Доклад на Конференции Сторон по Конвенции по трансграничному воздействию промышленных аварий




Скачать 102.57 Kb.
НазваниеДоклад на Конференции Сторон по Конвенции по трансграничному воздействию промышленных аварий
Дата публикации09.07.2015
Размер102.57 Kb.
ТипДоклад
5-bal.ru > Право > Доклад

United Nations

Economic Commission

for Europe

ООН

Европейская

Экономическая Комиссия


Lecture for Conferences of the parties to the convention on the transboundary effects of

industrial accidents,

Erevan, 13-15 March 2003

Доклад на Конференции Сторон

по Конвенции по трансграничному

воздействию промышленных аварий,

Ереван, 13-15 марта 2003 г.


Subregional Workshop

on the Implementation

of the Industrial Accidents Convention

Региональный семинар

по внедрению Конвенции

по трансграничным промышленным авариям



Информация о положении с присоединением к Конвенции о трансграничном воздействии промышленных аварий


Information on position with connection to the Convention

about transboundary influence of industrial accidents
Докладчик: Абдыраимов Рыспек - заместитель директора

Государственной инспекции по надзору за промышленной

безопасностью и горному надзору при Министерстве экологии

и чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики
Speaker: Abdyraimov Ryspek - the deputy director

of the State inspection on supervision for industrial safety

and mountain supervision at the Ministry of ecology

and extreme situations of the Kyrgyz Republic

1. Присоединение к Конвенции о промышленных авариях.

Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий Кыргызской Республики не ратифицирована. В настоящее время Министерством экологии и чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики ведется работа по изучению статей конвенции и рассматривается вопрос целесообразности присоединения Кыргызской Республики к указанной конвенции.

Для этого нам необходимо получить полную информацию о самой Конвенции о промышленных авариях «Директиве Севезо II», изучить опыт других стран членов ЕЭК ООН, каким образом они осуществляют Конвенцию на национальном уровне. Также для нас будет несомненно ценным опыт одной из стран-кандидатов, стремящихся к присоединению Конвенции о трансграничном воздействии промышленных аварий, их опыт адаптации нормативно-правовых актов требованиям Конвенции. Решения вопросов связанных с предотвращениями промышленных аварий, обеспечением готовности к ним и ликвидации их последствий.

2. Правовая основа в области предотвращения промышленных аварий, обеспечение готовности к ним и ликвидации их последствий и компетентные органы.

Кыргызская Республика при переходе от государственной плановой к рыночной экономике также сталкивается со значительными трудностями. Но отличительной особенностью современного развития Кыргызстана является стремление общества к обновлению обусловленному интеграцией в мировое сообщество и связанными с этим переменами.

Открытость и демократичный характер радикальных реформ в стране, поиск достойного места в мировом сообществе получил политическую и финансовую поддержку международных организаций и зарубежных стран, что позволило значительно смягчить остроту возникших проблем.

Процесс последовательного и активного обновления объективно требуют разработки долгосрочной стратегии направленной на преодоление имеющихся проблем и удовлетворение насущных потребностей граждан.

С самого начала Кыргызстан самым активным образом поддержал инициативу Президента Всемирного банка г-на Дж.Вульфенсона «Комплексная основа развития», и благодаря этому был включен в число немногих пилотных стран по реализации этой программы.

Принятая программа «Комплексная Основа развития Кыргызской Республики до 2010 года» – это долгосрочная стратегия, реализация которой позволит обеспечить системное преодоление имеющихся проблем, динамичное развитие государства и общества в политической, социальной и экономической сферах. Основными составляющими общей цели являются: эффективное и прозрачное государственное управление, справедливое и обеспечивающее защиту и человеческое развитие общество, устойчивый экономический рост и развитие. Каждая цель предусматривает конкретные меры, которые необходимо осуществить в политической, социальной и экономической сферах. Эти меры отражены в матрице действий.

Кыргызская Республика также обладает правовой основой в области предотвращения промышленных аварий, обеспечение готовности к ним, а также ликвидации их последствий. Правовая основа состоит из следующих законодательных актов:

  • Закон Кыргызской Республики «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

  • Закон Кыргызской Республики «Об охране окружающей среды»

  • Закон Кыргызской Республики «Об отходах производства и потребления»

  • Закон Кыргызской Республики «О лицензировании»

  • Закон Кыргызской Республики «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

  • Закон Кыргызской Республики «О гражданской обороне»

  • Закон Кыргызской Республики «Об охране атмосферного воздуха»

  • Закон Кыргызской Республики «Об экологической экспертизе»

  • Закон Кыргызской Республики «О животном мире»

  • Земельный кодекс

  • Классификация чрезвычайных ситуаций и критерии их оценка в Кыргызской Республики.

В тоже время Кыргызская сторона также признает необходимость совершенствования правовой основы и приведения национального законодательства в соответствие с европейскими стандартами, которое будет способствовать выполнению ей положений Конвенции о трансграничном воздействии промышленных аварий.

Компетентным органом в сфере действия Конвенции в Кыргызской Республике является Министерство экологии и чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики. Министерство экологии и чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики является органом государственного управления в области экологии, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны, безопасности производства и горного надзора.

В своем составе имеет следующие структуры:

  • Департамент мониторинга, прогнозирования чрезвычайных ситуаций и обращения с хвостохранилищами.

  • Департамент по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

  • Департамент экологии и мониторинга окружающей среды

  • Государственную инспекцию по надзору за промышленной безопасностью и горному надзору (Госгортехнадзор)

  • Штаб гражданской обороны (Аварийно-спасательные службы)

  • Передвижные механизированные отряды (ПМО)

  • Главное Управление по гидрометеорологии (Гидромет)

  • Областные, городские управления охраны окружающей среды.

3. Установление опасных видов деятельности в контексте Конвенции о трансграничном воздействии промышленных аварий

В Кыргызской Республике объемы опасных веществ в настоящее время используемых на опасных производствах во многих случаях не достигают предельных величин, установленных в приложении I Конвенции о трансграничном воздействии промышленных аварий, это обусловлено значительным экономическим спадом и непрерывным уменьшением использования производственных мощностей. Однако эти производства по прежнему рассматриваются в качестве опасных в силу значительного потенциального риска, дальнейшим использованием старых технологий и устаревшего оборудования. В Республике определение опасных видов деятельности осуществляется в соответствии с Законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (октябрь 2001 года) с использованием собственных критерий. Эти критерии не согласуются с критериями Приложения I Конвенции о трансграничном воздействии промышленных авариях. Это может создать трудности с определением всех опасных объектов, попадающих под действие Конвенции. Это является важным вопросом, требующим решения в целях обеспечения согласованного осуществления конвенции странами двух субрегионов, а также уведомления об опасных видах деятельности сопредельных стран в соответствии с требованиями Конвенции.

Следует также отметить для определения действия Конвенции о трансграничном воздействии промышленных аварий относительно хвостохранилищ радиоактивных и токсичных отходов оставшихся после ликвидации предприятий, производивших уран и цветные металлы. Сегодня перед нами стоит вопрос обеспечения их безопасности, их техническое состояние вызывает особую тревогу.

Расположенные в горных и высокогорных районах хвостохранилища подвержены селевым потокам, оползневым процессам. Опасность разрушения их, как следствие, загрязнения радиоактивными и токсичными отходами населенных пунктов и природной среды велика. Следует учесть, что все хвостохранилица за исключением Каджисайского, носят приграничный характер и при их разрушении возможно радиоактивное заражение не только территории нашей республики, но и густонаселенные территории приграничных государств. Хвостохранилице, расположенное в районе поселка Каджисай, находится очень близко к уникальному озеру Иссык-Куль. В случае разрушения произойдет радиоактивное загрязнение озера, погибнет эта жемчужина природы.

На балансе Министерства экологии и чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики состоят 35 хвостохранилищ и 25 горных отвалов некондиционных урановых руд. В последние годы проведена определенная работа по обеспечению их безопасности. Однако Министерство экологии и чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики не в полном объеме выполняет все необходимые работы по содержанию и реабилитации хвостохранилищ из-за недостатка финансовых и материальных ресурсов. Не помешало бы получение грантов, инвестиций для решения проблем с хвостохранилищами.

4. Система уведомления о промышленных авариях, включая пункты связи для уведомления о промышленных авариях и оказания взаимной помощи на национальном, региональном и местном уровнях.

В Республике существует система уведомления в целом о катастрофах и стихийных бедствиях на национальном, региональном и местном уровнях. Штаб гражданской обороны Кыргызской Республики обеспечивает функционирование системы гражданской обороны на всех трех уровнях и осуществляет через мобильно-спасптельные военизированные подразделения работы в экстремальных условиях по спасению и эвакуации пострадавших в зонах чрезвычайных ситуаций, а также прием и размещение беженцев, и готовность местных структур к предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Гражданская оборона является составной частью системы общегосударственных социальных и оборонных мероприятий, осуществляемых в целях защиты населения, территорий и объектов хозяйствования от стихийных бедствий, аварий, катастроф.

Одной из важнейших задач в области гражданской обороны является:

  • защита населения от опасностей;

  • обучение населения способам защиты от опасностей;

  • создание и поддержка готовности запасных пунктов управления, систем связи и оповещения для своевременного доведения до населения сигналов об опасностях;

  • эвакуация населения и др.

Следует также отметить, уведомление о промышленных авариях на опасных производственных объектах также осуществляется самими операторами и владельцами опасных объектов, занимающихся предотвращениями или ответными мерами через органы государственного надзора специально уполномоченного в области промышленной безопасности.

В настоящее время создаются в двух областных центрах службы спасения и проводятся работы по созданию единой системы связи по Министерству экологии и чрезвычайных ситуаций, обеспечивающая связь на всех уровнях. В связи с этим испытываем трудности с получением адекватного оборудования, современных средств связи и финансирования для обеспечения надлежащего функционирования системы уведомления и пункта связи. Существует реальная необходимость совершенствования существующих систем уведомления и обновления функциональной организации пунктов связи в соответствии с требованиями системы уведомления о промышленных авариях ЕЭК ООН.

5. Двустороннее сотрудничество с сопредельными странами в целях реагирования на промышленные аварии, способные привести к трансграничным последствиям, а также оказанию помощи в случае промышленных аварий.

Министерством экологии и чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики постоянно проводятся консультации с соответствующими службами трансграничных государств с Кыргызкой Республики – КНР, Таджикистана, Казахстана и Узбекистана, а также с Россией о взаимодействии в случаях трансграничных аварий.

На стадии ратификации находится Соглашение о сотрудничестве в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах, заключенное между странами Содружества независимых государств.

В соответствии с указанным соглашением стороны основываясь на национальных принципах и подходах к формированию правового регулирования и государственного надзора в области обеспечения промышленной безопасности, осуществляют на постоянной основе обмен информацией об обстоятельствах, причинах и последствиях техногенных аварий, катастроф и травмирования работников, занятых на опасных производственных объектах, а также аналитическими и статистическими материалами в области промышленной безопасности.

6. Сотрудничество между национальными органами и службами, в деле предотвращения промышленных аварий, обеспечения готовности к ним и ликвидации их последствий.

Сотрудничество (взаимодействие) между рядом органов и служб в целях предотвращения промышленных аварий, обеспечения готовности к ним и ликвидации их последствий, осуществляется распределением функций между следующими подразделениями Министерства экологии и чрезвычайных ситуаций.

  • Природоохранные органы (воздействие на окружающую среду) – Департамент экологии и мониторинга окружающей среды.

  • Органы технической инспекции (промышленная безопасность) – Государственная инспекция по надзору за промышленной безопасностью и горному надзору

  • Органы по чрезвычайным ситуациям (предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций, спасательные операции) - Департамент по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, Штаб гражданской обороны, службы спасения, передвижные механизированные строительные отряды.

  • Органы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, (мониторинг, прогнозирование, обращения с хвостохранилищами) – Департамент мониторинга, прогнозирования чрезвычайных ситуаций и обращения с хвостохранилищами, Гидрометерологическая служба, Департамент авиации.

Основная ответственность за принятие ответных мер в случае возникновения промышленных аварий лежит непосредственно на операторах опасных объектов. В соответствии с национальным законодательством операторы опасных объектов обязаны:

- разработать меры по обеспечению готовности. Включая планы чрезвычайных мер в случае промышленных аварий;

- обеспечивать ликвидацию возможных последствий таких аварий;

- создать и поддерживать резервы соответствующих ресурсов для осуществления выше упомянутых мер;

- разработать системы наблюдения и оповещения в случае аварий;

- проводит соответствующее обучение персонала.

7. Обучение и профессиональная подготовка персонала из правительственных учреждений и промышленных предприятий в области предотвращения промышленных аварий, обеспечения готовности к ним и ликвидация их последствий.

В республике действует система подготовки и обучения персонала из административных органов в области чрезвычайных ситуаций, а также система обучения персонала опасных установок по безопасным методам работы и правилам поведения в чрезвычайных ситуациях.

В то же время кыргызская сторона сообщает о желательности оказания нам помощи в разработке программы технических семинаров и учебных курсов.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад на Конференции Сторон по Конвенции по трансграничному воздействию промышленных аварий iconДоклад на Конференции Сторон по Конвенции по трансграничному воздействию промышленных аварий
Германии (фао). Начальную стадию подготовки проекта, направленного на «Развитие трансграничного сотрудничества с целью предотвращения...

Доклад на Конференции Сторон по Конвенции по трансграничному воздействию промышленных аварий iconКонвенции о трансграничном воздействии промышленных аварий
Лицо, ответственное за доклад – пожалуйста, предоставьте контактные данные лица, координировавшего подготовку данного доклада

Доклад на Конференции Сторон по Конвенции по трансграничному воздействию промышленных аварий iconДоклад о ходе осуществления конвенции еэк ООН о трансграничном воздействии промышленных аварий
Охватывает вопросы трансграничности, однако национальное законодательство позволяет в случае необходимости заключать двусторонние...

Доклад на Конференции Сторон по Конвенции по трансграничному воздействию промышленных аварий iconОбъединенных наций
Работа по подготовке к вступлению в силу Минаматской конвенции о ртути и к первому совещанию Конференции Сторон: вопросы, которые...

Доклад на Конференции Сторон по Конвенции по трансграничному воздействию промышленных аварий iconОбъединенных наций
Доклад о совместной работе второго совещания Бюро восьмого совещания Конференции Сторон Венской конвенции об охране озонового слоя...

Доклад на Конференции Сторон по Конвенции по трансграничному воздействию промышленных аварий iconОбъединенных наций
Доклад о совместной работе второго совещания Бюро восьмого совещания Конференции Сторон Венской конвенции об охране озонового слоя...

Доклад на Конференции Сторон по Конвенции по трансграничному воздействию промышленных аварий iconСтатья 2 Определения к настоящему Протоколу применяются определения...
За ущерб, причиненный трансграничным воздействием промышленных аварий на трансграничные воды к

Доклад на Конференции Сторон по Конвенции по трансграничному воздействию промышленных аварий iconДоклад на заседании
Об опыте Российской Федерации в области предотвращения, готовности и ответных мер в отношении промышленных аварий

Доклад на Конференции Сторон по Конвенции по трансграничному воздействию промышленных аварий iconОтчет временного Секретариата о ходе выполнения Тегеранской конвенции...
На третьей сессии конференции сторон рамочной конвенции по защите морской среды каспийского моря

Доклад на Конференции Сторон по Конвенции по трансграничному воздействию промышленных аварий iconПрограмма Организации Объединенных Наций по окружающей среде Distr.: General
Вопросы, касающиеся Венской конвенции: доклад девятого совещания Руководителей исследований по озону Сторон Венской конвенции


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru