Организация Объединенных Наций A/hrc/27/31 Генеральная Ассамблея




Скачать 486.47 Kb.
НазваниеОрганизация Объединенных Наций A/hrc/27/31 Генеральная Ассамблея
страница1/4
Дата публикации27.02.2015
Размер486.47 Kb.
ТипРеферат
5-bal.ru > Право > Реферат
  1   2   3   4



Организация Объединенных Наций




A/HRC/27/31



Генеральная Ассамблея

Distr.: 

30 June 2014

Russian

Original: 

Совет по правам человека

Двадцать седьмая сессия

Пункты 2 и 3 повестки дня

Ежегодный доклад Верховного комиссара
Организации Объединенных Наций по правам
человека и доклады Управления Верховного
комиссара и Генерального секретаря


Поощрение и защита всех прав человека,
гражданских, политических, экономических,
социальных и культурных прав,
включая право на развитие


Техническое руководство по применению правозащитного подхода к осуществлению
политики и программ сокращения и исключения предотвратимой смертности и заболеваемости
среди детей в возрасте до пяти лет


Доклад Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека

Резюме

Настоящее техническое руководство представляется в соответствии с резолюцией 24/11 Совета по правам человека. Цель технического руководства заключается в оказании государствам и негосударственным субъектам помощи в улучшении осуществления прав ребенка путем предоставления руководящих указаний по снижению уровней смертности и заболеваемости детей в возрасте до 5 лет в соответствии со стандартами в области прав человека. В нем представлены ключевые элементы правозащитного подхода к снижению смертности и заболеваемости среди детей, содержатся руководящие указания по внедрению такого подхода и на конкретном примере показывается, как он может применяться.




Содержание

Пункты Стр.

I. Введение 1–8 3

II. Детская смертность и заболеваемость 9–17 4

III. Правозащитный подход 18–35 5

IV. Оперативное руководство 36–70 9

A. Законодательные меры 42–44 10

B. Руководство и координация 45–48 12

C. Планирование 49–51 13

D. Составление бюджетов 52–56 15

E. Осуществление 57–59 16

F. Мониторинг и оценка 60–63 18

G. Средства правовой защиты и предоставление возмещения 64–67 19

H. Международное сотрудничество 68–70 20

V. Пример, показывающий, как можно добиться снижения уровня
неонатальной смертности 71–94 22

VI. Последующие действия 95–99 26

I. Введение

1. Настоящее техническое руководство представляется Совету по правам человека в соответствии с резолюцией 24/11 от 26 сентября 2013 года, в которой он просил Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека в тесном сотрудничестве со Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) подготовить краткое техническое руководство по применению правозащитного подхода к осуществлению политики и программ сокращения и исключения предотвратимой смертности и заболеваемости среди детей в возрасте до 5 лет.

2. Техническое руководство было подготовлено УВКПЧ в тесном сотрудничестве с ВОЗ и при поддержке внешней консультативной группы экспертов по правам человека и здоровью ребенка. При его подготовке использовался также материал, полученный в результате консультаций с общественностью, и ответы на вербальную записку, распространенную среди государств, национальных правозащитных учреждений и представителей гражданского общества, в которой была запрошена соответствующая информация. Подробная информация содержится по адресу www.ohchr.org/EN/Issues/Children/TechnicalGuidance/Pages/ TechnicalGuidanceIndex.aspx.

3. Несмотря на значительный прогресс, достигнутый за последние годы, уровни смертности и заболеваемости среди детей в возрасте до 5 лет остаются неприемлемо высокими. В 2012 году, согласно оценкам, 6,6 млн. детей умерли, не достигнув пятилетнего возраста1. Более половины этих смертей можно было бы предотвратить2. Кроме того, еще многие миллионы детей ежегодно страдают от болезней и инвалидности. Показатели детской смертности и заболеваемости свидетельствуют о сохраняющемся значительном неравенстве как между странами, так и внутри отдельных стран, обусловленном нищетой, социальным отчуждением, дискриминацией, гендерными нормами и пренебрежением к основным правам человека.

4. Правозащитный подход к сокращению детской смертности и заболеваемости может помочь обратить внимание на потенциальные препятствия, возникающие на пути успешного решения этих проблем, определить круг субъектов, несущих ответственность за проведение соответствующей работы, и обеспечить правовую основу для активизации усилий органов здравоохранения в этой области. Он может также способствовать выявлению групп населения, подвергающихся высокому риску, позволить проанализировать многочисленные пробелы в системах защиты, участия и подотчетности и содействовать нахождению всеобъемлющих и надежных решений3. Правозащитный подход может обеспечить для детей и их семей возможность вести достойный образ жизни.

5. Актуальное значение с точки зрения сокращения детской смертности и заболеваемости имеют многочисленные правозащитные международные договоры, в частности Конвенция о правах ребенка, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Кроме того, важное значение в этой связи имеют также Замечание общего порядка № 15 Комитета по правам ребенка, Замечание общего порядка № 14 Комитета по экономическим, социальным и культурным правам и общая рекомендация 24 Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин.

6. Эти договоры и замечания общего порядка дополняются документами по вопросам детского здоровья, опубликованными ВОЗ, в которых подчеркивается важное значение принятия правозащитного подхода к решению проблем детской смертности и заболеваемости4. Кроме того, первостепенное значение правозащитного подхода к решению проблем детской смертности и заболеваемости было признано в рамках многочисленных глобальных усилий, например таких, как объявление Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций глобальной стратегии охраны здоровья женщин и детей и создание Комиссии по вопросам информации и подотчетности в области охраны здоровья женщин и детей.

7. Главной целью настоящего технического руководства является оказание государствам и негосударственным субъектам помощи в улучшении осуществления права ребенка на здоровье и выживание путем предоставления руководящих указаний по сокращению детской смертности и заболеваемости в соответствии с нормами, стандартами и принципами в области прав человека.

8. Это руководство предназначено в первую очередь для директивных органов здравоохранения, а также имеет важное значение для других секторов, таких как финансовый сектор и сектор образования, и для парламентариев, судебных органов, гражданского общества, органов здравоохранения, национальных правозащитных учреждений, государств-доноров, частного сектора и межправительственных организаций.

II. Детская смертность и заболеваемость

9. Основной причиной детской смертности является небольшое число заболеваний и условий. В глобальных масштабах 43% таких смертей приходится на грудных детей в возрасте от 0 до 28 дней (новорожденных)5 или объясняется в первую очередь осложнениями в результате преждевременных родов, родовой асфиксией и травмой или сепсисом. После первых 28 дней и до пяти лет основными факторами смертности являются инфекционные заболевания, такие как пневмония (22%), диарейные заболевания (15%), малярия (12%) и ВИЧ/СПИД (3%)6. Значительное большинство условий и заболеваний, ведущих к смерти детей в возрасте до пяти лет, можно предотвращать и лечить с помощью затратоэффективных мер.

10. Факторы риска, связанные с основными причинами смерти новорожденных, являются многочисленными и сложными. Они включают последствия беременности и деторождения, такие как кровотечение, повышенное давление, продолжительные и сложные роды и инфекции, а также отсутствие своевременного доступа к квалифицированному уходу во время и после родов.

11. Главными факторами риска, связанными с основными причинами смерти детей в возрасте от одного месяца до пяти лет, являются малый вес новорожденного, отсутствие грудного вскармливания, недоедание, переполненность послеродовых палат, загрязнение воздуха внутри помещений, небезопасные питьевая вода и пища, отсутствие канализации и неадекватная санитарно-гигиеническая практика. В ряде регионов важными факторами риска являются также ВИЧ и малярия.

12. Считается, что недостаточным питанием объясняется 45% смертности детей во всем мире5. Кроме того, с недостаточным питанием также тесно связывается уязвимость к инфекциям и замедленное физическое и умственное развитие.

13. Многие из основных причин смертности детей являются одновременно главными причинами заболеваемости. Наиболее распространенными причинами, по которым дети обращаются к медицинским услугам, являются кашель, диарея и повышенная температура, а самыми распространенными причинами серьезных заболеваний, требующих госпитализации, являются острая пневмония, диарея и малярия. Детская заболеваемость во всем мире зависит также от других инфекций, инвалидности в результате врожденных пороков или преждевременных родов и недостаточного питания.

14. В значительной мере детская заболеваемость объясняется насилием в отношении детей, включая физическое, сексуальное и психологическое насилие, которое имеет место в каждой стране и происходит в различных условиях, в том числе в рамках семьи, в учреждениях и общине7.

15. В рамках подхода к здоровью, основанного на жизненном цикле, признается непрерывность цепи рождение−детство−отрочество−совершеннолетие. Этот подход отражает тот принцип, что от ухода за ребенком в течение первых пяти лет жизни или даже от ухода за матерью до рождения ребенка будет зависеть непосредственное благополучие детей и он будет влиять на их здоровье и развитие в последующие годы8.

16. Таким образом, требуется многостороннее реагирование, охватывающее в том числе более широкие факторы рисков и факторы, определяющие детскую смертность и заболеваемость.

17. Для того чтобы можно было улучшить здоровье детей и достичь более справедливых результатов в области охраны детского здоровья, в контексте такого реагирования должны неизменно учитываться потребности детей и их семей, находящихся в наиболее неблагоприятном и маргинализированном положении в обществе9.

III. Правозащитный подход

18. Правозащитный подход требует уделения систематического внимания целому ряду стандартов и принципов в области прав человека. Этот подход предполагает не только достижение целей и результатов в области защиты прав человека, но и их достижение с использованием партисипативного, инклюзивного, недискриминационного, транспарентного и учитывающего различные факторы процесса.

19. Правозащитный подход к сокращению детской смертности и заболеваемости требует выявления соответствующих носителей обязанностей и правообладателей, которые могли бы воспользоваться мерами по созданию потенциала, необходимого им для того, чтобы выполнять свои обязанности и требовать уважения прав детей, которых они представляют.

20. Международное право прав человека возлагает на государства основные обязанности по решению проблем смертности и заболеваемости среди детей в возрасте до пяти лет в рамках проводимой ими работы по обеспечению права ребенка на наивысший достижимый уровень здоровья и других соответствующих прав. Оно обеспечивает правовую основу для проведения этой работы и для подотчетности в этой сфере. Правозащитный подход требует уделения систематического внимания стандартам и принципам в области прав человека в рамках всех аспектов политики и программ.

21. Правозащитный подход к сокращению детской смертности и заболеваемости требует того, чтобы государства и другие соответствующие заинтересованные стороны, включая национальные правозащитные учреждения и неправительственные организации, принимали на всех уровнях меры по искоренению взаимосвязанных глубинных причин детской смертности и заболеваемости. К таким причинам относятся нищета, недоедание, гендерное неравенство, вредные виды практики, насилие, стигматизация, дискриминация, небезопасные бытовые и внешние условия, отказ в праве на безопасную питьевую воду и санитарно-гигиеническое обеспечение, отказ в праве на здоровье, включая отсутствие доступных, приемлемых по стоимости и соответствующих медицинских услуг и медикаментов, позднее обнаружение детских заболеваний и отказ в праве на образование.

Стандарты и принципы в области прав человека

22. Конвенция по правам ребенка обеспечивает целостную основу для сокращения детской смертности и заболеваемости, поскольку в ней обращается особое внимание на результаты работы системы здравоохранения и медицинские товары и услуги и подчеркивается необходимость работы над факторами, определяющими состояние здоровья.

23. В статье 6 Конвенции о правах ребенка обращается особое внимание на обязанность государств-участников обеспечивать выживание, рост и развитие ребенка, включая физическое развитие детей. В статье 24 признается право ребенка на наивысший достижимый уровень здоровья и конкретно требуется от государств-участников принимать необходимые меры для снижения уровней смертности среди младенцев и детской смертности и обеспечивать предоставление необходимой медицинской помощи и охрану здоровья всех детей.

24. С учетом неделимости, взаимозависимости и взаимосвязанности всех прав человека в рамках правозащитного подхода признается, что осуществление прав ребенка на здоровье и выживание зависит от осуществления других соответствующих прав, включая права на жизнь, недискриминацию, адекватный уровень жизни, воду и санитарно-гигиеническое обеспечение, продовольствие, образование, регистрацию рождений и социальное обеспечение.

25. От государств требуется поэтапно обеспечивать эти права в максимальных рамках имеющихся у них ресурсов и, в случае необходимости, в рамках международного сотрудничества10. Признавая принцип поэтапного осуществления и отмечая трудности, обусловленные ограниченным объемом имеющихся ресурсов, государства несут определенные непосредственные обязанности в связи с правом на здоровье, например обязанность гарантировать, что это право будет осуществляться без какой-либо дискриминации, и обязанность принимать специальные, конкретные и целенаправленные меры по полному осуществлению этого права11.

26. Детская смертность и заболеваемость связаны также с правами женщин и способностью женщин пережить беременность и рождение ребенка, а также независимо принимать решения, касающиеся их репродуктивной жизни и оптимальной практики кормления младенца. Чрезвычайно важное значение для обеспечения принятия эффективных мер борьбы со смертностью среди детей в возрасте до пяти лет имеют инвестиции в охрану здоровья и образование женщин и расширение прав и возможностей наиболее бедных и маргинализированных групп населения, включая женщин12. Настоящее техническое руководство по правозащитному подходу к сокращению предотвратимой заболеваемости и смертности среди матерей может способствовать ориентации работы в этой области13.

27. Правозащитный подход требует от государств сосредоточить внимания на усилиях, направленных на сокращение детской смертности и заболеваемости среди маргинализированных групп детей и детей, живущих в районах с недостаточно развитыми структурами обслуживания, и принять все соответствующие меры для обеспечения равенства и защиты детей от дискриминации. Дискриминация в законе и на практике является важным фактором, который в значительной степени определяет уровень детской смертности и заболеваемости среди наиболее маргинализированных групп, непропорционально сильно страдающих от смертности и заболеваемости14. Запрещается дискриминация по признакам расы ребенка, родителя или законного опекуна, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, а также по другим признакам15. Несоразмерная уязвимость и плохое состояние здоровья некоторых групп детей могут иметь место также без связи с запрещенными признаками дискриминации16. Основными условиями выявления условий, при которых имеет место дискриминация, и определения тех групп детей, которые не пользуются своими правами на здоровье и выживание, а также способов принятия мер по исправлению положения, являются сбор, анализ, распространение и использование дезагрегированных данных.

28. Права человека предусматривают правовой императив участия: для того чтобы выполнить свои обязательства в отношении прав человека, государства должны обеспечить участие заинтересованных сторон в определении приоритетов и разработке, осуществлении, мониторинге и оценке политики/программ, а также в работе механизмов подотчетности. Это включает обеспечение наличия институциональных механизмов, которые обеспечивают возможность участия населения; гарантирование того, что право на участие имеют сегменты населения, включая наиболее маргинализированные; и создание в связи с обеспечением участия функциональных независимых механизмов подотчетности.

29. Участие требует от государств создания благоприятной обстановки для участия граждан и укрепления потенциала для обеспечения того, чтобы носители обязанностей могли выполнять свои обязанности, а правообладатели располагали знаниями, позволяющими им требовать осуществления их прав. Участие должно рассматриваться как фактор, формирующий критическое сознание, а процесс принятия решений как основа активной гражданской позиции17. В случае подростков такие меры по созданию потенциала могут быть ориентированы на лиц, осуществляющих уход за ними.

30. В контексте решения проблемы смертности и заболеваемости среди детей в возрасте до пяти лет участие означает обеспечение для родителей детей или других их представителей доступа ко всей соответствующей и необходимой информации, с тем чтобы они могли со знанием дела судить о состоянии здоровья ребенка и мерах, которые можно было бы принять, а также осознанно участвовать в процессах принятия решений, влияющих на выживание и здоровье их детей.

31. Во всех действиях, затрагивающих детей, в том числе касающихся их здоровья, должны учитываться и приниматься во внимание в качестве главного фактора наилучшие интересы ребенка, и эти же интересы должны предопределять решения по различным вопросам − от вариантов индивидуального лечения и до политики и нормативных основ. Для этого требуется, чтобы государства поставили интересы детей в центр всех решений, влияющих на их здоровье и выживание, в том числе решений о выделении ресурсов и разработке и осуществлении политики и мероприятий, влияющих на факторы, от которых зависит здоровье.

32. Центральным элементом действий, направленных на решение проблем смертности и заболеваемости детей в возрасте до пяти лет, является обеспечение подотчетности. Для обеспечения подотчетности требуются многочисленные − административные, социальные, политические и законодательные − формы мониторинга, рассмотрения, надзора и устранения несправедливости. Государства обязаны обеспечить, чтобы соответствующие государственные органы и поставщики услуг несли ответственность за соблюдение наивысших возможных стандартов здоровья детей и здравоохранения. Это, например, означает обеспечение того, чтобы пользователи услугами здравоохранения могли сообщать об истощении запасов важнейших лекарственных средств в дополнение к обеспечению наличия процедур расследования случаев смерти, которые можно было предотвратить. Государства обязаны обеспечить наличие функциональных и доступных механизмов обеспечения подотчетности, с тем чтобы можно было заставлять всех носителей обязанностей держать ответ и принимать меры в отношении как индивидуального, так и структурного характера любых нарушений прав детей и любого вреда, причиненного дискриминацией в области осуществления прав детей, связанных со здоровьем18.

33. Правозащитный подход к здоровью требует от государств обеспечивать наличие, доступность, разумную стоимость, приемлемость и качество учреждений, товаров и услуг в сфере здравоохранения, а также устранять такие предопределяющие факторы как нищета, плохое образование и отсутствие доступа к другим социальным услугам19. Чрезвычайно важное значение имеет наличие хорошо развитой и доступной системы здравоохранения, характерной чертой которой является учет всех принципов правозащитного подхода, благодаря чему дети и ухаживающие за ними лица получают доступ к информации и услугам и товарам, имеющимся в сфере здравоохранения. Аналогичным образом для улучшения параметров, предопределяющих здоровье населения, требуется взаимодействие между государственными секторами.

34. Государство несет главную ответственность за обеспечение прав человека в связи со здоровьем и выживанием детей и, кроме того, обязано обеспечивать, чтобы негосударственные субъекты, включая отдельных лиц, не подрывали пользование любым ребенком его правом на здоровье или правами человека. Наряду со своей обязанностью обеспечить недискриминационный доступ детей к высококачественным услугам по линии здравоохранения и другим соответствующим услугам, являющимся социально и культурно приемлемыми, государство призвано играть чрезвычайно важную роль − и обязано делать это в соответствии с международным правом прав человека − в деле информирования населения о надлежащих действиях по обеспечению ухода в интересах охраны детского здоровья20.

35. В недавно выпущенном докладе для Совета по правам человека был указан ряд важнейших мер по эффективному решению проблемы смертности среди детей в возрасте до пяти лет с использованием правозащитного подхода21. Эти меры включают обеспечение благоприятных правовых и политических условий, расширение доступа к профилактическим медицинским мероприятиям, услугам и жизненно необходимым лекарствам, расширение доступа к услугам по линии комплексной борьбы с детскими заболеваниями на общинном и других уровнях и создание доступных, транспарентных и эффективных механизмов мониторинга и подотчетности.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Организация Объединенных Наций A/hrc/27/31 Генеральная Ассамблея iconОрганизация Объединенных Наций A/hrc/27/37 Генеральная Ассамблея
Доклад Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека

Организация Объединенных Наций A/hrc/27/31 Генеральная Ассамблея iconОрганизация Объединенных Наций A/hrc/24/29 Генеральная Ассамблея
Сотрудничество с Организацией Объединенных Наций, ее представителями и механизмами в области прав человека

Организация Объединенных Наций A/hrc/27/31 Генеральная Ассамблея iconОрганизация Объединенных Наций A/hrc/27/34 Генеральная Ассамблея
Доклад Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека

Организация Объединенных Наций A/hrc/27/31 Генеральная Ассамблея iconОрганизация Объединенных Наций A/hrc/26/22 Генеральная Ассамблея
Доклад Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека

Организация Объединенных Наций A/hrc/27/31 Генеральная Ассамблея iconОрганизация Объединенных Наций A/hrc/25/29 Генеральная Ассамблея
Доклад Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека

Организация Объединенных Наций A/hrc/27/31 Генеральная Ассамблея iconОрганизация Объединенных Наций A/hrc/25/42 Генеральная Ассамблея
Объединенных Наций по поддержке в Ливии с целью удовлетворения таких потребностей в сотрудничестве с правительством Ливии, гражданским...

Организация Объединенных Наций A/hrc/27/31 Генеральная Ассамблея iconОрганизация Объединенных Наций A/hrc/ Генеральная Ассамблея Distr.:  Russian Original: 
Совет просил Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека обновить доклад Управления Верховного комиссара...

Организация Объединенных Наций A/hrc/27/31 Генеральная Ассамблея iconОрганизация Объединенных Наций A/hrc/28/20 Генеральная Ассамблея
Доклад Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека по вопросу о правах человека на Кипре

Организация Объединенных Наций A/hrc/27/31 Генеральная Ассамблея iconОрганизация Объединенных Наций A/hrc/25/21 Генеральная Ассамблея
Доклад Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека по вопросу о правах человека на Кипре

Организация Объединенных Наций A/hrc/27/31 Генеральная Ассамблея iconОрганизация Объединенных Наций A/hrc/25/44 Генеральная Ассамблея
Доклад Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека о положении в области прав человека в Гвинее*


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru