Алданского Доклад «Коллективный способ обучения в решении текстовых задач»




Скачать 323.28 Kb.
НазваниеАлданского Доклад «Коллективный способ обучения в решении текстовых задач»
страница1/2
Дата публикации06.12.2013
Размер323.28 Kb.
ТипДоклад
5-bal.ru > Математика > Доклад
  1   2
МБОУ Чериктейская средняя общеобразовательная школа

им.В.Ф.Афанасьева-Алданского

Доклад

«Коллективный способ обучения в решении текстовых задач»

Выполнила учитель математики

Борисова Туяра Яковлевна

Чериктей, 2012 г

Оглавление.


  1. Введение 3 стр




  1. Методика коллективного способа обучения 4 стр




  1. О решении текстовых задач 9 стр



  1. Пример урока 17 стр




  1. Заключение 19 стр



  1. Использованная литература 24 стр


Введение

Актуальность этой педагогической технологии определяется тем, что она предлагает путь разрешения многих назревших проблем и противоречий современного образования. Кризис традиционного образования признают почти все педагоги, и он явственно виден в следующих противоречиях обучения:

• противоречие между мотивацией и стимуляцией учения школьников. Стимуляция многократно превосходит мотивацию. Учителя жалуются, что дети не хотят учиться, а учащиеся — на скуку, однообразие и не посильность учебы. Коллективная учеба формирует и развивает мотивацию учеников в сотрудничестве;

• между пассивно-созерцательными и активно-преобразовательными видами учебной деятельности. Учитель объясняет новый материал — остальные и слушают, и не слушают. Такая пассивная созерцательность занимает большую часть урока. Коллективная же учеба включает каждого ученика в активную работу на весь урок, в сменных парах и микрогруппах;

• между психологическим комфортом и дискомфортом: коллективные способы обучения создают условия живого, непринужденного общения, тогда как на классическом уроке педагог вынужден в течение 45 минут держать в руках весь класс;

• между воспитанием и обучением. На обычном уроке воспитательное взаимовлияние учеников пресекается учителем («Не разговаривайте!», «Не подсказывайте!). На уроках же коллективного обучения все наоборот: беседуйте, поправляйте, оценивайте друг друга!

• между субъект-субъектными и субъект-объектными отношениями. На классическом уроке всегда действует принцип взаимоотношений (субъект-объект). Если же учащийся становится ассистентом учителя или самостоятельным экзаменатором, то успешно реализуется принцип «субъект-субъект».

Коллективные способы обучения всеми своими методиками превращают каждого ученика и весь класс в целом в субъекты самообучения.

Цель: повысить уровень успеваемости учащихся по математике.

Задачи:

  • Изучить и проанализировать научно-методические материалы по применению КСО

  • Раскрыть содержание и особенности методов общения в парах и малых группах

  • Обучить учащихся навыкам работы с учебником и дополнительной литературой

  • Обучить методам решения текстовых задач

  • Выявить эффективность использования КСО.

Методика коллективных способов обучения

Специфика коллективных способов обучения состоит в соблюдении следующих принципов:

• наличие сменных пар учащихся;

• их взаимообучение;

• взаимоконтроль;

• взаимоуправление.

В свое время А.Г. Ривин разработал несколько методик КСО, применяемых в различных ситуациях:

• изучение текстового материала по любому учебному предмету;

• взаимопередача текстов;

• взаимообмен заданиями;

• решение задач и примеров по учебнику;

• взаимные диктанты;

• разучивание теорем в сменных парах;

• выполнение упражнений в парах;

• работа по вопросникам;

Ниже приводятся две наиболее характерные методики.

Изучение текстового учебного материала по любой учебной дисциплине.

1. Составляется маршрут изучения какого-то текстового учебного материала из учебника по любому предмету. Для этого заданный материал делится на 3—6 частей. Чем ниже класс, тем фрагменты текста должны быть меньше: в средних классах объем текста не должен превышать 1 страницы, в старших — 2-3 страниц. Каждый ученик работает в индивидуальном темпе.

2. Два ученика, обычно сидящие за одной партой, вместе начинают изучение первой части. Один из них читает текст вполголоса, другой следит по тексту. Затем они обсуждают содержание, т.е. один пересказывает прочитанное, другой дополняет, уточняет. При этом можно привлечь другой материал из другого источника по поводу изучаемого, например из хрестоматии. Дети дают название (заглавие) этой части и составляют план ее. При этом обычно возникает легкий спор по поводу пунктов плана, что повышает умственную активность учащихся и способствует более точной формулировке мыслей, тщательной обработке содержания. Затем учащиеся записывают согласованное название первой части и ее план в тетради и расходятся. Каждый из них находит нового партнера для работы по второй части текста. Если учитель хорошо знает учеников класса и его статусную структуру, он может подсказать, кому с кем лучше работать в сменных парах. Но это необязательно.

3. В новой паре ученики сначала кратко повторяют содержание первой части. Они сверяют свои планы и уточняют его, изменяя форму. Один пересказывает первую часть, другой с тетрадью партнера следит за изложением и поправляет, дополняет. Затем учащиеся прорабатывают вторую часть текста (аналогично первой) и расходятся, чтобы образовать новые пары по третьей, четвертой, пятой части.

4. При проработке текста особое значение имеет последняя встреча. Проработав в паре последнюю часть текста, ученик сообщает дежурному, диспетчеру и учителю о завершении своей работы. Теперь ученик готов по изученной теме выступать в малой или большой группе.

5. Проработавшие все части текста ученики формируют малые группы по 4—6 человек. Они избирают ведущего, который предоставляет слово каждому, в том числе и себе, для изложения всего материала. Группа ставит каждому оценку. Ведущий передает список с оценками учителю, который в качестве контроля может проверить дополнительно знания 2—3 человек. Как правило, эти оценки совпадают, потому что учащиеся ответы своих товарищей оценивают довольно строго. Все оценки переносятся в классный журнал.

Взаимообмен заданиями применяется при изучении, прежде всего, естествоведческих дисциплин — химии, физики, географии, биологии, математики.

Назначение этой методики — отработка практических учений и навыков на серии аналогичных заданий. Допустим, на уроке математики из учебника или задачника учитель выбирает и указывает школьникам задачи № 319, 320, 321, 322, 323, 324, 325, 326, 327, 328, 329, 330. Такие задания, как правило, однотипны, т.е. решаются одним путем. Пять—семь пар таких заданий выписываются на карточках, и каждое задание (карточка) получает свой номер.

Предположим, что ученик Иванов знает решение всех задач задания 1, а ученик Петров — 2. Тогда, работая в паре, они могут обменяться заданиями. Обмен осуществляется следующим образом: Иванов обучает Петрова решению задачи а) из задания 1, заново решая эту задачу. При этом, если есть необходимость, он дает теоретическое объяснение и отвечает на все вопросы Петрова. Записывать решение задачи и все необходимые формулы он может прямо в тетрадь Петрова. Затем таким же образом учит Петров, объясняя Иванову, как решается задача а) задания 2. Потом Петров приступает к самостоятельному решению задачи б) из задания 1, а Иванов — к самостоятельному решению задачи б) из задания 2. Проверив друг у друга правильность решения задач, напарники расходятся. На этом их работа в данной паре заканчивается, пара распадается, а каждый из них ищет себе нового напарника. Варианты запусков:

• самозапуск каждого ученика;

• запуск делают ученики-отличники;

• самозапуск микрогруппы, т. е. ученики вместе выполняют все первые части шести заданий;

• запуск делает учитель, записывая решение всех образцов всех заданий на доске;

• запуск делает группа учителей;

• группа старшеклассников.

Коллективный способ обучения в классе считается запущенным только тогда, когда каждое задание выполнено хотя бы одним учеником, т. е. когда каждый ученик выполнил свое задание, и готов обучать всех остальных участников этой работе, получив обучение по остальным заданиям в сменных парах. Если по какому-то заданию никто не справился с решением, учитель должен дать консультацию. Отработка практических умений и навыков на серии аналогичных заданий видна из следующей карточки. Против каждой фамилии в соответствующей графе ставится точка, означающая, что ученик может консультировать по тому или иному заданию. После окончания работы в паре на месте точки ставится +. Каждый учащийся выполняет все шесть заданий, работая с разными партнерами. Сначала организуется несколько групп по 5—7 учащихся, и они работают по своему набору заданий в карточках. Через некоторое время в каждой группе появляются ученики, освоившие соответствующую часть теории и справившиеся со всеми задачами. Из них создаются новые микрогруппы для решения задач из других карточек. Карты контроля за результатом деятельности учеников могут быть индивидуальными, групповыми и классными. Получил задание — поставь точку в карточке, выполнил его — получи оценку в карточку.

Таблица 1 Организационная структура учебного процесса и стадии ее развития

Вид общения

Организационная форма обучения

Способ обучения

1.Опосредованное общение через письменную речь

1 . Индивидуальная

1. Индивидуальный способ обучения — до XVI — XVII вв. Включает парную и индивидуальную формы

2. Общение в паре

2. Парная (один учит другого)

2. Групповой способ обучения - XVII— XX вв. Включает групповую, парную и индивидуальную формы

3. Групповое общение

3. Групповая (один одновременно учит многих)

3. Коллективный способ обучения. Включает коллективную, групповую, парную и индивидуальную формы

4. Общение в парах сменного состава

4.Коллективный (каждый учит каждого)




Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.

Таблица 2 Особенности методики КСО в сравнении с ГСО (по В.К. Дьяченко)

ГСО

КСО

Организационные:

— четкость, упорядоченность

— говорит один
— общение учащихся отсутствует
— молчание
— постоянное рабочее место

— отсутствует
— говорят все
— общаются все
— рабочий шум
— смена

Дидактические:

— обучает педагог-профессионал
— весь материал — сразу и для всех
— мало самостоятельности
— сотрудничество отсутствует
— усвоение и применение разнесены

— обучают ученики
— разные темпы и материал
— полная самостоятельность
— сотрудничество — основа обучения
— максимально приближены

Развивающие:

— ученик — объект
— уравниловка, усреднение способности детей
— систематический характер обучения
— не учатся выступать
— не умеют объяснять

— ученик — субъект + объект
— в соответствии с индивидуальными особенностями
— спонтанный характер
— учатся выступать, рассуждают, доказывают
— развивают педагогические способности

Воспитательные:

— каждый работает на себя
— отношения — неколлективистские                       

— на себя и на других
— отношения ответственной зависимости (коллективистские)

Коллективные способы обучения – одна их педагогических технологий, призванная разрешить многие назревшие проблемы и противоречия современного образования.

Коллективным способом обучения КСО является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.

Особенности методики КСО:

  • коллективная учеба формирует и развивает мотивацию учеников в сотрудничестве;

  • коллективная учеба включает каждого ученика в активную работу на весь урок, в сменных парах и микрогруппах;

  • коллективные способы обучения создают условия психологического комфорта;

  • коллективные способы обучения приветствуют воспитательное взаимовлияние учеников: беседуйте, поправляйте, оценивайте друг друга;

  • коллективные способы обучения всеми своими методиками превращают каждого ученика и весь класс в целом в субъекты самообучения.

Специфика КСО состоит в соблюдении следующих принципов:

  • наличие сменных пар учащихся;

  • их взаимообучение;

  • взаимоконтроль;

  • взаимоуправление.

Существует несколько методик КСО, применяемых в различных ситуациях.

В процессе обучения математике целесообразно применять методику “Взаимообмен заданиями”.

Цель методики: отработка практических умений и навыков на серии аналогичных заданий.

Суть методики: включаясь в активную работу на весь урок, каждый ученик выполняет все предусмотренные задания, взаимодействуя с различными партнерами.


О решении текстовых задач по математике

Одним из вопросов методики преподавания математики является вопрос формирования у учащихся умений и навыков решения текстовых задач.

Задачи являются материалом для ознакомления учащихся с новыми понятиями, для развития логического мышления, формирования межпредметных связей. Задачи позволяют применять знания, полученные при изучении математики, при решении вопросов, которые возникают в жизни человека. Этапы решения задач являются формами развития мыслительной деятельности.

Для решения текстовых задач применяются три основных метода: арифметический, алгебраический и комбинированный. Рассмотрим каждый из этих методов.

I. Арифметический метод.

Первым этапом решения задач арифметическим методом является разбор условия задачи и составление плана её решения. Этот этап решения задачи сопровождается максимальной мыслительной деятельностью.

Вторым этапом является решение задачи по составленному плану. Этот этап решения проводится учащимися без особых затруднений и в большинстве случаев носит тренировочный характер.

Третьим важным этапом решения задачи является проверка решения задачи. Она проводится по условию задачи. Пренебрежение проверкой при решении задачи, замена её проверкой ответов снижает роль решения задачи в процессе развития логического мышления учащихся.

При решении текстовых задач арифметическим методом у учащихся вырабатываются определённые умения и навыки, которые в процессе дальнейшего обучения должны совершенствоваться и закрепляться.

При арифметическом методе решения задач формируются 56 основных умений и навыков. Из них 38 умений и навыков приобретаются при решении задач как арифметическим, так и алгебраическим методами.

К ним относятся следующие умения и навыки:

    1. Краткая запись условия задачи.

    2. Изображение условия задачи с помощью рисунка.

    3. Логические приёмы мышления: наблюдение и сравнение, анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, обобщение и ограничение, умозаключения индуктивного и дедуктивного характера и умозаключения по аналогии.

    4. Выполнение арифметических действий над величинами (числами).

    5. Изменение (увеличение или уменьшение) величины (числа) в несколько раз.

    6. Нахождение разностного сравнения величин (чисел).

    7. Нахождение кратного сравнения величин (чисел).

    8. Использование свойств изменения результатов действий в зависимости от изменения компонентов.

    9. Изменение (увеличение или уменьшение) величины (числа) на несколько единиц величины (числа).

    10. Нахождение дроби от величины (числа).

    11. Нахождение величины (числа) по данной её (его) дроби.

    12. Нахождение процентов данной величины (данного числа).

    13. Нахождение величины (числа) по её (его) проценту.

    14. Нахождение процентного отношения двух величин (чисел).

    15. Составление пропорций.

    16. Понятие прямой и обратной пропорциональной зависимости величин (чисел).

    17. Понятие производительности труда.

    18. Определение производительности труда при совместной работе.

    19. Определение части работы, выполненной в течение некоторого промежутка времени.

    20. Определение скорости движения.

    21. Определение пути, пройденного телом.

    22. Определение времени движения тела.

    23. Понятие о собственной скорости (скорости в стоячей воде) движения тела по воде.

    24. Нахождение пути, пройденного двумя телами при встречном движении.

    25. Нахождение скорости движения тела по течению и против течения реки.

    26. Нахождение времени прохождения телом единицы пути при заданной скорости движения.

    27. Нахождение скорости сближения тел, движущихся в одном направлении, и скорости удаления.

    28. Нахождение скорости сближения или скорости удаления тел, движущихся в противоположных направлениях или при встречном движении.

    29. Нахождение части пути, пройденного телом за определённое время, когда известно время прохождения всего пути.

    30. Нахождение количества вещества, содержащегося в растворе, смеси, сплаве.

    31. Нахождение концентрации, процентного содержания.

    32. Нахождение стоимости товара, акции.

    33. Нахождение цены товара, акции.

    34. Нахождение прибыли.

    35. Нахождение количества вредных веществ в воде, воздухе.

    36. Нахождение себестоимости продукции.

    37. Расчёт начислений банка на вклады.

    38. Проверка решения задачи по условию.

Умения и навыки, которые формируются в процессе решения задач только арифметическим методом, можно разбить на две группы. К первой группе относятся умения и навыки, которые необходимы для дальнейшего изучения математики.

К первой группе относятся следующие умения и навыки:

    1. Перевод календарного времени в арифметическое число.

    2. Перевод арифметического числа в календарное время.

    3. Нахождение времени предыдущего события.

    4. Нахождение времени последующего события.

    5. Нахождение промежутка времени между двумя событиями.

Все умения и навыки этой группы формируются в процессе решения задач на вычисление времени, т.е. тех задач, которые нет смысла решать алгебраически.

Вторая группа – это те умения и навыки, без знания которых можно решить все текстовые задачи алгебраическим методом, и в дальнейшем их незнание не будет пробелом в математическом образовании учащихся.

Ко второй группе относятся следующие умения и навыки:

    1. Введение понятия "часть".

    2. Выполнение действий сложения и вычитания частей.

    3. Выполнение умножения и деления части на число.

    4. Приём уравнивания большего числа с меньшим и меньшего с большим.

    5. Приём уравнивания прибавлением к меньшему числу и вычитанием из большего числа их полуразности.

    6. Определение числа частей, составляющих данное число.

    7. Введение понятий условной единицы.

    8. Нахождение дроби условной единицы и её частей.

    9. Сравнение частей величин.

    10. Сложение и вычитание частей единицы.

    11. Метод исключения неизвестного посредством замены одной величины другой.

    12. Решение задач методом предположения.

    13. Составление плана решения задачи.

Эти умения и навыки, несомненно, представляют интерес. Но почти все из них можно отнести к числу умений и навыков, формирующихся у учащихся при решении нестандартных задач. Решение таких задач следует проводить систематически наряду с решением стандартных текстовых задач.

II. Алгебраический метод.

Под алгебраическим методом решения задач понимается такой метод решения, когда неизвестные величины находятся в результате решения уравнения или системы уравнений, решения неравенства или системы неравенств, составленных по условию задачи. Иногда алгебраическое решение задачи бывает очень сложным.

При решении задач алгебраическим методом основная мыслительная деятельность сосредотачивается на первом этапе решения задачи: на разборе условия задачи и составлении уравнений или неравенств по условию задачи.

Вторым этапом является решение составленного уравнения или системы уравнений, неравенства или системы неравенств.

Третьим важным этапом решения задач является проверка решения задачи, которая проводится по условию задачи.

При алгебраическом методе решения формируются 55 основных умений и навыков.

Отличными от тех, которые формируются при арифметическом их решении, являются следующие:

    1. Введение неизвестного.

    2. Введение двух неизвестных.

    3. Введение трёх и более неизвестных.

    4. Выполнение действий сложения и вычитания неизвестных.

    5. Выполнение действий умножения и деления неизвестных.

    6. Запись зависимости между величинами с помощью букв и чисел.

    7. Решение линейных уравнений.

    8. Решение линейных неравенств.

    9. Решение квадратных уравнений и неравенств.

    10. Решение дробно-рациональных уравнений и неравенств.

    11. Решение систем уравнений и систем неравенств.

    12. Составление одного уравнения (неравенства) с двумя неизвестными.

    13. Решение уравнения (неравенства) с двумя неизвестными.

    14. Выбор значений неизвестных по условию задачи.

    15. Составление уравнений с параметром по условию текстовой задачи.

    16. Решение уравнений с параметром.

    17. Исследовательская работа.

В связи с внедрением в школьную программу элементов высшей математики, с ускоренным развитием и внедрением во все сферы вычислительной математики большое значение имеет формирование у учащихся не отдельных специфических навыков, а тех умений и навыков, которые имеют дальнейшее приложение. К числу этих умений и навыков относятся умения и навыки, которые формируются в процессе решения задач алгебраическим методом.

III. Комбинированный метод.

Этот метод получается в результате включения в алгебраический метод решения задач решение, в котором часть неизвестных величин определяется с помощью решения уравнения или системы уравнений, неравенств или систем неравенств, а другая часть – арифметическим методом. В этом случае решение текстовых задач значительно упрощается.

При решении текстовых задач учащимся могут помочь несколько простых и общих советов, а также приведённые ниже примеры решения задач.

Совет 1. Не просто прочитайте, а тщательно изучите условие задачи. Попытайтесь полученную информацию представить в другом виде – это может быть рисунок, таблица или просто краткая запись условия задачи.

Совет 2. Выбор неизвестных.

В задачах "на движение" – это обычно скорость, время, путь. В задачах “на работу” - производительность и т.д.

Не надо бояться большого количества неизвестных или уравнений. Главное, чтобы они соответствовали условию задачи и можно было составить соответствующую “математическую модель” (уравнение, неравенство, система уравнений или неравенств).

Совет 3. Составление и решение “математической модели”.

При составлении “математической модели” (уравнения, неравенства, системы уравнений или неравенств) ещё раз внимательно прочитайте условие задачи. Проследите за тем, что соответствует каждой фразе текста задачи в полученной математической записи и чему в тексте задачи соответствует каждый “знак” полученной записи (сами неизвестные, действия над ними, полученные уравнения, неравенства или их системы).

Очень важно не только составить уравнение, неравенство, систему уравнений или неравенств, но и решить составленное.

Если решение задачи не получается, то нужно ещё раз прочитать и проанализировать задачу (заданный текст и полученную запись).

Иногда по условию задачи достаточно отыскать не сами неизвестные, а их комбинации. Например, не x и y, а x+y, x/y, 1/x и т.п.

Если кажется, что получилось правильное, но очень сложное выражение, то попробуйте ввести другие неизвестные, может быть, изменив их количество, чтобы получилась более простая модель.

Иногда неизвестные в задачах выражаются только целыми числами, тогда при решении задач нужно использовать свойства целых чисел.

Совет 4. Решение сложной текстовой задачи – процесс творческий. Иной раз требуется вернуться к самому началу задачи, учитывая и анализируя уже полученные результаты.

При решении задач короткую запись задачи можно сделать с помощью рисунка или таблицы.

Таблица является универсальным средством и позволяет решать большое количество идейно близких задач.

Можно выделить семь вопросов, которые дают верное направление решению задач разных типов.

Вопросы к задаче с комментариями к ним:

    1. О каком процессе идёт речь? Какими величинами характеризуется этот процесс? (Количество величин соответствует числу столбцов таблицы).

    2. Сколько процессов в задаче? (Количество процессов соответствует числу строк в таблице).

    3. Какие величины известны? Что надо найти? (Таблица заполняется данными задачи; ставится знак вопроса).

    4. Как связаны величины в задаче? (Вписать основные формулы, выяснить связи и соотношения величин в таблице).

    5. Какую величину (величины) удобно выбрать в качестве неизвестной или неизвестных? (Клетки в таблице заполняются в соответствии с выбранными неизвестными).

    6. Какие условия используются для составления “модели”? (Выписать полученную “модель”)

    7. Легко ли решить полученное? (Если решить сложно, ввести новые переменные, использовать другие соотношения).

Пример решения задачи.

Задача. Расстояние между двумя городами скорый поезд проходит на 4 часа быстрее товарного и на 1 час быстрее пассажирского. Найти скорости товарного и скорого поездов, если известно, что скорость товарного поезда составляет 5/8 от скорости пассажирского и на 50 км/ч меньше скорости скорого.

Решение (черновик).

Отвечаем на вопросы, поэтапно составляя таблицу.

1. Речь идёт о процессе движения, которое характеризуется тремя величинами: расстояние, скорость, время (3 столбца таблицы).

2. В задаче 3 процесса: движение скорого, пассажирского и товарного поездов (3 строчки таблицы).

Можно составить “скелет” таблицы.

Величины

Процессы

Расстояние (км)

Скорость (км/ч)

Время (ч)

Скорый поезд

с

с

с

Пассажирский поезд

с

с

с

Товарный поезд

с

с

с

3. Заполняем таблицу в соответствии с условиями задачи

4. Вводим неизвестные величины: x, км/ч – скорость товарного поезда, y, ч – время движения скорого поезда.

5. Составим “модель”.

(x+50)y = 8/5 x(y+1)

8/5 x(y+1) = x(y+4)

6. Решаем эту систему. Из первого уравнения находим у. Из второго уравнения находим х.

Решение задачи (чистовик).

Пусть х, км/ч – скорость товарного поезда (х>0), у, ч – время движения скорого поезда (у>0).

Составляем таблицу.

Величины

Процессы

Расстояние (км)

Скорость (км/ч)

Время (ч)

Скорый поезд

(х+50)у

х+50 ?

у

Пассажирский поезд

8/5 х(у+1)

8/5 х

у+1

Товарный поезд

х(у+4)

х ?

у+4

По условию задачи поезда прошли одно и то же расстояние. Получаем систему уравнений

8/5 х(у+1) = х(у+4)

(х+50)у = х(у+4).

По условию задачи х>0, тогда

8(у+1) = 5(у+4)

(х+50)у = х(у+4),

3у = 12

(х+50)у = х(у+4),

у = 4

х+50 = 2х,

у = 4

х = 50.

Полученные значения неизвестных удовлетворяют условию х>0, у>0, значит удовлетворяют условию задачи.

50 км/ч – скорость товарного поезда.

50+50 = 100 (км/ч) – скорость скорого поезда.

Проверка по условию задачи.

50 км/ч – скорость товарного поезда,

4+4 = 8 (ч) – время движения товарного поезда.

50*8 = 400 (км) – расстояние, которое прошёл товарный поезд.

50*8/5 = 80 (км/ч) – скорость пассажирского поезда.

4+1 = 5 (ч) – время движения пассажирского поезда.

80*5 = 400 (км) – расстояние, которое прошёл пассажирский поезд.

4 ч – время движения скорого поезда.

50+50 = 100 (км/ч) – скорость скорого поезда.

100*4 = 400 (км) – расстояние, которое прошёл скорый поезд.

Каждый поезд прошёл одно и то же расстояние.

Задача решена верно.

Ответ: 50 км/ч, 100 км/ч.

Аналогично можно решать задачи “на работу”, “наполнение бассейна”.

Решение текстовых задач способствует, с одной стороны, закреплению на практике приобретённых умений и навыков, с другой стороны, развитию логического мышления учащихся.

Наблюдается активизация их мыслительной деятельности работы. При правильной организации работы у учащихся развивается активность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, смекалка, развивается абстрактное мышление, умение применять теорию к решению конкретных задач.
Пример урока по теме: “Разложение многочленов на множители”.

Рассмотрим этапы обобщающего урока по теме “Разложение многочленов на множители”.

Цель занятия: отработка практических умений и навыков разложения многочленов на множители различными способами.

1 этап. Организационный: постановка цели, мотивация, инструктаж.

Каждый учащийся получает маршрутный лист, в который входит алгоритм смены пар и индивидуальная карточка для отметки о выполнении заданий по четырем разделам: вынесение общего множителя за скобки - ОМ, способ группировки - СГ, разность квадратов - РК, квадрат суммы и квадрат разности - КСР.

2 этап. Запуск: распределение функций, формирование пар, самозапуск каждого ученика.

Пары формируются в соответствии с маршрутным листом. В пару объединяются ученики с заданиями из разных разделов. Принцип формирования пар заключается в том, чтобы в итоге каждый ученик выполнил задания по всем предусмотренным разделам.

Все учащиеся получают задачи а) и б) из определенного раздела. После получения задания в индивидуальную карточку ставится точка, после выполнения – “+”.

Каждый ученик решает задачу а) из полученного раздела. Если кто-то не справляется с заданием, то можно получить помощь учителя или ученика-отличника, если ему отведена роль консультанта.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Алданского Доклад «Коллективный способ обучения в решении текстовых задач» iconТема: Использование компьютерных технологий обработки текстовых документов...
Приобретение практических навыков использования средств текстовых редакторов и процессоров электронных таблиц

Алданского Доклад «Коллективный способ обучения в решении текстовых задач» iconУчитель начальных классов моу сош №9, Шагеева Ольга Викторовна
«Развитие мыслительной деятельности у младших школьников при решении текстовых задач»

Алданского Доклад «Коллективный способ обучения в решении текстовых задач» icon«Решение текстовых задач»
Для того чтобы научиться решать задачи, надо приобрести существенный опыт их решения. Существуют различные методики и подходы к решению...

Алданского Доклад «Коллективный способ обучения в решении текстовых задач» iconТема опыта
Тема опыта: Повышение орфографической зоркости через коллективный способ обучения на уроках русского языка

Алданского Доклад «Коллективный способ обучения в решении текстовых задач» iconРассмотреть методы работы над задачами, определить виды текстовых...
Методы решения текстовых задач, включённых в Открытый банк заданий по математике

Алданского Доклад «Коллективный способ обучения в решении текстовых задач» iconАвторская методика обучения умению решать физические задачи
Тесты в данном способе обучения решению задач необходимы прежде всего для понимания логической нити рассуждений при решении задачи...

Алданского Доклад «Коллективный способ обучения в решении текстовых задач» iconРекомендации по изучению темы «Решение текстовых задач на проценты»
Одним их видов текстовых задач являются задачи на проценты. Как правило, такие задачи вызывают затруднения у учащихся. Решение задачи...

Алданского Доклад «Коллективный способ обучения в решении текстовых задач» iconРешение текстовых задач в школьном курсе математики
Они являются важным средством обучения математике. С их помощью учащиеся получают опыт работы с величинами, постигают взаимосвязи...

Алданского Доклад «Коллективный способ обучения в решении текстовых задач» iconУрок по комплексному применению знаний, умений и навыков по математике и информатике, 2класс
Тема. Алгоритмы. Использование, построение алгоритмов при решении текстовых, логических задач и при формировании вычислительных навыков...

Алданского Доклад «Коллективный способ обучения в решении текстовых задач» iconРабота с формулами и встроенными функциями при решении прикладных задач
Цель: закрепить умения и навыки работы с формулами и встроенными функциями при решении задач в программе Excel; практиковать учащихся...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru