Организация Объединенных Наций A/hrc/25/29 Генеральная Ассамблея




Скачать 434.03 Kb.
НазваниеОрганизация Объединенных Наций A/hrc/25/29 Генеральная Ассамблея
страница1/4
Дата публикации20.08.2016
Размер434.03 Kb.
ТипРеферат
5-bal.ru > Право > Реферат
  1   2   3   4



Организация Объединенных Наций




A/HRC/25/29



Генеральная Ассамблея

Distr.: 

18 December 2013

Russian

Original: 

Совет по правам человека

Двадцать пятая сессия

Пункты 2 и 3 повестки дня

Ежегодный доклад Верховного комиссара
Организации Объединенных Наций
по правам человека и доклады Управления
Верховного комиссара и Генерального секретаря


Поощрение и защита всех прав человека,
гражданских, политических, экономических,
социальных и культурных прав, включая
право на развитие


Тематическое исследование по вопросу о праве инвалидов на образование

Доклад Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека

Резюме

Настоящее исследование посвящено вопросу об инклюзивном образовании как средстве для реализации всеобщего права на образование, в том числе для инвалидов. В докладе проводится анализ соответствующих положений Конвенции о правах инвалидов, приводятся примеры передовой практики и обсуждаются проблемы и стратегии в связи с формированием инклюзивных систем образования.




Содержание

Пункты Стр.

I. Введение 1−2 3

II. Право на инклюзивное образование как право человека 3−25 3

A. Инклюзивность как основной принцип образования 3−9 3

B. Развитие нормативного регулирования в области права
на инклюзивное образование 10−25 7

III. Право инвалидов на инклюзивное образование 26−55 11

A. Условие о неисключении 26−27 11

B. Право на инклюзивное, качественное и бесплатное образование 28−34 12

C. Доступность и устранение препятствий 35−40 13

D. Разумное приспособление в образовании 41−44 14

E. Поддержка 45−49 15

F. Выравнивание возможностей 50−51 16

G. Профессиональная подготовка и наращивание потенциала 52−54 17

H. Обучение на протяжении всей жизни 55 17

IV. Осуществление на национальном уровне 56−64 18

V. Международное сотрудничество 65−67 20

VI. Выводы и рекомендации 68−72 21

I. Введение

1. В своей резолюции 22/3 Совет по правам человека просил Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека (УВКПЧ) подготовить исследование по вопросу о праве инвалидов на образование в консультации с государствами и другими соответствующими заинтересованными сторонами, включая Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ), Организацию Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), региональные организации, Специального докладчика по вопросу о положении инвалидов Комиссии социального развития, организации гражданского общества, в том числе организации инвалидов и национальные правозащитные учреждения. В резолюции также содержится просьба разместить это исследование на веб-сайте УВКПЧ в доступном формате до начала двадцать пятой сессии Совета по правам человека.

2. В этой связи УВКПЧ обратилось к государствам-членам, ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, региональным организациям, организациям гражданского общества и организациям инвалидов, Специальному докладчику по вопросу о положении инвалидов Комиссии социального развития, а также к национальным правозащитным учреждениям с просьбой представить материалы с ответами на ряд вопросов, относящихся к образованию инвалидов. По итогам этого обращения УВКПЧ получило 39 ответов от государств, 12 ответов от национальных правозащитных учреждений и 31 ответ от организаций гражданского общества и других заинтересованных сторон. С полными текстами всех полученных представлений можно ознакомиться на веб-сайте УВКПЧ1.

II. Право на инклюзивное образование как право человека

А. Инклюзивность как основной принцип образования

3. Право на образование является всеобщим правом, признанным в международном праве прав человека, и в качестве такового применимым ко всем, включая инвалидов. В нескольких международных договорах, в частности во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и Конвенции о правах ребенка подтверждены основные принципы всеобщности и недискриминации в осуществлении права на образование2. Инклюзивное образование было признано в качестве наиболее оптимального способа для государств гарантировать всеобщность и недискриминацию в осуществлении права на образование. В Конвенции о правах инвалидов признано, что для реализации этого права инвалидам обеспечивают инклюзивное образование, и следовательно право на образование является правом на инклюзивное образование.

4. В рамках школьных систем, как правило, к инвалидам применяется один из трех разнонаправленных подходов: исключение, сегрегация и интеграция. Исключение имеет место в случае, когда учащемуся отказано в доступе в школьные учреждения на основании наличия у него расстройства здоровья без предоставления ему возможности для получения образования наравне с другими учащимися. При таком подходе не допускается интеграция учащегося-инвалида в образовательную систему с учетом его возраста, особенностей развития или диагноза, и он передается в систему социального обеспечения или здравоохранения без предоставления доступа к образованию. Сегрегация имеет место в случае, когда учащийся направляется в школьное учреждение, предназначенное для лиц с конкретными видами расстройства здоровья, как правило, в систему специального школьного образования. И наконец, интеграция происходит в случае, когда учащийся с расстройством здоровья зачисляется в общеобразовательную школу3 на период, в течение которого он или она может соответствовать стандартным требованиям школьного учреждения. Интеграционный подход направлен только на развитие способностей учащегося соответствовать установленным нормам4.

5. Подходы, направленные на исключение, сегрегацию и интеграцию по признаку расстройства здоровья, могут использоваться в одно и то же время в одной и той же стране и затрагивать других лиц помимо инвалидов. Подход, основанный на инклюзивном образовании, возник как мера реагирования на эти дискриминационные подходы. В предисловии к Саламанкской декларации и Рамкам действий по образованию лиц с особыми потребностями ("Саламанкская декларация") указано, что эти документы базируются на принципе включения путем "признания необходимости действовать в направлении создания "школ для всех" − учреждений, которые объединяют всех, учитывают различия, содействуют процессу обучения и соответствуют индивидуальным потребностям". Принятие положений Саламанкской декларации за основу позволило определить инклюзивные системы образования5 как системы, включающие в себя школы, использующие "педагогические методы, ориентированные на потребности детей и способные обеспечить успешное обучение всех детей, включая детей с серьезными умственными и физическими недостатками и отклонениями" (Рамки действий, пункт 3). В декларации также содержится призыв к изменению общественных установок. Как заявил бывший Специальный докладчик по наблюдению за выполнением Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов Комиссии социального развития, "все дети и молодые люди всего мира с присущими им индивидуальными сильными и слабыми сторонами, своими пожеланиями и надеждами имеют право на образование. Наши системы образования не наделены правом обучать детей лишь некоторых категорий. Именно поэтому система школьного образования любой страны должна быть отрегулирована таким образом, чтобы удовлетворять потребности всех детей"6.

6. Сдвиг парадигмы в сторону инклюзивного подхода к образованию был отражен на состоявшейся в 1990 году Всемирной конференции по вопросам образования для всех, на которой была признана проблема, связанная с исключением учащихся-инвалидов из систем школьного образования. Необходимость их интегрирования в общеобразовательные школы была признана в Докладе Уорнака уже в 1978 году7. В принятых в 1993 году Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов содержатся положения об интеграции, однако призыв к инклюзивному образованию был включен лишь в Саламанкскую декларацию 1994 года, которая была подписана 92 правительствами. В Декларации содержатся требования к общеобразовательным школам предоставлять качественное образование всем учащимся, включая учащихся-инвалидов, без дискриминации по признаку более высоких требований в отношении поддержки, в которой они могут нуждаться (стр. viii английского текста). В принятых в 2000 году Дакарских рамках действий в отношении образования для всех подчеркивается, что образовательные системы должны носить всеохватывающий характер и гибко реагировать на особые обстоятельства и потребности всех учащихся8. В принятых в 2005 году Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) руководящих принципах в интересах инклюзивности подчеркивается, что основой инклюзивного образования является право человека на образование9. В 2006 году с опорой на эти прецеденты в Конвенции о правах инвалидов был придан юридически обязывающий статус концепции "инклюзивного образования", которое было признано в качестве единственно возможного способа обеспечения права на образование для всех учащихся, включая инвалидов, без дискриминации и на основе равенства с другими. Другими словами, в Конвенции подчеркивается, что право на образование фактически является правом на инклюзивное образование.

7. Инклюзивность является процессом, которым признаются: а) обязательство устранять препятствия, ограничивающие участие или недопускающие его и b) необходимость в изменении культурных, политических и практических установок10 общеобразовательных школ в целях приспособления к потребностям всех учащихся, включая учащихся с расстройствами здоровья. Инклюзивное образование предполагает трансформацию школьной системы и налаживание таких межличностных отношений на основе фундаментальных ценностей, которые позволяли бы в полной мере реализовать способности к обучению. Оно также предполагает эффективное участие, индивидуальный подход к обучению и инклюзивный характер педагогических приемов. К числу некоторых основных ценностей инклюзивного образования относятся равенство, участие, недискриминация, поощрение многообразия и обмен передовой практикой. При инклюзивном подходе в учащихся ценится их личность, гарантируется уважение присущего им достоинства и признаются их потребности, а также их способность вносить свой вклад в жизнь общества. При таком подходе также признается, что различия создают возможности для обучения, а взаимосвязи между школой и более широкой общественной средой являются основой для формирования инклюзивных обществ, в которых культивируется чувство сопричастности (не только учеников, но и учителей, а также родителей).

8. Инклюзивное образование играет социально важную роль, поскольку оно позволяет создать здоровую основу для борьбы со стигматизацией и дискриминацией. Среда совместного обучения, в которой отводится место для инвалидов, позволяет позитивно оценивать их вклад и постепенно приходить к критической оценке и признанию несостоятельности предрассудков и неверных представлений. Инклюзивное образование также способствует повышению качества образования для всех за счет введения учебных планов, нацеленных на решение более широкого круга задач, а также стратегий обучения, способствующих общему развитию способностей и навыков. Эта взаимосвязь между обучением и развитием, обеспечивающая учет многообразия участников процесса, обладающих разными способностями, открывает новые перспективы для достижения целей и повышения самооценки, а также расширения возможностей отдельных индивидов в плане строительства общества на началах взаимоуважения и соблюдения прав.

9. Реализация права на образование является предварительным условием для включения в социально-экономическую жизнь и полноценного участия в жизни общества. С учетом этого право на образование было признано как пример неделимости и взаимозависимости всех прав человека в силу его ключевой роли в полном и эффективном осуществлении других прав11. Формальное образование способствует получению официального диплома, потребность в котором в условиях современного открытого рынка труда все более возрастает. Этим обуславливается необходимость получения инвалидами документов об образовании и соответствующих дипломов наравне с другими, с тем чтобы обеспечить их конкурентоспособность и интеграцию в состав рабочей силы. Данный аспект приобретает все большую важность с учетом того, что инвалиды страдают от непропорционально высоких показателей безработицы, вызванных дискриминацией12. Кроме того, расширение возможностей для трудоустройства инвалидов позволяет сократить расходы на социальное обеспечение и способствует экономическому росту. Масштабы негативного воздействия безработицы инвалидов на валовой внутренний продукт13 могли бы быть сокращены благодаря предоставлению доступа к инклюзивным системам образования.

В. Развитие нормативного регулирования в области права на инклюзивное образование

1. Инклюзивное образование в международных договорах по правам человека и правовых документах

10. Право на образование признано в качестве основного права человека в статье 26 Всеобщей декларации прав человека, а впоследствии его систематизация была проведена в ряде правовых документов, которые расширили сферу его применения и внесли ясность в обязательства государств. В конечном итоге этот процесс привел к признанию в Конвенции о правах инвалидов того факта, что инклюзивное образование является наиболее эффективным способом для выполнения принципа всеобщности этого права. Продвижению в этом направлении способствуют Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

11. Как указано в статье 13 Пакта, право на образование означает, что:
а) начальное образование должно быть обязательным и бесплатным для всех; b) среднее образование, включая профессионально-техническое среднее образование, и высшее образование должны быть открыты и сделаны доступными для всех путем постепенного введения бесплатного образования; с) должно поощряться элементарное образование для взрослых, которые не проходили и не закончили полного курса своего начального образования; и d) должна развиваться школьная система, должна быть установлена система стипендий и постоянно улучшаться условия труда преподавательского персонала. Пакт признает право родителей или опекунов выбирать вид образования, которое должно предоставляться их детям, при условии его соответствия минимальным образовательным нормам.

12. Образованию во всех его формах и на всех уровнях должны быть присущи четыре взаимосвязанные и основополагающие характеристики, а именно: наличие, доступность, приемлемость и адаптируемость14 (зачастую их обозначают как "Н-Д-П-А" (в тексте на английском языке "4 As")). Наличие означает существование достаточного количества действующих учебных заведений; принцип доступности предполагает их физическую и экономическую доступность для всех без дискриминации; приемлемость означает, что форма и содержание образования должны быть адекватными, учитывающими культурные особенности и качественными, т.е. приемлемыми для учащихся, а в соответствующих случаях − для родителей. И наконец, принцип адаптируемости предполагает гибкость образования, его способность адаптироваться к меняющимся реалиям и потребностям учащихся в рамках различных социально-культурных норм. Адаптируемость также предполагает необходимость создания школ, способных заниматься успешным обучением всех детей, и в силу этого она является одним из основных принципов инклюзивного образования.

13. Хотя в Пакте предусматривается постепенный характер осуществления этого права и признаются ограничения, обусловленные ограниченностью имеющихся ресурсов, в статье 13 Пакта определены общие и конкретные правовые обязательства, которые должны быть незамедлительно выполнены, включая отмену дискриминационных положений, а также положение о предоставлении начального образования для всех. Невыполнение этих обязательств является прямым нарушением права на образование15. В соответствии с закрепленным в Пакте положением о недискриминации ставится цель по сокращению масштабов структурных проблем и обеспечению эффективного участия и равенства всех инвалидов. Этим положением признается, что наилучшее образование инвалиды могут получить в рамках общеобразовательной системы, из чего следует, что в Пакте содержится косвенный призыв к государствам интегрировать инвалидов в общеобразовательную систему и процесс профессиональной подготовки на протяжении всей жизни16.

14. В других международных договорах по правам человека, включая Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенцию о правах ребенка и Международную конвенцию о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, рассматриваются конкретные последствия осуществления права на образование для конкретных групп17. Кроме того, право на образование было признано в международно-правовых документах, относящихся к беженскому праву и международному гуманитарному праву, а также в нескольких конвенциях Международной организации труда.

15. Право на образование также признано региональными правозащитными системами, включая Африканскую хартию прав человека и народов, Американскую конвенцию о правах человека и первый Дополнительный протокол к ней, касающийся экономических, социальных и культурных прав, Протокол к Европейской конвенции о правах человека и основных свободах, а также Межамериканскую конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении инвалидов.

16. Комитет по правам ребенка способствовал расширению права на инклюзивное образование путем принятия в качестве ключевых принципов, касающихся максимальной интеграции детей-инвалидов в общество (и образование) и их права на образование без какой-либо дискриминации и на основе равных возможностей18. Дискриминация подрывает способность детей-инвалидов пользоваться возможностью получить образование и препятствует достижению цели развивать их личность, таланты и умственные и физические способности в самом полном объеме19. Ввиду этого должна предоставляться помощь в обеспечении доступа к образованию, которое способствовало бы достижению этих целей. Выделяемые ресурсы должны быть достаточными для покрытия всех соответствующих потребностей, включая расходы на программы, направленные на интеграцию детей-инвалидов в общеобразовательный процесс20.

17. Комитет по правам ребенка одобрил концепцию инклюзивного образования как набор ценностей, принципов и методов, направленных на обеспечение целевого, эффективного и качественного образования для всех учащихся, в рамках которого учитывается разнообразие условий обучения и образовательных потребностей не только детей-инвалидов, но и всех учащихся21.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Организация Объединенных Наций A/hrc/25/29 Генеральная Ассамблея iconОрганизация Объединенных Наций A/hrc/27/37 Генеральная Ассамблея
Доклад Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека

Организация Объединенных Наций A/hrc/25/29 Генеральная Ассамблея iconОрганизация Объединенных Наций A/hrc/24/29 Генеральная Ассамблея
Сотрудничество с Организацией Объединенных Наций, ее представителями и механизмами в области прав человека

Организация Объединенных Наций A/hrc/25/29 Генеральная Ассамблея iconОрганизация Объединенных Наций A/hrc/27/31 Генеральная Ассамблея
Доклад Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека

Организация Объединенных Наций A/hrc/25/29 Генеральная Ассамблея iconОрганизация Объединенных Наций A/hrc/27/34 Генеральная Ассамблея
Доклад Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека

Организация Объединенных Наций A/hrc/25/29 Генеральная Ассамблея iconОрганизация Объединенных Наций A/hrc/26/22 Генеральная Ассамблея
Доклад Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека

Организация Объединенных Наций A/hrc/25/29 Генеральная Ассамблея iconОрганизация Объединенных Наций A/hrc/25/42 Генеральная Ассамблея
Объединенных Наций по поддержке в Ливии с целью удовлетворения таких потребностей в сотрудничестве с правительством Ливии, гражданским...

Организация Объединенных Наций A/hrc/25/29 Генеральная Ассамблея iconОрганизация Объединенных Наций A/hrc/ Генеральная Ассамблея Distr.:  Russian Original: 
Совет просил Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека обновить доклад Управления Верховного комиссара...

Организация Объединенных Наций A/hrc/25/29 Генеральная Ассамблея iconОрганизация Объединенных Наций A/hrc/28/20 Генеральная Ассамблея
Доклад Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека по вопросу о правах человека на Кипре

Организация Объединенных Наций A/hrc/25/29 Генеральная Ассамблея iconОрганизация Объединенных Наций A/hrc/25/21 Генеральная Ассамблея
Доклад Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека по вопросу о правах человека на Кипре

Организация Объединенных Наций A/hrc/25/29 Генеральная Ассамблея iconОрганизация Объединенных Наций A/hrc/25/44 Генеральная Ассамблея
Доклад Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека о положении в области прав человека в Гвинее*


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru