Доклад уважаемый Сергей Владимирович!




Скачать 116.54 Kb.
НазваниеДоклад уважаемый Сергей Владимирович!
Дата публикации06.01.2014
Размер116.54 Kb.
ТипДоклад
5-bal.ru > Право > Доклад
ДОКЛАД

Уважаемый Сергей Владимирович!

Уважаемый Александр Григорьевич!

Уважаемые коллеги!

Под приграничным сотрудничеством в Российской Федерации понимаются согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, направленные на укрепление взаимодействия России и сопредельных государств в решении вопросов устойчивого развития приграничных территорий России и сопредельных государств, повышения благосостояния населения приграничных территорий, укрепления дружбы и добрососедства с сопредельными государствами.

На сегодняшний день приграничными являются 48 субъектов Российской Федерации, на территории 42 из которых активно осуществляется приграничное сотрудничество1. В Северо-западном федеральном округе приграничными являются 8 субъектов Федерации из 11.

Основные обязательства по осуществлению приграничного сотрудничества Россия взяла на себя в связи с ратификацией Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей.

В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации в 2005 году поставлена задача по развитию приграничных территорий и превращению их в опорные при сотрудничестве России с сопредельными государствами.

Ранее, в 2004 году, при создании Минрегиона России к вопросам его ведения отнесена подготовка нормативных правовых актов в сфере осуществления приграничного сотрудничества.

Анализ, проведенный нами за это время, показал, что к особенностям приграничного сотрудничества относятся:

  • на российско-норвежском направлении - сотрудничество по экологическим вопросам;

  • в российско-литовских отношениях существует целый ряд политических и экономических договоренностей, есть договор о сухопутной и морской границах, а также договоренности в других областях, которые выстраивают отношения между нашими странами и снимают какие-либо юридические препятствия для наших взаимоотношений. Между государствами налаживаются хорошие экономические связи. Россия уже находится на пятом месте самых крупных инвесторов Литвы и является одним из основных торговых партнеров.

  • в российско-латвийских отношениях в торгово-экономической области в настоящее время налаживаются и развиваются поступательно. Для облегчения передвижения жителей приграничных районов Псковской области разрабатывается соглашение между администрациями российских и латвийских приграничных районов.

Неурегулированность в вопросе установления государственной границы Российской Федерации с Эстонской Республикой негативно сказывается не только на развитии приграничного сотрудничества, но и на социально-экономическом развитии приграничных территорий.

К основным проблемам, влияющим на развитие приграничного сотрудничества относятся:

- отсутствие в федеральных законах понятийного аппарата приграничного сотрудничества, позволяющего субъектам такого сотрудничества эффективно реализовывать свои инициативы ввиду имеющихся сложностей межведомственного согласования;

- наличие в ряде правовых актах декларативных норм, характеризующихся отсутствием механизма их реализации ввиду не принятых Правительством России и законодательными органами Российской Федерации необходимых нормативных актов. К примерам подобных не принятых актов можно отнести наличие у органов местного самоуправления полномочий по осуществлению международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами. Вместе с тем, федеральным законодательствам компетенция органов местного самоуправления в сфере приграничного сотрудничества не определена. В этом же законе сказано о том, что на приграничных территориях устанавливаются особенности осуществления приграничного сотрудничества, которые, как мы знаем, нигде не установлены и в ближайшее время, вероятно, установлены не будут. Связано это с неоднократно озвученной позицией основных федеральных органов исполнительной власти, компетенция которых затрагивает вопросы приграничного сотрудничества. Также можно назвать в качестве примера норму статьи 41 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», в соответствии с которой порядок осуществления приграничной торговли и соответствующие приграничные территории, на которых устанавливаются особые режимы осуществления внешнеторговой деятельности, определяются Правительством Российской Федерации. Вместе с тем, Правительством Российской Федерации порядок осуществления приграничной торговли не определен.

В этой связи, Минрегион России совместно с Комитетом Совета Федерации по делам СНГ ведет доработку и согласование с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проекта федерального закона «О приграничном сотрудничестве», целью которого является регулирование правоотношений в сфере приграничного сотрудничества; создание условий для социально-экономического развития приграничных территорий и повышения благосостояния населения этих территорий, укрепление взаимовыгодных и дружественных связей Российской Федерации с сопредельными государствами.

В законопроект включены такие понятия, как приграничное сотрудничество, территория приграничного сотрудничества, участники приграничного сотрудничества, совместные органы с уполномоченными органами сопредельных государств и другие. Кроме того, в соответствии с Конституцией России и действующими федеральными законами законопроектом предусмотрено закрепление полномочий в сфере приграничного сотрудничества за органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Надеемся, что имеющиеся разногласия федеральных органов исполнительной власти по данному законопроекту в ближайшее время будут урегулированы и он мог бы быть рассмотрен в Государственной Думе.

Еще одним негативным фактором, влияющим на развитие приграничного сотрудничества, является отсутствие комплексной поддержки органами государственной власти Российской Федерации осуществления приграничного сотрудничества.

Сегодня решение этой задачи мы видим в принятии Перечня мероприятий на 2008-2009 годы по реализации Концепции приграничного сотрудничества в Российской Федерации, который Минрегион России совместно с заинтересованными органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации подготовил и в настоящее время осуществляет его окончательное согласование, после чего он будет внесен на рассмотрение в Правительство России.

В целях реализации положений Концепции приграничного сотрудничества, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации 9 февраля 2001 г. о том, что федеральные органы исполнительной власти реализуют федеральные программы по вопросам приграничного сотрудничества указанный Перечень мероприятий на 2008-9 годы закрепляет необходимость:

  • продолжения переговорного процесса с Норвегией - об установлении морской границы в Варангер-Фъорде;

  • разработки типового проекта соглашения о приграничном сотрудничестве, а также проектов соглашений о приграничном сотрудничестве с Эстонской Республикой, с Королевством Норвегия, Литовской Республикой и Республикой Польшей;

  • активизации деятельности российско-украинского еврорегиона «Слобожанщина», российско-украинско-белорусского еврорегиона «Днепр», а также ускорение создания еврорегиона «Ярославна» на базе Курской и Сумской областей;

  • обустройства пункта пропуска «Суоперя» на российско-финляндской границе;

  • иных мероприятий в сферах рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, регулирования миграции населения и рынка труда на приграничной территории Российской Федерации, научного и гуманитарного сотрудничества, сотрудничества в правоохранительной деятельности и в военной области.

Задачами Министерства по совершенствованию приграничного сотрудничества на ближайшую перспективу является активное участие России в подготовке и реализации программ и проектов различных международных организаций.

В числе основных можно назвать участие в разработке и реализации новых программ приграничного сотрудничества Европейского инструмента сотрудничества и партнерства на 2007-13-й годы. В их числе:





Бюджет (млн. евро)

1. «Карелия»

- 23,203

2. «Юго-Восточная Финляндия-Россия»

-36,185

3. «Коларктик»

- 28,241

4. «Эстония-Латвия-Россия»

- 47,775

5. «Литва-Польша-Россия»

-132.130

6. «Балтийское море»

- 22,608


Самой высокобюджетной (132.130 млн. евро) из намечаемых к реализации в рамках программ ИЕСП является программа «Литва-Польша-Россия», где со стороны России выступает Калининградская область.

Важной отличительной чертой ИЕСП является то, что страна-партнер, давшая согласие на участие в реализации программ, должна взять на себя обязательство участвовать в их софинансировании в объеме не менее 10 % от суммы, выделяемой Европейским союзом. Это условие выводит взаимоотношения России и ЕС на другой качественный уровень, подводит базу под реальное партнерство между ними.

Представители Минрегиона России и МИДа России совместно с представителями органов государственной власти Республики Карелия, Республики Коми, Ненецкого автономного округа, Мурманской, Ленинградской, Калининградской, Архангельской, Псковской, Новгородской областей и города Санкт-Петербурга принимают участие в процессе подготовки указанных программ.

Наиболее подготовленной и близкой к началу реализации является программа «Балтийское море», но даже она, не получившая одобрения Еврокомиссии 17 января 2007 года в Брюсселе, будет вновь представлена на рассмотрение не ранее мая 2007 года. Разработчики программы должны будут конкретизировать выбранные приоритеты и упростить ее содержательную часть.

К этому же времени (до 1 мая 2007 года) Еврокомиссия планирует окончательно согласовать и принять в окончательном варианте правила финансирования программ приграничного сотрудничества с учетом интегрирования ЕИСП, закрепив их в рабочих документах, поддерживающих общую стратегию приграничного сотрудничества на 2007-2013 годы.

Наиболее проблемной является трехсторонняя программа «Литва-Польша-Россия». Последняя встреча по данной программе состоялась в феврале 2007 года в Варшаве.

До настоящего времени не решен вопрос размещения совместного органа управления и технического секретариата программы.

22 января 2007 года состоялось очередное заседание по программам «Юго-восточная Финляндия - Россия» и «Карелия».

В ходе заседания обсуждались вопросы, связанные с определением технологии реализации программ приграничного сотрудничества: приведение национальных законодательств в соответствие с правилами программ ЕС; доля национального (федерального) финансирования; орган, подписывающий финансовое соглашение «страна-ЕС» по каждой из программ; компания, проводящая, аудит первого (национального) уровня.

Российская сторона не может ответить ни на один из поставленных вопросов, т.к.:

  1. В Российской Федерации отсутствует федеральный закон, регламентирующий приграничное сотрудничество.

  2. Формат софинансирования предполагает не менее 10 % от суммы, выделенной на реализацию программ Европейским Союзом. Эта сумма может быть выделена как из федерального бюджета, так и из привлеченных средств. Однако, по программам с Финляндией («Юго-Восточная Финляндия - Россия» и «Коларктик») Финское Правительство выделяет суммы, равные, что выделяет КЕС.

  3. Вопрос требует межведомственного согласования (с Минфином России и Минэкономразвития России). Соглашение подписывается по правилу «N+1». Ведомство, подписавшее данное соглашение несет финансовую ответственность за нецелевое расходование национальными проектантами средств.

  4. В отличие от формата программ ТАСИС, правила ИЕСП предусматривают внешний аудит с первого уровня реализации программ. Это значит, что каждая национальная сторона для проведения аудита обязана привлечь аудиторскую компанию, имеющую и знающую практику международного аудита.

Все вышеперечисленные вопросы требуют скорейшего межведомственного согласования.

23 января 2007 г. состоялось очередное заседание совместной рабочей группы по подготовке программы «Карелия».

Основными темами для обсуждения стали: последний вариант текста Программы, с учетом поправок, внесенных на втором заседании, вопрос национального финансирования, расстановки приоритетов данной программы, а также проект графика написания и защиты программы в КЕС.

Много времени уделили разъяснению позиции Еврокомиссии по вопросам применения положений, содержащихся в документе.

Комиссар КЕС высказал озабоченность отсутствием в тексте Программы развернутого анализа экологической ситуации в приграничных территориях. На что было замечено, что по законодательству российская сторона не обязана его предоставлять.

Согласились с пожеланием финской стороны уйти от тематического ориентирования приоритетов: во-первых, во избежание конфликта интересов при отборе проектов, во-вторых, - темы (соответственно - проекты) в течение семи лет могут меняться, а Программа является приложением к финансовому соглашению и после его подписания внести какие-либо изменения в текст Программы будет невозможно.

Национальное финансирование с финской стороны будет удвоено. Ожидается реакция с российской стороны.

В ходе консультаций был согласован предварительный график работы:

  1. Конец февраля - представление первого проекта Программы на промежуточное одобрение КЕС. Доработка с учетом замечаний.

  2. Неделя 26-30 марта - четвертое заседание рабочей группы.

3. Середина июня - начало июля - окончательное одобрение текста Программы КЕС.

24 января 2007 г. состоялось очередное заседание совместной рабочей группы по подготовке программы «Юго-Восточная Финляндия - Россия».

Всеми участниками совместного управляющего органа и комиссаром ЕС было отмечено, что данная программа является наиболее полной и законченной из всех семи.

Основное внимание уделили расстановке приоритетов с учетом пожелания российской стороны. Согласились внести правки в данный пункт, изменив «надежные границы» из отдельного приоритета в подраздел приоритета «социально-экономическое развитие территорий», тем самым увеличить бюджет социально-экономического блока.

Заслушали подробные разъяснения Еврокомиссии по вопросам применения правил в дальнейшей практической реализации Программы.

Ситуация по софинансированию: Финляндия удваивает сумму, ответ за Россией.

Предварительный график работы:

  1. Конец марта - окончательное согласование первого проекта Программы, направление её в КЕС.

  2. Конец мая - принятие второго проекта программы с учетом замечаний КС.

Все семь программ имеют свои характерные черты, однако всех их объединяет одно непременное условие: софинансирование программ со стороны Российской Федерации. Данное условие выдвинуто Европейским союзом и является принципиальным при реализации ИЕСП на территории участников программы.

В настоящее время российская сторона не имеет ясного представления об источниках финансирования, схеме учета и контроля над финансовыми средствами, направляемыми на реализацию проектов.

Неизвестен механизм, по которому будет осуществляться процесс согласования и окончательного одобрения программ на национальном уровне, а также неясно на основании чего этот механизм может быть запущен.

В настоящее время в процесс подготовки программ вовлечены два федеральных ведомства - МИД России и Минрегион России. Минрегион России считает, что требуется более активное участие Минфина России и Минэкономразвития России.

Также в связи с председательством России сроком на два года в Совете Баренцева/Евроарктического региона с 14-15 ноября этого года (г.Рованиеми, Финляндия) проводится активная поддержка инициатив Мурманской и Архангельской областей, Республики Карелия, Республики Коми, Ненецкого автономного округа.

Важным является то, что Совет Баренцева/Евроарктического региона - межправительственная организация регионального сотрудничества с участием России, Финляндии, Швеции, Норвегии, Дании, Исландии и Европейской комиссии, деятельность которого ориентирована на содействие комплексному развитию территорий Северной Европы, решение их социально-экономических и экологических проблем.

Благодарю за внимание!

1 По инф., представленной из Корякского автономного округа, Республик; Чеченской, Ингушской, Осетии, Черкесской и Кабардино-Балкарской сотрудничество не осуществляется.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад уважаемый Сергей Владимирович! iconПереход автотранспорта на газовое топливо Уважаемый Рустэм Закиевич!...
Урало-Поволжском региона. И я, прежде всего, хотел бы выразить слова благодарности за возможность выступить на данном мероприятии...

Доклад уважаемый Сергей Владимирович! iconНазвание дисциплины
Разработчик: Апуневич Сергей Владимирович, преподаватель электротехнических дисциплин

Доклад уважаемый Сергей Владимирович! iconДоклад (слайд 1). Уважаемый Андрей Владимирович!
Вашему вниманию представлен проект постановления Правительства Омской области о величине прожиточного минимума на душу населения...

Доклад уважаемый Сергей Владимирович! iconАкопов сергей владимирович
Инновационная сессия «Последние разработки в качественных методов исследования в политологии»

Доклад уважаемый Сергей Владимирович! iconАкопов сергей владимирович
Инновационная сессия «Последние разработки в области качественных методов исследования в политологии»

Доклад уважаемый Сергей Владимирович! iconУважаемый Сергей Вадимович!
Уважаемые участники XII конференции Союза муниципальных контрольно-счетных органов

Доклад уважаемый Сергей Владимирович! iconПрограмма- 14. 00 11. 15 Приветствия
Скородумов Сергей Владимирович, консультант департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области

Доклад уважаемый Сергей Владимирович! iconРабота секций Конференции
Руководитель секции: Зверев Сергей Владимирович – к п н., доцент заведующий кафедрой «Социально-гуманитарные дисциплины»

Доклад уважаемый Сергей Владимирович! iconОбластная целевая программа «Доступная среда» на 2012-2015 годы Доклад...
...

Доклад уважаемый Сергей Владимирович! iconКнязев Сергей Владимирович Дата и место рождения: 2 сентября 1963...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru