Урока. Образовательная




Скачать 63.81 Kb.
НазваниеУрока. Образовательная
Дата публикации31.07.2013
Размер63.81 Kb.
ТипУрок
5-bal.ru > Математика > Урок
Тема урока «Решение математических задач средствами электронных таблиц MS EXCEL»
Класс 10-б.

Цели урока.

Образовательная:

способствовать закреплению знаний о построении диаграмм, выработке умений работы с формулами и формированию навыка автозаполнения таблиц.

Развивающая:

создать условия для развития способностей анализировать и обобщать информацию, формирования терминологической речи.

Воспитательная:

воспитание аккуратности, внимательности и экономного стиля работы (работа с формулами), художественного вкуса (форматирование диаграммы).
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений, навыков.
Вид урока: практическая работа.
Методы обучения: эвристический (частично-поисковый), методический прием — проблемный вопрос.

Форма обучения: фронтальная на этапе актуализации знаний и постановки задачи, индивидуальная на этапе выполнения практической работы на компьютере.

Межпредметные связи: математика: тождества, табулирование функций, графики функций.

Внутрипредметные связи: умение форматирования данных, сформированное в процессе изучения приёмов работы в текстовом процессоре.

Средства обучения: компьютерный класс с локальной сетью, печатные пособия на каждый компьютер «Основные приёмы работы в электронных таблицах Microsoft Excel. Справочное руководство для начинающих (шпаргалка)», файл «



Время и этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Оргмомент

1-2 минуты

Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня мы продолжим знакомиться с возможностями табличного процессора EXCEL и попробуем применить полученные на предыдущих уроках умения работы с формулами, автозаполнением и диаграммами для решения математических задач. Запишите в тетрадь тему урока.

Записывают тему

Актуализация

7 минут

Сегодня нас Ирина Владимировна (учитель математики) попросила помочь выяснить «При каких значениях Х справедливо тождество: sin2x=0,5(sinx+cosx). Х изменяется от 00 до 3600 с шагом 50». Запишите задачу в тетрадь.

  1. Что такое тождество?

  2. Как мы решаем тождество в математике?

  3. А сколько строк будет в таблице для нашего тождества?

  4. Удобно ли строить таблицу в 3 столбца и в 72 строки вручную?

  5. Почему надо использовать EXCEL, ведь и на компьютере размер таблицы останется тем же, в чем же мы выигрываем?

  6. Просмотреть 72 строки и найти решение тождества тоже длительный процесс? Как его можно оптимизировать?

  7. Давайте ещё раз посмотрим на тождество. Как будут записываться формулы для вычисления функций в терминах электронных таблиц?

  8. Как же поступить? Я тоже не работала в EXCEL с тригонометрическими функциями.

  9. Правильно. Откройте справку и найдите функцию sin.

  10. Что вы узнали из справки?

Записывают задачу в тетрадь.

  1. Тождество — это уравнение, которое справедливо для любых допустимых значений входящих в него переменных.

  2. Построить таблицу, в которой в первом столбце задать значения аргумента Х в указанном диапазоне, во втором столбце вычислить значения первой функции sin2x для каждого значения аргумента, в третьем столбце вычислить значения функции 0,5(sinx+cosx) для каждого Х. Затем анализируем второй и третий столбцы, ищем одинаковые значения. Если таовые находим, то из первого столбца берём значение Х, это и будет решением тождества.

  3. 360 разделить на 5, получится 72 строки.

  4. нет, очень долго, возможны ошибки при вычислениях, надо использовать электронные таблицы EXCEL.

  5. Инструмент автозаполнения для вычисления значений аргумента и вычисление по формулам для значений функций, копирование формул на сколь угодно большой диапазон позволяет существо сократить время расчетов.

  6. Можно построить графики функций тождества и найти точки пересечения — это и будут решения тождества.

  7. В тождестве используются тригонометрические функции. Мы с ними еще не работали в EXCEL.

  8. Надо воспользоваться встроенной справкой.

  9. Открывают справку, в окне поиска пишут sin, ОК. Выбирают SIN worksheet function. Читают.

  10. аргумент функции заключается в скобки и задаётся в радианах.




Постановка задачи

2 минуты

Итак, чтобы помочь Ирине Владимировне быстро решить тождество нам надо в электронных таблицах заполнить столбцы формулами функций и построить графики этих функций. Откройте в папке Исходные файлы файл Решение тождества для работы.xls. Сегодня мы работаем с комментариями, поэтому никто не торопится.


Учащиеся рассаживаются за ПК. Открывают нужный файл.

Совершенствование знаний, умений, навыков

10 минут

А теперь в терминах EXCEL запишем наши формулы:

Столбец «Х в градусах» заполнить автозаполнением. Как? Прокомментирует свои действия Иванов, а я запишу на доске:

А11 А12

0 5

Иванов: активизировать А11, ввести 0, в А12 ввести 5, выделить а11:А12, маркером автозаполнения заполнить столбец до 360

Учащиеся выполняют

Перевод в радианы комментирует Сидоров

На доске:

В11=А11*ПИ()/180

Сидоров: активизировать В11, набить знак равенства, выбрать первый аргумент Х (щелчок по А11), набить знак умножения *, набрать ПИ()/180, зафиксировать ввод (enter)

Учащиеся выполняют

  1. Нужно ли формулу перевода копировать на весь диапазон аргумента (на 72 строки) именно сейчас?

  2. А что мы будем делать с формулами первой и второй функции?

  3. Так разумно ли выполнять копирование на 72 строки три раза? Как сделать быстрее?

  1. Да

  2. Тоже копировать на этот же диапазон

  3. Составить три формулы, выделить их и сразу три скопировать один раз на весь диапазон.

Итак, формула для первой функции. Комментирует Петров.

На доске

С11

=SIN(2*B11)

Петров: активизировать С11, набить знак равенства, набрать sin(2*, щелчок по B11 (х в радианах), закрыть скобку, зафиксировать ввод (enter)

Учащиеся выполняют

Формулу для второй функции попробуйте набрать самостоятельно

Учащиеся выполняют

Проверим, Комарова, продиктуй свою формулу

На доске

D11 =0,5*(sin(b11)+cos(b11))

Учащиеся проверяют

Ну, а теперь копируем составленные формулы на весь диапазон аргумента функции: выделить («белый плюс» в середине ячейки) все три формулы, «черным плюсом» скопировать.

Учащиеся выполняют




Самостоятельная практическая работа

15 минут

Графики функций постройте самостоятельно в соответствии с требованиями к оформлению (наведите курсор на текст и прочитайте примечание). В случае затруднения воспользуйтесь «шпаргалкой», приём 26-27.

Учитель наблюдает, консультирует учащихся индивидуально по построению и форматированию графиков функций.

Учащиеся выполняют

Подведение итогов

9 минут

Сегодня на уроке мы рассмотрели, как быстро найти решения тождества с помощью электронных таблиц. Итак, какое же решение мы получили, Иванов.

Иванов: тождество справедливо при х=20, х=70 значения функций = 0,64, при х=170, х=280 значения функций =-0,41. Это точки пересечения графиков.

Найдите подтверждение графического решения в таблице значений функций и выделите это подтверждение цветом. Учитель проверяет на ПК выполнение задания.

Учащиеся выполняют

Сохраните вашу работу с именем Решение тождества в свою папку.

Учащиеся выполняют

Запишем в тетрадь алгоритм решения нашего тождества:

  • Заполнить автозаполнением столбец значений аргумента.

  • Составить формулу перевода значений аргумента из градусной меры в радианную.

  • Составить формулу вычисления первой функции.

  • Составить формулу вычисления второй функции.

  • Все три составленные формулы скопировать на диапазон значений аргумента.

  • Построить графики функций.

  • Найти решения тождества как точки пересечения графиков функций.

Запишите Д/З: ответить на вопрос: как изменится алгоритм решения тождества, если диапазон значений аргумента изменить на (-1800, +1800)

Учащиеся записывают все в тетрадь

За активное участие в обсуждении и постановке задачи ставлю 5 Сидорову.

За грамотное комментирование алгоритма выполнения задачи ставлю 5 Петрову.

За грамотное и творческое построение графиков функций ставлю 5 Иванову.

Всех благодарю за урок. До свидания.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока. Образовательная iconТема урока: Древняя Греция. Цель урока: Образовательная
...

Урока. Образовательная iconУрока: 1 Образовательная
Цели урока: 1 Образовательная изучить, какие изменения произошли в социальной структуре общества и формах феодального владения, углубить...

Урока. Образовательная iconУрока: Образовательная
Образовательная – познакомить школьников с культурой казачества, предметами быта, декоративно-прикладного искусства

Урока. Образовательная iconУрока: Образовательная
Образовательная – активизировать употребление придаточных цели; расширить потенциальный словарь учащихся, обеспечить отработку фразового...

Урока. Образовательная iconПлан видео урока «Отряды Чешуекрылые, Двукрылые, Блохи»
Цели урока: Образовательная: Обеспечить в ходе урока знание учащимися отличительных

Урока. Образовательная iconУрока: Образовательная
Образовательная: Проверка теоретических знаний по теме "Фотоэффект", отработка навыка решения задач разного типа и уровня в соответствии...

Урока. Образовательная iconИсследование функции Цели урока: Образовательная
...

Урока. Образовательная iconУрока: Образовательная
Образовательная: дать представление о лесных пожарах, об основных причинах и поражающих факторах лесного пожара; научить различать...

Урока. Образовательная iconУрока: Образовательная
Образовательная: дать краткую характеристику деятельности преемников ПетраI; выявить сущность и причины дворцовых переворотов; показать,...

Урока. Образовательная iconПервый шаг из моря на сушу. (Слайд 1) Цели урока: (Слайд 2) По 1-й...
Образовательная область «Природа», предмет – «Окружающий мир», 3 класс, Образовательная система «Школа 2100»


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru