Уроках математики для развития познавательного интереса школьников




Скачать 125.85 Kb.
НазваниеУроках математики для развития познавательного интереса школьников
Дата публикации10.04.2014
Размер125.85 Kb.
ТипУрок
5-bal.ru > Математика > Урок
Сообщение

(МО классных руководителей)

Использование творческих форм работы на уроках математики для развития познавательного интереса школьников

Одно из важнейших условий эффективности учебного процесса – воспитание познавательного интереса у школьников. Познавательный интерес – это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности. Познавательный интерес не является чем-то внешним, дополнительным по отношению к учению. Наличие интереса является одним из главных условий успешного протекания учебного процесса и свидетельством его правильной организации. Отсутствие интереса у школьников является показателем серьезных недостатков в организации обучения.

Как воспитать у школьников познавательный интерес? Что нужно делать, чтобы поисковая активность, реализуясь в разного рода творчестве, как бы сама себя поддерживала? Можно выделить основные условия, при которых возникает и развивается творческий интерес к учению. Организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает задачи проблемного характера.

Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. Обучение должно быть трудным, посильным. Чем чаще проверяются и оцениваются работы школьника, тем интереснее ему работать. Яркость, эмоциональность учебного материала, взволнованность самого учителя с огромной силой воздействует на школьника, на его отношение к предмету.

А теперь давайте воспользуемся литературным приемом, использованным Янушем Корчаком. Конечно, так не бывает, но представим себе, что какое-нибудь волшебство возвращает кого-либо из нас в школьный возраст и он снова садится за парту как самый обыкновенный школьник, но при этом ведет дневник. Вот что в нем может быть написано.

«Первый урок – история. Учительница вызывает Сашу. Он путается, мямлит. Класс шумит. Нам всегда говорят, что надо слушать ответы товарищей, что это закрепление материала. Но как слушать человека, который плохо знает и плохо говорит? А таких в классе много. И спрашивают их чаще, чем хороших. Наши учителя больше всего занимаются слабыми учениками. А я средний, и мне внимания меньше, а им больше. Обидно.

Второй урок – литература. Сначала три человека бодрят отвечают наизусть стихотворение «Железная дорога». Я вчера весь вечер его учил, доучился до того, что слышать больше не могу, а тут три раза подряд! Я не могу, а каково учительнице? Одна мамина знакомая учительница рассказывает, что запрещает своим домашним читать вслух стихи из школьной программы: боится попасть в сумасшедший дом. Потом до конца урока нам объясняли основные мотивы лирики Некрасова, но я уже плохо слушал: устал.

Третий урок – алгебра. Он начинается оживленно: учитель дает всему классу вопросы «на соображение». Мне казалось, что я вот-вот соображу, мне так хотелось понять самому! Но я всегда немного опаздываю. У меня только начинает что то намечаться, как несколько человек уже подняли руки, а ведь учительница не будет ждать долго! Она посмотрела на них, спросил: «Кто еще?» Я так хотел, чтобы он подождал немного, но он уже вызвал хорошего ученика. Так мне и не удалось додумать самостоятельно. А потом Вася решал задачу на доске, а мы все – в тетради, и думать самому было совсем не обязательно.

На истории меня вызвали. Я знал урок, и мне ужасно хотелось ответить получше. Я не люблю рассказывать словами из учебника, мне нравиться говорить по своему, но это труднее, кое-где запинаешься. И вот когда я останавливался, учительница досказывала за меня. В общем-то она поставила мне четвертку, но все-таки обидно не удалось все рассказать самому.

По дороге домой я думал, почему я так устал в школе, ведь на уроках почти ничего не делал»

Прочитав этот детский дневник, будучи взрослыми, можно сказать, что школьнику было не так уж хорошо в школе. Он скучал, и скука эта происходила от пассивности. Еще В.А. Сухомлинский говорил: «Страшная это опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает». Другой отечественный педагог М.В. Остроградский писал: « …Скука является самой опасной отравой. Она действует беспрестанно; она растет, овладевает человеком и влечет его к наибольшим излишествам».

При традиционном способе преподавания учитель часто ставит ученика в положение объекта передаваемой ему извне информации. Такой постановкой образовательного процесса учитель искусственно задерживает развитие познавательной активности ученика, наносит ему большой вред в интеллектуальном и нравственном отношении.

Как много в школе уходит времени на то, чтобы сидеть и слушать. Еще в 20-е годы руководитель школы имени Достоевского В.Н. Сорока-Росинский сформулировал весьма ценный принцип: «Поменьше учителя – побольше ученика».

Ученик пассивен, когда списывает ход решения с доски, пассивен, когда слушает ответы товарищей, и даже постановка вопросов всему классу активизирует не всех, а только тех, чей «темп думанья» соответствует темпу фронтального опроса. А пассивность – основная питательная почва скуки и лени. Только активность, только творчество, только постоянный поиск растят настоящего человека – с гармонически развитым интеллектом и мужественного в бедах, испытаниях и болезнях.

Как изжить скуку на уроке? Как сделать учение интересным для учащихся? Как разбудить в ученике стремление работать над собой, стремление к творчеству? Что же можно сделать, чтобы активизировать класс? Неприятие математики многими учащимися связано с необходимостью заучивать наизусть массу формул и не всегда до конца понятных формулировок. Понимая трудности учащихся «гуманитарного уровня», я применяю разнообразные «методические уловки», мнемонические правила. Приведу слова Д. Пойа о том, что «обучение – это ремесло, использующее бесчисленное количество маленьких трюков».

Приведу примеры таких уловок.

После урока, на котором были введены и отработаны действия с дробями, выпускаю из класса первыми, тех кто удачно выполнял действия над дробями. Конечно, примеры подбирались самые простые, чтобы каждый школьник ощутил успех усвоения материала.

Был объявлен конкурс на лучший графический портрет любимого героя мультика для учащихся 8 классов. Некоторые из работ содержали до сорока графиков, никакой силой не удалось бы заставить ребят выполнить такой объем работы в качестве домашней работы.

Подготовка к контрольной работе, когда после решения и анализа каждого примера, класс выясняет как он составлен, и затем придумывает аналогичный по конструкции и далее решает его самостоятельно. А домашнее задание состоит из подбора и решения заданий варианта контрольной работы.

Вся теория тригонометрии вводится схемами, а формулы заучиваются с использованием различных мнемонических правил.

Закрепление только что введенного теоретического материала провожу в виде обучающих самостоятельных работ, где учащиеся, решая задания, консультируются с учителем и самостоятельно разбираются в теоретическом материале.

Чтобы процесс обучения был эффективным и интересным, использую различные приёмы активизации учащихся на уроке. Остановлюсь на некоторых из них.

Важным стимулом познавательного интереса, связанным с содержанием обучения, является исторический аспект школьных знаний. Историзм как стимул формирования познавательного интереса имеет большое значение на уроках математики. Известный французский математик, физик и философ Ж.А. Пуанкаре отмечал, что «…всякое обучение становится ярче, богаче от каждого соприкосновения с историей изучаемого предмета». Чтобы у учащихся не возникло представление, что математика – наука безымянная, знакомлю их с именами людей, творивших науку, богатыми в эмоциональном отношении эпизодами их жизни. Часто в этом мне помогают сами учащиеся, подготавливая доклады и сообщения.

Известному французскому ученому Блезу Паскалю принадлежат слова: «Предмет математики столь серьезен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным». Занимательность – необходимое средство возбуждать и поддерживать внимание и интерес к предмету. Я начинаю урок с арифметической минутки, предлагая для решения примеры, содержащие много действий, но выполнение их устное и индивидуальное. Мои ученики с интересом выполняют задания, когда им предлагается исправить преднамеренно сделанные ошибки в решении. Уроки оживляю задачами-шутками, задачами, написанными в стихотворной форме, заданиями на внимание, задачами с занимательным сюжетом и т.п. Использую параметрическую форму задания условия и ответа, тем самым вношу в решение задания таинственность и интригу.

Включаю в урок элементы дидактических игр и игровых моментов, которые делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, в ходе которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

Большой эффект в обучении дает живое слово учителя в сочетании с наглядностью. Помня слова К.Ф. Гаусса о том, что «математика – наука для глаз, а не для ушей», использую ресурсы динамической программы «Живая геометрия», учебный комплект серии «Кирилл и Мефодий», Интернет-ресурсы своего образовательного сайта.

Важно и то, что дети с гораздо большим интересом выполняют такие упражнения, чем отвечают на обычные теоретические вопросы. Для оживления урока, для поддержания интереса к предмету, для привлечения учащихся к проектной деятельности, на уроках использую свои презентации, а также ресурсы сайта http://portfolio.1september.ru/, ресурсы своего сайта http://uztest.ru/?, архив учебных программ информационного образовательного портала RusEdu! http://www.rusedu.ru/ , а также презентации выполненные учащимися.

Сочетание игровых и информационных технологий как средство стимулирования познавательной и творческой активности учащихся.


Детство и игра неотделимы. Ребенок в игре живет, одновременно постигая и познавая окружающее. В игре раскрывается потенциал ребенка, развиваются такие качества как сообразительность, находчивость, инициатива, организаторские навыки, инициатива. Поэтому совершенно оправданно игра является важнейшим видом обучающей деятельности, как на уроке, так и во внеурочное время. Существует множество игр, разнообразных по своему содержанию, организации и назначению, которые можно применить в учебном процессе. Это - познавательно-развивающие игры; ролевые и деловые игры; соревновательные игры; игры, моделирующие известные теле- и радио передачи, такие как «За семью печатями», «Своя игра» и т.д.

Я расскажу о некоторых аспектах применения мною игровых видов деятельности на уроке в сочетании с компьютерными технологиями.

Уроки математики, как правило, не имеют ярко выдержанной эмоциональной окраски, восполнить дефицит эмоциональности способна игра.

С самых первых уроков математики в 5 классе мы отправляемся на планету Чисел. Вместе с ребятами мы составляем карту этой планеты. Сначала дети отправляются в страну Натуральных чисел, так как посещали ее в начальной школе. Мы повторяем законы этой страны, посещая города Сложение, Вычитание, Деление, Умножение, область Уравнений и край Задач, море Устного счета. При этом опрос учащихся может принимать самые разнообразные формы.

Например, на уроках по теме «Свойства сложения» дети делятся на две группы местные жители и гости города. Местные жители задают гостям вопросы о «Законах города Сложение» и пропускают в город только тех, кто эти законы знает (возможен и другой вариант: гости спрашивают у местных жителей, какие законы действуют у них в городе).

Изучение новой темы также идет с применением элементов игры. Учащиеся вместе с педагогом изучают Неизвестные земли.

Например, перед нами  Дробная страна. Там правит ее величество королева Дробь. Дети знакомятся с принцессой Долькой, министрами Обыкновенных и Десятичных дробей и жителями страны. Учитель, ранее посещавший эту страну и хорошо знакомый с ее законами, помогает детям освоиться там. Применения метода проектов дает выход творческому потенциалу учащихся. (Дети придумывают задачи, уравнения математически шарады, кроссворды и т.д.)Повторительно–обобщающие уроки я часто провожу, используя соревновательные игры. Соревновательная игра – мощное средство стимулирования познавательной и творческой активности учащихся.

Я хочу рассказать о некоторых аспектах применения соревновательных игр на моих  уроках. Компьютеризация школ дает нам, педагогам, новые возможности. Об этом и пойдет речь.

Всем детям хорошо известна игра Морской бой. Эта игра прекрасно, на мой взгляд, применима для повторительно–обобщающих уроков.

Учащиеся разбиваются на две группы, выбирают капитана команды и поочередно называют клетки игрового поля, на которых, по их мнению, находятся корабли соперника. Играют две команды. Каждая поочередно называет координаты клетки (например А-3).

Ведущий нажимает гиперссылку в этой клетке,  и экран показывает вопрос, задачу и пр. или указывает на переход хода. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков.

Такой урок прекрасно заменит стандартный урок закрепления.

В 10 – 11 классах тоже есть место и время для применения элементов игры. Конечно это, прежде всего повторительно-обобщающие уроки. «Своя игра» по теме «Производная», «Логарифмы», по повторительным блокам «Уравнения», «Неравенства» - примеры использования игр в обучении старшеклассников.

Внеклассные мероприятия по предмету особенно в этих классах должны сопровождаться накоплением интеллектуального опыта, повышением общего культурного уровня. Примером могут служить разработанные мной компьютерные версии игр «За семью печатями», «Что? Где? Когда?».

Таким образом,  использование ИКТ на уроке это – расширение возможностей ученика обучаться в деятельности. А самостоятельная творческая деятельность учащихся в процессе обучения – залог прочности добываемых ими знаний и умений, а также залог того, что интеллектуальные и творческие способности детей получат свое развитие.

Большие перспективы имеет применение на электронном уроке так называемых дидактических игр. А соревновательные игры, наиболее любимые детьми, на таких уроках получают новое  более современное звучание.

Примером такого урока является представленный мною в среде Microsoft Power Point урок-игра "Морской бой"

Основные понятия:  Квадратный трехчлен,  квадратное уравнение, парабола.

 Цели и задачи урока:

Обобщить и закрепить знания и умения, полученные при изучении темы.

Повторить и систематизировать весь материал школьного курса, связанный с квадратичной функцией.

Активизировать познавательную активность учащихся.

Воспитывать навыки коллективного творчества и командного духа.

Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором или интерактивная доска.

Ход урока:

Для проведения урока в данной форме класс разбивается на 2-3 группы.

Игровое поле представляет собой квадратную таблицу, в которой 9 строк и 9 столбцов. На поле таблицы изображаются корабли разного класса четыре «однопалубных», 3 «двухпалубных,» 2 «трехпалубных» и один однопалубный корабль (клеточка таблицы соответствует «палубности» корабля). Размещение кораблей по игровому полю знает только учитель (в презентации это слайд    № 47). Команды поочередно «вслепую» «стреляют» в корабли противника, называя ячейки игрового поля, отмеченные знаком *(в презентации слайд №3). Нажимая на символ * в указанной ячейке (например А-3), мы проверяем результативность хода.

Если одна из команд допустила промах, происходит переход хода, при попадании всем командам предлагается выполнить задание. Первоочередное право ответа у той команды, которая сделала результативный ход. Если эта команда допускает ошибку, отвечают соперники. Баллы начисляются команде, давшей правильный ответ.

Время выполнения задания ограниченно. По истечении отведенного времени (или по щелчку) на слайде высвечивается слово «ответ». Нажатием на появившееся слово мы переходим к слайду с правильным ответом. Со слайда с ответом нажатием на слово «обратно» мы переходи вновь к игровому полю.

Уровень сложности заданий соответствует классу («палубности») корабля и может быть раве 10, 15 и 20 баллам.

Во время игры важно, чтобы все учащиеся принимали участие в решении задач или формировании устных ответов. Для этого можно ввести определенные ограничения для отдельных игроков (например, не более трех ответов за игру) или штрафы за пассивных игроков (например, если ученик ни разу за игру не дал правильного ответа команда получает штраф  20 баллов) и т.д.

Для поддержания интереса к игре нужно не забывать следить за счетом, объявлять его после каждого результативного хода.

Важным моментом урока является подведение итогов и выставление оценок ученикам. Победившая команда, как правило получает пятерки. Кроме того, каждой команде предлагается назвать наиболее полезного игрока, который также может быть отмечен  хорошей оценкой.

В заключение можно предложить учащимся еще раз назвать ключевые слова, понятия и термины, которые использовались на уроке. А также попробовать дома придумать свои оригинальные задания по данной теме.

Некоторые выводы. Преимущество урока-игры перед обычным классическим уроком очевидны. Такой урок несет такую же информационную нагрузку, но по своей эмоциональности несравним с обычным уроком. Кроме того игра, как естественный для ребенка вид деятельности позволяет ему легко научиться применять свои знания и умения на практике. Возрастает познавательная активность ребенка, его стремление к новым знаниям.

Но и конечно необходимо отметить, что проведение этой игры невозможно без использования компьютера, интерактивной доски (или мультимедийного проектора). И это не дань моде. Это именно тот случай, когда информационные технологии применяются не как самоцель, а как необходимый атрибут в подготовке и проведении уроков. 

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Уроках математики для развития познавательного интереса школьников iconМетодические рекомендации «Использование метода проектов на уроках...
Метод проектов как средство формирования познавательного интереса на уроках биологии

Уроках математики для развития познавательного интереса школьников iconРеферат Внеклассная работа по предмету как средство развития познавательного...
...

Уроках математики для развития познавательного интереса школьников iconПовышение познавательного интереса на уроках информатики при решении творческих задач
Ки является повышение познавательного интереса. Ведь наличие познавательных интересов у школьников способствуют росту их активности...

Уроках математики для развития познавательного интереса школьников iconРуководство по теме «Дидактическая игра на уроках математики»
Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения...

Уроках математики для развития познавательного интереса школьников iconКонкурс «Учитель года-2013» Педагогический проект на тему: «Использование...
...

Уроках математики для развития познавательного интереса школьников iconИспользование информационно-коммуникационных технологий как средство...
Учитель географии Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №24 г. Гуково

Уроках математики для развития познавательного интереса школьников icon2003 содержание введение 4
Задания и упражнения для развития познавательных способностей младших школьников на уроках математики 31

Уроках математики для развития познавательного интереса школьников iconУроках математики
«Развитие познавательной деятельности младших школьников через дидактические игры и упражнения на уроках математики»

Уроках математики для развития познавательного интереса школьников iconОбъяснение с использованием стихотворений, кроссворды, занимательный...
Нетрадиционные методы обучения как способ развития познавательного интереса на уроках географии

Уроках математики для развития познавательного интереса школьников iconУроках математики и их значение для развития математической речи...
Диспуты на уроках математики и их значение для развития математической речи учащихся


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru