Задачи работы: Познакомить детей с орфограммой о-ё после шипящих, и научиё после ть их грамотно писать её Красиво оформить работу




Скачать 127.87 Kb.
НазваниеЗадачи работы: Познакомить детей с орфограммой о-ё после шипящих, и научиё после ть их грамотно писать её Красиво оформить работу
Дата публикации29.10.2014
Размер127.87 Kb.
ТипДокументы
5-bal.ru > Право > Документы


Задачи работы:

  1. Познакомить детей с орфограммой о-ё после шипящих, и научиё после ть их грамотно писать её

  2. Красиво оформить работу.

  3. Создать главу учебника понятную для 2-6 классов.

Задачи учебника:

  1. Наша глава учебника поможет самостоятельно изучить и закрепить тему «написание о – ё после шипящих и ц».

  2. Создать материал в практике и теории, так чтобы все дети разного возраста нашли что-то понятное для них.

Теория.

После шипящих ж, ш, ч, щ в корнях слов под ударением пишется буква ё, если можно подобрать однокоренное слово с е: жёлтый - желтеть, шёпот – шепчет, шептать, чёрточка – черта и т. д.

После шипящих ж, ш, ч, щ пишется буква о, если нельзя подобрать однокоренное слово с е: крыжовник, обжора, трущоба, шов, шорох, шорник, чопорный, а также и в заимствованных словах – в ударных и безударный слогах: шорты, шомпол, шоссе, шоколад, жокей, шофёр, капюшон.

Запомните: ожёг (руку) – глагол, ожог (руки) – существительное.

После шипящих под ударением пишется буква о в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных. Без ударения в тех же случаях пишется е:

снежок, но овражек;

пятачок, но песочек;

медвежонок, зайчонок, мышонок, рубашонка, но доченька, дороженька;

ежовый, но грушёвый.

Ножом, свечой, но товарищем, тучей;

большого, но хорошего.

Практические задания.

Задание 1.(3 класс)

Выделите морфемы в которых находится орфограмма: О и Ё после шипящих и Ц.

шов, жёлудь, свинцовый, шёл, душой, стережёт, горячо, большой, тушёнка.

Ответ: шов, жёлудь, свинцовый, шёл, душой, стережёт, горячо, большой, тушёнка.

Задание 2. (2 класс)

Пропустите буквы в местах, в которых есть орфограмма о-ё после шипящих и ц.

Лён, шов, слон, жёлудь, свинцовый, дождь, вождь, шёл, цвёл, потёмки, душой, поёт, стережёт, горячо, легко, большой, пустой, тушёнка.

Лён, ш_в, слон, ж_лудь, свинц_вый, дождь, вождь, ш_л, цвёл, потёмки, душ_й, поёт, стереж_т, горяч_, легко, больш_й, пустой, туш_нка.

Задание 3. ( 3 класс)

Вставьте пропущенные буквы гдезнаете как пишется.

Больш_й, стереж_т, туч_й, плащ_м, плющ_м, плюш_вый, морж_м, печ_т, камыш_м, зайч_нок.

Ответ:

Большой, стереж_т, тучей, плащом, плющом, плюш_вый, моржом, печ_т, камышом, зайч_нок.

Задание 4. (3 класс)

Объясните, как пишется орфограмма о ё после шипящих в падежных окончаниях прилагательных и существительных?

После шипящих в падежных окончаниях прилагательных и существительных пишется о.

Задание 5. (4 класс)

Вставьте пропущенные буквы.

Горяч_, свеж_, стереж_шь, береж_т, прыгуч_, хорош_, пахуч_, печ_те, стереж_м, теч_шь, рыж_го.

Ответ: Горячо, свежо, стережёшь, бережёт, прыгуче, хорошо, пахуче, печёте, стережём, течёшь, рыжего.

Задание 6. (4 класс)

Найдите лишнее слово:

  1. Шов, плащом, прыгуче.

  2. Крышей, пахуче, большого,

  3. Стережёшь, тучей, хорошо.

Ответ:1) шов, потому что мы не знаем как оно пишется; прыгуче, поскольку это слово пишется с е.2)большого, потому что там пишется о.3)хорошо, поскольку орфограмма в суффиксе.

Задание 7 ( 4 класс).

Распределите слова в два столбика, орфограммы, в которых мы можем объяснить, запишите в первый столбик, а во второй те, в которых мы не можем объяснить.

Ш_в, ш_пот, пахуч_, плащ_м, крыш_й, груш_вый, ещ_, стереж_т, сгущ_нка, плюш_м, плющ_м.

Ответ:

плащом, Ш_в,

крышей, ш_пот,

пахуче, сгущ_нка

грушевый, ещ_

плюшем,

плющом,

стережёт.

Задание 8 .(5-6) Чтобы лучше запомнить слова-исключения, в корне которых после шипящих пишется о, прочитайте юмористический рассказ, в котором собрано 24 таких слова. Выучите это стихотворение.

По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр, а в кузове тряслись чопорный шотландец, бывший мажордом, Жора-обжора, жокей, жонглёр и шорник. Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад и запивал крюшоном, жонглёр жонглировал крыжовником, нанизывая его на шомпол. Жокей с шорником договаривались о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон. Настроение у всех было мажорное. Будто ехали они на веселое шоу. Вдруг послышался шорох. Это лопнул шов на шортах Жоры - обжоры. Все были шокированы происшедшим.

Задание 9. (5-6) Заполните таблицу, воспользовавшись словами, перечисленными ниже. Какие слова вы не включили в таблицу? Почему?

о

ё

ё

о

ё

За корнем под ударением

В корне под ударением

В глаголах и отглагольных формах

Слова-исключения

Суффикс -ёр

1

2

3

4

5

Медвежонок

Чёрный

Точёный

Шоколад, обжора

Тренажёр

 

 

 

 

 

 

1. Размеж_вывать
2. Корч_вка
3. Орош_нный
4. Дириж_р
5. Сраж_нный
6. Долж_к
7. Ож_г руки
8. Ож_г руку
9. Волч_нок

10. Грош_вый
11. Виш_нка
12. Упрощ_нный
13. Беч_вка
14. Человеч_к
15. Камыш_вый
16. Выкорч_вывать
17. Заискивающ_
18. Точ_ный

19. Книж_нка
20. Ноч_вка
21. Певуч_
22. Груж_ный
23. Печ_нка
24. Ретуш_р
25. Туш_нка
26. Крюч_к
27. Холщ_вый

28. Дорож_нька
29. Деш_вый
30. Стаж_р
31. Кумач_вый
32. Горяч_
33. Ещ_
34. Затуш_вывать
35. Жж_ный
36. Кипяч_ное

37. Нож_вка
38. Ш_пот
39. Зловещ_
40. Обж_ра
41. Маж_рный
42. Копч_ный
43. Крыж_вник
44. Сраж_н
45. Ч_порный

Ответы:

1-й столбик: 6, 9, 10, 19, 26, 27, 31, 32, 37.
2-й столбик: 13, 23, 29, 38.
3-й столбик: 1, 2, 3, 5, 8, 12, 16, 18, 20, 22, 25, 34, 35, 36, 42, 44.
4-й столбик: 7, 40, 41, 43, 45.
5-й столбик: 4, 24, 30.

Задание 6.(5-6)

Запишите под диктовку:

Художник Иван Иванович, одетый в дешёвую холщовую рубашонку, напоминал плюшевого медвежонка. Он подошёл к конюшне, куда в пролетке, запряжённой парой лошадей, подъехал чопорный конюх. Конюх остановился, бросив поводья, и, привычным жестом стянув перчатку, снял с взмыленных вороных лошадок седла качественные изделия местного шорника.

Хорошо зная особенности жизни лошадей, художник мог изобразить их как живых. На этот раз он решился нарисовать Пегую обладательницу роскошной чёрной чёлки. Резко выделяясь среди лошадей своей неповторимой статью, Пегая не отличалась покладистостью. В конюшню художник  с мольбертом пробрался ещё затемно. Периодически встряхивая гривой, Пегая мирно дремала в загоне. Закончив установку мольберта, Иван Иванович выдавил на палитру краску из жёлтых жестяных  тюбиков, заботливо смешав её с растворителем. Его лицо, выражавшее неподдельную радость, светилось творческим вдохновением. Приготовив краски, художник взял в руки кисть и тряпку. Пегая повернулась, цокая копытами, и Иван Иванович увидел её шею с рубцом от удара бечёвкой. Что-то нашёптывая, он начал рисовать.

В соседнем загоне, наклонившись мордой почти до самого пола, где лежали примятые охапки овса, мирно дремала Рыжая. Её мягкая, шоколадного цвета шёрстка, заботливо вычесанная жёсткой щёткой, слегка поблескивала. Донеслись звуки включённого радио и лай собачонки. Художник, не выносивший шума во время работы, задвигался на неудобном стуле, чуть не опрокинув мольберт. Со вчерашнего дня его мучила изжога, и он не раз всуе поминал чёрта. Чувство недовольства собой редко являлось к нему, а явившись, никогда не охватывало сильно и надолго. Он горячо любил свою работу.

Рыжая переминалась с ноги на ногу, прислушиваясь к шорохам мышей в соседних загонах, а потом, издав звук, больше похожий на хрюканье свиньи, обжора принялась за овёс. Художник встал со стула. У Ивана Ивановича была привычка во время разговора расхаживать взад и вперед, то и дело подёргивая и почёсывая бороду. Кучер спал, прислонившись к бочонку с кипячёной водой. 

Когда солнце коснулось последним лучом золочёного купола собора, а чёткий силуэт его решётки начал тонуть во мраке, у ворот остановились двое. Один из них был окутан длинным чёрным шёлковым плащом, и лицо его скрывалось под капюшоном. По его тяжёлой походке и уныло опущенным плечам можно было предположить, что путь им проделан неблизкий и что он чём-то весьма огорчён. Его спутник был вооружён арбалетом, который он крепко сжимал в левой руке, и большим мечом, висящим на кожаном поясе. Под одеждой угадывалось, что правое плечо его забинтовано и он лишён возможности двигать правой рукой. Первый опустил на землю свой стянутый бечёвкой мешок. А второй устало опустился рядом, когда за увитой плющом оградой вдруг послышался шорох и чуть слышный шёпот.

Чопорный чёрт в чёрной шёлковой одежонке сидел на жёстком диване и пил дешёвый желудевый кофе, изредка чокаясь со своим отражением в тяжёлом глянцевитом самоваре, стоящем на парчовой скатерти шоколадного цвета. Чёрт был большой обжора и, несмотря на изжогу и больную печёнку, объедался крыжовником со сгущённым молоком. Поев и погрозив своему отражению пальцем, чёрт, молодцевато встряхнув чёлкой, пустился танцевать чечётку. Цоканье его копыт было столь сильным, что в цокольном этаже думали, что наверху гарцевала лошадь. Однако чёрт был не очень искусный танцором и, совершив один не совсем удачный скачок, врезался в самовар и обжёг свой пятачок, покрытый мягкой шёрсткой. Ожог был очень тяжёл. Огорчённый чёрт куцей овцой кинулся к бочонку с мочёными яблоками и сунул в него обожжённый пятачок. «Правду говорят, что не бережённого Бог не бережёт», – чертыхнулся чёрт чертовской пословицей.

Задание 7.

Кроссворд по теме о-ё после шипящих.




























1.к








































а


































2.ш

ё

п

о

т


































ю








































3.ш

о

с

с

е






















4. Ш




о

























5.ч

о

п

о

р

н

ы

й




























т






















6.ш




7.ш

о

к

о

л

а

д













8.ш

о

в













а






















ф










9.ж

о

н

г

л

ё

р










ё
















д



















10. к

р

ы

ж

о

в

н

и

к





































я





















По горизонтали:



2

Очень тихий звук



3

Длинная широкая дорога



5

Горделивый человек



7

Его обычно продают плитками, он бывает белый, молочный, горький



8

Место соединения двух кусков ткани



9

Артист, перекидывающий из руки в руку мячи



10

Колючий садовый кустарник с кисло-сладкими ягодами





По вертикали:



1

Накидка на голову, прикрепленная к куртке



4

Страна озер и эльфов



6

Водитель



КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

Достаточный уровень. Вставьте пропущенные буквы.

Быч_к, боч_нок, ноч_вка, бумаж_нка, плющ_м, копч_ности, нож_вка, напряж_нный, внуч_к, гараж_м, раскрепощ_нный, печ_нка, сгущ_нка, девч_нка, протяж_нный, свеч_й, ж_нглер, ж_луди, переш_л, ж_рдочка.

Бычок, бочонок, ночёвка, бумажонка, плющом, копчёности, ножовка, напряжённый, внучок, гаражом, раскрепощённый, печёнка, сгущёнка, девчонка, протяжённый, свечой, жонглер, жёлуди, перешёл, жёрдочка.

Средний уровеньНапишите текст под диктовку. Обозначьте орфограмму № 14.

В раннее весеннее утро, когда солнце еще не горячо и в воздухе свежо, ребята во главе со стажером провели в старом саду борьбу с листожором на грушевых и алычовых деревьях. В камышовом шалаше ребят ждет сторож. Голову Кузьмича покрывает шапчонка, из-под пиджака выглядывает холщовая рубашонка, на шее кумачовый платок. Кузьмич показывает ребятам самодельные щетки и трещотки, затем угощает всех спелым крыжовником. А ребята предлагают ему шоколадки.

(Из кн.: Д.Розенталь, И.Голуб. Русский язык. М.: Айрис, 1999.)

Высокий уровеньНайдите и исправьте ошибки. Объясните правописание слов с орф. № 14, указав рядом букву (14а, 14б...). См. таблицу в начале раздела.

Дед рассказывает, как поймал в чащобе медвежёнка и научил его танцовать. Подражая медвежёнку, он выступает то в роли танцора, то дирижора. Затем мы ставим вместо стола бочёнок и садимся обедать. Из сумок достаём тушонку, сгущонку, пирожки с печонкой, копчоности. Девчёнки заваривают чай. Из-за ближайших кустов раздаётся шорох и показывается зайчёнок. Увлечонные обедом, мы не обращаем на него никакого внимания.

Дед рассказывает, как поймал в чащобе медвежонка и научил его танцевать. Подражая медвежонку, он выступает то в роли танцора, то дирижёра. Затем мы ставим вместо стола бочонок и садимся обедать. Из сумок достаём тушёнку, сгущёнку, пирожки с печёнкой, копчёности. Девчонки заваривают чай. Из-за ближайших кустов раздаётся шорох и показывается зайчонок. Увлечённые обедом, мы не обращаем на него никакого внимания.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Задачи работы: Познакомить детей с орфограммой о-ё после шипящих, и научиё после ть их грамотно писать её Красиво оформить работу iconТема: Буквы О, ё после шипящих в корне слова
...

Задачи работы: Познакомить детей с орфограммой о-ё после шипящих, и научиё после ть их грамотно писать её Красиво оформить работу iconПлан-конспект урока русского языка в 7 классе по теме «Правописание...
Научить грамотно решать орфографические задачи, связанные с употреблением о-ё после шипящих в словах разных частей речи

Задачи работы: Познакомить детей с орфограммой о-ё после шипящих, и научиё после ть их грамотно писать её Красиво оформить работу iconУрок русского языка Тема: Правописание
Цели: 1 познакомить с правописанием гласных о и е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц; выявить степень усвоения написания...

Задачи работы: Познакомить детей с орфограммой о-ё после шипящих, и научиё после ть их грамотно писать её Красиво оформить работу iconУрок русского языка в 4 классе по теме «Мягкий знак после шипящих в разных частях речи»
...

Задачи работы: Познакомить детей с орфограммой о-ё после шипящих, и научиё после ть их грамотно писать её Красиво оформить работу iconУрок русского языка в 7 классе Учитель Извёсткина Г. И. Тема. “Е...
Познакомиться с условиями выбора букв после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Задачи работы: Познакомить детей с орфограммой о-ё после шипящих, и научиё после ть их грамотно писать её Красиво оформить работу iconТема: «Написание буквы о-е-ё после шипящих и ц в различных частях слова»
Образовательная: повторить написание букв о-ё после шипящих в разных частях слова; совместно с учащимися создать оригинальную форму...

Задачи работы: Познакомить детей с орфограммой о-ё после шипящих, и научиё после ть их грамотно писать её Красиво оформить работу iconУрок русского языка, литературы и биологии в 5 классе. Тема: «Повторение...
З, -с; закрепить навык распозн корней с чередующимся гласными и обоснов выбор орфограмм ( -лаг лож-; раст ращ рос- ); о-ё после шипящих...

Задачи работы: Познакомить детей с орфограммой о-ё после шипящих, и научиё после ть их грамотно писать её Красиво оформить работу iconУрока: У
Домашнее заданиё: Придумать интересные задачи на окружность и круг. Постараться оформить красиво условие и решение

Задачи работы: Познакомить детей с орфограммой о-ё после шипящих, и научиё после ть их грамотно писать её Красиво оформить работу iconМетодическая разработка на тему: «Дидактические игры и игровые приёмы...
«Дидактические игры и игровые приёмы на уроках русского языка при изучении темы: правописание гласных после шипящих»

Задачи работы: Познакомить детей с орфограммой о-ё после шипящих, и научиё после ть их грамотно писать её Красиво оформить работу iconПравописание мягкого знака на конце имён существительных женского рода после шипящих


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru