Урок математики по теме: Пропорция




Скачать 64.31 Kb.
НазваниеУрок математики по теме: Пропорция
Дата публикации27.08.2016
Размер64.31 Kb.
ТипУрок
5-bal.ru > Математика > Урок
Урок математики по теме: Пропорция.

6 класс.

Бровкина Н. А., учитель математики

Учебник: Математика. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – М.: Мнемозина, 2011. – 288 с.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Форма урока: Урок-исследование.

Цель урока: изучить понятия пропорция и члены пропорции, уметь составлять пропорции из отношений, сформировать основное свойство пропорции.

Задачи урока:

  • активизировать познавательную деятельность учащихся;

  • познакомить учащихся с понятиями: пропорция, члены пропорции (крайние и средние), верная и неверная пропорции;

  • познакомить учащихся с основным свойством пропорции и сформировать навык по определению верной пропорции;

  • развивать вычислительные навыкиспособствовать формированию умений применять приемы: сравнения, обобщения, выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию;

  • воспитание интереса к математике, активности, умения общаться, оценивать свой результат.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: карточки (с дифференцированными заданиями), презентация, компьютер, проектор, экран, мел, доска, учебник.

Ход урока.

I. Орг. Момент. Приветствие.

II. Актуализация знаний. Сообщение темы и цели урока.

Тему сегодняшнего урока вы узнаете сами. Прежде, чем начать изучение новой темы, мы с вами всегда повторяем раннее пройденный материал. Что вы изучали на прошлых уроках? (Отношение). Вопросы к классу:

  1. Что называют отношением двух чисел?

  2. Что показывает отношение двух чисел?

  3. Как узнать, сколько процентов одно число составляет от другого?

Теперь мы приступаем к изучению новой темы в этом разделе. А узнать тему урока нам помогут несколько примеров. На слайде изображена таблица с примерами и буквами, чтобы узнать тему урока, нужно устно решить примеры. (Слайд 1)

http://festival.1september.ru/articles/511984/image1278.gif

Итак, тема сегодняшнего урока Пропорция.(Слайд 2)

Запишите в тетрадях число и тему урока. Целью урока является: изучить понятия пропорция и члены пропорции, уметь составлять пропорции из отношений и выявить основное свойство пропорции.

III. Усвоение новых знаний.

Перед вами несколько отношений. Устно найдите значение этих выражений. (Слайд 3)

4 : 0,5=




http://festival.1september.ru/articles/511984/image1279.gif=




5 : 10 =




http://festival.1september.ru/articles/511984/image1280.gif=




8 : 1 =




2,5 : 5 =




4 : 0,5 = 8 : 1

http://festival.1september.ru/articles/511984/image1279.gif= http://festival.1september.ru/articles/511984/image1280.gif

5 : 10 = 2,5 : 5

Как можно сгруппировать эти отношения?

Запишите полученные равенства в тетрадь. Эти равенства и есть пропорции.

– Кто может дать определение пропорции?

Определение: Равенство двух отношений называют пропорцией. (Слайд 4)
Записывают и читают пропорцию так: «Отношение a к b равно отношению с к d» или «a относится к b, как с относится к d». (Слайд 5)

a : b = c : d

или

http://festival.1september.ru/articles/511984/image1281.gif= http://festival.1september.ru/articles/511984/image1282.gif

Числа a, b, c, d называются членами пропорции.

a, d -крайние члены, b, с – средние члены.

Запишите пропорции  (слайд 6):  







Прочитайте их и назовите крайние и средние члены у каждой пропорции.

Найдите произведение крайних и средних членов у первой пропорции.

1.5*4=6 и 5*1.2=6.

Что мы получили? (что эти произведения равны).

Такой свойство называется основным свойством пропорции (слайд 7):

В верной пропорции произведение крайних членов равно произведению средних.

Верно и обратное утверждение: Если произведение крайних членов равно произведению средних членов пропорции, то пропорция верная.

А сейчас задание. Перед вами пять равенств. Все ли они являются пропорциями?

Назовите пропорции. (Слайд 8)

http://festival.1september.ru/articles/511984/image1283.gif= http://festival.1september.ru/articles/511984/image1284.gif; 7 + 11 = 36 : 2; 72 : 9 = 16 : 2; http://festival.1september.ru/articles/511984/image1285.gif= 20 : 4; 5 •40 = 100 • 2

Все уверены в том, что здесь три пропорции? Ведь в последнем равенстве произведение крайних членов не равно произведению средних. Вернемся к определению пропорции (Пропорция – равенство двух отношений). Третье равенство является равенством двух отношений? (является). По определению это пропорция? (да). А произведение крайних членов равно произведению средних? (нет). Значит, это пропорция…? (неправильная).Такая пропорция называется неверной. Значит, бывают пропорции неверные и …? (верные). А как еще можно определить верная пропорция или неверная? (найти значение отношений)

В дальнейшем мы будет говорить о верных пропорциях.

V. Первичное закрепление знаний

Индивидуальная работа. Заполните таблицу (дифференцированные карточки):
1 вариант (для учащихся с низкими учебными возможностями)

Пропорция





a : b = c : d

Крайние члены

1;8

3;6

a;d

Средние члены

2;4

2;9

b;c

Произведение крайних членов

8

18



Произведение средних членов

8

18





2 вариант (для учащихся со средними учебными возможностями)

Пропорция



72 : 9 = 16 : 2

a : b = c : d

Крайние члены

1,2; 10

72; 2

a;d

Средние члены

3; 4

9; 16

b;c

Произведение крайних членов

12

144



Произведение средних членов

12

144




VI. Обобщение и систематизация.

Используя основное свойство пропорции, составьте верную пропорцию из следующих чисел: 1, 3, 5, 15. Сколько верных пропорций можно составить? (4шт) (Слайд 9)

1 : 3 = 5 : 15

3 : 1 = 15 : 5

1 : 5 = 3 : 15

5 : 1 = 15 : 3

VII. Контроль и самопроверка знаний

Математический диктант

  1. Запишите пропорцию: Число 18 так относится к 4, как 27 относится к 6.

  2. Запишите пропорцию: Отношение трех к пяти равно отношению двух к семи.

  3. Запишите средние члены пропорции: 1,5 : 2 = 4,5 : 6

  4. Запишите крайние члены пропорции: 2/1,9 = 3/2,8

  5. Верна ли пропорция в п.3

  6. Верна ли пропорция в п.4

  7. Верно ли высказывание: Корень уравнения 20/5 = х/8 число 32

  8. Верно ли высказывание: Из любых четырех натуральных чисел можно составить пропорцию?

Взаимопроверка (Слайд 10)

VIII. Подведение итогов урока.

Что вы узнали сегодня на уроке? (что такое пропорция, из чего состоит пропорция, пропорции бывают верными и неверными, основное свойство пропорции, …)

Чему вы научились сегодня на уроке? (определять крайние и средние члены пропорции, выяснять является пропорция верной или неверной, …)

Вспомним последнее задание математического диктанта.

Из любых четырех натуральных чисел можно составить пропорцию. Правильный ответ ДА. Составить пропорцию можно, но она не обязательно будет верной.

Оценки за урок…
IX. Домашнее задание. (Слайд 11)

П.21, № 760, 761, 762(а,б,г,д)

Спасибо за урок! (Слайд 12)


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок математики по теме: Пропорция iconУрок математики. Сказка «Об отношениях отношений» по теме «Пропорции»
Цель: сформировать первое представление о математическом понятии «пропорция» и «основное свойство пропорции»

Урок математики по теме: Пропорция iconУрок по теме «Движения»
...

Урок математики по теме: Пропорция iconУрок математики и информатики по теме «Алгоритмы»
Моу «Гимназия №1 им. В. Я. Шишкова» г. Бежецка Тверской области интегрированный урок математики и информатики по теме «Алгоритмы»...

Урок математики по теме: Пропорция iconУроки: 9а класс, урок русского языка по теме «, учитель Паранева...
Исследовательская работа «Билярск начала 20-го века в воспоминаниях и документов»- михайлова Е. В

Урок математики по теме: Пропорция iconУрок-путешествие по теме: «Знакомство с буквой Ц, ц»
Урок математики по учебно – методическому комплекту «Гармония», 1 класс. Урок-путешествие по теме: Сложение. Название компонентов...

Урок математики по теме: Пропорция iconУрок развития творческих способностей учитель математики Авдюхина Л. А
Сегодня обобщающий урок по теме «Положительные и отрицательные числа». Задача – показать знания, умения и навыки по теме

Урок математики по теме: Пропорция iconУрок математики в 3 классе по теме «Деление на две равные части, деление по два»
Урок математики в 3 в классе провела Е. В. Смола – учитель–дефектолог первой квалификационной категории

Урок математики по теме: Пропорция iconТема: Пропорция. Пахомова Елена Анатольевна учитель математики мбоу сош №18 города Белгорода
Обеспечить применение учащимися знаний и способов действий в изменённой и новой ситуациях; способствовать формированию у учащихся...

Урок математики по теме: Пропорция iconУрок математики в 5 классе по теме «Упрощение выражений»
Автор: Афиногенова Ирина Викторовна, учитель математики мбоу сош №13 г. Волжский Волгоградской обл

Урок математики по теме: Пропорция iconУрок химии и математики по теме: «Решение задач на процентную концентрацию...
Л. В., учителя химии муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы №5, по теме «Интегрированный...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru