е. высших психических функций. Нейропсихология — отрасль психологии, изучающая мозговую основу психических процессов и их связь с отдельными системами головного мозга.

Это молодая наука. Как система научных знаний, она сложилась лишь в 40-50 годы XX века. Решающая роль в этом процессе принадлежит отечественной нейропсихологической школе (Выготский, Лурия)

Понятия:

Высшая психическая функция (ВПФ). Введено Выготским. сложные формы сознательной психической деятельности, осуществляемые на основе соответствующих мотивов, регулируемые соответствующими целями и программами и подчиняющиеся всем закономерностям психической деятельности. Их характеристики: формируются прежизенно, опосредованны (знаковыми системами), произвольны.

Эти качества характеризуют ВПФ как психологические системы (еще одно понятие), которые создаются путем надстройки новых образований над старыми с сохранением последних в виде подчиненных структур. Первоначально они существуют как форма взаимодействия между людьми, и лишь позже - как полностью внутренний.

Понятие "психологическая система" дополнено Лурией с введением нового понятия - функциональная система - морфофизиологическая основа психических функцией.

Нейропсихологический симптом и синдром (см. билет 17.)

Отсрасли (они же методы)

Клиническая нейропсихология — является основным направлением, задача которого заключается в изучении нейропсихологических синдромов, возникающих при поражении того или иного участка мозга. Объектом - больного или травмированного человека, предмет исследования — причинно-следственные отношения между повреждением и изменениями.

Экспериментальная нейропсихология экспериментальное изучение различных форм нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга, а также исследует распределение психических функций в их эволюционном контексте (на мозге животных).Используют метод непосредственного раздражения электротоком и бескровные методы — охлаждение, смазывание алюминиевой пастой, временно отключающими функционирование определенных зон.

Реабилитационная нейропсихология. Занимается восстановлением утраченных ВПФ.

Психофизиологическая нейропсихология — Исследование психических процессов с помощью объективных методов, использующих для анализа физиологические показатели. Это механограмма, миограмма, плетизмограмма, электроэнцефалография (ЭЭГ)
Проблема локализации высших психических функций. Раньше господствовал Антилокализационизм (мозг - единое недифференцированное целое)(Гольц)

Локализационизм - представление об устройстве мозга, согласно которому каждый психический процесс (более или менее) однозначно связан с работой ограниченного участка головного мозга. К. Клейст в 1934 г. На материале черепно-мозговых ранений времен первой мировой войны он составил карту локализации психических функций.

На практике оба положения противоречили друг друга.

Эклектическая концепция (Монаков, Гольдштейн) полагает: можно локализовать элементарные сенсорные и моторные функции, а ВПФ связаны равномерно со всем мозгом.

В отечественной психологии было пересмотрено понятие функции: представление о недифференцированных психических функциях, как о далее неразложимых "способностях" было заменено как о "психологических системах", обладающих сложным строением и включающих много психологических компонентов.

Понятие "локализация" так же было пересмотрено. ВПФ не могут быть локализованы в узких зонах, а должны опираться на сложные системы совместно работающих зон различных участков мозга.

17. Нейропсихологические синдромы

Нейропсихологические синдромы — устойчивые сочетания нарушений высших психических функций при локальных поражениях головного мозга. При этом нейропсихологическим симптомом будет одно из таких нарушений. Синдром объединяет в себе связку нарушений, вызванных одним повреждением.

При локальных поражениях головного мозга нарушается не одна, а целая совокупность функций, составляющих единый нейропсихологический синдром. Это не случайное, а закономерное сочетание симптомов. Применяется синдромный (факторный или системный) анализ этих нарушений. Он составлен на трех положениях:

1. Тщательная квалификация характера нарушений, а не просто констотация. Является ли нарушение специфическим или неспецифическим, страдает ли звено непосредственного или отсроченного воспроизведения и т.д.

2. Заключается в сопоставлении первичных расстройств, непосредственно связанных с нарушенным фактором и вторичных расстройств, которые возникают по законам системной организации функций.

3. Синдромный анализ заключается в необходимости изучения состава не только нарушенных, но и сохранных функций. Их дифференциация - окончательный шаг к постановки топического диагноза.

Классификация синдромов построена по топическому принциу (выделения области поражения мозга)

I. Синдромы поражения корковых отделов больших полушарий и ближайшей подкорки (исследованы лучше). Они делятся на синдромы поражения:

1. Латеральной

2. Базальной

3. Медиальной коры больших полушарий.

II. Синдромы поражения Глубинных подкорковых структур. Они делятся на поражения:

1. Срединных неспецифических структур

2. Срединных структур (мозолистого тела и др.)

3. Структух, находящихся в глубине полушарий (базальных ядер и др.)
Помимо топического используется нозологиеский принцип, тогда синдромы делятся на "опухолевые", "сосудистые", "травматические" и т.д.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. История становления клинической психологии. Предмет клинической психологии. Предмет клинической психологии iconВсероссийская научно-практическая конференция «Психологическое развитие...
Кафедра специальной и клинической психологии Челябинского государственного университета предлагают принять участие во Всероссийской...

1. История становления клинической психологии. Предмет клинической психологии. Предмет клинической психологии iconПринципы составления толкового словаря мифологических терминов клинической психологии
Мифологические образы проникли в различные сферы общественного бытия, включая профессиональные. Мифологические образы особенно часто...

1. История становления клинической психологии. Предмет клинической психологии. Предмет клинической психологии iconРабочая учебная программа по дисциплине «Личностные расстройства»...
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного...

1. История становления клинической психологии. Предмет клинической психологии. Предмет клинической психологии iconРабочая учебная программа по дисциплине «Учение о неврозах» для студентов...
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного...

1. История становления клинической психологии. Предмет клинической психологии. Предмет клинической психологии iconРабочая учебная программа по дисциплине «Профилактика наркомании...
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного...

1. История становления клинической психологии. Предмет клинической психологии. Предмет клинической психологии iconРабочая учебная программа по дисциплине «Мотивационное консультирование»...
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного...

1. История становления клинической психологии. Предмет клинической психологии. Предмет клинической психологии iconРабочая учебная программа по дисциплине «Клиническая психология»...
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного...

1. История становления клинической психологии. Предмет клинической психологии. Предмет клинической психологии iconКлинической психологии
Предмет к п. – псих дисциплина, изучающая факторы происхождения, течение псих и соматических заболеваний, влияние болезни на личность...

1. История становления клинической психологии. Предмет клинической психологии. Предмет клинической психологии iconСоциальная психология
Ст преподаватель кафедры психиатрии и клинической психологии сгму к пс н. О. А. Харькова

1. История становления клинической психологии. Предмет клинической психологии. Предмет клинической психологии iconДоклады, выступления
Заведующая кафедрой клинической психологии вгму, доктор психологических наук, доцент


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru