Образ Бирюка в рассказе И. С. Тургенева




Скачать 249.61 Kb.
НазваниеОбраз Бирюка в рассказе И. С. Тургенева
Дата публикации30.09.2013
Размер249.61 Kb.
ТипУрок
5-bal.ru > Авто-обзор > Урок
Тема: Образ Бирюка в рассказе И.С. Тургенева.

Цель урока: Раскрыть через образ лесника Фомы, по прозвищу Бирюк, противоречия крепостнических отношений; показать нравственную силу героя, остановиться на художественных средствах изображения главного героя.

Ход урока: I. Организационный момент

II. Повторение пройденного. Викторина.

III. Слово учителя

IV. Словарная работа

V. Чтение

VI. Обобщение

VII. Заключение

Прежде чем начать новую тему повторим быстренько пройденный материал: 1) Когда родился И.С. Тургенев?

2) Сколько лет было Тургеневу, когда он приехал в Москву?

3) Когда он поступил в МГУ?

4) Когда вышел в свет «Записки охотника»?

5) В какие годы он жил в Спасском-Лутовинове?

6) В каком журнале и каком году были напечатаны «Записки охотника»?

III. С большой наблюдательностью и любовью написан самый короткий рассказ «Бирюк». Это один из лучших рассказов, сочетающих глубину содержания с совершенством формы, показывающих умение писателя подчинить все компоненты рассказа, все свои художественные приемы единой творческой задаче.

IV. Словарная работа.

На беговых дрожках – легкая открытая коляска.

Покромка – женский пояс, выстриженный из продольного края ткани.

Прозеваю –пропущу.

Кушак – пояс, чаще широкий.

Бирюк – человек одинокий угрюмый.

Взыщут - обвинят, накажут.

V. Чтение.

VI. Обобщение.

  1. Кто такой Бирюк?

  2. Какую сцену из рассказа вы считаете самой интересной?

  3. Почему Бирюк так поступил? Испугался ли угроз барина или просто пожалел вора.

  4. Возможно лесник пользуется своим положением (берет взятки). Это не так.

  5. Понравился ли рассказ?

  6. Каково мнение о нем окружающих?

  7. Как ведет себя виновный?

  8. Объясните поступки пойманного мужика и Бирюка в последнем эпизоде.

VII. Заключение. Домашнее задание – описать обстановку, в которой живет лесник.

Тема: Подготовка к сочинению «Бурундук»

Эпиграф:

«… только любовью,

держится и движется

жизнь».

И.С. Тургенев

Цели: I. Учебно-познавательные:

  1. Закрепить второстепенные члены предложения;

  2. Повторить совершенные и несовершенные виды глагола.

II. Интеллектуально-развивающие:

  1. Развивать умение наблюдать лингвистический материал, самостоятельно находить в тексте нужный материал к сочинению;

  2. Развивать творческий подход.

III. Воспитательная:

Прививать любовь к родной природе.

Учебный материал:

  1. Текст «Ежик» (По Ю. Збанацкому)

  2. Эпиграф

  3. Толковый словарь русского языка (С.Ю. Ожегов, Н.Ю. Шведова).

  4. Энциклопедия «Живой мир».

I.Организационная часть. Знакомство.

II. Выразительное чтение текста учителем,затем учащимися.

2. Словарная работа:

Встопорщенный еж – еж топорщит иглы

Копошился – медленно шевелился, делая что-нибудь.

Насупленные (брови) – нахмурить (турдэhиннэрии)

Подрядился снабжать – взялся.

3. Определите тему текста.

- рассказывается о том, как ежик хозяйничал.

4. Определите тип текста: повествование.

5. основная мысль текста: любовь к маленькому ежику. Автор восхищается трудолюбием ежика. Выражает любовь к живому миру.

6. Микротемы текста. Составление плана.

План: 1. Шорох в кустах.

2. Как ежик хозяйничал.

3. На следующий день.

7. Разбор предложения по членам. Перепишите 1-е предложение и разберите по членам.

На рассвете неподалеку от меня кто-то зашелестел листьями. (Простое, повест., раскр., полное, невосклиц., двусост.).

8. Какие предложения употребляются в тексте простые или сложные? (Простые).

9. Почему автор употребляет именно простые предложения? Потому что хочет показать быструю смену действий.

10. Перепишите в тетрадь глаголы совершенного вида (что сделать?). II абзац.

- Пробежался, вышел, отправился, вернулся, направился, взглянул, пришел, подошел, фыркнул, пригласил полакомиться.

Вывод: Глаголы сов. Вида показывают быстрые, мгновенные действия.

11. Найдите в тексте метафоры.

Метафора – свойства одного предмета или явления переносятся на другие по сходству.

(зеленоватые) шарики – ягодки, семена.

(лесные) грушки – шишки.

Тайник – норка.

12. Почему автор употребляет в речи метафоры? (Метафоры делают речь яркой и образной).

13. Разбор слова по составу.

а) Глазками --- глаза

б) Почему автор пишет «глазками», а не «глазами»? В чем разница?.

У ежика маленькие глаза, его глаза красивые, …

к - уменьшительно-ласкательный суффикс.

Найдите в тексте обстоятельства места и времени.

Шагах в двух, совсем близко, немного погодя, скоро, долго, на рассвете, неподаоеку.

14. Как писатель добивается того, что мы как бы наблюдаем вместе с ним, чувствуем его внимательный взгляд и добрую улыбку? Приведите примеры с текста. (Неподалеку от меня, шагах в двух от меня, глядел на меня, взглянул на меня, подошел близко ко мне).

- Употребляется в тексте личное местоимение я.

15. Спишите в тетрадь вступление и заключение текста.

III. Домашнее задание. Написать сочинение по аналогии на тему «Бурундук».

IV. Заключение.


Тема: Чиновники города N.

Цели: - сформулировать «своевременные мысли» и вопросы о логической связи деятельности чиновников и благополучной жизни города;

- пробудить детей к самостоятельному анализу образов чиновников в комедии, обратить внимание на художественные детали, использованные автором;

- выйти на уровень философского обобщения умения, читать между строк, попытаться открыть личностный, глубинный смысл гоголевского произведения.

Эпиграф к уроку: « В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал и за одним разом посмеяться над всем».

Н.В. Гоголь

Ход урока: I. Организационный момент. Здравствуйте. Сегодня у нас урок русской литературы. Мы поговорим о комедии Н.В. Гоголя – гениального писателя громко заявившего о себе в 1831 году своим первым произведением «Вечера на хуторе близ Диканьки». Этот сборник включает в себя 8 повестей. Все они читаются с интересом.

Н.В. Гоголь родился 1 апреля 1809 года. Мы с ним знакомились как с автором комедии «Ревизор».

II. Основная часть. Слово учителя.

Учебная ситуация «Город».

Действие комедии происходит в небольшом уездном городке название которому Гоголь не дает. Неопределенное местоположение города, откуда «хоть три года скачи, ни до какого государства не доскачешь», придает ему условность, позволяет отразить в нем все социальные пороки николаевской России, достичь большой степени обобщения всех пороков. Именно поэтому Хлестаков говорит об этом городе: «Какой северный городишко!»

«Собирание» всех известный сведений о городе путем фронтальной работы.

Вопрос к классу:

  1. Где происходит действие комедии?

  2. Почему у этого города нет названия?

  3. Что нам известно об этом городке?

  4. Какую характеристику ему дает городничий и Хлестаков?

  5. О жизни каких заведений города N мы узнаем из комедии?

Чиновники.

И так постепенно мы вникаем в основную мысль комедии.

Тема: Чиновники

  1. Во главе каждого заведения стоят чиновники. Кто такие чиновники и какова их роль в городе? По словарю Ожегова слово «чиновник - государственный служащий, имеющий чин, служебное звание».

Действительно, чиновники – это «виновники» всех событий, происходящих в городе, а также «виновники» нашего сегодняшнего урока. Об образе города и состоянии дел в различных учреждениях мы можем судить по поступкам, поведению и душевным качествам тех, кто управляет, организует жизнь города. В комедии Гоголя представлены чиновники всех основных ведомств уездного города начала XIX века. Интересно, что чиновники на протяжении практически всего действия комедии держатся вместе.

Как вы считаете, почему? Что их связывает? (общие грешки и страх перед ревизором). Они разъединяются только в сценах предложения взяток Хлестакову. Мы сегодня разъединим их второй раз.

  1. На доске прикреплены карточки с фамилиями чиновников из комедии (Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, Артемий Филиппович Земляника, Лука Лукич Хлопов, Иван Кузьмич Шпекин).

И так, ребята, на доске прикреплены карточки с фамилиями из комедии. Вы выбираете из цилиндра свернутые «записочки» на которых написаны детали портрета, реплики, характеризующие того или иного чиновника. Задача каждого из вас найти хозяина художественной детали и прикрепить свои листки на доску под фамилией того чиновника, образ которого она создает. Затем к доске выходят все и проверяют правильность выполнения задания, и каждый из них, соединяя детали, выстраивает собственную характеристику чиновника.

Цитаты определения из «записочек», характеризующие героев.

Антон Антонович Дмухановский

«Говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало». «Помилуйте, не погубите! Жена, дети маленькие, не сделайте несчастным человека». «Купцов постоем заморил, хоть в петлю полезай». В немой сцене он стоит посередине в виде столба с распростертыми руками и закинутою назад головой. Женат, имеет взрослую дочь.

Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин

«Человек, прочитавший пять или шесть книг». Берет взятки борзыми щенками, в бога не верует, в церковь не ходит. Судья, коллежский асессор.

Артемий Филиппович Земляника

У него было пять детей: Николай, Иван, Елизавета, Мария и Перепетуя.

«Совершенная свинья в ермолке».

Лука Лукич Хлопов

Робеет перед дверями комнаты Хлестакова, весь дрожит и не может выговорить слова, а затем летит бегом из комнаты. Смотритель училищ. Имеет чин титулярного советника. Один из его подчиненных «никак гне может обойтись без того, чтобы, взошедши на кафедру, не сделать гримасу.

Иван Кузьмич Шпекин

«Простодушный до наивности человек». «Точь-в-точь департаментский сторож Михеев, должно быть, также, подлец, пьет горькую». Совершенно ничего не делает: все дела в большом запущении, посылки задерживает. В разговоре с Хлестаковым все время повторяет фразу: «Так точно-с». Почтмейстер, надворный советник.

Возвращаемся к эпиграфу.

Читаем эпиграф к уроку, затем ученики письменно на небольшом листке бумаги самостоятельно отвечают на вопрос:»О чем грустит Гоголь?». После этой работы вы познакомитесь с точками зрения своих одноклассников. Приведем примерные ответы учащихся

Заключение

. Вывод: Что мы узнали на этом уроке?

Гоголь смеется над ними от всей души, потому что все их планы, важничанье и спесь ни к чему не приведут. Юмор Гоголя не злой, а наказание, которому подвергаются.

Заключение урока.

Написать сочинение «Каким я хочу видеть свой душевный город?»,

«Мой душевный город».

Например я сейчас прочту пример. Вы должны написать похожее на это.

«Мой душевный город должен быть маленьким уютным мирком, в котом я бы чувствовала себя спокойно. Из него изгнаны все враги-страсти, а управляет им неподкупная и строгая старушка совесть. В ее подчинении находятся разные заведения города: картинная галерея, библиотека, школа, больница, храм. В моем городе царствуют только добрые и прекрасные чувства. В библиотеке я встречаюсь с Трудолюбием и Интеллектом. В трудные минуты на помощь мне приходят Терпимость, Вера и Сострадания, мои душевные раны залечивают Любовь и Забота.

И самым важным мне кажется, то что город не стоит один-одинешенек, а постоянно ищет другие похожие на него, создавая содружество городов – душ».

И в заключении я хочу сказать: Не место красит человека, а человек место. Итак на этом урок окончен. Всем спасибо. До свидания.


Характеристика

на учителя русского языка и литературы

Бэдинской общеобразовательной основной школы

Усть-Алданского улуса

Федорову Маргариту Ивановну
Федорова Маргарита Ивановна работает в данной школе с 2001 года учителем русского языка и литературы. Преподает в 6-8 классах, объем - 18 часов в неделю. Уроки ее всегда продуманы тщательно, проходят насыщенно, интересно. На уроках использует методические приемы, активизирующие познавательную деятельность учащихся, учитывает индивидуальные способности каждого учащегося. Постоянно повышает квалификационный уровень. Как учитель-предметник посещала улусные семинары, курсы по проблемным темам: в 2002 г. курс «Новые педтехнологии», ежегодно улусные авторские семинары и семинар «Школа молодого учителя».

Маргарита Ивановна активно включается в работу МО учителей гуманитарного цикла. Ею были организованы тематические литературные вечера, конкурсы чтецов, школьные олимпиады по русскому языку и литературе. Готовила учащихся к улусным олимпиадам. По итогам 2002-03 уч. года победила в конкурсе «По ступенькам роста» в номинации «Учитель с будущим».

В качестве классного руководителя проводит классные часы, родительские собрания, посещает учащихся на дому. По итогам 2003-2004 учебного года ее класс победил в номинации «Лучший классный класс».

В коллективе ее ценят как перспективного педагога, организатора, идейного вдохновителя. Пользуется авторитетом среди своих коллег, учащихся и родителей. Маргарита Ивановна очень вежливая, культурная, отзывчивая, добросовестная, общительная.

Оценка учебно-методической работы – отлично

Оценка воспитательной работы – отлично

Зам. директора по УР: В.А. Неустроева

Зам. директора по ВР: Н.А. Дорофеева

Директор школы: И.И. Федоров

29 декабря 2005 г.

СПРАВКА

Дана настоящая справка Федоровой Маргарите Ивановне, в том, что она действительно работает в Бэдинской основной общеобразовательной школе учителем русского языка и литературы с 2001 года по сей день.

Справка дана по месту требования
Директор школы: /Федоров И.И./

29 декабря 2005 г.


Использованная литература


  1. Жижина А.Д., Клумбите Д.А., Курдюмова Т.Ф. и др. Методика преподавания русской литературы в национальной школе. Спб., изд-во «Просвещение, 1992, 416 с.

  2. Петрова С.М. Взаимосвязанное изучение русской, рнодной, зарубежной литератур в 9-11 классах якутской школы. Якутск, изд-во ЯГУ, 2004, 84 с.

  3. Петрова С.М. Актуальные проблемы современного литературного образования в якутской школе. / Сб. научный статей. Якутск, изд-во ЯГУ, 2005, 144 с.


Сегодня, когда российская школа вступила в период демократизации и гуманизации, когда общество остро испытывает потребность в знаниях о человеке, обществе, его культуре, искусстве, истории, когда важнейшей задачей народного образования является формирование новых нравственных ориентиров и обеспечение интеллектуальной энергией нового этапа развития нашей государственной системы, все более повышается интерес к литературе, актуализация ее влиятельной силы в становлении личности, в формировании эстетического и нравственного отношения человека к миру. Некоторые исследователи отмечают, что «так понимаемый предмет литературы мог бы играть роль введения в философию культуры». Предмет литературы освободился от социологизации и идеологизации, меняется содержание уроков литературы, ей возвращается та роль, которую «она играла в России последних двух веков – роль философско-художественного осмысления происходящих в обществе социальных процессов и духовных поисков». В преподавании литературы все более уделяется внимание трудам литературоведов, исследовавших культурное и духовное значение искусства слова (М. Бахтин, Ю. Лотман, А. Непомнящий, Ст. Рассадин и др.). Таким образом, с приобретением литературной возрастающей роли в культуроформирующем, гуманитарном циклах системы образования еще более актуальной ставится методика преподавания литературы, обращение к ее истории, традициям, проблемам, опытам педагогов-словесников.

Современная школа должна работать, с одной стороны, над формированием личности (целостной, гармонически развитой, нравственной), способной к широкому общению и творчеству (свободного универсального человека), а с другой - над подготовкой будущих специалистов, профессионалов разных отраслей общественного производства (человека, нацеленного на одно определенное дело). Кажущееся противоречивым положение говорит о том, что современный выпускник должен быть высоконравственной, универсальной личностью, подготовленным к овладению выбранной им профессией. Это право предоставляется ему Законом «Об образовании», актуальным и объективным документом, направленным на интересы человека и государства. Динамичные перемены в жизни нашего общества, повлекшие за собой ряд реформ переустройств, привели к демократическим взаимоотношениям, переориентации духовных ценностей, возрождению национальных культур. Реформированию подвергается и система образования, цели и задачи которой из года в год расширяются и осложняются, она адаптируется к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся. Сегодня, когда во всем мире интенсивно повышается престиж образования, все более обогащается его содержание и увеличивается объем, закономерен переход нашей школы к двенадцатилетнему циклу.

В современных условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, радикальных перемен в области просвещения особую остроту приобретает проблема филологического образования в школе. Сегодня школьному учителю-словеснику необходимо видеть как филологическое образование входит в систему гуманитарного образования, сутью которого является изучение человека в его отношении к миру, к самому себе. Он должен понимать филологию как совокупность, содружество гуманитарных дисциплин, «изучающих духовную культуру человека через языковой и стилистический анализ письменных памятников». Сотворчество и единение целей и подходов учебных предметов (родной и русской литературы, родного и русского языка, истории, философии, национальной культуры, мировой художественной культуры и т.д.) должны способствовать воспитанию личности школьника, формированию его духовной культуры, национального и общероссийского самосознания, что способствует современным принципам переориентации отечественной общеобразовательной школы от «познавательной» на «культуросообразную», формирующую духовный мир человека. Обучение литературе должно опираться на знаниях, умениях и навыках учащихся, полученных на уроках других гуманитарных дисциплин. При этом очень важно учитывать роль родного языка и литературы для дальнейшего развития ученика, та как носитель языка, способный ощущать свой язык как высший дар, национальную и общечеловеческую ценность, может уважать и любить другой язык, другую национальную культуру, овладевать знаниями и духовными ценностями. Для российской национальной школы характерно, что основной контингент учащихся состоит из билингвов. И потому базисное филологическое образование представлено двумя блоками: литературное образование (родная литература, русская литература в национальной школе, зарубежная литература, литература народов России) и языковое образование (родной язык, иностранный язык, русский язык РФ).

