Урок русского языка во 2 классе Тема: Корень. Однокоренные слова




Скачать 43.76 Kb.
НазваниеУрок русского языка во 2 классе Тема: Корень. Однокоренные слова
Дата публикации24.11.2013
Размер43.76 Kb.
ТипУрок
5-bal.ru > Математика > Урок
Урок русского языка во 2 классе

Тема: Корень. Однокоренные слова.

Цель урока: формирование представления об однокоренных словах и корне слова как основной, значимой части слова, способствовать осознанию роли языка и речи в жизни людей.

Задачи:

  1. создать условия для актуализации и упорядочения знаний учащихся об однокоренных словах, наблюдения над лексическим значением однокоренных слов, над единообразием написания корня в однокоренных словах; формировать представления  о корне слова, однокоренных словах;

  2. развивать умения подбирать однокоренные слова, выделять в них корень; развивать мышление через операции сравнения, анализ, обобщение;

  3. формировать у детей осознание себя носителями языка, интереса к его изучению, воспитывать ценностное отношение к семейным, родственным связям через содержание.


Тип урока: комбинированный (изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности).
Оборудование и материалы: проведение урока осуществляется «on-line» посредством программы Skype с использованием дистанционных образовательных технологий, ресурсов «Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов», программы Gimp.
Ход урока:

  1. Приветствие. Организационный момент.

- Здравствуй. Как твое самочувствие? Готова ли ты заниматься?

  1. Этап положительного эмоционального настроя.

- Любишь ли ты фрукты? Представь себе большую корзину с различными фруктами…. Выбери из этой корзины тот фрукт, который больше других соответствует твоему настроению сейчас… Почему?

  1. Проверка домашнего задания.

- Прежде чем приступить к работе, давай вспомним, что тебе было задано на прошлом уроке. Пришли мне, пожалуйста, выполненное задание. /Выполненные ребенком работы сканируются и пересылаются учителю через функцию «передача файлов» в программе Skype. Проверка осуществляется в программе Gimp/

  1. Актуализация знаний

- С заданием ты справилась очень хорошо. Значит, мы можем приступать к работе и двигаться дальше.

Вспомни, пожалуйста, что такое родственные слова. / Родственными называются слова, которые имеют общую часть с одним и тем же значением./

Предлагаю тебе прослушать сказку-загадку:

«Родня ли Гусеница Гусю?»

- Вы кто такие?

-Я гусь, это гусыня, это наши гусята.

- А ты кто?

- А я ваша тётка-гусеница.

- Есть ли в этом рассказе родственники? Почему?

/ Родственники – только семья гусей. Гусеница им не родня. У слов общая часть, но разные значения./

А теперь поработаем на доске. /Ребенок предоставляет учителю общий доступ к своему экрану, работает в программе Gimp, по подобию классной доски./

- Запишем слова: новый, новинка, новичок. Сделаем звукобуквенный анализ этих слов.

Являются ли эти слова родственными? Что будем делать, чтобы это определить?

/ 1) Выделим общую часть 2) Выясним значение слова/.

  1. Введение в новую тему

Сегодня мы узнаем, как называется общая часть родственных слов и как она обозначается графически. Твоя задача - уметь слушать и рассуждать.

- У тебя есть родители, бабушки, дедушки, а у кого-то еще братья, сестры. Это все члены семьи.

Как можно другими словами назвать членов одной семьи? (родственники)

В семье родственники  похожи друг на друга. Дочка похожа на маму, мама на бабушку. У сына и папы одинаковые глаза, волосы, походка. А на кого похожа ты?

Семьи бывают большие и маленькие. Одна семья состоит из трех человек, другая из пяти, есть и большие семьи.

И в русском языке есть слова – родственники. Эти слова близки и похожи друг на друга.

Вот так и мы с тобой, и любой человек появился на свет у своих родителей, те, в свою очередь, у своих родителей, наших бабушек и дедушек, которые тоже имели своих маму и папу и т.д. О тех, кто интересуется историей своей семьи, говорят, что он знает свои корни.

Как ты это понимаешь? Какое значение имеет слово «корень»? /Предположение и рассуждения ребенка/.

- Подобно тому, как у людей есть корни – их предки, корни имеют и слова. Вот и получается, что корень – это очень важная часть чего-либо.

  1. Изучение новой темы.

А сейчас я предлагаю твоему вниманию одну интересную историю. Посмотреть и прослушать мы ее сможем вот по этому адресу:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2e2d81ff-5ce4-4104-a385-b2ac3e6f529e/%5BNS-RUS_2-09%5D_%5BMA_001%5D.swf

/ Ребенок предоставляет общий доступ к своему экрану, и по присланной ссылке переходит к Грамматической сказке. Далее обсуждается увиденное и услышанное, формулируются выводы/.

Итак, что же такое – корень слова? Давай прослушаем правило:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4cdf6c5c-633a-4c3f-abcb-28a320286261/%5BNS-RUS_2-09%5D_%5BTE_002%5D.swf

/Подводятся промежуточные итоги/.

  1. Физминутка

- Руки вверх! И потянулись.

Раз - прогнулись, два – прогнулись,

Влево – вправо посмотри

И немного отдохни…

- Откинься на спинку стула, расслабься, запрокинь голову, закрой глаза…

Давай поиграем! Я назову слово, а ты назови его родственников. Называю: вода! / ребенок называет родственные слова/

  1. Гимнастика для глаз.

  2. Продолжение изучения новой темы.

- Итак, давай повторим, что такое корень. А как будем называть родственные слова, если у них общий корень? /однокоренные/

А что нужно сделать, чтобы верно определить корень в слове? Для этого существует правило, предлагаю познакомиться с ним:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/56ed9f51-5629-480a-93b7-910f78a0fab0/%5BNS-RUS_2-09%5D_%5BQN_003%5D.swf

/формулируются выводы/

  1. Первичное закрепление.

А теперь предлагаю немного поиграть.

Игра «Рассели жильцов»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2eea00cc-de75-4d72-9dcc-ca04b7853691/%5BNS-RUS_2-09%5D_%5BID_004%5D.swf

  1. Объяснение домашнего задания.

- Хочешь немного побыть волшебницей? Ты можешь ею стать на время выполнения домашнего задания. Тебе надо «вырастить» большие деревья из корней –ход-, -бег-, -вар-. Ты догадалась как это нужно выполнить?

/Подобрать и записать как можно больше однокоренных слов к этим корням/.

  1. Подведение итогов

Поможет ли тебе то, что ты узнала на уроке при выполнении домашнего задания?

/Рефлексия/.

Наш урок подошел к завершению. Как ты оцениваешь свою работу на уроке?

Я могу сказать, что ты сегодня очень хорошо рассуждала, формулировала выводы, замечательно работала. Молодец!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок русского языка во 2 классе Тема: Корень. Однокоренные слова iconУрок русского языка в 3 классе Тема: Корень. Однокоренные слова
Развивать речь, память, внимание, умение сравнивать и обобщать, работать в группе

Урок русского языка во 2 классе Тема: Корень. Однокоренные слова iconУрок русского языка в 3 классе по теме: «Корень слова. Однокоренные слова»
Образовательные: организовать деятельность для актуализации и уточнения знаний детей об однокоренных словах; создать условия для...

Урок русского языка во 2 классе Тема: Корень. Однокоренные слова iconУрок русского языка в 5 классе тема: Однокоренные слова: их смысловое...
Обобщение навыков обоснованно выделять морфемы, различать формы одного и того же слова и однокоренные слова

Урок русского языка во 2 классе Тема: Корень. Однокоренные слова iconУрок русского языка во 2 классе. Тема: «Однокоренные слова»
С…бака, к…рова¸ п…тух, в…робей, в…рона, …дежда, м…л…ко, ру…кий …зык, п…года, …сква

Урок русского языка во 2 классе Тема: Корень. Однокоренные слова iconПлан – конспект урока
Обеспечить понимание содержания учебного материала «корень слова», «однокоренные слова»

Урок русского языка во 2 классе Тема: Корень. Однокоренные слова iconУрок по теме "Морфемика"
Морфемика : понятий основа слова и окончание, корень, приставка и суффикс, их значение. Совершенствовать умения вычленять окончание...

Урок русского языка во 2 классе Тема: Корень. Однокоренные слова iconУрок русского языка в 5 классе Тема урока: «Лексическое значение слова. Словари»
Активизировать полученные знания о лексике. Закрепить понятие «Лексическое значение слова». Продолжить знакомство с толковыми словарями...

Урок русского языка во 2 классе Тема: Корень. Однокоренные слова iconУрок русского языка в третьем классе Тема: «Понятие об окончании и основе слова»
Цель урока: ознакомление с окончанием как изменяемой частью слова и его ролью в предложении, с основой слова

Урок русского языка во 2 классе Тема: Корень. Однокоренные слова iconУрок русского языка во 2 классе. Тема: Слово и формы этого слова. Родственные слова
Задачи добиться понимания того, что разные формы одного слова имеют общую основу и отличаются только окончаниями, а родственные слова...

Урок русского языка во 2 классе Тема: Корень. Однокоренные слова iconУрок русского языка в 3 классе по теме «повторяем состав слова»
Урок русского языка в 3 классе по теме «повторяем состав слова» с использованием технологий морфемного чтения и письма


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru