Обособленные обстоятельства




Скачать 70.55 Kb.
НазваниеОбособленные обстоятельства
Дата публикации28.08.2016
Размер70.55 Kb.
ТипУрок
5-bal.ru > Математика > Урок
Разработка урока по русскому языку

Учитель: Бражникова Е.В.
Класс: 11
Раздел: Синтаксис и пунктуация
Тема урока: Обособленные обстоятельства
Количество часов 1
Тип урока: урок закрепления и углубления знаний
Цели урока

1. Образовательная – повторение, обобщение, углубление знаний за курс с 5 по 10 класс; обобщение сведений об обстоятельствах, обособлении обстоятельств.

2.Развивающая – развитие межпредметных связей на уровне видов деятельности, формирование у школьников приемов умственной деятельности и способов их применения; развитие умения систематизации знаний по данной теме; развитие умения анализировать текст.

3.Воспитывающая – обучение учащихся самооценке и самоанализу ответа; воспитание ответственного отношения при выборе жизненных приоритетов; воспитывать любовь к родному языку.

План урока

1.Организационный момент. Формулировка темы и цели урока - 2 мин.

2. Работа с предложениями - 7 мин.

3. Чтение текста - 3 мин.

4. Задания к тексту (по основным разделам курса русского языка -15 мин.

5. Знакомство с теоретическим материалом - 5 мин.

6. Выполнение заданий речеведческого характера - 10 мин.

7. Домашнее задание - 2 мин.

8. Подведение итогов урока - 1 мин.
Методы обучения

- объяснительно-иллюстративный

- проблемный

- репродуктивный

- исследовательский
Средства обучения (оборудование): листы с предложениями для разбора, текстом, таблицей; тексты стихотворений

Ход урока.


  1. Формулировка темы и цели урока.


- Вспомним, чем могут быть осложнены простые предложения?

- Чем обычно выражаются обстоятельства?

В ходе беседы выдвигается предположение о теме урока: «Обособленные обстоятельства».
Цель нашего сегодняшнего урока – повторение, обобщение, углубление знаний за курс с 5 по 10 класс, обобщить сведения об обстоятельствах, сформулировать условия обособления обстоятельств, подготовиться к написанию сочинения – рассуждения (задание части С ЕГЭ).
2. Работа с предложениями.

Трудно жить, когда ничего не сделал, чтобы заслужить свое место в жизни. /Д.В.Веневитинов/

Доп. вопрос: найти слово, в котором происходит озвончение глухого согласного звука

(сделал)
Жизнь, прожитую достойно, следует измерять деяниями, а не годами. /Р.Шеридан/
Горе людям, не знающим смысла своей жизни. /Б.Паскаль/

Доп. вопрос: найти слова, в которых количество букв и звуков не совпадает

(знающим, своей)
Задание: списать предложения, расставить и объяснить знаки препинания, орфограммы, произвести указанные виды разбора.
- Что объединяет данные высказывания?

Данные высказывания о смысле жизни. Главное в жизни – то, что оставляешь после себя; жизнь не должна быть бесцельно прожита.

- В чем смысл жизни для вас?

Смысл жизни – стремление к цели; приносить добро людям, близким, пользу обществу, стране…, в семье, в любви…

- Как мы назовем человека, имеющего ясную, определенную цель,

стремящегося к ее достижению?

Целеустремленный.

- Каким способом образовано это слово?

Устремляться к цели – сложением основ

- Какими качествами должен обладать человек, стремящийся достичь определенных целей в жизни?

Выдержка, самообладание, настойчивость, бескорыстие, терпеливость, искренность.

- Каждая ли цель в жизни является достойной, чтобы к ней стремиться?

Конечно, не каждая. Для кого-то цель в жизни – накопительство, обогащение. Для кого-то важен карьерный рост, и человек идет к своей цели любыми путями…

Да, действительно. Заканчивая 11 класс, вступая во взрослую жизнь, очень важно не ошибиться в выборе жизненных целей, правильно определить жизненные приоритеты. Очень хорошо эта мысль отражена в стихотворении современного поэта Сергея Острового:
В жизни по-разному можно жить

В горе можно, и в радости.

Вовремя есть, вовремя пить

Делать порой людям гадости.

А можно и так: на рассвете вставать

И, вспоминая о чуде,

Рукой обнаженною солнце достать

И подарить его людям.


А вот совершенно другой пример, описанный в русской классической литературе 19 века.
3. Работа с текстом.
…(1) Месяца два назад умер у нас в городе некий Беликов, учитель греческого языка, мой товарищ. (2) Вы о нем слышали, конечно. (3) Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах, с зонтиком и в теплом пальто на вате. (4) И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очистить карандаш, то и нож у него был в чехольчике. (5) Лицо, к..залось, то(же) было в чехле, так как он постоянно прятал его в поднятый воротник. (6) Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и, садясь на извозчика, приказывал поднимать верх. (7) Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и (не)пр..одолимое стремление окружить себя оболочкой, создавая себе, так сказать, футляр, который уед..нил бы его, защитив от внешних влияний. (8) Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, быть может, для того, что(бы) оправдать эту свою робость, свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего (ни)когда (не)было. (9) И древние языки, препод..ва..мые им, были для него, в сущности, те(же) калоши и зонтик, куда он прятался от действительной жизни.

(По А.П.Чехову)
Задания к тексту (по основным разделам курса русского языка)

  1. Прочитайте текст выразительно.

  2. Назовите произведение, из которого взят отрывок.

А.П.Чехов «Человек в футляре»

  1. Определите вид и средства связи предоложений в тексте.

  2. Разберите слова по составу непременно, закладывал, действительность.

  3. Выпишите слова с пропущенными орфограммами и со скобками, объясните написание.

  4. В предложении 6 найдите устаревшие слова.

Фуфайка, извозчик

  1. Укажите количество букв и звуков в слове постоянно.

9 букв, 9 звуков

  1. В предложении 6 найдите неизменяемую часть речи.

садясь

  1. Выпишите из предложения №5 словосочетания с различными видами связи, произведите их синтаксический разбор.

было в чехле

постоянно прятал

прятал его

прятал в воротник

поднятый воротник

  1. Найдите предложения с деепричастным оборотом.

  2. Произведите синтаксический разбор 3 предложения.

Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах, с зонтиком и в теплом пальто на вате.
Знакомство с теоретическим материалом.

Дополнительные вопросы к п.8: объясните постановку знаков препинания при Д.О.

Потому что ДО обособляется независимо от места определяемого слова.

Дополнительный вопрос к п.9 почему выделили запятыми сочетание слов «даже в очень хорошую погоду»?

Потому что являются обособленным уточняющим обстоятельством.

Мы назвали несколько случаев обособления обстоятельств.

Рассмотрим таблицу и заполним вторую графу номерами предложений, соответствующих случаям обособления.

Обособление обстоятельств

Примеры

1. Выраженные одиночным деепричастием, указывающим на время, причину, цель основного действия




2. Два и более одиночных деепричастия, выступающих в роли однородных членов




3. Выраженные деепричастным оборотом





4. Выраженные именем существительным в косвенном падеже





Предложения для разбора.

1) Туман уже совершенно поднялся и, принимая формы облаков, постепенно исчезал в темно-голубой синеве неба. (ДО, стоящий после сочинительного или подчинительного союза отделяется от него запятой)

2) Ермолай, шмыгая и переваливаясь, улепетывал верст пятьдесят в сутки.

3) Довольные пассажиры, примолкнув, любовались солнечным днем.

4) Он работал не покладая рук. (Обособляться не будет, так как является фразеологизмом)

5) Несмотря на ранний час, Синцов встретил нескольких военных.
Выполните задания, чтобы проверить глубину и точность вашего восприятия текста

1. Определите тему текста

а) тема «маленького человека», прячущегося в футляр от действительности жизни;

б) рассказ об учителе греческого языка Беликове;

в) тема «маленького человека», слабого, беззащитного, притесняемого людьми более высокого сословия.
2. Укажите стиль и тип речи отрывка

а) художественный стиль, повествование;

б) публицистический стиль, рассуждение;

в) художественный стиль, повествование и описание.
3. Вспомните содержание рассказа и определите отношение рассказчика к герою

а) Беликов кажется рассказчику удивительным из-за столь странного образа жизни;

б) рассказчик сочувствует герою, его бесправному положению, страху перед «действительностью жизни»;

в) рассказчик возмущен «футлярной жизнью» Беликова, осуждает людей, подобных ему, и тех, кто не в силах противостоять «беликовщине».
- А каково ваше отношение к людям, подобным Беликову?

- Можем ли мы сказать, что стремиться к цели, жить жизнью, наполненной смыслом – это счастье?

И подтверждением ваших слов является стихотворение Э.Асадова «Что такое счастье?»

Что же такое счастье?

Одни говорят: - это страсти:

Карты, вино, увлеченья –

Все острые ощущения.

Другие верят, что счастье –

В окладе большом и власти,

В глазах секретарш плененных

И трепета подчиненных.

Третьи считают, что счастье –

Это большое участие:

Забота, тепло, внимание

И общность переживания.

По мненью четвертых. Это

С милой сидеть до рассвета,

Однажды в любви признаться

И больше не расставаться.

Еще есть такое мнение,

Что счастье – это горение:

Поиск, мечта, работа

И дерзкие крылья взлета!

А счастье, по-моему, просто

Бывает разного роста:

От кочки и до Казбека,

В зависимости от человека!

Д/з написать сочинение-рассуждение «Что вы вкладываете в понятие «смысл жизни»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Обособленные обстоятельства iconКонспект открытого урока, проведенного в 11 а классе н а тему: Учитель:...
Развитие умения употреблять в письменной и устной речи обособленные определения и приложения

Обособленные обстоятельства iconЦзы вынашивала ребенка несколько десятков лет. Сложившиеся в результате...
Вопрос 26: По легенде, мать Лао-Цзы вынашивала ребенка несколько десятков лет. Сложившиеся в результате этого обстоятельства роднят...

Обособленные обстоятельства iconЦели урока
Знать опознавательные признаки словосочетания и предложения, средства синтаксической связи в словосочетаниях, главные и второстепенные...

Обособленные обстоятельства iconОтдавая дань уважения всем гражданам Севастополя
Время, бесконечной чередой сменяющихся поколений, без­жалостно стирает из памяти современников обстоятельства и по­ря­док жизни их...

Обособленные обстоятельства iconКриминалистическая характеристика и обстоятельства, подлежащие доказыванию...
...

Обособленные обстоятельства iconДмитрий Краюхин и Вероника Каткова Тип угрозы
Обстоятельства дела: 22 марта около 18. 30 в доме дагестанского адвоката Мусы Сусланова в селении Калининаул Казбековского района...

Обособленные обстоятельства iconШпаргалка руководителю турфирмы от Дяди Лёни
При этом руководители подчас совсем не догадываются, что эти офисы обязательно должны быть оформлены как обособленные подразделения,...

Обособленные обстоятельства icon«Обстоятельства, смягчающие наказание»
Охватывается предвидение возможности или неизбежности наступления общественно опасных последствий и оно желает или сознательно допускает...

Обособленные обстоятельства iconАнализ
«Растем и развиваемся» для учащихся начальной школы (занимательная математика + конструирование) и закрытием трех групп на платной...

Обособленные обстоятельства iconТема урока: «Обособленные определения и приложения» (8 класс)
Период смены этих времён года с давних пор называется Масленицей. Сегодня на уроке мы узнаем кое-что об этом празднике, об обычаях...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru