Рабочая программа по биологии 9 класс




Скачать 185.52 Kb.
НазваниеРабочая программа по биологии 9 класс
Дата публикации21.11.2014
Размер185.52 Kb.
ТипРабочая программа
5-bal.ru > Право > Рабочая программа
Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Республики Алтай для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида Республики Алтай»


РАССМОТРЕНА И СОГЛАСОВАНА

на заседании МО

Протокол № _1_

от «28»08.2013г.



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР КС(К)ОУ РА «СКОШИ VIII вида Республики Алтай»
_____________ Л.Г. Трескина
«____»____________20___ г.


УТВЕРЖДЕНО
Директор

__________ М.В.Смышляева

«____»____________20___ г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по БИОЛОГИИ

9 класс

Составила:

Рузанова Любовь Ивановна


г. Горно-Алтайск

2013 г.

2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основой государственной образовательной политики является развитие специальных условий для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, выбора оптимальных средств помощи такому ребенку.

Нормативно-правовые акты разных уровней образуют правовое пространство, в котором функционирует социальный механизм защиты и поддержки, в том числе - педагогической поддержки данной части населения. Основными законодательными актами являются: Конституция Российской Федерации. Семейный кодекс Российской Федерации (1997), Закон Российской Федерации «О социальной защите инвалидов» (1995), Закон Российской Федерации «Об образовании» (1996), Типовое положение «О специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» (1997), Областной закон «Об образовании в Свердловской области» (1998), Областной закон «О защите прав ребенка» (1995), Письмо Министерства общего и профессионального образования Свердловской области «Об организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья» (2000). Локальный уровень законодательства представлен Уставом школы с локальными актами образовательного учреждения, образовательной программой.

В данном правовом поле организована моя педагогическая деятельность - обучение обучающихся с нарушениями интеллекта.

Естествознание, являясь одним из общеобразовательных предметов в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида, располагает большими коррекционно-образовательными, развивающими, воспитательными и практическими возможностями.

По этим разделам предусматривается изучение элементарных сведений, доступных школьникам с нарушениями интеллектуального развития, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.

Основными задачами преподавания естествознания являются:

сообщение учащимся знаний об основных компонентах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве), а также общие сведения о строении и жизни растений, животных, организме человека и его здоровье; формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, смена времен года и др., а также их роль в живой и неживой природе;проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений, грибов, животных и людей), бережного отношения к природе; первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома или в школьном уголке природы; привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.

Преподавание естествознания в специальной (коррекционной) школе VIII вида должно быть направлено на коррекцию недостатков интеллектуального развития обучающихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой необходимо развивать у обучающихся наблюдательность, речь и мышление, учить устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее.

Данная рабочая программа по биологии разработана с учётом изменений, происходящих в современном обществе, и новых данных биологической науки, медицине.

Основной целью моей рабочей программы будет являться создание комплекса условий для максимального развития личности каждого ребёнка с нарушением интеллекта при изучении естествознания (биологии).

Реализовать данную цель можно будет через решение следующих задач:

  • Формировать элементарные биологические представления.

  • Развивать ключевые компетенции учащихся (коммуникативные, информационные, кооперативные и др.)

  • Развивать любознательность, научное мировоззрение

  • Формировать умение наблюдать явления природы, жизнь растений и животных.

  • Прививать умение бережно относится к природе родного края.

  • Знать и выполнять необходимые для сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья окружающих нормы гигиены.

  • Знать вредное влияние алкоголя, никотина, наркотических средств, беспорядочного сексуального поведения на здоровье человека.

  • Формировать потребность вести здоровый образ жизни.

Планируемый результат: сформированная социально- трудовая готовность выпускников к самостоятельной жизни в социуме города Горно – Алтайска и Республики Алтай

Отличие новой редакции учебной программы (2011 года) заключается в том, что лишь первые два года обучения прохождение разделов и тем естествознания строго регламентированы по часам. В 8 и 9 классах, прохождение тем и разделов по часам строго не расписано, что даёт возможность учителю самостоятельно распределить изучение нового материала. Это даёт возможность распределить часы в зависимости от потребностей и возможностей обучающихся, значимости знаний для дальнейшей жизни в условиях города Горно - Алтайска.

В программе 9 класса предусматривается сообщение элементарных сведений о строении и жизнедеятельности основных органов и в целом всего организма человека. Обучающиеся знакомятся с ним и с теми условиями, которые благоприятствуют или вредят нормальной его жизнедеятельности. В связи с изучением организма человека обучающимся сообщаются сведения о том, как важно правильно питаться, соблюдать требования гигиены, как уберечь себя от заразных болезней (в том числе СПИД); какой вред здоровью наносят курение, употребление спиртных напитков и наркотиков, а также токсикомания. Именно этой тематике и будет посвящён заключительный урок по теме: «Твоё здоровье – в твоих руках!»

При изучении программного материала обращается внимание обучающихся на значение физической культуры и спорта для здоровья и закаливания организма, а также для нормальной его жизнедеятельности.

Для проведения уроков естествознания имеется соответствующее оборудование и наглядные пособия. Кроме измерительных приборов и различной химической посуды, которые требуются для демонстрации опытов, имеются образцы полезных ископаемых, различных почв, влажные препараты, скелеты животных и человека, а также в достаточном количестве раздаточный материал.

Все учебные занятия следует проводить в специально оборудованном кабинете естествознания.

На уроках будут применяться комплексно все методы обучения:

  • Словесные: рассказ учителя, обучающая беседа, чтение текстов учебника.

  • Наглядные: демонстрация иллюстративной и натуральной наглядности (коллекции объектов неживой природы, чучела), муляжи, модели, приборы, экранно-звуковые средства обучения и т.д.

  • Практические: лабораторные и практические работы, наблюдения опытов и экскурсионные наблюдения в природе и т.д.

Формы организации учебного процесса – урок, урок – экскурсия, урок – практическая работа. Наряду с традиционными уроками будут проводиться и нетрадиционные формы уроков (викторины, КВНы, праздники, игры и т.д.)

Большое значение мной будет придаваться сохранению и укреплению здоровья учащихся. С этой целью на каждом уроке буду реализовывать элементы здоровьесберегающих технологий (физкультминутки, офтальмотренаж, аромотерапию, самомассаж, минутки релаксации). Постоянно будет осуществляться строгое соблюдение режима проветривания класса, контроль за тепловым режимом, смена динамических поз на уроке, контроль за осанкой и правильной посадкой обучающихся. Один раз в полгода произведу пересадку обучающихся крайних рядов для профилактики заболеваний глаз. С целью нормализации эмоционально-психологического состояния обучающихся мною будут использоваться технологии бесконфликтного общения (я-сообщение, активное слушание, педагогический паллиатив).

Данная рабочая программа обеспечивает оптимальный объем знаний по биологии для детей с нарушением интеллекта. Как показывает опыт, он доступен большинству обучающихся.

Учитывая индивидуальные особенности школьников, учитель может снижать уровень требований к отдельным обучающимся по темам, связанным с запоминанием большого объёма учебного материала.

Уроки биологии проходят в специально оборудованном кабинете. Для обучения используются следующие средства обучения:

  • Библиотечный фонд

  • Печатные демонстрационные пособия

  • Технические средства обучения

  • Экранно-звуковые пособия

  • Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.

Контрольные мероприятия организуются после изучения каждого большого тематического раздела на отдельном обобщающем уроке. Входная диагностика проходит в начале обучения биологии в 9 классе, итоговая диагностика в конце каждого учебного года. Для этого разработан банк контрольных работ, позволяющий выявить не только уровень знаний и умений по биологии, но и сформированность соответствующих ключевых компетенции. На основании контрольных работ заполняются сводные ведомости, проводится анализ полученных данных, делаются выводы по уровню усвоения обучающимися биологическим материалом.
3.Основные требования к знаниям и умениям обучающихся 9 класса по разделу «Человек»

Обучающиеся должны знать:

  • названия, строение и расположение основных органов организма человека;

  • элементарное представление о функциях основных органов них систем;

  • влияние физических нагрузок на организм;

вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм;

основные санитарно-гигиенические правила.

Обучающиеся должны уметь:

  • применять приобретенные знания о строении и функциях человеческогоорганизма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья;

  • соблюдать санитарно-гигиенические правила.


4.Содержание программы

9 класс Человек 2ч в неделю

Общий обзор организма человека

Общее знакомство с организмом человека. Краткие сведения о строении клеток и тканей человека. Органы и системы органон (опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, выделительная, дыхательная, нервная и органы чувств).

Демонстрация торса человека.

Опора тела и движение Значение опорно-двигательной системы. Скелет человека. Соединения костей (подвижное и неподвижное). Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.

Основные группы мышц человеческого тела. Работа мышц. 3начение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия.

Демонстрация скелета человека, позвонков. Опыты, демонстрирующие статическую и динамическую нагрузки на мышцы; свойства декальцинированных и прокаленных костей.

Кровь и кровообращение

Значение крови и кровообращения. Состав крови (клетки красные, белые), плазма крови. Органы кровообращения: сердце и сосуды. Большой и малый круги кровообращения. Сердце, его строение и работа. Движение крови по сосудам. Пульс. Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Отрицательное влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды

Демонстрация влажного препарата и муляжа сердца млекопитающего.

Лабораторные работы

Микроскопическое строение крови.

Подсчет частоты пульса в спокойном состоянии и после ряди физических упражнений (приседания, прыжки, бег).

Дыхание

Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Болезни, передающиеся через воздух. Гигиена органов дыхания. Отрицательное влияние никотина на органы дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания.

Демонстрация опыта, обнаруживающего углекислый газ в выдыхаемом воздухе.

Пищеварение

Значение пищеварения. Питательные вещества и витамины. Пищевые продукты. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике. Всасывание питательныхвеществв кровь. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отправлений и глистных заражений.

Демонстрация опытов:

Обнаружение крахмала в хлебе и картофеле.

Обнаружение белка и крахмала в пшеничной муке.

Действие слюны на крахмал.

Действие желудочного сока на белки.

Почки

Органы мочевыделительной системы, их значение. Внешнее строение почек и их расположение в организме.

Предупреждениепочечных заболеваний.

Кожа

Кожа человека и ее значение как органа защиты организма, осязания, выделения (пота) и терморегуляции. Закаливание организма и ги гиена кожи и гигиенические требования к одежде. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечных ударах, ожогах и обморожении.

Нервная система

Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, ). Гигиена умственного труда. Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина. Сон и его значение.

Органы чувств

Значение органов чувств. Строение, функции, гигиена органа зрения. Строение органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы обоняния и вкуса.

Демонстрация влажного препарата «Глаз крупного млекопитающего», моделей глазного яблока и уха.

Охрана здоровья человека в Российской Федерации

Система здравоохранения в Российской Федерации. Мероприятия, осуществляемые в нашей стране по охране труда. Организации отдыха. Медицинская помощь. Социальное обеспечение по старости, болезни и потере трудоспособности.
5.Учебно – методические средства обучения

1.Государственная программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений YIII вида: 5-9 класс в 2 сборниках / под редакцией В.В. Воронковой М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2011. год- сб. 1.224

2.Е.Н.Соломина, Т.В.Шевырёва «Биология.Человек 9 кл.» учеб.для спец.(корр.) образ.учр. VIII вида.

3.Таблицы: Строение животной клетки; индивидуальное развитие организмов; экология и биосфера, селекция и генетика; происхождение человека; эволюционное учение.
4.Схемы: Живое вещество; развитие органического мира.

5.Коллекции. Модели аппликаций по общей биологии. Гербарий по курсу общей биологии. Диафильмы. Диапозитивы. Макеты. Срезы.

6.Модели.CD,DVD «Уроки биологии» 6-9 кл. (Кирилл и Мефодий).
6.Календарно-тематическое планирование по биологии

9 класс специальной (коррекционной) программе VIII вида «Человек» - 2 часа в неделю

9-а класс – понедельник и вторник; 9-б класс – вторник и среда;

9-в класс – среда и пятница





Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Дата

9 «а»; 9«Б»

Дата 9»в»

Примечание

параграф




Введение -1 час













1

Место человека среди млекопитающих в живой природе. Черты сходства и различия.

1

02,03.09

04.09

*1,2




Общий обзор организма человека-3 часа













2

Общее знакомство с организмом человека.

1

03, 04.09

06.09

*3

3

Строение клеток и тканей человека.

1

09,10.09

11.09

*3

4

Органы и системы органов человека

1

10,11.09

13.09

*4




Опора тела и движение – 13 часов













5

Значение опорно-двигательной системы. Основные части скелета.

1

16,17.09

18.09

*5

6

Состав и строение костей.

1

17,18.09

20.09

*6

7

Соединения костей (подвижное и неподвижное).

1

23,24.09

25.09

*7

8

Череп.

1

24,01.10

27.09

*8

9

Скелет туловища.

1

30,02.10

02.10

*9

10

Скелет верхних конечностей

1

01,08.10

04.10

*10

11

Скелет нижних конечностей

1

07,09.10

09.10

*11

12

Первая помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах суставов и переломах костей.

1

08,15.10

11.10

*12

13

Значение и строение мышц человеческого тела.

1

14,16.10

16.10

*13

14

Основные группы мышц человеческого тела.




15,22.10

18.10

*14

15.

Работа мышц. Физическое утомление.




21,23.10

23.10

*15

16

Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия.

1

22,29.10

25.10

*16

17

. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц.

1

28,30.10

30.10

*17




Кровь и кровообращение -7 часов













18

Значение крови и кровообращения.

1

29,12.11

01.11

*18

19

Состав крови.

1

12,13.11

13.11

*19

20

Органы кровообращения: сердце и сосуды.

1

18,19.11

15.11

*20

21

Органы кровообращения. Сердце и его работа




19,20.11

20.11

*21

22

Большой и малый круги кровообращения.

1

25,26.11

27.11

*22

23.

Контрольное занятие. Сердечно- сосудистые заболевания и их предупреждения.

1

26,27.11

29.11

*23

24

Первая помощь при кровотечениях. Повторения.

1

02, 03.12

04.11

*24




Дыхание -5 часов




03,04.12

06.12




25

Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции.

1

09,10.12

11.12

*25

26

Газообмен в легких и тканях.

1

10,11.12

13.12

*26

27

Гигиена дыхания.

1

16,17.12

18.12

*27

28

Болезни органов дыхания и их предупреждение.

1

17,18.12

20.12

*28

29

Контрольное занятие. Повторение темы «Дыхание».

1

23, 25.12

25.12








Пищеварение- 12 часов.













30

Значение питания. Пищевые продукты.

1

24;14.01

15.01

*29

31

Питательные вещества.

1

13;15.01

17.01

*30

32

Витамины.

1

14;21.01

22.01

*31

33

Органы пищеварения.

1

20,22.01

24.01

*32

34

Ротовая полость. Зубы.

1

21,28.01

29.01

*33

35

Изменение пищи в желудке.

1

27,29.01

31.01

*34

36

Изменение пищи в кишечнике. Печень.

1

28,04.02

05.02

*35

37

Гигиена питания.

1

03,05.02

07.02

*36

38

Уход за зубами и ротовой полостью.

1

04,11.02

12.02

*37

39

Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний.

1

10,12.02

14.02

*38

40

Предупреждение инфекционных заболеваний и глистных заражений.

1

11,18.02

19.02

*39

41

Пищевые отравления. Повторение темы «Пищеварение».

1

17,19,02

21.02

*40




Почки-3 часа













42

Почки- органы выделения.

1

18,25.02

26.02

*41

43

Предупреждение почечных заболеваний.

1

25,26.02

28.02

*42

44

Повторение темы «Мочевыделительная система».

1

03,04.03

05.03

*41-42




Кожа -6 часов













45

Кожа и её роль в жизни человека.

1

04,05.03

07.03

*43

46

Уход за кожей.

1

10,11.03

12.03

*44

47

Волосы и ногти. Уход за волосами и ногтями.

1

11,12.03

14.03

*45

48

Закаливание организма.

1

17,18.03

19.03

*46

47

Первая помощь при тепловых и солнечных ударах.

1

18,19.03

21.03

*47

48

Профилактика и первая помощь при ожогах и обморожениях. Повторение темы «Кожа».

1

01,02.04

02.04

*48




Нервная система – 6 часов













49

Головной и спинной мозг.

1

07,08.04

04.04

*49

50

Нервы.

1

08,09.04

09.04

*50

51

Значение нервной системы.

1

14,15.04

11.04

*51

52

Режим дня, гигиена труда.

1

15,16.04

16.04

*52

53

Сон и его значение.

1

21,22.04

18.04

*53

54

Вредное влияние спиртных напитков и курения на нервную систему. Повторение темы.

1

22,23.04

22.04

*54




Органы чувств-6 часов













55

Орган зрения.

1

28,29.04

25.04

*55

56

Гигиена зрения.

1

29,30.04

30.04

*56

57

Строение органа слуха.

1

05,06.05

02.05

*57

58

Гигиена слуха.

1

06.07.05

07.05

*58

59

Орган обоняния.

1

12.13.05

14.05

*59

60

Орган вкуса. Повторение




13.14.05

16.05

*60




Охрана здоровья человека в Российской Федерации













61

Система здравоохранения в Российской Федерации.

1

19;20.05

21.05

*61

62

Охрана здоровья человека

1

20; 21.05

23.05

*62




итого

62










Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по биологии 9 класс iconРабочая программа по биологии 8 класс
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса базовый уровень преду­сматривает обучение биологии...

Рабочая программа по биологии 9 класс iconРабочая программа по биологии 7 класс
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по...

Рабочая программа по биологии 9 класс iconРабочая программа по биологии 9 класс по биологии
Программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования

Рабочая программа по биологии 9 класс iconРабочая программа по биологии (7 класс)
Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы, опубликованной в сборнике программ для общеобразовательных учреждений и допущенной...

Рабочая программа по биологии 9 класс iconРабочая программа по предмету «Биология» 6 класс
Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006 – 172.// с учётом сокращения количества часов, отводимых на изучение биологии в новом...

Рабочая программа по биологии 9 класс iconРабочая программа По биологии 8 класс
И. Н. Пономаревой (сб программ по биологии для общеобразовательных школ, гимназий и лицеев М., изд. "Дрофа", 2005 г стр. 57-108)

Рабочая программа по биологии 9 класс iconРабочая программа Биология 10 класс Составила Дегтярева Анастасия...
Примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень). Программа предусматривает изучение биологии...

Рабочая программа по биологии 9 класс iconПояснительная записка «Биология». 6 класс (70 ч )
Курс биологии 6 класса опирается на знания учащихся, полученные на уроках биологии в 5 классе и при изучении курса «Окружающий мир»...

Рабочая программа по биологии 9 класс iconРабочая программа по биологии базовый уровень, 7 класс
Примерной программы основного общего образования по биологии, а также программы курса биологии для учащихся 7 классов общеобразовательных...

Рабочая программа по биологии 9 класс iconРабочая программа по биологии 8 класс ( 70 часов)
Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07. 07. 2005г. №03-1263), за основу рабочей программы взята...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru