Урок русского в 6 классе по теме «Повторение и обобщение изученного по разделу «Фонетика. Орфоэпия. Графика»




Скачать 45.74 Kb.
НазваниеУрок русского в 6 классе по теме «Повторение и обобщение изученного по разделу «Фонетика. Орфоэпия. Графика»
Дата публикации15.09.2013
Размер45.74 Kb.
ТипУрок
5-bal.ru > Авто-обзор > Урок
Урок русского в 6 классе по теме «Повторение и обобщение изученного по разделу «Фонетика. Орфоэпия. Графика».

Цели урока:1. Повторение и систематизация знаний по разделу « Фонетика. Орфоэпия. Графика».

2. Углубить представление о фонетическом разборе слова.

Методическое обоснование: анализ отдельных звуков, слов; транскрибирование фраз, проведение устного и письменного фонетического и орфоэпического разбора, сопоставление звуков и букв.

Ход урока

  1. Оргмомент.

2. Сообщение темы урока.

3.Речевая разминка:

Жук жужжал (слайд№1)

в густой осоке,

Вол л..жал

на со..нцепеке.

Жук жужжал,

жужжал, жужжал.

Вол л..жал,

л..жал, л..жал

А потом спр..сил:

-Ск..жите,

Для чего вы так

жужжите?

Объ..сните,

милый жук?

Что

д..ет нам

этот звук?

Учитель.

Выразительно прочитайте стихотворение Б. Заходера. Вставьте пропущенные буквы, объясните их. С точки зрения пунктуации чем осложнено это предложение? ( однородные сказуемые, обращение...)

Перепишите стихотворение в тетрадь, графически объясняя пропущенные буквы.

-Какой звонкий согласный звук помогает поэту воспроизвести жужжание жука? называется этот поэтический прием?

(Сведения для учителя).

Звукопись- искусная фонетическая организация речи, которая достигается подбором слов близкого звучания, сочетанием звуков, употреблением слов,которые своим звучанием напоминают слуховые впечатления от изображаемого явления.

Повторятся могут как гласные, так и согласные. Повторение гласных создает напевность. Это широко используется народных песнях, пословицах, скороговорках. Например:

Сеня в сени сено нес- (слайд №2,гласные выделены)

Щекотало щеки, нос.

Аллитерация( «собуквие»)-повторение одинаковых или сходных согласных.

Еще в полях белеет снег,(слайд №3, согласные выделены)

А воды уж весной шумят-

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят…

Ф.Тютчев

Ассонанс( «созвучие»)-повтор гласных.

Мело ,мело по всей земле(слайд№4)

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела…

Б.Пастернак

4.Повторение пройденного материала.

1)Учитель.

- Вспомним, что такое фонетика? Что изучает? Чем отличаются звуки и буквы? Какие бывают звуки?

2)Закончи предложения:

Фонетика-это раздел науки о языке, который изучает…(слайд№5)

Звуки мы… и …, а буквы… .

По способу образования звуки бывают… и … .

Непарных звуков( сонорных)- 9:

Непарных глухих звуков-4:

Транскрипция-это…

3).

-Какие фонетические законы, порождающие проблему сомнительных согласных вы знаете?

Задание.

Закончи предложение: (слайд№6)

Первый- закон оглушения, который состоит в том, что парные звонкие согласные в позиции перед глухими или на конце слова подвергаются…

Например: книжка(кни..ка), снег(сне..).

Второй закон озвончения, который состоит в том, что парные глухие согласные в позиции перед парными звонкими подвергаются…

Например: Сделать(..делать), косьба(ко..ьба).

(По возможности дети сами приводят примеры ).

4)Учитель.

Задание.

-Запиши данные с выборочной транскрипцией слова, проверяя сомнительную согласную, которая подверглась озвончению или оглушению: (слайд№7)

Образец: (з)дувать –сдувать -нет приставки «з»; стол(п)- столбы

(З)дача-

Зу(п)-

Моло(д)ьба-

Сма(с)ка-

Учитель.

-В чем заключается двойная роль букв Е,Е,Ю,Я? (слайд№8)

Два звука: ЙЭ,ЙО,ЙУ,ЙА-эти гласные обозначают в позициях:

-после……………………………………….. .Например:……………………………. .

-после………………………………………. . Например:……………………………. .

-в начале…………………………………. . Например……………………………… .

Учитель.

На практике проверить можно точно,

Кто смог теорию усвоить прочно.

Задача.

Напишите транскрипцию следующих слов и определите количество букв и звуков:

ЯРКИЙ, ЕЖ,СМЕЕТСЯ, ВЬЮГА, ПОДЪЕМНИК, ПОЕТ.

5)Учитель.

-А теперь мы с вами повторим раздел « Орфоэпия» Что изучает этот раздел?

( Это раздел науки русского языка, изучающий нормы произношения и ударения).

Мы в своей речи допускаем очень много орфоэпических ошибок.

Вот послушайте:

Бежит, подбрасывая груз,

,

За автобусом автобус.

С.Маршак

Запишите в тетрадь только то слово ,в произношении которого неверно выделен ударный слог.

АВТОБУС

-От соблюдения норм ударения и произношения зависит культура нашей речи. Куда нужно обращаться при затруднении? Нормы произношения и ударения найдем в орфоэпическом словаре (показать).

В кабинете директора раздался звонок. Он снял трубку.

,

-Вам звонит учительница.

-Не верю, -сказал директор и положил трубку.

-Почему? Куда мы должны обратиться в затруднительной ситуации? (К орфоэпическому словарю).

Задание.

Прочитайте вполголоса слова согласно орфоэпическим нормам , не бойтесь ошибиться, у нас есть словарь:(слайд№9)

  1. ЧТО,ЧТОБЫ,

  2. КОНЕЧНО,СКВОРЕЧНИК,ТЕННИС,СВИТЕР.

Проверьте себя: ШТО,ШТОБЫ,КОНЕШНО,СКВОРЕШНИК;ТЭНИС,СВИТЭР

Запишите эти слова в тетрадь, а рядом как они произносятся.

6)Учитель.

-Что такое графика?

(От греч. «графо»-пишу. Графика-наука, которая изучает способы обозначения звуков буквами).

-Что такое АЛФАВИТ?

(Это перечень названия букв, расположенных в определенном порядке. Этот порядок мы должны хорошо знать).

-Какое отношение имеет алфавит к орфоэпическому словарю?

(Слова располагаются в алфавитном порядке).

-А еще где нам требуется знание алфавита?

(В классном журнале слова располагаются в алфавитном порядке , в библиотеке книги и т.д.).

-Ну а теперь мы с вами обратимся к фонетическому разбору слов СМЕЯТЬСЯ, СЧАСТЬЕ(записать в тетрадь).

Учитель.

Задание.

Вопрос-ответ.

Кто быстрее?

  1. Что означает ФОНЕ?

  2. Как называется надстрочный знак в виде запятой, обозначающий мягкость согласного?

  3. Продолжите предложение:

Меняется звук в слове -меняется …

  1. Сколько букв и звуков в слове ЕЛЬ? Приведите подобные примеры слов.

  2. Расшифруйте фонетическую запись:

, , , , , ,

(ВЛУЧЕЭЛУНЫЛИТИТБАЛШАЙАПТИЦА).

6.Составь слово, взяв:

1)ГЛУХУЮ ПАРУ ЗВУКА ( З);

2)ГЛУХУЮ ПАРУ ЗВУКА ( Д);

3)УДАРНЫЙ ЗВУК ( У);

4)ГЛУХУЮ ПАРУ ЗВУКА ( Г).

7.Каким знаком обозначается долгота звука?

8.Сколько букв в алфавите?

По ходу урока создается словарик слов:

ФОНЕТИКА, ГРАФИКА, ОРФОЭПИЯ,

АЛФАВИТ, КОНЕЧНО, СКВОРЕЧНИК, СВИТЕР, АВТОБУС, ЗВОНИТ, АЛЛИТЕРАЦИЯ, ЗВУКОПИСЬ,
АССОНАНС( проставить ударение и произношение ).


Учитель.

-Видите, парные звонкие и глухие согласные - разные звуки , с их помощью мы различаем слова их лексическое значение.

-Напишите мини-сочинение на лингвистическую тему « Для чего нужно изучать раздел «Фонетика»( графика или орфоэпия)?

4.Подведение итогов урока.

- Какие понятия из раздела « Фонетика. Орфоэпия. Графика» мы с вами сегодня повторили?.Постарайтесь не делать ошибок в словах, которые мы с вами сегодня записали правильно.

5.Домашнее задание:

1)придумайте 2-3 предложения, употребив в них звукопись(аллитерацию или ассонанс, может быть, шуршащие звуки); можно откуда-нибудь выписать.

2)Повторите пунктуацию при прямой речи и диалоге;

3)подготовьтесь к итоговому тестированию.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок русского в 6 классе по теме «Повторение и обобщение изученного по разделу «Фонетика. Орфоэпия. Графика» iconУрок русского языка в 5 классе тема: Повторение и обобщение раздела...
Цель: Повторить и обобщить изученный материал в разделе «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи», воспитать интерес...

Урок русского в 6 классе по теме «Повторение и обобщение изученного по разделу «Фонетика. Орфоэпия. Графика» iconТема урока: Повторение. Фонетика. Цели
Образовательная: повторение и систематизация знаний по теме «Фонетика и орфоэпия»

Урок русского в 6 классе по теме «Повторение и обобщение изученного по разделу «Фонетика. Орфоэпия. Графика» iconРазработка урока, связанного с изучением орфоэпии
Место урока в учебном плане обобщающий урок по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия»

Урок русского в 6 классе по теме «Повторение и обобщение изученного по разделу «Фонетика. Орфоэпия. Графика» iconУрока: «Обобщение и систематизация знаний по теме «Фонетика. Графика»
Образовательная – обобщить и систематизировать знания по данному разделу; обобщить теоретические сведения и закрепить практические...

Урок русского в 6 классе по теме «Повторение и обобщение изученного по разделу «Фонетика. Орфоэпия. Графика» icon«Фонетика. Графика»
Цель: обобщить и систематизировать знания по разделу «Фонетика. Графика»; развивать умение определять, какой звук обозначает та или...

Урок русского в 6 классе по теме «Повторение и обобщение изученного по разделу «Фонетика. Орфоэпия. Графика» iconУрока в 6 классе «Систематизация и обобщение изученного по теме «Имя...
Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую...

Урок русского в 6 классе по теме «Повторение и обобщение изученного по разделу «Фонетика. Орфоэпия. Графика» iconУрок русского языка " Повторение и обобщение изученного" Полянская...
Хисматулина Ф. Х. Урок русского языка "Парные согласные и их обозначение на письме"

Урок русского в 6 классе по теме «Повторение и обобщение изученного по разделу «Фонетика. Орфоэпия. Графика» iconУрок в 8-м классе по теме "Квадратные корни"
...

Урок русского в 6 классе по теме «Повторение и обобщение изученного по разделу «Фонетика. Орфоэпия. Графика» iconУрок по теме «Систематизация и обобщение знаний по теме «Фонетика»
Открытый урок в рамках рмо учителей русского языка и литературы «Индивидуальный подход к учащимся этноклассов в обучении русскому...

Урок русского в 6 классе по теме «Повторение и обобщение изученного по разделу «Фонетика. Орфоэпия. Графика» iconУрок русского языка в 8 классе. Повторение изученного по теме «Однородные члены предложения»
Оборудование урока: мультимедийный экран, таблицы, схемы, памятки, опоры, карточки


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru