Проблемно-диалогическое обучение Теоретические основы проблемного обучения
Проблемная
ситуация
| Содержание-противоречие между: двумя фактами, новым и старой теорией, необходимостью и невозможностью
| Признак - эмоциональная реакция: удивление, затруднение
|
Этапы научной творческой деятельности
Название
| Содержание этапа
| Результат этапа
| 1. постановка проблемы
| -возникновение проблемной ситуации
-осознание противоречия
-формулирование проблемы
| Проблема – вопрос, схватывающий противоречие проблемной ситуации, поставленный для разрешения
| 2. поиск решения
| -выдвижение гипотез
-проверка гипотез
| Решение – понимание нового знания
| 3. выражение решения
| -выражение нового знания научным языком в принятой форме
| Продукт – рукопись (книги, статьи, доклады)
| 4. реализация продукта
| Публичное представление продукта
| Реализованный продукт – публикация, выступление
|
Творческая учебная деятельность
Творческая учебная деятельность- аналог научного творчества: этапы те же, но открывается субъективно новое знание, которое выражается разными языками в простых формах
Учебная проблема существует как: 1) вопрос, не совпадающий с темой урока, ответом на который является новое знание;
2) тема урока (в рабочей или строгой формулировке)
Решение проблемы – новое знание
|
Выводы
проблемное обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний
место ПО: урок изучения нового материала на любом предметном содержании
цели ПО: формировать знания
развивать интеллект и творческие способности
воспитывать активную личность
4. задача ПО: обеспечить творческую учебную деятельность при введении и воспроизведении знаний
|
Приемы создания проблемной ситуации
Тип
проблемной ситуации
| Тип противоречия
| Приемы создания
проблемной ситуации
| Пример
| С удивлением
| Между двумя (или более) положениями
| одновременно предъявить противоречивые факты, теории, мнения
| Модели атома Томсона и Резерфорда, корпускулярно -волновой дуализм
| столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием
| груз весит на нити, снизу дернуть за другую нить, что произойдет
|
| Между житейским представлением учащихся и научным фактом
| шаг 1. обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием « на ошибку».
Шаг 2. предъявить научный факт сообщением экспериментом или наглядностью
| Измерить температуру в классе и в шубе.
Разные тела нагреваем до 100оС, всеми ли телами можно обжечь руки?
| С затруднением
| Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя
| дать практическое задание, не выполнимое вообще
| Измерить температуру муравья. Разорвать магдебургские тарелки
| дать практическое задание, не сходное с предыдущим
| Поднять себя за волосы, наэлектризовать металлическую палочку
| шаг 1. дать невыполнимое задание, сходное с предыдущими.
Шаг 2. доказать, что задание учениками не выполнено
|
Подготовка проблемно – диалогического урока Алгоритм подготовки урока с одной проблемой
| Сформулировать тему урока и новое знание, определить его тип
| 1.
| Обеспечить постановку проблемы:
- побуждающий диалог от проблемной ситуации
- побуждающий к теме диалог
- сообщение темы с мотивирующим приемом
| 2.
| Обеспечить поиск решения:
- если проблемы есть: побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог
- подводящий от проблемы диалог
- если проблемы нет: подводящий без проблемы диалог
| 3.
| Выбрать из списка уместные продуктивные задания (проделать самому)
|
Алгоритм подготовки урока с несколькими проблемами
1.
| Сформулировать тему урока. Пункты плана и новое задание по каждому пункту, определить его тип
| 2.
| Определить порядок постановки проблем
| 3.
| Одновременная:
Сформулировать тему любым проблемным методом.
Сформулировать пункты плана побуждающим диалогом.
Обеспечить поиск решения по каждому пункту плана, учитывая тип задания.
Выбрать продуктивные задания (кроме формулирования темы и плана)
| 4.
| Последовательная:
Сформулировать тему (при необходимости).
С каждым пунктом плана работать по общему алгоритму, учитывая тип задания.
Выбрать продуктивные задания ( в т.ч. на формулирование темы и плана)
|
Подготовка урока с побуждающим диалогом
Рекомендация
| Постановка проблемы
| Поиск решения
| Воспроизведение
| Используйте групповую форму работы
| При создании проблемной ситуации (особенно 1,2),(предъявить противоречивые факты, столкнуть мнения)
| - для выдвижения или проверки гипотез
- при изучении фактографических п/плана
| Продуктивные знания (особенно на опору)
| Внимание к случаю проблемы в форме вопроса
| Не сообщать тему урока после вопроса
| Возвращаться к вопросу
| Формулирование темы
| Соблюдайте структуру побуждающего диалога
| Не опускайте звено осознания противоречия, не меняйте текст диалога
| Дать материал для выдвижения гипотез. Начать с общего побуждения, а не с подсказки. Предвидеть ошибочные гипотезы и заготовить подсказки к контраргументу
| Побуждающий диалог от проблемной ситуации
Побуждение к осознанию противоречия
| Побуждение к формулированию учебной проблемы
| Прием 1 о фактах.
Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты?
О теориях.
Что вас удивило? Сколько теорий существует (точек зрения)?
|
Выбрать подходящее:
Какой возникает вопрос?
Какова будет тема урока?
Сформулируйте проблему
| Прием 2
сколько же в нашем классе мнений? Почему?
| Прием 3
вы сначала как думали? А как на самом деле?
| Прием 4
вы смогли выполнить задание? В чем затруднение?
| Прием 5
вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущее?
| Прием 6
что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?
|
Принятие реплик учеников при побуждающем диалоге
| Подтверждение
(так)
| Подтверждение + побуждение
(так, кто думает иначе?)
| Положительное оценивание
(молодец!)
| Проблема
| Верная формулировка
| Неверная формулировка
| Самостоятельная верная формулировка
| Гипотеза
| Последовательное выдвижение
| Одновременное выдвижение
|
| Проверка
| Верная
| неверная
|
|
Продуктивные задания на воспроизведение знаний
Классификация по языку и форме
| Особенности применения
| Научный
| Формулировка темы.
Формулировка вопросов
| Сразу после введения знаний (в двух случаях) в конце этого или следующего урока
| Наглядно-образный
| Опорный сигнал:
Символ, схема, таблица, опорные слова
| В классе или дома, если опорный сигнал не составлялся учителем при введении знаний
| Художественный
| Художественный образ: загадка, стихотворение
| Дома по желанию
| |