Скачать 439.07 Kb.
|
Доступ к правовой информации в России Аннотация Доклад фирмы “Инвента” посвящен вопросам реализации права граждан на доступ к правовой информации. Предлагаются разнообразные практические решения задачи своевременного доступа широкой публики к всей полноте правовых знаний, изложенных в текстах официальных документов. Под публикой понимаются рядовые граждане, умеющие читать, управлять бытовой техникой (например, телевизором, телефоном или пейджером) и не обремененные излишними знаниями юриспруденции и информационных технологий. Под своевременным доступом имеется в виду возможность любого человека по месту его пребывания, отвечая на предельно простые вопросы, получить сиюминутную информацию и разъяснения по любой правовой проблеме. В понятие доступа также включается возможность разрешать правовые проблемы с использованием традиционных изданий - актуальных и полных юридических справочников, словарей, энциклопедий. Дается понятие нового средства доступа - баз правовых знаний, описывается технология их создания и многочисленные приложения, включая автоматизированный доступ к правовым знаниям. Много внимания уделено вопросам информационно-технологической поддержки труда юристов и совершенствованию законодательства. Предлагаются конкретные экономичные схемы разворачивания самоокупаемых публичных центров правовой информации, пригодные как для малых городов, так и для мегаполисов и органов управления. Уникальная фактография и большой объем справочного материала о доступе к правовой информации в России делают доклад полезным как для граждан и рядовых пользователей правовой информации, так и для специалистов в области правоприменения, правотворчества, управления и информационных технологий. Предлагаемые технологии и организационные решения могут быть использованы не только в России.
1. Положение вещей 1.1. Построение гражданского общества в России объективно требует обеспечения публичного доступа к правовой информации (“ДПИ”). Доступ к правовой информации представляет собой реальную возможность субъекта права (или его представителя) по месту пребывания, вовремя, бесплатно (или за разумную плату) уяснить в требуемом объеме установленные Законом для конкретной ситуации права и обязанности как свои, так и третьих лиц, т.е. их состав и порядок реализации. Неизвестное право никогда не будет востребовано. В организации доступа к источникам права потребителей без специальной подготовки можно выделить следующие крупные проблемы:
1.2. Перечислим основных субъектов ДПИ и попробуем оценить уровень их мотивации к уяснению и соблюдению закона. Как правило, органы государственной власти (законодательная, исполнительная, судебная, прокуратура, органы охраны порядка) не утруждают себя соблюдением Закона, не ищут его, а, зачастую, и не знают. На уровне муниципалитетов ситуация неоднозначна и варьируется от модели восточных деспотий до реальных попыток что-то сделать для людей в условиях значительного дефицита местных бюджетов. Среди хозяйствующих в России субъектов пытаются работать законопослушно в лучшем случае половина предприятий (только ведущие легальный бизнес). Практически все средства массовой информации, юридические конторы и некоммерческие организации заинтересованы, по крайней мере, в знании Закона. Среди граждан ситуация достаточно печальная - по мнению автора, только некоторая часть студентов и специалистов с высшим образованием все-таки как-то верят, что смогут себя защитить, и интересуется законодательством. Подавляющая же часть российских граждан боятся только силу (власти, денег, организованной преступности), не без оснований считают, что “закон, что дышло, как повернул, так и вышло”, и выкручиваются как могут. В дальнейшем все требования к ДПИ будем строить в расчете на самого массового, неквалифицированного и беззащитного субъекта - граждан. Заметим, что задача публичного доступа к правовой информации - самая сложная и с избытком покрывает требования всех иных категорий потребителей правовой информации. 1.3. Доступ к правовой информации - не самоцель. Попытаемся понять, зачем ДПИ рядовому гражданину и государству.
Таким образом мы пришли к тому, что целью доступа к правовой информации является знание Закона, регулирующего конкретную ситуацию, за которым следует соответствующий букве Закона выход из проблемной ситуации. Так в идеале реализуется интерес гражданина (появляется надежда корректно снять правовую проблему) и государства (сохраняется правопорядок, т.е. зло не плодит новое беззаконие). 1.4. Объектом доступа является правовая информация. В понятие правовой информации автор включает любые зафиксированные (записанные, озвученные, отображенные) общепринятыми средствами (письменная и устная речью, изображения и др.) целостные в смысловом отношении записи (официальные документы, авторские произведения, сообщения средств массовой информации ...), прямо или косвенно способствующие правопониманию или влияющие на правоприменение и законотворчество. В определенных ситуациях исключение составляют материалы, доступ к которым ограничен (персональные данные, а также сведения, составляющие служебную, профессиональную, коммерческую, государственную или иную охраняемую Законом тайну). Таким образом, можно обозначить основные типы правовой информации, действующей на территории России:
Как объект потребления правовая информация имеет объемные показатели и качественные характеристики. 1.4.1. По представительным расчетам автора объем законодательства России на 1 января 2000 года будет превышать 1,5 млн. действующих правовых актов, в том числе: 60 тыс. международных актов; 110 тыс. правовых актов федерального уровня; 580 тыс. правовых актов органов власти субъектов Российской Федерации и до 800 тыс. правовых документов органов местного самоуправления. Это эквивалентно 6,5 млн. машинописных страниц текста, что составляет стопку бумаги высотой с 230-этажный дом. Для того, чтобы все это прочитать, одному человеку не хватит 50 лет. Если оценить объем прочей правовой информации, как еще столько же, можно себе представить всю сложность практического решения проблемы публичного доступа к правовой информации. 1.4.2. Перечислим некоторые пороки российской системы законодательства, существенные с точки зрения эффективности ДПИ:
1.4.3. Обозначим некоторые проблемы ДПИ, связанные с отдельным типам правовой информации. Действующие на территории России международные акты практически недоступны в официальных переводах (открыто и опубликовано не более 10%) и незнакомы власти, в первую очередь судам. Не все нормативные правовые акты публикуются, официальные издания испытывают значительные финансовые сложности, выходят с задержкой и достаточно дороги. Практика правоприменения практически не публикуется. Научные издания сложны для понимания граждан и субъективны. Популярные передачи и статьи за редким исключением готовятся людьми некомпетентными и просто дезинформируют. 1.5. Средства ДПИ достаточно разнообразны. По идее нужную информацию по конкретной проблеме человек может получить:
1.6. Надо понимать, что качественные услуги ДПИ не могут быть совсем бесплатными. Естественно, что в процессе переработки и доведения правовой информации до сведения граждан возникают технологические пороки, к которым можно отнести:
Очевидно, что сама система российского законодательства порождает проблемы, которые делают нереальным в обозримой перспективе полное устранение технологических пороков ДПИ. Т.е. можно вести речь только об относительном качестве того или иного средства ДПИ, а также о разработке новых средств доступа к правовой информации. 1.7. Сравнительный анализ возможностей и эффективности различных средств (каналов) доступа к правовой информации позволяет утверждать, что они не взаимозаменимы и каждый из них имеет своего потребителя. Для справки приводим перечень издательств, публикующих широкую номенклатуру литературы юридической тематики: |
![]() | Перечень нормативных правовых актов, регулирующих рассмотрение обращений граждан | ![]() | Язык и стиль инструктивно-методических документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Реклама в деловой речи. Унификация... |
![]() | Икт в деятельности органов власти и исполнения ими Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных... | ![]() | России должно стать совершенствование материально-технической базы и технологическая модернизация. Этого требует необходимость создания... |
![]() | Целью этого исследования является выявление препятствий, которые имеются в странах векца при обеспечении доступа к правосудию по... | ![]() | Изучение истории государства и права способствует формированию широкой правовой культуры, выработке навыков юридического мышления,... |
![]() | Спечение права на юридическую помощь важная составляющая социальной политики. Доступ ко многим другим правам, таким как право на... | ![]() | ... |
![]() | Москве пройдёт семинар «Опыт «Поликом Про» по созданию электронных хранилищ документов и систем управления бизнес-процессами». Организаторы... | ![]() | Подготовка проектов нормативно-правовых актов, документов по вопросам, входящим в компетенцию отдела по экономическим вопросам |