Доклад на Республиканской секции учителей математики «Современные средства обучения математике»




Скачать 79.88 Kb.
НазваниеДоклад на Республиканской секции учителей математики «Современные средства обучения математике»
Дата публикации12.12.2013
Размер79.88 Kb.
ТипДоклад
5-bal.ru > Математика > Доклад
Министерство образования Республики Мордовия
Доклад

на Республиканской секции учителей математики
«Современные средства обучения математике»
Из опыта работы

учителя математики

МБОУ «Темниковская СОШ№1»
ЗУБАРЕВОЙ Т. В.

Темников, 2011 г.

Зубарева Т. В. – учитель математики МОУ «Темниковская средняя общеобразовательная школа №1», стаж работы 31 год.

Я учитель математики и считаю, что этот предмет играет очень важную роль в становлении личности ученика, способствует развитию его интеллектуальных, творческих способностей.

Что значит для меня, быть учителем?  Не возможность чему-то учить детей, а каждый день общаться с ними, открывая для себя новое. Меняются дети, меняюсь и я вместе с ними. Мне нравится рассуждать о мире глазами детей. Находить в этом радость и удовлетворение. Думать о своих учениках. Сопереживать их успехам и неудачам. Нести за них  ответственность. Любить.: Да, для меня "учитель" - не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа.: Для меня  быть учителем - это и значит жить.

За годы работы в школе у меня сложилась своя педагогическая философия. Только гармоничная, напряженная и мощная, слаженная работа всего школьного коллектива ведет ученика к успеху. Гармония нужна в отношениях между учеником и учителем.

Моя цель - увидеть, разглядеть, не пропустить в ребёнке всё лучшее, что в нём есть, и дать импульс к самосовершенствованию через развитие творчества, идущего из самой глубины души его.

Сократ сравнивал учителя с дождевой каплей. Действительно,  как дождь открывает потенциал каждого зерна, так и моя цель, как учителя - выявить одаренность каждого ученика. Моя задача - помочь ученику найти себя, сделать первое и самое важное открытие - открыть свои способности, а может быть, и талант. 

На каждом уроке я реализую принцип минимакса, который позволяет построить индивидуальную образовательную траекторию для каждого ученика и проявить свою индивидуальность и принцип комфортности в обучении.

В настоящее время для этого есть все условия: кабинет математики МОУ ТСОШ № 1 оснащен всеми необходимыми современные техническими средствами (в том числе и компьютером, интерактивной доской, проектором), это во многом определяет возможность широкого выбора нужной методики преподавания. Мною разработаны около 60 презентаций к урокам, созданы фильмы.

Наша школа в 2009 году в числе 15 Российских школ стала победителем Всероссийского конкурса проектов от компании «Интел» «Каждому ученику – школьный ноутбук» и получила в подарок 35 мобильных компьютеров. Каждый школьник имеет возможность на уроке использовать такую чудо-технику. Персональные компьютеры используются при проведении уроков математики с элементами программирования, при выполнении практических работ, при работе с тестами. Компьютеры соединяются в локальную сеть и каждый имеет возможность выхода в Интернет. Кроме математических знаний у учащихся формируются навыки и умения информационно-поисковой деятельности.

Я люблю свой предмет и стремлюсь к тому, чтобы мои ученики на каждом уроке испытывали состояние «открытия», «победы», а это значит состояние действия, преодоления, творчества.

Основная задача обучения математике в школе – обеспечить прочное и осознанное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения обучения, формирования у учащихся адекватного представления о современном мире.

Главная идея моих уроков - воспитание человека, умеющего применять и использовать математические знания в повседневной жизни, в практической деятельности.

Считаю, что для формирования математической компетентности обучающихся наиболее эффективно использование интеграции с другими предметами. Она позволяет выявить их взаимосвязь. Для лучшего усвоения предлагаемого материала всегда раскрываю перед учащимися дальнейшие перспективы использования изученного или его применение в различных областях знаний.

Благодаря такому подходу в обучении, в сознании учеников формируется более объективная и всесторонняя картина мира, знания легче обнаруживают свой прикладной характер, а мне легче показать детям взаимосвязь математики с другими науками. На мой взгляд, одна из ценностей предмета «математика» именно в его прикладной стороне: живут только те знания, которые находят применение на практике.
В своей работе большое внимание уделяю использованию интеграции с другими предметами, что способствует лучшему усвоению предлагаемого материала, выработке у учащихся представлений об единстве материального мира, делает знания более значимыми, применимыми.

Также я использую такие приемы: включаю при изложении темы урока учебный материал другого предмета, даю задания на воспроизведение знаний из другого предмета, применяю наглядные пособия, приборы. Так в 5 классе на уроке «Решение задач на движение» осуществляю связь с природоведением: предлагаю решить задачи на нахождение скорости движения планет Солнечной системы. При изучении по геометрии в 10 классе темы «Многогранники» предлагаю детям домашнее задание: составить презентации по темам: «Кристаллы - природные многогранники», здесь прослеживается связь с химией, «Многогранники в живой природе» - связь с биологией, «Многогранники и архитектура»; при изучении в 7 классе темы «Свойства функций» составить презентацию по теме «Свойства функций в пословицах и поговорках»; «Золотое сечение в живой природе» при изучении темы «Пропорциональность». Когда изучаем тему «Масштаб», работаем с атласами по географии. При решении задач на формулы длины окружности, площади круга предлагаю задачи с физическим содержанием, при изучении темы «Проценты» решаем задачи с химическим содержанием - задачи на сплавы, растворы.

Математика тем и полезна, что ее понятия, формулы, методы, алгоритмы могут использовать физики, химики, биологи и даже филологи. На интегрированном уроке можно получить более точное представление об общей картине мира. Эти идеи находят отражение в концепции современного школьного образования.

Я работаю над формированием самостоятельности учащихся. Эта проблема актуальна сейчас потому, что самостоятельность играет весомую роль не только при получении среднего образования, но и при продолжении обучения после школы, а также в дальнейшей трудовой деятельности.

В Концепции модернизации российского образования от школы сегодня  ждут не "нашпигованных" знаниями выпускников, а людей, способных на протяжении всей жизни добывать и применять новые знания, следовательно, быть профессионально и социально мобильными. "Основная задача обучения математике в школе - обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования", - говорится в объяснительной записке программы по математике. Также на уроках широко применяется такая технология как мастерская. Мастерская – это новый способ организации деятельности учеников. Она состоит из ряда заданий, которые направляют работу ребят в нужное русло, но внутри каждого задания школьники абсолютно свободны. В отличие от урока на мастерской выстраиваются знания, но не даются, не передаются, поэтому, возможно, что так до конца занятия и не прозвучит истина, которую знает учитель. Тем самым создается хорошая посылка для размышлений. В мастерских у детей развивается и креативное мышление, воображение. У учащихся развивается мотивация, интерес к предмету. Дети, сами открыв какие-то истины, лучше их запоминают и лучше могут их использовать в разных ситуациях. У детей развиваются умения и желания сотрудничать. Этот вид деятельности использую при изучении тем: «Теорема Пифагора», «Площадь многоугольников», «Свойства функций» и др.

"Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить эту работу в забаву - одна из труднейших и важнейших задач дидактики", - писал К.Д.Ушинский. Применяя в своей практике нестандартные уроки: уроки-путешествия, уроки - деловые игры, уроки - ролевые игры, уроки с дидактической игрой, я сделала вывод, что именно такие уроки повышают эффективность обучения. Одной из форм активного обучения является проектно-исследовательская деятельность. Мы с учениками выбрали темы, объединённые общей идеей: «За страницами учебника». Вот примеры тем, над которыми работали учащиеся: «Правильные многогранники», «Золотое сечение», «Лента Мёбиуса», «Симметрия вокруг нас».

Многие из них решили продолжить темы, начатые в 8 классе. Например, тему «Правильные многогранники» ученица дополнила уже изученными правильными многоугольниками, их свойствами и применение в современной жизни (архитектура, дизайн), что привело к изменению названия и цели проекта.

В работе «Прямоугольный треугольник: известный и неизвестный» ученик рассмотрел не только изученные свойства и признаки прямоугольного треугольника, но и нашел разные доказательства теоремы Пифагора, использование треугольника и его свойств в архитектуре, живописи.

Защита проектов проходила на научно-практической конференции, которая традиционно проводится в декабре месяце во время проведения Недели математики. При защите таких проектов ученики в отведённое время должны аргументировать выбор темы, рассказать об этапах работы над проектом, владеть необходимой терминологией.

Таким образом, проектно-исследовательская деятельность учащихся помогает развитию важнейших компетенций для современной жизни: способность делать выбор, брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решения, владеть устным и письменным обобщением.
Используя метод проектов в течение нескольких лет, я увидела, как меняется отношение ребят к одному из самых сложных предметов школьной программы. За скучными формулами и теоремами мы с учениками открыли целый удивительный мир. Ребята поняли, что математика существует не только на бумаге, она присутствует в архитектуре, в живописи, в музыке, в окружающей нас природе.

Одним из самых важных этапов работы учителя математики является подготовка учащихся к олимпиаде. Она способствует выявлению наиболее способных и одаренных детей, выработке устойчивых интересов и их углублению, увлечению математикой и привитию любви к ней. Учащиеся овладевают знаниями, выходящими за пределы школьной программы. Мы изучаем такие темы, как «Принцип Дирихле», «Круги Эйлера», «Графы», «Ряды натуральных чисел», а по темам «Признаки делимости», «Проценты», «НОК и НОД» идет расширение урочного материала. Также рассматриваются задачи на части, на движение, на дроби, на составление уравнений и логические. В средних классах используются такие формы работы, как математические игры, занимательные задачи, разгадывания головоломок, викторин.

Включаю рассмотрение задач на «Инварианты», «Разбиения и раскраска плоскости», «Модули», текстовые задачи, элементы комбинаторики, расширяю урочный материал по темам «Степени», «Разложение на множители», «Функции».

В старших классах рассматриваются такие темы: «Уравнения, содержащие знак модуля», «Уравнения с параметром», «Неравенства, содержащие модуль», «Уравнения высших степеней», «Иррациональные неравенства», «Функции и их графики».

Отчет об олимпиадных успехах служит важнейшей составной частью раздела «Внеучебные достижения» портфолио учащихся, которые представляют ежегодно как одну из форм качественной оценки своей учебной деятельности. Но главное, что я хотела бы видеть в своих учениках: свободное мышление, толерантность, умение конструктивно решать проблемы, способность к самовыражению. Главное - чтобы каждый из них стал яркой индивидуальностью, стал личностью.

Есть множество способов сделать свои уроки интересными и красивыми, но самым главным на этом пути , на мой взгляд, является вера в себя, в свои возможности.

Совершенно уверена, что любовь и уважение учеников нельзя заслужить, вооружившись современными методиками, новыми технологиями, концепциями. Нужен ещё и нелёгкий труд души. Главное - научиться видеть и ценить в ребёнке ту неповторимую индивидуальность, которая отличает нас всех друг от друга, суметь обеспечить свободу самовыражения его личности и понять, что ребёнок - человек, имеющий собственное представление о мире, свой опыт и свои чувства.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад на Республиканской секции учителей математики «Современные средства обучения математике» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины теория и методика обучения математике
Курс «Теория и методика обучения математике: Использование современных информационных и коммуникационных технологий» является дисциплиной...

Доклад на Республиканской секции учителей математики «Современные средства обучения математике» iconПоложение о проведении олимпиады учителей Республики Татарстан по...
Республиканская олимпиада учителей по математике (далее – Олимпиада) проводится в целях формирования кадрового ресурса тьюторов из...

Доклад на Республиканской секции учителей математики «Современные средства обучения математике» icon1. Олимпиада по математике в 5-7 классах. Олимпиада по математике...
Мо учителей математики состоит из 7 человек. Все учителя имеют высшее педагогическое образование. Педагогический стаж учителей от...

Доклад на Республиканской секции учителей математики «Современные средства обучения математике» iconОлимпиада проводится в письменной форме. Организаторами этапов Олимпиады являются
Дагестанской республиканской олимпиаде учителей математики общеобразовательных учреждений

Доклад на Республиканской секции учителей математики «Современные средства обучения математике» iconОтчет о работе секции №4 «Современные проблемы менеджмента и маркетинга»
...

Доклад на Республиканской секции учителей математики «Современные средства обучения математике» icon«Современные средства обучения: массовость, эффективность, новизна»
Байбородова Л. В. Ситуации разновозрастного обучения как средство достижения современных образовательных результатов

Доклад на Республиканской секции учителей математики «Современные средства обучения математике» iconДоклад на секции учителей русского языка и литературы на тему: «Преподавание...
Использование современных информационных технологий повышает эффективность урока, развивая мотивацию обучения, что делает процесс...

Доклад на Республиканской секции учителей математики «Современные средства обучения математике» iconТема: «Создание условий для инновационного развития школьной системы...
План работы методического объединения учителей математики, физики, информатики и экономики

Доклад на Республиканской секции учителей математики «Современные средства обучения математике» iconМетодическая неделя мо учителей математики, физики, информатики и...
Тема недели: «Повышение качества знаний по математике, информатике, физике и технологии на основе применения новых технологий и традиционных...

Доклад на Республиканской секции учителей математики «Современные средства обучения математике» iconДоклад на заседании рмо учителей математики на тему: «Подготовка...
Ниже приводится краткое изложение аналитических материалов егэ по математике 2012 года, подготовленных по материалам фипи и региональных...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru