Доклад Первого заместителя Генерального прокурора




Скачать 97.32 Kb.
НазваниеДоклад Первого заместителя Генерального прокурора
Дата публикации07.01.2014
Размер97.32 Kb.
ТипДоклад
5-bal.ru > Право > Доклад


Доклад Первого заместителя Генерального прокурора

Российской Федерации Александра Буксмана
Уважаемые участники расширенного заседания коллеги!
Работа органов прокуратуры в первом полугодии 2009 г. строилась в соответствии с необходимостью решения приоритетных задач по усилению прокурорского надзора за исполнением законодательства о труде, занятости населения, пенсионном обеспечении, сохранности выделенных государством средств поддержки реальных отраслей экономики и финансового сектора, а также законодательства, направленного на противодействие коррупции и правонарушениям в экономической сфере.

В начале этого года перед нами была поставлена задача – последовательно и настойчиво реализовывать правозащитный потенциал органов прокуратуры, вести постоянный мониторинг ситуации в социально-экономической сфере.

В целях координации действий по выявлению и пресечению нарушений трудовых и социальных прав граждан при прокуратурах субъектов Российской Федерации созданы межведомственные рабочие группы. Налажен обмен оперативной информацией, установлено взаимодействие с аппаратами полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, а также с профсоюзными и правозащитными организациями.

Анализ практики надзора за соблюдением прав граждан на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы показывает, что такие нарушения в условиях кризиса приобретают распространенный характер.

В отчетный период прокуроры выявили 566 тыс. 500 нарушений закона в сфере оплаты труда (для сравнения: за весь 2008 год их было установлено 515 тыс.), внесено 27,6 тыс. представлений об устранении нарушений закона, 15,5 тыс. лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, 11,8 тыс. должностных лиц предостережены о недопустимости нарушения закона. По постановлениям прокуроров к административной ответственности за невыплату зарплаты привлечены более 20,5 тыс. должностных лиц, в том числе 472 дисквалифицировано.

Положительной на этом участке следует признать работу органов прокуратуры Республики Татарстан, Нижегородской, Ростовской, Тюменской областей, Ямало-Ненецкого АО. А прокурор Краснодарского края добился полного погашения долгов. Недостаточно эффективно пока еще организована работа в Красноярском, Хабаровском краях, Калининградской, Кировской, Самарской областях.

В текущем году прокурорам предоставлены дополнительные полномочия по предъявлению в суды общей юрисдикции заявлений в защиту социальных прав и законных интересов граждан. Это позволило нам более активно использовать гражданско-правовые способы защиты прав граждан. В интересах работников в суды направлено свыше 360 тыс. заявлений о взыскании заработной платы на общую сумму почти 5 млрд. руб., требования прокуроров на сумму 4 млрд. руб. удовлетворены. По материалам прокурорских проверок органами следствия возбуждено 250 уголовных дел.

Наибольшую обеспокоенность вызывает положение с невыплатой заработной платы в Центральном федеральном округе. Сложившаяся ситуация стала предметом обсуждения на совместном совещании при Генеральном прокуроре и полномочном представителе Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе.

По результатам совещания совместно были выработаны дополнительные меры по снижению напряженности, вызванной нарушениями трудовых и иных конституционных прав граждан.

Считаю, что такие совещания должны состояться и в других федеральных округах.

В условиях преодоления кризисных явлений органами прокуратуры принимаются последовательные меры по обеспечению соблюдения законности в сфере экономики и финансовом секторе.

Нами налажен механизм делового взаимодействия между участниками Межведомственной рабочей группы по противодействию преступлениям в сфере экономики. Разработаны и осуществляются меры по противодействию хищениям выделенных государственных ресурсов, злоупотреблениям служебным положением государственными и банковскими служащими, фиктивным банкротствам и рейдерским захватам, антимонопольным и налоговым правонарушениям, незаконным операциям на рынке ценных бумаг.

В результате скоординированных действий правоохранительных и иных государственных органов пресечены многочисленные факты злоупотребления служебным положением государственными и банковскими служащими, возбужден ряд уголовных дел. Наиболее эффективно эта работа проводилась прокурорами городов Москвы, Санкт-Петербурга, Волгоградской, Воронежской, Костромской, Орловской, Свердловской областей.

В целях комплексного подхода к решению задачи обеспечения сохранности выделенных средств государственной поддержки и их эффективного применения в Генеральной прокуратуре Российской Федерации создан постоянно действующий рабочий штаб с участием представителей государственных банков, который координирует обмен информацией о нарушениях закона и организацию их проверки. Аналогичные рабочие штабы созданы прокурорами субъектов Российской Федерации.

Всего в первом полугодии 2009 г. прокурорами выявлено 705 тыс. 300 нарушений законодательства в сфере экономики, в том числе 87 тыс. 100 незаконных нормативных правовых актов. В целях их устранения внесено около 111 тыс. представлений, объявлено 32 тыс. предостережений, принесено 83 тыс. протестов на незаконные правовые акты, направлено в суды почти 150 тыс. исков и заявлений.

В первом полугодии 2009 г. в связи с принятием Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» получила новый импульс деятельность органов прокуратуры по надзору за соблюдением прав хозяйствующих субъектов.

Подготовлена ведомственная нормативная база, разработаны методические рекомендации, проведены организационно-штатные мероприятия. Исключительно за счет имеющейся штатной численности созданы специальные подразделения, призванные обеспечить надлежащий надзор в этой сфере правоотношений.

С 1 мая органы прокуратуры приступили к исполнению этих функций. Уже первые результаты свидетельствуют о том, что возведенный законодателем барьер для проведения внеплановых проверок представителей малого и среднего бизнеса – абсолютно оправданный шаг. В прокуратуры субъектов Российской Федерации за два месяца поступило свыше 11 тыс. обращений контролирующих органов о согласовании проведения внеплановых выездных проверок. В среднем более чем в 40% случаев прокурорами отказано в подобном согласовании. При этом есть регионы, где число отклоненных обращений инспектирующих органов о проведении таких проверок значительно превышает среднероссийский показатель. Так, в Кемеровской области прокурорами отказано в проведении 79 внеплановых проверок (68%), а в Амурской области из 72 заявлений отказано в 68 случаях (94%).

Важнейшим направлением работы для органов прокуратуры в минувшем полугодии оставались вопросы противодействия коррупции.

В соответствии с Национальным планом противодействия коррупции Генеральной прокуратурой в начале текущего года было организовано проведение масштабной проверки законности использования государственного имущества.

Проверкой вскрыт большой пласт нарушений законодательства, которые носят распространенный характер и касаются практически всех сфер управления и распоряжения государственной собственностью.

Результаты доложены на заседании президиума Совета по противодействию коррупции при Президенте Российской Федерации, а затем детально обсуждены на совместной коллегии Минэкономразвития и Генеральной прокуратуры, где были определены основные направления совместной работы по обеспечению сохранности государственного и муниципального имущества.

Всего в первом полугодии прокурорами выявлено более 50 тыс. нарушений законодательства о госсобственности, по которым приняты меры прокурорского реагирования, направлено в суд в защиту государственной и муниципальной собственности более 13 тыс. заявлений.

В целом деятельность органов прокуратуры по противодействию коррупции в минувшем полугодии носила наступательный характер. Прокурорами выявлено более 173 тыс. нарушений законодательства о противодействии коррупции. На незаконные правовые акты принесено 29,4 тыс. протестов, внесено 31,6 тыс. представлений, по результатам рассмотрения которых 19 тыс. должностных лиц наказано в дисциплинарном порядке. В суды направлено свыше 8 тыс. исков и заявлений. Кроме того, по постановлениям прокурора привлечено к административной ответственности 3,8 тыс. лиц, а по направленным прокурорами материалам возбуждено 3 тыс. уголовных дел.

Двухлетний опыт работы органов прокуратуры по проведению экспертизы нормативных актов на коррупциогенность лег в основу нашей инициативы о необходимости разработки и принятия федерального закона об обязательном проведении такой антикоррупционной проверки правовых документов на всех уровнях власти. В настоящее время закон принят и в нашем арсенале имеется достаточная законодательная база для эффективной работы.

Органами прокуратуры наращивались усилия в работе по предупреждению, выявлению, пресечению, расследованию коррупционных преступлений.

Вместе с тем необходимо остановится на тех проблемах, которые выявляются прокурорами при осуществлении надзора.

Во-первых, по-прежнему основной итог работы правоохранительных органов - это выявление коррупционных преступлений, не представляющих большой общественной опасности, совершаемых преподавателями, врачами и рядовыми государственными служащими.

Во-вторых, нуждается в совершенствовании работа совместных следственно-оперативных групп, созданных для раскрытия и расследования особо значимых коррупционных преступлений. Как правило, фактически руководят работой таких бригад прокуроры. Безусловно, это очень важный аспект нашей совместной деятельности по борьбе с коррупцией еще и потому, что Национальным планом противодействия коррупции на прокуратуру возложена роль координатора работы правоохранительных органов по противодействию коррупции.

Поэтому прокуроры в вопросах раскрытия и расследования коррупционных преступлений, должны действительно руководить уголовным преследованием, координировать работу оперативно-розыскных служб и органов предварительного расследования, для того, чтобы уже к моменту утверждения обвинительного заключения по уголовному делу иметь надлежащую доказательственную базу, позволяющую качественно поддерживать обвинение в суде.

При анализе состояния преступности необходимо отметить, что в первом полугодии продолжилась наметившаяся в предыдущие годы тенденция к снижению количества зарегистрированных преступлений. За шесть месяцев 2009 г. на территории страны зарегистрирован 1 млн. 575 тыс. преступлений и это на 7% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

Наиболее высокие показатели снижения уровня преступности отмечаются в Дальневосточном федеральном округе – 13%, в Южном и Приволжском федеральных округах – на 7,5%, а в Сибирском федеральном округе – почти на 8%.

Раскрываемость тяжких и особо тяжких преступлений несколько возросла (на 2%) и составила 60%.

Казалось бы, в целом положительная динамика. Однако результаты надзорной деятельности по-прежнему свидетельствует о распространенности нарушений законодательства в сфере уголовного преследования. Прокурорами выявлено 1 млн. 374 тыс. нарушений закона на досудебной стадии уголовного судопроизводства, из них 1 млн. связан с приемом, регистрацией и рассмотрением сообщений о преступлении. Внесено 136 тыс. требований об устранении нарушений закона, 44 тыс. 600 представлений, по которым привлечено к ответственности 33,5 тыс. должностных лиц.

В ходе проверок выявлены новые способы укрытия преступлений, в том числе и особо тяжких, основанные на манипуляциях с учетными сведениями о совершенных преступных посягательствах в целях сокращения их количества, изменения категорий, искусственного формирования благоприятных результатов следственной и оперативно-розыскной деятельности.

К сожалению, негативное манипулирование со статистикой характерно не только для органов дознания, но и для следователей. В органах Следственного комитета при прокуратуре выявлены случаи нарушения принципа подследственности, излишнего завышения квалификации деяний, соединения в одном производстве нескольких уголовных дел о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных умершими лицами.

Существенные недостатки и упущения допускаются и следователями МВД, особенно это касается расследования преступлений, совершаемых организованными группами и преступными сообществами.

Отмеченные нарушения стали возможными, в том числе, и вследствие ненадлежащего надзора и реагирования и со стороны прокуроров.

Важнейшим направлением деятельности органов прокуратуры в последние годы остается борьба с терроризмом и экстремизмом.

Анализ прокурорско-следственной практики в сфере противодействия экстремизму показывает, что в текущем году сохраняется тенденция к росту числа преступлений экстремистского характера.

Так, за 6 месяцев 2009 г. в Российской Федерации зарегистрировано 266 таких преступлений, что на 6% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Ввиду остроты и значимости проблемы органами прокуратуры в последние годы существенно активизирован надзор за исполнением законодательства о межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму.

Осуществлены проверки исполнения требований законодательства о противодействии терроризму и экстремизму в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления на территории Северного Кавказа, где продолжается процесс эскалации внутренней напряженности.

Только за май-июнь т.г. убиты Министр внутренних дел Республики Дагестан, заместитель Председателя Верховного Суда Республики Ингушетия, бывший вице-премьер Республики Ингушетия, заместитель муфтия Духовного управления мусульман Дагестана, совершено покушение на Президента Республики Ингушетия.

Растет число посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, совершенных с применением оружия и боеприпасов.

Цель всех этих вылазок бандформирований очевидна – дестабилизировать ситуацию на Кавказе, посеять панику среди мирного населения, подорвать доверие к руководителям республик и правоохранительных органов.

Ситуация потребовала незамедлительного реагирования. В конце июня т.г. Генеральной прокуратурой проведен ряд совещаний в республиках Южного федерального округа. Для оперативного оказания практической помощи в республики Ингушетия и Дагестан направлены бригады наиболее опытных прокурорских работников.

Результаты анализа ситуации на месте показали, что оперативно-розыскными подразделениями, органами предварительного следствия допускаются грубые нарушения федерального законодательства.

В частности, серьезные нарекания вызывает работа органов прокуратуры отдельных республик Северного Кавказа по противодействию коррупции. Например, принимаемые в Республике Дагестан меры по борьбе с коррупцией в целом следует охарактеризовать как не эффективные и не отвечающие фактическому уровню распространенности этого явления.

Данные вопросы актуальны не только для регионов Южного федерального округа. В этой связи перед всеми прокурорами стоят задачи по пресечению любых действий, направленных на разжигание межнациональной вражды и ненависти, по совершенствованию системы профилактики преступлений и правонарушений экстремистского и террористического характера.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад Первого заместителя Генерального прокурора iconКто заражает армию дедовщиной
Интервью заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Главного военного прокурора Сергея Фридинского

Доклад Первого заместителя Генерального прокурора iconВыступление первого заместителя Генерального прокурора Российской...
Генерального прокурора Российской Федерации Буксмана А. Э. на Координационном совещании руководителей правоохранительных органов...

Доклад Первого заместителя Генерального прокурора iconДоклад Заместителя генерального директора по поставкам ООО «Самарский Стройфарфор»
Заместителя генерального директора по поставкам ООО «Самарский Стройфарфор» на Совместном заседании коллегии пту и Общественно-консультативного...

Доклад Первого заместителя Генерального прокурора iconДоклад Заместителя генерального директора по поставкам ООО «Самарский Стройфарфор»
Заместителя генерального директора по поставкам ООО «Самарский Стройфарфор» на заседании общественно-консультативного совета по

Доклад Первого заместителя Генерального прокурора iconДоклад первого заместителя начальника Пермской таможни по таможенному...
Доклад первого заместителя начальника Пермской таможни по таможенному контролю С. В. Пашкина

Доклад Первого заместителя Генерального прокурора iconДоклад первого заместителя председателя Комитета по Регламенту и организации работы гд
О распорядке работы депутатов Государственной Думы на период с 26 августа по 31 декабря 2013 года (осенняя сессия) (внесен 22. 05....

Доклад Первого заместителя Генерального прокурора iconДоклад первого заместителя председателя Комитета по Регламенту и организации работы гд
О распорядке работы депутатов Государственной Думы на период с 26 августа по 31 декабря 2013 года (осенняя сессия) (внесен 22. 05....

Доклад Первого заместителя Генерального прокурора iconВыступление Первого заместителя Председателя Правительства Дмитрия
...

Доклад Первого заместителя Генерального прокурора iconДоклад Толмачева Н. И. текст доклада прилагается. Доклад заместителя...
Доклад заместителя министра имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области,...

Доклад Первого заместителя Генерального прокурора iconИнформационный бюллетень 13-14 февраля 2013 года
Политические консультации статс-секретаря – заместителя Министра иностранных дел России Г. Б. Карасина и первого заместителя Министра...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru