Доклад министра общего и профессионального образования Ростовской области Л. В. Балиной «Образование. Новое законодательство новые горизонты»




Скачать 118.41 Kb.
НазваниеДоклад министра общего и профессионального образования Ростовской области Л. В. Балиной «Образование. Новое законодательство новые горизонты»
Дата публикации03.01.2014
Размер118.41 Kb.
ТипДоклад
5-bal.ru > Право > Доклад
Доклад министра общего и

профессионального образования

Ростовской области Л.В.Балиной

«Образование. Новое законодательство – новые горизонты»

на областной августовской педагогической конференции
23 августа 2013 года
Уважаемый Василий Юрьевич!

Уважаемые участники конференции!
По традиции, которая насчитывает несколько десятков лет, мы ежегодно собираемся на августовскую конференцию педагогов – на свой большой августовский педсовет. Он всегда воспринимается как старт нового учебного года.

Впереди казалось бы привычный маршрут, но многие препятствия, стоявшие на пути целые годы, устранены, зато появились новые малознакомые повороты, тяжелые подъемы и опасные спуски, требующие напряжения всех сил.

Конечно, вы понимаете, что речь идет о нашей с вами работе в условиях действия нового законодательства в сфере образования. Необходимость его принятия появилась уже давно. В последние годы возник явный разрыв между потребностями образовательной практики и ее законодательным обеспечением. В частности, стали очевидны пробелы и правовая неопределенность в отношении статуса образовательных программ, электронных образовательных ресурсов, деятельности негосударственных учреждений, порядка сетевого взаимодействия образовательных учреждений и другие.

Напомню, проект Федерального закона об образовании вызвал неоднозначную реакцию среди политиков и населения: на специальный сайт поступило 11 тысяч комментариев, в Комитет Госдумы поступило 40 тысяч коллективных предложений и замечаний.

Несмотря на многочисленные поправки, внесенные в процессе обсуждения и принятия нового закона, напряженность в определённой степени сохраняется и до сих пор. Мы, как специалисты, разбирающиеся в сути дела, можем и должны донести не только до участников образовательного процесса, но и до широких слоев общества основные особенности нового законодательства, четкие и понятные простым людям доводы – что дал новый закон им и их детям, что улучшится в образовании, какие новые перспективы откроются.

Здесь нужно иметь ввиду и новый Областной закон «Об образовании в Ростовской области», который уже принят в первом чтении и будет рассмотрен в окончательном варианте в ближайшее время. Пользуясь случаем, выражаю свою признательность всем, кто участвовал в его разработке и обсуждении. Благодаря поддержке большинства депутатов Законодательного Собрания области наш областной закон, опираясь на нормы федерального закона об образовании, существенно раздвинет рамки прежнего нормативного правового регулирования сферы донского образования.

Новый закон будет способствовать деятельности почти 3000 учреждений, обеспечит процесс обучения и воспитания более 950 тысяч обучающихся и воспитанников, доступность образования, расширит понятие «малокомплектности» и распространяет его и на городские школы. Это решение положительно коснется школ шахтерских территорий, где в состав округов входят удаленные поселки с малочисленными школами и улучшит условия обучения школьников при низкой наполняемости классов.

Напомню в области функционировало 354 сельские малокомплектные школы (почти треть от общего числа всех школ), в них обучалось около 7% школьников. В соответствии с новым законом «Об образовании в Ростовской области» будут сохранены не только такие малокомплектные школы, но и сельские школы, не относящиеся к малокомплектным, если в них не менее половины классов будут иметь наполняемость ниже 12 человек. Они будут финансироваться по отдельному нормативу.

В законе четко сформулирован и расширен перечень мер социальной поддержки обучающихся и педагогических работников, включена фактическая гарантия уровня заработной платы педагогических работников – в привязке к средней зарплате по экономике региона, закреплено бесплатное для обучающихся по федеральным стандартам обеспечение учебниками.

Права и меры поддержки педагогов образовательных организаций впервые распространены и на педагогических работников других организаций (например, медицинских), которые ведут образовательную деятельность.

Повышен уровень начального профессионального образования: оно включено в систему среднего профессионального образования, которое стало с этого года общедоступным.

Расширились возможности получения знаний - закреплено право на различные формы получения образования, в том числе семейное, с использованием дистанционных, электронных и сетевых технологий.

Установлена необходимость нормативного регулирования болезненного для многих родителей вопроса - индивидуального отбора при приеме или переводе детей в общеобразовательные школы с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения.

Я думаю, что все сидящие в этом зале и знакомые с новым федеральным законом отметили, что он, в отличие от утратившего силу Закона Российской Федерации «Об образовании», регулирует не только управленческие и финансово-экономические отношения в сфере образования, но и содержание образования, в том числе устанавливает требования к образовательным программам и стандартам.

И это уже действует. В федеральные государственные образовательные стандарты с 1 сентября текущего года вносятся важные изменения. Внеурочная деятельность общеобразовательной организации в обязательном порядке должна реализовываться по пяти направлениям – спортивно-оздоровительному, духовно-нравственному, социальному, общеинтеллектуальному и общекультурному. Кроме того, изменяется перечень форм организации внеурочной деятельности (включаются, например, художественные, хоровые студии), вносится уточнение о добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.

Ближайшая задача руководителей - привести деятельность общеобразовательных организаций в соответствие с изменившимися стандартами и обеспечить их неукоснительное соблюдение.

Вы знаете, что уже два учебных года в нашей области в штатном режиме реализуются федеральные стандарты общего образования. В наступающем учебном году во всех донских школах уже третьи классы начальной школы включаются в новый режим, который изменяет представление об образовательных результатах – стандарт ориентирует не только на привычные нам предметные итоги, но и на метапредметные и личностные результаты. Аналогичные вопросы встают перед педагогами на ступени основного общего образования, ведь сейчас в апробационном режиме федеральный государственный стандарт основного общего образования реализуется в 8% школ области.

Педагоги-практики посчитали, что в соответствии с федеральным стандартом начального образования за четыре первых года школьной жизни у ребенка должно быть сформировано около 350 предметных умений, 110 универсальных учебных действий, не считая личностных результатов. Трудность заключается в том, что ценностные ориентиры, которые отражают личностные позиции учащегося, его взгляды, индивидуальные психологические характеристики трудно формализовать для оценивания и итогового контроля.

Учителю сегодня нужна помощь в выборе новых инструментов для работы, которую могут оказать ученые наших вузов, психологические и методические службы различного уровня. Прошу считать это официальным предложением министерства по совместной работе в данном направлении.

Но, конечно, и сам учитель не должен оставаться в стороне. Здесь будет уместна цитата - слова академика Александра Асмолова: «… новый стандарт — это, прежде всего, стандарт побуждения учителя к обучению».

Говоря о стандартах, нельзя не остановиться на принципиально ином, в отличие от прошлых лет, подходе к дошкольному образованию. Новый закон об образовании закрепил его в качестве отдельного уровня общего образования. Данный статус так называемой «дошколки» предусматривает разработку  федерального государственного стандарта дошкольного образования — впервые в истории российского образования.

Проект этого стандарта уже представлен общественности. Прошу организовать его широкое изучение и обсуждение в рамках августовских конференций в муниципальных образованиях. По словам разработчиков стандарт дошкольного образования – нестандартный стандарт, это, прежде всего, стандарт поддержки разнообразия детства, стандарт развития и предоставления возможностей, а не жесткого контроля за ребенком. Он дает целевые ориентиры программам дошкольного образования, которые уже реализуются в нашей стране. Ждем, уважаемые коллеги, ваших предложений к проекту этого стандарта.

В связи с изменением статуса дошкольного образования изменяется и схема его финансового обеспечения – с 1 января следующего года она будет аналогична «школьной». Новое законодательство четко определяет, в какой части финансирование возложено на областной бюджет, а в какой – на муниципалитеты. С учетом дефицита многих муниципальных бюджетов принятое решение будет способствовать улучшению ситуации с финансовым обеспечением детских садов. Задача муниципалитетов – обеспечить целевое и эффективное использование выделенных средств.

В Законе об образовании, ясно выражена мысль о необходимости смены ориентиров образования с получения знаний и реализации абстрактных воспитательных задач  - к формированию универсальных способностей личности, основанных на новых социальных потребностях и ценностях. Решение этой задачи прямо связано с индивидуализацией образовательного процесса.

Именно индивидуализация образования и введение профильного обучения являются механизмами, которые призваны обеспечить каждому школьнику права и возможности на формирование собственных образовательных целей и задач, своей образовательной траектории, придание осмысленности учебному действию.

При этом профильное образование должно быть массовым, и не носить элитарный характер, «способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся».

Образовательные учреждения области имеют на протяжении многих лет положительный опыт профильного обучения на 3-й ступени и предпрофильной подготовки на 2-й ступени. Анализ выбора профилей на протяжении последних лет свидетельствует о сложившейся и стабильной системе профильного обучения и углубленного изучения отдельных предметов.

Вместе с тем, школы, имеющие в параллели один класс и испытывающие в связи с этим объективные трудности при выборе профиля, как правило, выбирают универсальную направленность, которая не всегда удовлетворяет потребностям каждого обучающегося. Выход – шире использовать предоставляемые новым законом возможности по использованию сетевого взаимодействия, электронных учебников и дистанционного обучения.

Тем более, что новый закон об образовании дает право использовать в образовательном процессе современные способы обучения с использованием дистанционных технологий, электронных образовательных ресурсов и сетевого взаимодействия различных образовательных организаций.

Проектирование особой образовательной среды на основе процесса индивидуализации позволит расширить работу, в том числе и с детьми с особыми образовательными потребностями.

В настоящее время в области ведется серьезная работа по предоставлению образовательных услуг для одаренных детей, детей-инвалидов, в том числе и с применением новых образовательных технологий, технологий дистанционного образования. Это позволит обеспечить личностное развитие каждого ребенка и осознанный выбор ими будущей профессии не зависимо от его индивидуальных особенностей, мест проживания .

В рамках проекта модернизации общего образования десятки школ области уже оснащены необходимым для этого оборудованием. Создана сеть базовых школ в области дистанционных технологий, расширение которой предполагается в этом году.

Идее индивидуализации образования и интеллектуального развития обучающихся посвящен и проект Концепции развития российского математического образования, который предложен Министерством образования и науки Российской Федерации для широкого обсуждения. «Нет детей, не способных к математике» - таков девиз Концепции. Математика должна стать важным элементом национальной культуры, предметом гордости и конкурентным преимуществом России. Обсуждению проекта этой концепции, уважаемые коллеги, следует уделить повышенное внимание, в том числе на августовских педагогических конференциях в городах и районах области.

Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров в еще большей, чем раньше, степени актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи, поскольку профессиональные намерения значительной части учащихся зачастую не соответствуют потребностям социально-экономических сфер в кадрах определенной профессии.

По своему назначению система профессионального образования, должна оказать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодежью, адаптацию к профессии с учетом социально-экономического прогноза.

Особые задачи стоят перед системой профессионального образования области. Думаю, неправильно, как некоторые оппоненты, говорить, что новый закон отменил начальное профессиональное образование. На самом деле он повысил его уровень, включив обучение по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих в систему среднего профессионального образования. В связи с этим нам предстоит серьёзная работа по приведению сети учреждений начального профобразования в соответствие с новым федеральным законом. Мы видим несколько путей: повышение статуса одних (ведущих обучение по наиболее востребованным образовательным программам и динамично развивающихся профессиональных училищ и лицеев) до учреждений среднего профессионального образования, преобразование других в структурные подразделения колледжей и техникумов или создание на их базе многофункциональных центров прикладных квалификаций и.

Сразу скажу – многое зависит от вас, сидящих в этом зале руководителей. Правительство и население области должно видеть главный результат вашей работы – динамично развивающееся, активно взаимодействующее с работодателями учебное заведение, образовательные услуги которого востребованы обществом, а выпускники – постоянно обновляющимся рынком труда. Такие образовательные учреждения начального профессионального образования однозначно сохранят свое место в обновленной сети, пусть и с другим статусом или названием.

Педагог - ключевая фигура реформирования образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» - говорил великий русский педагог Ушинский.
Новые требования к квалификации педагога, введение которых настоятельно требует современное образование, обусловлены объективными изменениями, происходящими в развивающемся обществе. Здесь свое веское слово может сказать профессиональный стандарт педагога, который должен прийти на смену морально устаревшим документам, до сих пор регламентировавшим деятельность учителя. Мы сегодня ещё обсудим вопрос развития личности педагога в выступлениях других докладчиков, а я хочу напомнить, что проект профессионального стандарта педагога направлен всем муниципалитетам. Прошу обсудить его на предстоящих августовских совещаниях.

Рассматривая развитие кадрового потенциала отрасли, нельзя не упомянуть о серьезных изменениях в оценке результативности труда педагогов и руководителей образовательных организаций. Я имею ввиду введение так называемых «эффективных контрактов».

Механизм «эффективного контракта» подразумевает включение в трудовой договор с работником показателей и критериев оценки эффективности его деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых услуг.

При этом конкретный размер заработной платы педагога увязывается с объемом, интенсивностью и качеством выполненной работы, а заданные ему показатели соотносятся с показателями, определенными образовательному учреждению учредителем.

Все необходимые рекомендации у вас, уважаемые руководители, имеются. Прошу принять меры по заключению новых контрактов или дополнительных соглашений к действующим до 1 сентября текущего года.

Заканчивая свое выступление, хочу еще раз подчеркнуть – новое законодательство в сфере образования должно стать мощным катализатором развития образовательного комплекса области. Для этого у нас есть все необходимое:

Государственные программы. во-первых, государственная программа развития образования Ростовской области, представляющая собой систему взаимоувязанных по целям, задачам и ресурсам мероприятий, а также инструментов, обеспечивающих достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере образования Ростовской области;

Во-вторых, огромные финансовые средства, которые планируется и дальше вкладывать в развитие отрасли. Бюджет образования постоянно растет и эта тенденция сохранится;

и третье, может быть, одно из главных условий успешного развития - всесторонняя поддержка руководства области, которую мы постоянно ощущаем.

Хотелось бы поблагодарить Губернатора области Василия Юрьевича Голубева и председателя Законодательного Собрания области Виктора Ефимовича Дерябкина за постоянное внимание и помощь в решении проблем развития образовательного комплекса области.

Также хотелось бы поблагодарить всех присутствующих руководителей муниципальных органов управления образованием, образовательных учреждений за плодотворную совместную работу. Надеюсь, что наше сотрудничество продолжится и далее и станет еще более эффективным, позволит поднять уровень и качество донского образования на новую высоту, создать равные условия комфортности и востребованности всем, кто учится и познает мир: ученикам и студентам, детям с ограниченными возможностями здоровья, и обучающимся с особыми образовательными потребностями, независимо от их социального статуса, места проживания и наклонностей.

С новым учебным годом вас, дорогие коллеги!

Благодарю за внимание.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад министра общего и профессионального образования Ростовской области Л. В. Балиной «Образование. Новое законодательство новые горизонты» iconДоклад о результатах за 2012 год и основных направлениях деятельности...
Охватывает все направления деятельности главного распорядителя средств областного бюджета – министерства общего и профессионального...

Доклад министра общего и профессионального образования Ростовской области Л. В. Балиной «Образование. Новое законодательство новые горизонты» iconДоклад Толмачева Н. И. текст доклада прилагается. Доклад заместителя...
Доклад заместителя министра имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области,...

Доклад министра общего и профессионального образования Ростовской области Л. В. Балиной «Образование. Новое законодательство новые горизонты» iconОтчет по методической работе за 2012-2013 учебный год
Министерство общего и профессионального образования ростовской области государственое бюджетное образовательное учреждение начального...

Доклад министра общего и профессионального образования Ростовской области Л. В. Балиной «Образование. Новое законодательство новые горизонты» icon"Российское образование: новое законодательство новые проблемы и...
Для тех, кто не знает, представляюсь. Меня зовут Смолин Олег Николаевич. Я первый зампред думского Комитета по образованию и председатель...

Доклад министра общего и профессионального образования Ростовской области Л. В. Балиной «Образование. Новое законодательство новые горизонты» iconДоклад министерства культуры Ростовской области об осуществлении
Ростовской области уполномоченным органом и внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты администрации Ростовской области,...

Доклад министра общего и профессионального образования Ростовской области Л. В. Балиной «Образование. Новое законодательство новые горизонты» iconДоклад заместителя Губернатора Ростовской области министра промышленности...
Правительства области. Наличие задолженности негативно влияет на выполнение инвестиционных программ энергетических компаний, на выделение...

Доклад министра общего и профессионального образования Ростовской области Л. В. Балиной «Образование. Новое законодательство новые горизонты» iconДоклад Ю. М. Кайгородова, начальника Управления Федеральной почтовой...
Позвольте рассказать вам о том, чем сегодня живёт почтовая отрасль нашей Республики, каковы её задачи и перспективы. Новое время...

Доклад министра общего и профессионального образования Ростовской области Л. В. Балиной «Образование. Новое законодательство новые горизонты» iconНовое законодательство, как ресурс развития системы образования Оконешниковского...
Разовательные учреждения переходят на новые организационно-правовые формы функционирования, и что особенно важно, реализуется масштабная...

Доклад министра общего и профессионального образования Ростовской области Л. В. Балиной «Образование. Новое законодательство новые горизонты» iconОб общественной палате ростовской области
Ростовской области и муниципальных образований в Ростовской области (далее муниципальные образования), защиты прав и свобод граждан,...

Доклад министра общего и профессионального образования Ростовской области Л. В. Балиной «Образование. Новое законодательство новые горизонты» iconПрограмма пленарной части городской августовской педагогической конференции...
Работа конкурсной выставки стендовых плакатов ««Модернизация общего образования: новые ресурсы – новое понимание – новое качество...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru