Организация Объединенных Наций A/hrc/27/37 Генеральная Ассамблея




Скачать 412.77 Kb.
НазваниеОрганизация Объединенных Наций A/hrc/27/37 Генеральная Ассамблея
страница1/4
Дата публикации23.02.2015
Размер412.77 Kb.
ТипРеферат
5-bal.ru > Право > Реферат
  1   2   3   4



Организация Объединенных Наций




A/HRC/27/37



Генеральная Ассамблея

Distr.: 

30 June 2014

Russian

Original: 

Совет по правам человека

Двадцать седьмая сессия

Пункты 2 и 3 повестки дня

Ежегодный доклад Верховного Комиссара
Организации Объединенных Наций по правам
человека и доклады Управления Верховного
комиссара и Генерального секретаря


Поощрение и защита всех прав человека,
гражданских, политических, экономических,
социальных и культурных прав,
включая право на развитие


Право на неприкосновенность личной жизни в цифровой век

Доклад Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека

Резюме

В своей резолюции 68/167 Генеральная Ассамблея просила Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека предоставить Совету по правам человека на его двадцать седьмой сессии и Генеральной Ассамблее на ее шестьдесят девятой сессии доклад о защите и поощрения права на неприкосновенность личной жизни в контексте национального и экстерриториального слежения за цифровыми сообщениями и/или их перехвата и сбора личных данных, в том числе в массовом масштабе, с мнениями и рекомендациями, которые будут рассмотрены государствами-членами. Настоящий доклад представляется во исполнение этой просьбы. Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека также представит доклад Генеральной Ассамблее на ее шестьдесят девятой сессии в ответ на ее просьбу.




Содержание

Пункты Стр.

I. Введение 1−6 3

II. Основы и методология 7−11 4

III. Вопросы, касающиеся права на неприкосновенность частной жизни
в цифровой век 12−41 5

A. Право на защиту от произвольного или незаконного
вмешательства в личную и семейную жизнь, посягательства
на неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции 15−27 6

B. Защита закона 28−30 11

C. Кто и где находится под защитой? 31−36 13

D. Процессуальные гарантии и эффективный надзор 37−38 15

E. Право на эффективное средство правовой защиты 39−41 16

IV. Какая роль отведена бизнесу? 42−46 17

V. Выводы и рекомендации 47−51 19

I. Введение

1. Цифровые коммуникационные технологии, такие как Интернет, мобильные смартфоны и устройства с поддержкой WiFi, стали частью повседневной жизни. Значительно усовершенствовав доступ к информации и обмену данными в режиме реального времени, новые средства связи расширяют свободу выражения мнений, упрощают глобальные дискуссии и поощряют демократические формы участия в жизни общества. Эти могущественные технологии, усиливающие голоса правозащитников и вооружающие их новыми способами доказательства и выявления нарушений, способны содействовать лучшему осуществлению прав человека. Сегодня, когда сетевое общение занимает как никогда важное место в жизни современного человека, Интернет становится повсеместным и все более личным пространством.

2. В цифровую эпоху коммуникационные технологии также расширили возможности правительств, компаний и отдельных лиц осуществлять слежение, перехват и сбор данных. Как отметил Специальный докладчик по вопросу о поощрении и защите права на свободу мнений и их свободное выражение, технологические достижения снимают ограничения с возможностей государства по осуществлению слежения с точки зрения охвата или продолжительности. Снижение стоимости технологий и хранения данных устраняет финансовые или практические препятствия к осуществлению слежения. В настоящее время государство обладает большими, чем когда-либо, возможностями осуществления одновременного, интрузивного, адресного или широкомасштабного слежения1. Другими словами, технологические платформы, от которых все больше зависит мировая политическая, экономическая и общественная жизнь, не только подвержены массовому электронному слежению, но и фактически могут его стимулировать.

3. Информация о систематическом использовании в разных странах такой подверженности цифровых коммуникационных технологий электронному слежению и перехвату вызывает большую тревогу. Как показывают многочисленные примеры открытого или тайного наблюдения с использованием цифровых технологий во всем мире, сплошное слежение со стороны государства из исключительной меры перерастает в опасную привычку. Сообщалось о случаях, когда правительства под угрозой закрытия телекоммуникационных и других компаний беспроводной связи требовали от них предоставления прямого доступа к коммуникационному трафику, возможности осуществлять прослушивание оптоволоконных сетей и систематически получать полную информацию о клиентах и сотрудниках. Поступают сообщения о том, что в некоторых странах наблюдение за телекоммуникационными системами используется для слежки за представителями политической оппозиции и/или диссидентами. Утверждается, что власти некоторых государств регулярно записывают все телефонные разговоры и сохраняют их для анализа и что правительства стран, принимающих глобальные мероприятия, отслеживают коммуникации во время таких событий. В одной из стран власти якобы требуют оснащать всех продаваемые в стране компьютеры фильтрующим программным обеспечением, которое может иметь и иное назначение как средство слежения. Согласно утверждениям, передовые средства цифрового слежения в настоящее время разрабатываются даже негосударственными субъектами. Технологии массового слежения сегодня выходят на мировой рынок, повышая тем самым риск того, что цифровое наблюдение выйдет из-под правительственного контроля.

4. Дополнительную тревогу вызывает появление в 2013 и 2014 годах сообщений, о том, что Агентство национальной безопасности Соединенных Штатов Америки совместно с Центром правительственной связи Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии разработали технологии, позволяющие получить доступ практически ко всему мировому интернет-трафику, спискам телефонных звонков в США, электронным адресным книгам отдельных лиц и огромным объемам другой цифровой информации. Эти новые средства, как утверждается, были развернуты при помощи транснациональной сети с использованием стратегических партнерств разведслужб обоих государств, рычагов регулирования деятельности частных компаний и коммерческих контрактов.

5. Реагируя на обеспокоенность государств-членов и других заинтересованных сторон по поводу негативного влияния практики слежения на права человека, в декабре 2013 года Генеральная Ассамблея без голосования приняла резолюцию 68/167 о праве на неприкосновенность личной жизни в эпоху цифровых технологий. В этой резолюции, поддержанной 57 государствами-членами, Ассамблея подтверждает, что те же права, которые человек имеет в оффлайновой среде, должны также защищаться и в онлайновой среде, и призывает уважать и защищать право на неприкосновенность личной жизни в контексте цифровой коммуникации. Она также призывает все государства провести обзор своих процедур, практики и законодательства, касающихся слежения за сообщениями, их перехвата и сбора личных данных, в целях защиты права на неприкосновенность личной жизни путем обеспечения полного и эффективного выполнения всех их обязательств по международному праву прав человека.

6. Также в резолюции 68/167 Генеральная Ассамблея просит Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека предоставить Совету по правам человека на его двадцать седьмой сессии и Генеральной Ассамблее на ее шестьдесят девятой сессии доклад о защите и поощрении права на неприкосновенность личной жизни в контексте национального и экстерриториального слежения за цифровыми сообщениями и/или их перехвата и сбора личных данных, в том числе в массовом масштабе, с мнениями и рекомендациями, которые будут рассмотрены государствами-членами. Настоящий доклад представляется во исполнение этой просьбы. В соответствии с просьбой, содержащейся в резолюции 68/167, Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека (УВКПЧ) также представит доклад Генеральной Ассамблее на ее шестьдесят девятой сессии.

II. Основы и методология

7. В связи с резолюцией 68/167 УВКПЧ приняло участие в ряде мероприятий и осуществляло сбор информации из широкого круга источников. Верховный комиссар 24 февраля 2014 года выступила с основным докладом на семинаре экспертов по теме "Право на неприкосновенность частной жизни в эпоху цифровых технологий", который был совместно организован Австрией, Бразилией, Германией, Лихтенштейном, Мексикой, Норвегией и Швейцарией при содействии Женевской академии международного гуманитарного права и прав человека.

8. С ноября 2013 года по март 2014 года УВКПЧ совместно с Университетом Организации Объединенных Наций участвовало в осуществлении исследовательского проекта, касающегося применения международного права прав человека к национальным режимам регламентации практики цифрового слежения со стороны государственных органов. УВКПЧ благодарит Университет и высоко ценит его весомый вклад в подготовку настоящего доклада путем проведения исследовательского проекта.

9. В рамках открытого процесса консультаций 27 февраля 2014 года УВКПЧ направило вопросник в адрес государств-членов через их постоянные представительства в Женеве и Нью-Йорке, международных и региональных организаций, национальных правозащитных учреждений, неправительственных организаций и коммерческих предприятий. В вопроснике УВКПЧ предложило им высказаться по вопросам, поднятым в резолюции 68/167 Генеральной Ассамблеи. На сайте УВКПЧ был создан специальный раздел, где можно ознакомиться с вопросником и ответами на него и дополнительно выразить свои мнения. Материалы были получены от 29 государств-членов из всех регионов, пяти международных и/или региональных организаций, трех национальных правозащитных учреждений, 16 неправительственных организаций и двух инициатив частного сектора2.

10. Во многих полученных материалах содержится подробный анализ действующих законодательных норм и других мер, призванных обеспечить уважение и защиту права на неприкосновенность личной жизни в эпоху цифровых технологий, а также инициатив, нацеленных на создание и осуществление процессуальных гарантий и эффективного надзора. В некоторых ответах отмечаются проблемы, возникающие в ходе осуществления права на неприкосновенность частной жизни в эпоху цифровых технологий, и предлагаются инициативы на международном уровне. В частности, Комитету по правам человека предлагается обновить соответствующие замечания общего порядка, в особенности по статье 17 Международного пакта о гражданских и политических правах; Совету по правам человека рекомендуется учредить мандат специальных процедур по вопросу о праве на неприкосновенность частной жизни и/или вовлечь уже действующих мандатариев в совместные или индивидуальные инициативы по решению вопросов, относящихся к праву на неприкосновенность частной жизни в контексте цифрового слежения и разработать руководство по надлежащей практике.

11. В соответствии с просьбой, изложенной в резолюции 68/167 Генеральной Ассамблеи, в настоящем докладе приводятся соображения и рекомендации на основе оценки информации, имевшейся на момент подготовки проекта, с привлечением большого объема сведений из различных полученных материалов.

III. Вопросы, касающиеся права на неприкосновенность частной жизни в цифровой век

12. Как было отмечено Генеральной Ассамблеей в резолюции 68/167, международное право прав человека предусматривает универсальную основу, в соответствии с которой должно оцениваться любое посягательство на право на неприкосновенность личной жизни. Согласно статье 12 Всеобщей декларации прав человека, "никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств". Статья 17 Международного пакта о гражданских и политических правах, на сегодняшний день ратифицированного 167 странами, определяет, что "никто не может подвергаться произвольному или незаконному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным или незаконным посягательствам на неприкосновенность его жилища или тайну его корреспонденции или незаконным посягательствам на его честь и репутацию". Далее в ней сказано, что "каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств".

13. Сходные положения содержатся в других международных договорах о правах человека. Право каждого человека на неприкосновенность частной и семейной жизни, жилища, тайну корреспонденции или право на признание и уважение достоинства, личной неприкосновенности или репутации также предусматривается законодательством на региональном и национальном уровнях. Поэтому можно говорить об универсальном признании де-юре и де-факто основополагающей важности и непреходящей ценности права на неприкосновенность частной жизни и необходимости гарантировать его соблюдение.

14. Хотя настоящий доклад посвящен праву на неприкосновенность частной жизни, необходимо сказать о том, что массовое слежение, перехват электронно-цифровых коммуникаций и сбор личных данных могут сказываться и на осуществлении других прав. К ним относятся право на свободу убеждений и их свободное выражение, право искать, получать и распространять информацию; право на свободу мирных собраний и свободу ассоциации; право на семейную жизнь, которые тесно связаны с правом на неприкосновенность частной жизни и все больше осуществляются посредством электронных средств информации. Практикой цифрового слежения также могут затрагиваться и другие права, например право на здоровье, скажем, если человек воздерживается от получения или сообщения деликатной информации, касающейся состояния здоровья, опасаясь, что из-за этого может быть утрачена ее анонимность. Есть веские основания полагать, что цифровые технологии уже использовались для сбора информации, которая впоследствии привела к актам пыток и других видов жестокого обращения. Имеются сообщения о том, что анализ метаданных, полученных посредством электронного наблюдения, использовался для установления местонахождения лиц и объектов, ставших мишенями смертоносных нападений с использованием беспилотных летательных аппаратов. Подобные нападения все так же вызывают серьезную обеспокоенность по поводу соблюдения международного права прав человека и гуманитарного права, а также ответственности за эти нарушения. Взаимосвязь между массовым слежением и такими другими видами воздействия на права человека, выходящими за рамки настоящего доклада, заслуживает дальнейшего рассмотрения.

А. Право на защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную и семейную жизнь, посягательства на неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции

15. В некоторых материалах подчеркивается, что отслеживание данных, передаваемых по электронным каналам связи, может быть необходимой и эффективной мерой, принимаемой в законных интересах обеспечения правопорядка или национальной безопасности, когда оно осуществляется в соответствии с законом, в том числе международным правом прав человека. Однако сообщения о массовом цифровом слежении порождают вопросы о том, насколько такие меры соответствуют международно-правовым стандартам и не требуется ли укрепить гарантии законности при отслеживании этой информации в целях защиты от нарушений прав человека. В частности, меры по слежению не должны приводить к произвольному или незаконному вмешательству в частную и семейную жизнь человека, нарушать неприкосновенность его жилища или раскрывать тайну его корреспонденции; правительства должны принять специальные меры по обеспечению защиты закона от такого вмешательства.

16. Как показал обзор различных ответов, решение этих вопросов требует оценки того, что представляет собой вмешательство в частную жизнь в контексте цифровых коммуникаций; определения значения терминов "произвольный и незаконный"; понимания того, чьи права защищаются международным правом прав человека и когда. В разделах ниже рассматриваются вопросы, которые были затронуты в различных ответах.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Организация Объединенных Наций A/hrc/27/37 Генеральная Ассамблея iconОрганизация Объединенных Наций A/hrc/24/29 Генеральная Ассамблея
Сотрудничество с Организацией Объединенных Наций, ее представителями и механизмами в области прав человека

Организация Объединенных Наций A/hrc/27/37 Генеральная Ассамблея iconОрганизация Объединенных Наций A/hrc/27/31 Генеральная Ассамблея
Доклад Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека

Организация Объединенных Наций A/hrc/27/37 Генеральная Ассамблея iconОрганизация Объединенных Наций A/hrc/27/34 Генеральная Ассамблея
Доклад Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека

Организация Объединенных Наций A/hrc/27/37 Генеральная Ассамблея iconОрганизация Объединенных Наций A/hrc/26/22 Генеральная Ассамблея
Доклад Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека

Организация Объединенных Наций A/hrc/27/37 Генеральная Ассамблея iconОрганизация Объединенных Наций A/hrc/25/29 Генеральная Ассамблея
Доклад Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека

Организация Объединенных Наций A/hrc/27/37 Генеральная Ассамблея iconОрганизация Объединенных Наций A/hrc/25/42 Генеральная Ассамблея
Объединенных Наций по поддержке в Ливии с целью удовлетворения таких потребностей в сотрудничестве с правительством Ливии, гражданским...

Организация Объединенных Наций A/hrc/27/37 Генеральная Ассамблея iconОрганизация Объединенных Наций A/hrc/ Генеральная Ассамблея Distr.:  Russian Original: 
Совет просил Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека обновить доклад Управления Верховного комиссара...

Организация Объединенных Наций A/hrc/27/37 Генеральная Ассамблея iconОрганизация Объединенных Наций A/hrc/28/20 Генеральная Ассамблея
Доклад Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека по вопросу о правах человека на Кипре

Организация Объединенных Наций A/hrc/27/37 Генеральная Ассамблея iconОрганизация Объединенных Наций A/hrc/25/21 Генеральная Ассамблея
Доклад Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека по вопросу о правах человека на Кипре

Организация Объединенных Наций A/hrc/27/37 Генеральная Ассамблея iconОрганизация Объединенных Наций A/hrc/25/44 Генеральная Ассамблея
Доклад Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека о положении в области прав человека в Гвинее*


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru