Скачать 0.98 Mb.
|
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный педагогический университет» (ГОУ ВПО «ВГПУ») «Утверждено» Ректор ВГПУ, ___________ Н.К. Сергеев «____» _________ 201_ г. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 050100 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ утверждено приказом Минобрнауки России от 17 сентября 2009 г. № 337 Магистерская программа «Экономическое образование» ФГОС ВПО утвержден приказом Минобрнауки России от 14 января 2010 г. № 35 Квалификация (степень) выпускника: магистр Нормативный срок освоения программы: 2 года Ответственный за разработку ООП – Сидунова Г.И. Эксперт(ы) ООП ___________________________________ Требования к результатам освоения основной образовательной программы Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): - способностью совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1); - готовностью использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК-2); - способностью к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-3); - способностью формировать ресурсно-информационные базы для решения профессиональных задач (ОК-4); - способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе, в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-5); - готовностью работать с текстами профессиональной направленности на иностранном языке (ОК-6). Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): общепрофессиональными (ОПК): - готовностью осуществлять профессиональную коммуникацию на государственном (русском) и иностранном языках (ОПК-1); - способностью осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру (ОПК-2); в области педагогической деятельности: - способностью применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях (ПК-1); - готовностью использовать современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса (ПК-2); - способностью формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-3); - способностью руководить исследовательской работой обучающихся (ПК-4); в области научно-исследовательской деятельности: - способностью анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5); - готовностью использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач (ПК-6); - готовностью самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки (ПК-7); в области методической деятельности: - готовностью к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях различных типов (ПК-8); - готовностью к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области (ПК-9); в области управленческой деятельности: - готовностью изучать состояние и потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа (ПК-10); - готовностью исследовать, проектировать, организовывать и оценивать реализацию управленческого процесса с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы (ПК-11); - готовностью организовывать командную работу для решения задач развития образовательного учреждения, реализации опытно-экспериментальной работы (ПК-12); - готовностью использовать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении образовательным учреждением, опираясь на отечественный и зарубежный опыт (ПК-13); в области проектной деятельности: - готовностью к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов (ПК-14); - способностью проектировать формы и методы контроля качества образования, а также различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе, на основе информационных технологий и на основе применения зарубежного опыта (ПК-15); - готовностью проектировать новое учебное содержание, технологии и конкретные методики обучения (ПК-16); в области культурно-просветительской деятельности: - способностью изучать и формировать культурные потребности и повышать культурно-образовательный уровень различных групп населения (ПК-17); - готовностью разрабатывать стратегии просветительской деятельности (ПК-18); - способностью разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний и культурных традиций (ПК-19); - готовностью к использованию современных информационно-коммуникационных технологий и СМИ для решения культурно-просветительских задач (ПК-20); - способностью формировать художественно-культурную среду (ПК-21). Выпускник должен обладать следующими специальными компетенциями (СК): - способностью проектировать профессиональную деятельность в соответствии с современными методологическими подходами в экономическом образовании (СК-1); - способностью адаптировать современные достижения экономической науки к образовательному процессу (СК-2); - способностью проектировать содержание предмета в соответствии с целями обучения (СК-3); - способностью использовать активные и интерактивные методы обучения (СК-4); - способностью осуществлять профессиональную деятельность в различных типах школ: общеобразовательных, профильных, образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования (СК-5). Список разработчиков ООП
ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИН АННОТАЦИИ М1.Б.1 «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ» 1. Цели и задачи освоения дисциплины Цели: 1. Анализ современных проблем в науке и образовании, определение перспектив развития экономической науки и образования; 2. Формирование у студентов готовности решать образовательные и профессиональные задачи на основе знания современных проблем науки и образования. Задачи:
- формирование понимания теоретических и методологических основ школьного курса экономики; 2. Место дисциплины в структуре ООП Данная дисциплина входит в общенаучный цикл, и является базовой в учебном плане; опирается на результаты изучения курсов «Философия», «Педагогика», «Психология», «Теория и методика обучения экономики» на ступени бакалавриата и курсов «Методология и методы научного исследования», «Инновационные процессы в образовании» на ступени магистратуры; является основой для освоения дисциплин: «Теоретические основы современной дидактики», «Теория и методика обучения экономики в профильных классах школы», «Актуальные проблемы микроэкономики» «актуальные вопросы экономического и обществоведческого образования в средней школе», организации педагогической практики студентов в различных типах образовательных учреждений. 3. Требования к результатам освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (в соответствии с ФГОС ВПО и ООП): Общекультурных: -способностью совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1); -готовностью использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК-2); -способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе, в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-5); Общепрофессиональных: - способностью осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру (ОПК-2); Профессиональных: - способностью применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях (ПК-1); - способностью анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5); - готовностью самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки (ПК-7); - готовностью к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях различных типов (ПК-8); - готовностью к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области (ПК-9); - готовностью изучать состояние и потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа (ПК-10); - готовностью к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов (ПК-14); Специальных: - способностью проектировать содержание предмета в соответствии с целями обучения (СК-3); - способностью проектировать профессиональную деятельность в соответствии с современными методологическими подходами в экономическом образовании (СК-1). В результате изучения студент должен знать: - современное состояние и основные тенденции, ориентиры развития образования; - современное состояние экономической науки; - проблемы практики преподавания экономики в школе; - сущность комплексно-целевого проектирования в образовании; - теоретические основы организации научно-исследовательской деятельности в сфере образования; - структуру и функции образовательных проектов; - функции и виды мониторинга в сфере образования и международные системы оценки качества образования; - особенности проектирования путей развития общего среднего и профессионального образования. уметь: - проводить анализ проблем науки и образования; - анализировать тенденции развития педагогики, методики обучения обществознанию; - определять перспективные направления научных исследований; - применять полученные знания на практике (при подготовке к преподаванию экономики). - адаптировать современные достижения науки и наукоемких технологий к образовательному процессу; - оценивать инновационные образовательные проекты с точки зрения их эффективности; - сравнивать функциональные возможности различных систем оценки качества образования; владеть: - способностью к анализу и самоанализу; - способами осмысления и критического анализа научной информации; - навыками совершенствования и развития своего научного потенциала; - основными процедурами комплексно-целевого проектирования в образовании; - владеть основами проектирования путей развития образовательной системы. 4. Общая трудоемкость дисциплины и её распределение Количество зачетных единиц - 4, общая трудоёмкость курса в часах – 144 ч.; аудиторных часов – 40 ч., СРС – 104 ч.; изучается в 1и 2 семестрах, форма отчетности - зачет. 5. Краткое содержание дисциплины Политическая экономия. Структура и закономерности развития экономических отношений. Способ производства как социально-экономическая и технико-производственная целостность. Факторы трансформации способов производства. Способы и критерии типологизации экономических систем. Смешанные экономические системы: структура, виды, историческое место. Гуманизация экономического роста. Закономерности глобализации мировой экономики и ее воздействие на функционирование национально-государственных систем. Национальное богатство как результат экономической деятельности общества. Состав, структура и динамика национального богатства. Микроэкономическая теория. Теория потребительского спроса. Теория фирмы. Особенности формирования спроса и предложения на рынках факторов производства. Теория общего экономического равновесия. Теория экономики благосостояния. Макроэкономическая теория. Институциональная и эволюционная экономическая теория. Институциональная структура общества, институты: процессы, структуры, побуждения, правила. Теоретические и методологические основы школьного курса экономики. Развитие нормативно-правовой базы школьного экономического образования. Современный школьный учебник экономики: состояние проблемы, перспективы развития. Образовательные инновации, критерии оценки их эффективности. Образовательные проекты, критерии оценки их эффективности. Мониторинг в образовании как научная проблема. Мониторинг в образовании как сфера практической деятельности. Международные системы оценки качества образования. Интеграция отечественной системы образования с мировым образовательным пространством. Проектирование путей развития общего среднего образования. Проектирование путей развития профессионального образования. 6. Разработчики: Сидунова Г.И., д.э.н., профессор кафедры экономики и менеджмента ГОУ ВПО «ВГПУ» Грачев К.Ю., к. п. н., доцент кафедры педагогики ГОУ ВПО «ВГПУ» |
![]() | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ![]() | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
![]() | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ![]() | |
![]() | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ![]() | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
![]() | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ![]() | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
![]() | Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ![]() | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |