Скачать 1.83 Mb.
|
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет» Институт физической культуры Факультет безопасности жизнедеятельности КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ: актуальность, проблемы, перспективы ВЫПУСК 1 Екатеринбург 2008 УДК 796.0 ББК Ч51 T 35 Редакционная коллегия: Гришин А.В. – к.п.н., профессор Репин Ю.В. – к.п.н., профессор Середа В.А. – к.п.н., доцент Костоусов Н.С. – к.п.н., доцент – научный редактор
УДК 796.0 ББК Ч51
Содержание
Предисловие КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ: актуальность, проблемы, перспективы № 1 – сборник научных работ молодых ученых – аспирантов, соискателей и студентов факультета безопасности жизнедеятельности, который, как мы надеемся, станет традиционным изданием факультета безопасности жизнедеятельности Уральского государственного педагогического университета, а в перспективе – всего Уральского региона. Начинающие исследователи в данном издании имеют реальную возможность раскрыть свои способности, апробировать результаты первых научных поисков. В издании этого сборника активное участие приняли члены студенческого научного общества факультета безопасности жизнедеятельности Института физической культуры Уральского государственного педагогического университета. В данном сборнике опубликованы лучшие работы выпускников 2006 и 2007 гг., рекомендованные государственной аттестационной комиссией по итогам защит выпускных квалификационных работ. Данное издание является необходимым условием повышения качества образования в области безопасности жизнедеятельности, так как дает дополнительные возможности развития научно-исследовательских умений и навыков студентов. Приглашаем к сотрудничеству преподавателей, аспирантов, соискателей и студентов, чьи научные интересы лежат в области безопасности жизнедеятельности. Статьи принимаются в электронном виде (MS Word, шрифт Times New Roman, кегль 14, интервал 1,5) по адресу Космонавтов, 26, ауд. 269 и на электронную почту: ifk@uspu.ru., URALFBG@mail.ru. Мы желаем успеха всем, начинающим восхождение на свой научный Олимп! Редакция выражает благодарность Абзалову Альберту Феликсовичу и директору ООО «Бустер бойлер-Урал» Яблонских Алексею Юрьевичу за оказание спосорской помощи в издании первого сборника научных работ факультета безопасности жизнедеятельности УрГПУ «КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ: актуальность, проблемы, перспективы». Редакционная коллегия Раздел 1. Психолого-педагогические аспекты формирования личности безопасного типа Чусовлянкин И.С., Мальцев А.Ф. Научный руководитель Костоусов Н.С. Личность и её формирование в онтогенезе На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности. Каждое из определений личности, имеющихся в литературе (если оно включено в разработанную теорию и подкреплено исследованиями), заслуживает того, чтобы учесть его в поисках глобального определения личности. Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки. Психология личности стала экспериментальной наукой в первые десятилетия нашего века. Ее становление связано с именами таких ученых, как А.Ф Лазурский, Г. Оллпорт, Р. Кеттел и др. Однако теоретические исследования в области психологии личности велись задолго до этого времени, и в истории соответствующих исследований можно выделить по меньшей мере три периода: философско-литературный, клинический и собственно экспериментальный. Первый берет свое начало от работ древних мыслителей и продолжается вплоть до начала XIX в. В первые десятилетия XIX в. наряду с философами и писателями проблемами психологии личности заинтересовались врачи-психиатры. Они первыми стали вести систематические наблюдения за личностью больного в клинических условиях, изучать историю его жизни для того, чтобы лучше понять его наблюдаемое поведение. При этом делались не только профессиональные заключения, связанные с диагностикой и лечением душевных заболеваний, но и общенаучные выводы о природе человеческой личности. Этот период и получил название клинический. Вплоть до начала XX в. философско-литературный и клинический подходы к личности были единственными попытками проникновения в ее сущность. В двадцатом столетии изучением личности стали заниматься и профессиональные психологи, которые до этого времени обращали внимание главным образом на исследование строгого ее обследования, основанного, например, на обобщении жизненных наблюдений разных людей за данной личностью. Менее строгий способ выявления и оценивания черт личности основан на изучении языка, выборе из него слов-понятий, с помощью которых с разных сторон описывается личность. Путем сокращения списка выбранных слов до необходимого и достаточного минимума (за счет исключения из их числа синонимов) составляется полный список всевозможных личностных черт для их последующей экспертной оценки у данного человека. Таким путем шел Г. Оллпорт к построению методики изучения личностных черт. Второй способ оценки черт личности предполагает использование факторного анализа – сложного метода современной статистики, позволяющего свести к необходимому и достаточному минимуму множество различных показателей и оценок личности, полученных в результате самоанализа, опроса, жизненных наблюдений людей. В итоге получается набор статистически независимых факторов, которые считаются отдельными чертами личности человека ОНТОГЕНЕЗ (от греч. ontos – сущее и genesis – рождение, происхождение), процесс развития индивидуального организма от его зарождения до смерти. Термин предложен в 1866 г. немецким биологом Э. Геккелем, противопоставлявшим его филогенезу – процессу формирования некоторой систематической группы, например биологического вида Геккель считал, что индивидуальное развитие протекает в соответствии с биогенетическим законом, т. е. онтогенез представляет собой сокращенное воспроизведение филогенеза. Впоследствии взгляды ученых на соотношение этих процессов претерпели изменения. Сформулированный Геккелем биогенетический закон был в конце 19 – нач. 20 вв. экстраполирован на становление человеческой психики (Г.С. Холл, П.П. Блонский и др.). Термин онтогенез также был привнесен в психологию и педагогику, где им с конца 19 в. стали обозначать процесс индивидуального развития психики. В этом значении онтогенез практически оказался ограничен начальным этапом становления личности, т. е. детством, и не включает зрелые годы, в которые личность не претерпевает столь существенных изменений. Изучение онтогенеза стало центр задачей дет психологии. В отечественной науке 20 в. утвердилось представление, согласно которому оси содержание онтогенеза составляют предметная деятельность и общение ребенка (прежде всего совместная деятельность и общение со взрослым). В ходе интериоризации ребенок «присваивает» социальные, знаково-символические структуры и средства этой деятельности и общения, на основе чего формируются его сознание и личность. Таким образом, центральным моментом онтогенеза человека выступает не созревание организма, а социально обусловленное формирование психики, сознания, личности в условиях воздействия со стороны различных институтов социализации. Как и многие другие психолого-педагогические понятия, слово «личность» не только широко используется в обыденной речи, но является также одним из центральных понятий философии, этики, социологии, права, психиатрии и других наук. В философии с понятием личность связывается наиболее глубокая сущность человеческого рода и в то же время наиболее существенные индивидуальные особенности конкретного человека. Природа этой сущности по-разному трактуется в различных философских системах, но чаще всего соотносится с характером общественных отношений, которые связывают людей между собой. Индивид становится личностью, лишь включаясь в систему существующих общественных отношений, т. е. он приобретает новое системное качество, становясь элементом более крупной системы – общества. При этом «общественное» нельзя понимать только как коллективное. Общественными по своей природе являются мотивы, цели и средства любой человеческой деятельности. То, какой именно тип личности будет сформирован, зависит не только и не столько от биологических особенностей индивида, свойственных ему от рождения, сколько от той социальной микросреды, в которой происходит становление личности. Признание детерминированности личностного развития общественными процессами не означает, что человек является пассивным объектом воздействия внешних сил, «жертвой» обстоятельств. Он с самого начала активно вступает в общественные отношения, в системе которых он только и может развернуть заложенные в нем сущностные силы. Творчество человека заключается, во-первых, в том, что созданные им продукты материального или духовного производства сами начинают функционировать в обществе и могут приобрести со временем статус «общественного стандарта». Во-вторых, человек способен в определенных пределах активно конструировать социальную ситуацию развития своей личности, что часто требует многих лет напряженной направленной деятельности1. В этике личность – это высшая ценность, субъект нравственной деятельности, обладающий чувством долга и ответственности, совестью, достоинством, убеждениями. Социология изучает общественно значимые аспекты деятельности личности, ее социальные функции как элемента системы общественных отношений. В юриспруденции личностью считается дееспособный человек, субъект правовых отношений, сознательно принимающий решения и отвечающий за свои поступки. В медицине главная характеристика личности – это степень ее психического здоровья, наличие патологий или акцентуаций. Врачу важно знать, как влияют те или иные качества личности на течение соматических (телесных) заболеваний и как последние, в свою очередь, могут изменять свойства личности. В отечественной педагогике советского периода личность рассматривалась преимущественно как предмет проектирования и направленного формирования. Последствия такого одностороннего технократического подхода еще не полностью преодолены в отечественной школе, но тенденции к пониманию учебно-воспитательного процесса как сотрудничества, взаимодействия личностей педагога и учащегося получают все большее распространение. Термин «личность» используется в психологии, как в широком, так и в узком смысле. В первом случае под личностью имеется в виду «... совокупность психологических качеств, которые характеризуют каждого отдельного человека... В этом широком смысле термин личность включает в себя такие понятия, как характер, темперамент и способности, соответствующие трем ее частным аспектам»1. Приведем еще несколько определений: «Термин "личность" охватывает, таким образом, ансамбль психической организации человеческого индивида»2; личность – интегрированная организация всех познавательных, аффективных и физических характеристик индивида, отличающих его от других людей3; широко определение личности как воедино связанной совокупности внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия4. В узком смысле под личностью понимают то, что в наибольшей степени определяет психологическую сущность человека или природу человеческой психики, трактуемую по-разному в разных подходах. Можно указать лишь несколько общих положений о личности, которые принимаются почти всеми авторами. «Одно из них состоит в том, что личность представляет собой некое неповторимое единство, некую целостность. Другое положение заключается в признании за личностью роли высшей интегрирующей инстанции»1. Взгляды на то, что выполняет роль цементирующего эту целостность начала, очень разнятся в разных подходах. Выделим среди них четыре основных направления. В психологических подходах, берущих свое начало в марксистской философии, французской социологической школе и в некоторых других, под личностью имеют в виду социальное качество индивида, «индивидуальную форму существования и развития социальных связей и отношений»2; «определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении»3. Хотя указанные подходы могут существенно различаться между собой, прежде всего, трактовкой роли активности самого субъекта общественных отношений в процессах формирования его личности, на первый план неизбежно выступает общественно-историческая детерминация этих процессов. Если личность рассматривать, прежде всего, как продукт включения человека в общественные отношения и приобщения его к культурным нормам и ценностям, то без ответа остается вопрос об источниках самой культуры и общественного развития. Человек не только потребляет материальные и духовные ценности, но и сам делает в них вклады. Эти вклады тем крупнее и значительнее, чем значительнее личность человека и активнее его активной позиции. С позиции сторонников деятельностного подхода в психологии личность есть наиболее полное выражение субъективного полюса деятельности, она порождается деятельностью и системой отношений с другими людьми. Личность – это особое социальное качество индивида, не сводящееся к простой совокупности его прошлого опыта или индивидуальных особенностей. И прошлый опыт, и индивидуальные черты, и генотип человека представляют собой не основу личности, а ее предпосылки, условия становления и развития личности. «Одни и те же особенности человека могут стоять в разном отношении к его личности. В одном случае они выступают как безразличные, в другом – те же особенности существенно входят в ее характеристику»1. Может случиться так, что физически сильный ребенок привыкнет решать конфликтные ситуации с помощью силы и будет развивать это свое качество в ущерб другим, например интеллекту или умению понимать чувства других людей. Тогда указанная особенность человека (физическая сила) обязательно войдет в структуру его личности и станет существенной детерминантой того типа отношений, в которые входит данный человек с другими людьми. Но это же качество может остаться простым фоном, не повлиявшим существенно на ход развития личности. |
![]() | «использование межпредметных связей в обучении основам безопасности жизнедеятельности» | ![]() | Федерации в области безопасности жизнедеятельности на основе Федерального компонента государственного стандарта по основами безопасности... |
![]() | «Основы безопасности жизнедеятельности» под общей редакцией А. Т. Смирнова (2 – е издание, исправленное), Москва «Просвещение», 2006... | ![]() | Актуальность проведения Всероссийского открытого урока по «Основам безопасности жизнедеятельности» |
![]() | «Основы безопасности жизнедеятельности» под общей редакцией А. Т. Смирнова в соответствии с обязательным минимумом содержания курса... | ![]() | Умкд пересмотрен и одобрен на заседании кафедры теории и методики медико-биологических основ и безопасности жизнедеятельности «10»... |
![]() | «Основы безопасности жизнедеятельности», отработки практических навыков действий в различных чрезвычайных ситуациях, популяризации... | ![]() | «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-9 классов под общей редакцией А. Т. Смирнова. Учебник «Основы безопасности... |
![]() | «Основы безопасности жизнедеятельности», отработки практических навыков действий в различных чрезвычайных ситуациях, популяризации... | ![]() | Цели: пропаганда социальной значимости курса «Основы безопасности жизнедеятельности», поднятие его престижа |