Данное видение составляющих частей филологического образования подразумевает тесную взаимосвязь родной и русской литератур, языка и литературы, ведутся активные поиски создания единого курса словесности (концепция Н.М. Шанского, например). Еще в начале XIX века А. Никольский предпринимал попытку создания «совокупности грамматики, риторики и поэтики». В обучении, построенном на произведениях российских писателей, учащиеся обращали внимание на красоту слова, на содержание текста, «образуя вкус свой в словесности, могли приобрести вместе и нравственные добрые качества».

Художественный текст всегда был основой филологического и гуманитарного образования. На базе текста изучается язык, формируются филологические умения и навыки (лингвистический и литературоведческий анализ текста; анализ структуры, изобразительно-выразительных средств; образной системы художественного произведения и т.д.), общеучебные интеллектуальные умения (выделять в тексте главное, составлять план, тезисы, конспекты и т.д.). Через литературное произведение учащиеся приобщаются к художественной культуре эпохи, к фактам, явлениям культуры народа. В процессе изучения языка и литературы формируется национальная картина мира.

Культуроведческий аспект изучения литературного произведения рассматривается в труда М.В. Черкезовой. Само литературное произведение - это богатейший источник культуроведческой информации по самым разным аспектам национальной духовной и материальной культуры. Изучение практически каждого литературного произведения позволяет познакомить учащихся с огромным культуроведческим материалом: с фактами культуры в прошлом и настоящем, с историей, религиозными представлениями, философией, морального родного и других народов.

Изучая страницы литературных произведений, из которых учащиеся узнают о жизни, быте, языке разных народов, наблюдают культурные и художественно-образные схождения, они приобщаются к фактам и событиям, истории отечественной и мировой культуры.

Взаимосвязанное изучение русской, родной, зарубежной литературы всегда один из самых сложных вопросов методики преподавания литературы. Но именно это изучение может сильно повлиять на формирование богатой личности и требует не только работы Разума, но и работы Души, а значит определенного уровня интеллектуального, эстетического, культурного, эмоционального и нравственного развития, а для восприятия лирического произведения нужен особый настрой, расположение духа. Читательский интерес к поэзии может быть показателем человеческой отзывчивости, гуманности. Сейчас, когда организация чтения стала серьезной методической проблемой, обратить внимание и интерес ученика сложно, но необходимо. Наблюдения за самостоятельным чтением учащихся, свидетельства многих учителей, работников библиотек говорят, что художественное произведение читают мало. При этом многократно констатировалась и нетребовательность в чтении, когда в числе любимых и читаемых произведений оказываются стихи невысокого уровня, отмечалась субъективность восприятия. И в данном положении задачей учителя-словесника является пробуждение читательского интереса ученика.

Для условий нашего многонационального государства очень важно, чтобы школа выпускала человека с современными глобалистскими взглядами, гражданина России и гражданина Мира.

Поиски путей и методов, которые смогут облегчить учащимся переход из одной эстетической сферы в другую, составляют задачи методики преподавания литературы в национальной школе (Д. Клумбите). Это напрямую связано с одной из главных проблем методической науки – с проблемой восприятия народной литературы. Нерусские учащиеся, воспитанные на эстетической традиции родной культуры, труднее воспринимают художественную систему русской литературы, основанную на другой культурно-исторической традиции. Поэтому в процессе преподавания русской литературы в национальной школе необходимо учитывать национальные особенности, духовные, эстетические различия людей разных национальностей.

Многообразны методы и приемы взаимосвязанного изучения русской, родной и зарубежной литературы. Мы остановились лишь на некоторых. Не всегда при изучении учитель литературы может быть удовлетворен отдачей, на которую он рассчитывал. Бывает и так, что даже те ученики, которые испытывали на себе сильное воздействие произведения, не могут связно передать своих впечатлений. Но и в этом случае даже одно только сопереживание обогащает их духовно, является толчком для формирования положительных качеств характера, благоприятствует эстетическому и нравственному воспитанию.

Проблемам взаимосвязанного изучения литератур в школе посвящены методические труды Майоровой И.Х., Нартова К.М., Петровой С.М., Тодорова Л.В., Хайруллина Р.З., Черкезовой М.В., Шеймана Л.А. и других. Введение в учебно-воспитательный процесс сведений и взаимосвязях и взаимодействии литератур становится все более актуальным во многих национальных школах различных регионов России. Всеми методистами подчеркивается, что знакомство со сходными явлениями нескольких литератур помогает в преодолении трудностей при восприятии учащимися иноязычного художественного текста, национально-эстетической традиционности в осмыслении художественных явлений общечеловеческого значения. Сравнительно-сопоставительное изучение произведений различных литератур, выявление их общности и национальных особенностей, установление воздействия или влияния одного национального писателя на другого, прослеживание типологических схождений между ними является путем приобщения учащихся национальной школы с культурой и творчеством другого народа, писателя, средством обогащения духовного мира юных читателей.

Самый красочный и многолюдный праздник у якутского народа – ысыах. Его проводят в дни зенита летнего солнцестояния – 21 июня – в каждом селении и только в начале 90-х годов он вновь возвратился в Якутск – долину Туймаады, где и родился в глубокой древности. Зачинателем этого культового праздника являлся легендарный Эллэй-боотур – один из прародителей якутов.

Давным-давно это было, гласит одна из легенд, якуты даже счет потеряли – на берегах могучей Лены-реки жил-был старил Омогой со старухой и двумя дочерьми. Одна – красивая, как белый журавль-стерх, но ленивая. Другая – некрасивая, но работящая. Был у них работник Элляй, трудолюбивый и веселый парень, приплывший откуда-то с юга. Однажды перед сенокосом старик позвал парня и говорит: «Выбирай себе в жены одну из моих дочерей». Элляй выбрал некрасивую. Рассердился Омогой и выгнал их, дав в приданое лишь одну старую корову и старую кобылу. Через несколько лет у работяг Элляя и его жены появилось целое стадо скота и табун лошадей. И устроили они в Туймааде праздник ысыах, говоря: «Пусть трава густо растет, пусть скот народится и люди счастливы будут». Эти слова и составляют суть праздника.

Ритуал проведения ысыаха в XVII-XVIII веках начинался с обряда айах тутар (держание кубков), во время которого восхволяли богов. Затем следовало ритуальное распитие кумыса, освященного божеством солнца Юрюнг Айыы тойоном. В заключительной части праздника проводились скачки, состязания борцов и силачей, выступления сказителей, исполнялся танец с пением (осуохай). Праздник начинался внутри берестяного шатра устроителя ысыаха. Напротив входа, расположенного с восточной стороны, на почетном месте восседал устроитель с почетными гостями. Церемония начиналась с восходом солнца, когда жрец (белый шаман), одетый во все белое, с опахалом в руке, произносил благопожелания божеству Юрюнг Айыы тойону. После соответствующего окропления кумысом жрец поочередно обращался с алгысом к другим божествам, прося у них умножения лошадей в табунах и рогатого скота в стадах и всяческого благополучия.

Место проведения ысыаха обставлялось следующим образом. На восточной стороне огромной поляны устанавливали массивную священную коновязь аар багах сэргэ – прообраз мирового дерева. Ее вершина представала в виде четырех конских голов, направленных на четыре стороны света. К коновязи привязывали белого жеребца, олицетворявшего жертвоприношение восходящему солнцу. Аар багах сэргэ поднимали в момент восхода солнца при помощи трех веревок, сплетенных из конского волоса. Так же должна была «подняться» и вся растительность на земле, поскольку коновязь считалась и вместилищем духов растительности.

Позади аар багах сэргэ находилось тюсюлгэ – место, куда опускалась «божья благодать». Тюсюлгэ состояло из трех или четырех коновязей, соединенных перекладинами, на которые подвязывали большие кожаные сосуды с кумысом. Само место украшали молодыми березками чэчир. Перед тюсюлгэ делали очаг («горло богов»), так что это место служило своеобразным алтарем под небом. Перед ним находился жрец, а за этими тремя полукругами, открытыми с восточной стороны, располагались участники торжества.

В конце ысыаха разыгрывались драматическая сцена борьбы зимы и лета, сопровождаемая специальным пением. Она инсценировалась в форме символического состязания двух человек, один из которых представлял зиму, а другой – лето. Первого одевали во все черное, а его соперника – в белое. Конечно, побеждало лето.

Одной из характерных особенностей религии якутов было дуалистическое мировоззрение. Равновесие вселенной и основа жизни людей зависело от вечного противоборства злого и доброго начал. Поэтому якуты справляли ысыах не только в начале лета, но и осенью, когда природа вновь «умирала», и посвящался этот обряд главным божествам – Улуу тойону и Арсан Дуолаю.

Истинный ысыах – это встреча якутского нового года, праздник расцвета природы, торжества духа человека, единения людей. Участники праздника одевают свои самые лучшие национальные одежды, готовят кумыс, варят мясо. Здесь и песня – благословление народу, и окропление огня, и кумысопитие, и традиционный хороводный Таней осуохай. Ысыах – и Олимпийские игры в миниатюре: национальная борьба хапсагай, национальные прыжки кылыы (на одной ноге), ыстанга (каждой ногой попеременно), куобах (обеими ногами одновременно), перетягивание палки и увлекательные состязания наездников на лошадях.

И, как обычно, завершается ысыах ранним утром, когда из-за горизонта появляются первые солнечные лучи уже нового дня, с которыми каждый связывает свои самые лучшие надежды и ожидания. Пусть принесет он Вам счастья!

Урок 1

Тема: « Описание внешности человека. Виды описания»

Образовательная цель:

- дать определение об описания как типа речи;

- уметь отличить описание от других типов речи.

Развивающая цель:

- формировать навыки самостоятельного описания (окружающих) внешности человека.

Воспитательная цель:

- развить интерес к описанию внешности человека.

Оборудование: портреты, таблицы, тексты, учебники, карточки.

Этапы урока: I. Повторение пройденного;

II. Работа по тексту;

III. Работа с учебной литературой;

IV. Выводы. Работа с таблицей;

V. Домашнее задание. Выводы.

Методы – Объяснительный.

Приемы – Слово учителя, объяснения.

Урок 2

Тема: «Описание внешности человека в официально-деловом стиле»

Образовательная цель:

- дать определение официально-делового стиля и словесного портрета.

Развивающая цель:

- формировать речевые умения и навыки в описании внешности человека в официально-деловом стиле (Сравнение типов внешности).

Воспитательная цель:

- привлечь внимание к словесному описанию человека.

Оборудования: Таблица словесного портрета, сравнительная таблица внешности человека, учебник-хрестоматия.

Этапы урока: I. Повторение;

II. Работа с таблицей;

III. Анализ словесных портретов, беседа;

IV. Вывод по словесному портрету;

V. Беседа по содержанию повести;

VI. Вывод;

VII. Самостоятельная работа;

VIII. Заключительная часть. Домашнее задание.

Методы – Проблемный прием

Приемы – постановка задач, вопросов, анализ.

Урок 3

Тема: «Живописный портрет»

Образовательная цель:

- объяснить значение слов, словосочетания.

Развивающая цель:

- развивать умение наблюдать, описывать живописный портрет и определить в нем роль детали.

Воспитательная цель:

- привлечь искусствоведческие термины при анализе живопиного портрета.

Оборудования: Репродукции картин, таблица, текст.

Этапы урока: I. Слово учителя. Словарно-фразеологическая работа;

II. Беседа по содержанию картины;

III. Анализ картины. Вывод;

IV. Обобщение. Заключение.

Методы – Поисковый.

Приемы – Беседа, наблюдение, анализ, обобщение.

Урок 4

Тема: «Описание внешности М.Ю. Лермонтова»

Образовательная цель:

- углубить понятие живописного портрета.

Развивающая цель:

- совершенствовать содержательную структуру описания портрета.

Воспитательная цель:

- вызвать интерес в раскрытии внутреннего мира человека через описание его внешнего вида.

Оборудования: Репродукции картин, карточки, словарики, текст.

Этапы урока: I. Факты из биографии;

II. Работа по карточкам;

III. Анализ содержания высказываний;

IV. Работа по подготовке к домашнему изложению;

V. Словарно-фразеологическая работа;

VI. Анализ композиционной структуры текста, составление плана;

VII. Заключение.

Методы – Проблемный.

Приемы – постановка проблемных задач, вопросов. Беседа, анализ, наблюдение, обобщение.

Урок 5

Тема: «Портрет литературного героя»

Образовательная цель:

- дать знания определения портрета литературного героя.

Развивающая цель:

- уметь находить в художественном произведении портрет литературного героя.

Воспитательная цель:

- вызвать интерес к тому или иному герою через описание его внешнего вида.

Оборудования: Энциклопедический словарь, схемы, текст, таблица.

Этапы урока: I. Повторение пройденного;

II. Выборочное чтение. Беседа;

III. Анализ. Словарная работа;

IV. Домашнее задание Сочинение;

V. Заключение.

Методы – Проблемный.

Приемы – Анализ, беседа, постановка проблемных задач. Обобщение.

Урок 6

Тема: «Портрет моего друга (подруги)»

Образовательная цель:

-обобщить понятие по описанию портрета.

Развивающая цель:

- развить умение прогнозировать собственное высказывание.

Воспитательная цель:

- привить чувство правильного восприятия характера человека по описанию его внешнего вида.

Оборудования: карточки, таблицы, текст.

Этапы урока: I. Слово учителя;

II. Работа по карточкам;

III.Самостоятельная работа;

IV.Обобщение.Заключение.

Методы – Проблемный.

Приемы – Постановка проблемных задач, вопросов. Анализ, наблюдение, обобщение.

Урок 7

Тема: «Совершенствование изложения мысли учащихся»

Образовательная цель:

- закрепить знание учащихся по описанию внешности человека.

Развивающая цель:

-совершенствовать речевые умения и навыки при описании человека.

Воспитательная цель:

- воспитать вдумчивого читателя.

Оборудования: текст, памятка.

Этапы урока: I. Организационный момент;

II.Устное рецензирование текста;

III. Коллективное редактирование текста;

IV. Взаиморецензирование;

V.Авторедактирование;

VI.Запись переработанного варианта;

VII. Заключение;

Методы – Проблемный.

Приемы – Эвристическая беседа, анализ, обобщение.

Антон Антонович Дмухановский
Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин

Артемий Филиппович Земляника
Лука Лукич Хлопов

Иван Кузьмич Шпекин

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образ Бирюка в рассказе И. С. Тургенева iconУрока: комбинированный ЦЕЛИ урока: Ι. образовательные
Тема: «Славный малый» или «бирюк»? Средства создания образа главного героя в рассказе И. С. Тургенева «Бирюк»

Образ Бирюка в рассказе И. С. Тургенева iconУрока: Предметная
Конспект открытого урока по литературе на тему : «Образ Осени в рассказе К. Г. Паустовского «Жёлтый Свет». Цвет и звук

Образ Бирюка в рассказе И. С. Тургенева iconУрок литературного чтения в 1А классе «Образ радуги в рассказе Э....
Мку «управление образования исполнительного комитета зеленодольского муниципального района республики татарстан»

Образ Бирюка в рассказе И. С. Тургенева iconТворческая индивидуальность языка И. С. Тургенева в «Стихотворениях в прозе»
Плавная ритмика лирических эпизодов, каждый структурный элемент в произведениях Тургенева демонстрирует образец русской речи. Творческая...

Образ Бирюка в рассказе И. С. Тургенева iconСергеевича Тургенева "Отцы и дети"
Концепция: раскрыть внутренний мир Базарова; через образ главного героя показать, как жизнь, находящаяся в зависимости от времени,...

Образ Бирюка в рассказе И. С. Тургенева iconУрок литературы в 7 классе. Комплексный анализ прозаического текста...
Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы «Творчество И. С. Тургенева»

Образ Бирюка в рассказе И. С. Тургенева iconКонспект урока Аттестуемый педагог Лобова Ирина Александровна
Формирование общих представлений учащихся о влиянии крепостного права на образ жизни, мысли, поступки, судьбу героев рассказа И....

Образ Бирюка в рассказе И. С. Тургенева iconУрок по повести И. С. Тургенева «Ася». Тема: «А счастье было так возможно…»
Вы прочитали замечательную повесть И. С. Тургенева «Ася», почувствовали её необыкновенную красоту и тонкий лиризм, говорили о героях,...

Образ Бирюка в рассказе И. С. Тургенева iconПраведничества в рассказе Лескова «Однодум»
Цели урока: познакомить с жизнью и творчеством писателя, раскрыть смысл названия рассказа, проанализировать, как раскрывается тема...

Образ Бирюка в рассказе И. С. Тургенева iconТема: Образ вишневого сада в комедии А. П. Чехова. Цели урока
Вишневый сад образ сложный и неоднозначный. Это не только конкретный сад, являющийся частью усадьбы Гаева и Раневской, но и образ...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru