Скачать 113.6 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение Алексеевская средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» Разработка урока по алгебре и началам анализа в 10 классе Тема: РЕШЕНИЕ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ Учитель математики Колпакова Наталья Ивановна 2007-2008 учебный год Тема: РЕШЕНИЕ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ Цели урока: усилить практическую направленность данной темы для качественной подготовки к ЕГЭ; способствовать прочному усвоению материала; повторить, обобщить и систематизировать материал по теме «Тригонометрические уравнения». Задачи урока: Образовательная: проверка умений применять тригонометрические формулы при решении уравнений, формулы корней простейших тригонометрических уравнений; Развивающая: развитие навыков самоконтроля, навыков самостоятельной работы; Воспитательная: воспитание на уроке воли и упорства для достижения конечных результатов, уважительного отношения друг к другу. Тип урока: урок-практикум. 1-я часть: обобщение и систематизация теоретических основ. 2-я часть: тренировочные упражнения. Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, парная. Оборудование и источники информации: рисунки, таблицы; схема; динамичные блоки тригонометрических уравнений. Методы обучения: частично-поисковый (эвристический), тестовая проверка уровня знаний, работа по опорным схемам, работа по обобщающей схеме, решение познавательных обобщающих задач, системные обобщения, самопроверка, взаимопроверка. Ход урока У учащихся па партах листы учета знаний, системно-обобщающая схема, по 4 чистых подписанных листа и копирка. I. Организационный момент. - Французский писатель Анатоль Франс (1844-1924) однажды заметил: «Учиться можно только весело... Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом». Так вот, давайте сегодня на уроке будем следовать этому совету писателя, будем активны, внимательны, будем поглощать знания с большим желанием. И данное высказывание будет эпиграфом- девизом нашего учебного занятия. Сегодня у нас заключительный урок по теме «Решение тригонометрических уравнений». ![]() Перед вами стоит задача - показать свои знания и умения по решению тригонометрических уравнений. I I. Устно:
а) у= 5cos2x. Е(у)=[-5;5]. б) y=3 + cosx. Е(у) = [2;4]. в)у = 2-sin2х E(у) = [l;2].
а) у=1/х-1; б)у = √х; в) у = sin√ x -1 . (Область определения не симметрична относительно 0)
а) arcsin √2; - б) arcsin а2/ а2+1; + в) arсcos а2+1/ а2; - г) arсcos(-π/3). - III. Тест (математический диктант) (через копирку с самопроверкой) «Решение простейших тригонометрических уравнений». (чтение в размеренном темпе, дважды повторяя каждый вопрос) Цель (на данном этапе урока): контроль (самоконтроль) знаний и приведение в систему знания по простейшим тригонометрическим уравнениям. I вариант.
4. На какой оси откладывается значение а при решении уравнения cos х = а ?
II вариант.
4. На какой оси откладывается значение а при решении уравнения sin х = а ?
13. Чему равняется arcctg(-a) ? Ответы ( Приложение 1.) IV. Валеологическая пауза. Перед повторением теоретического материала немного отдохнём – (комплекс упражнений, направленных на восстановление утомленных глаз). Комплекс 1. 1. И.п. - сидя или стоя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на 3-5 секунд. Повторить 5-6 раз. 2. И.п. - сидя или стоя. Быстро поморгать 20-30секунд. 3. И.п. - сидя или стоя. Смотреть прямо перед собой 2-3 секунды. Затем поставить палец руки на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него 3-5 секунд. Опустить руку. Повторить 5-7 раз. Комплекс 2. 1. И.п. - сидя или стоя, выставить палец руки вперед. 1- двигать палец вправо, глазами следить за пальцем; 2- двигать палец влево; 3-вверх, 4- вниз. Повторить 3 раза. Палец двигается по широкой амплитуде. Глаза неотрывно следят за пальцем. 2. И.п. - сидя. На счет 1,2 - не поворачивая головы, быстро перевести взгляд из правого верхнего угла в левый нижний; 3-4 - из левого верхнего угла в правый нижний. 3. И.п. - сидя или стоя. Закрыть веки и нежно массировать их круговыми движениями пальца в течение 20-30секунд. V. Систематизация теоретического материала.
Схемы № 1 и № 2 решений тригонометрических уравнений.
Отвечающие учащиеся правильные шаги решения заносят в лист учета знаний. О г в е т ы . С № 1. 3-я схема лишняя, так как эта схема изображает решение уравнения: sinx = а ; 1, 2, 4-6- cosx = а . С № 2. 4-я схема лишняя, так как эта схема изображает решение уравнения ctgx = а; 1 - 3, 5 - 6 - tgx = а.
(У каждого учащегося имеется такая же схема. Определяя тип и методы решения уравнений, учащиеся заполняют свою схему. Открываются правильные ответы, учащиеся меняются схемами, проверяют, объясняют друг другу ошибки, количество верных шагов решения заносят в лист учета знаний соседа.
В-1. - О чем идет речь? Ответ:1, 2, 4 - простейшие тригонометрические уравнения; 3 - уравнение с параметром (решение только при а = 0). В-2. - О чем говорит этот блок уравнений? Ответ:1, 3, 4 - одноименные тригонометрические уравнения, решаются методом подстановки; 2 - однородное уравнение. 1 = sin x + cos x (: cos x - получим одноименное тригонометрическое уравнение. В-3. - Что бы это значило? Ответ: 1 - однородное 1-й степени: cosx(sinx); 2 - однородное 2-й степени : cos х; 3 - делить на cos2 х нельзя, приведет к потере корней: sin2 х или разложить на множители. В-4. - Найдите лишнее уравнение: а) раскройте идею решения. Ответ: 1; 3 -разложить на множители; 2 - образовать тригонометрическое уравнение π/6 из (-π/2; π/2). sin(arcsinа)=a, то х+1=sin π/6; х=1/2 . б) Ответ:2, 3 - метод введения вспомогательного аргумента; 1 - оценка левой части. В-5. -Назовите главный ключевой блок уравнений. Ответ: блок простейших тригонометрических уравнений – главный, так как решение всех остальных уравнений сводится к решению простейших. VI. Дифференцированная самостоятельная работа.
Дополнительно: cos2 x + cos2 2x + cos2 3x + cos2 4x = 2 . VII. Проверка самостоятельной работы. VIII.Подведение итогов урока. Вот уже несколько уроков мы решаем тригонометрические уравнения. Вопросы:
IХ. Домашнее задание: подготовиться к контрольной работе6 п.23, №23.1(г); 23.6(а); 23.11(в); 23.26(а). Творческое задание: -Тригонометрические преобразования во многих случаях подчиняются трем «законам», которые сформулируем в шутливой форме. Какие известные вам тригонометрические формулы можно соотнести следующим «законам»: Первый: «Увидел сумму - делай произведение». Второй: «Увидел произведение - делай сумму». Третий: «Увидел квадрат - понижай степень». Урок окончен, спасибо всем за работу. До свидания. ПРИЛОЖЕНИЯ К УРОКУ Приложение I ОТВЕТЫ К ТЕСТУ
Приложение 2 СИСТЕМНО-ОБОБЩАЮЩАЯ СХЕМА ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Приложение 3 ![]() Приложение 4 ДИНАМИЧЕСКИЕ БЛОКИ В-1
B-2
B-3
В-4
|
![]() | Примерная программа по алгебре и началам анализа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего... | ![]() | Способствовать развитию умения сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать, делать выводы |
![]() | Образовательные: повторение, обобщение и систематизация материала темы, контроль усвоения знаний и умений | ![]() | Урок по алгебре и началам анализа, 10 класс, на тему: "Решение тригонометрических уравнений" |
![]() | Эпиграф: «Из всех теоретических успехов знания вряд ли какой – нибудь считается столь высоким триумфом человеческого духа, как изобретение... | ![]() | Открытый урок по алгебре и началам анализа в 11 – ом классе по теме: «Показательная и логарифмическая функции в контексте подготовки... |
![]() | Оборудование: индивидуальные карточки для сильных и слабоуспевающих учеников, карточки для коррекции знаний, листочки с заданиями,... | ![]() | Открытый урок по алгебре и началам анализа в 11 классе (ускоренного обучения) гбоу сош №852 |
![]() | ![]() | Находить скорость и ускорение тела в заданный момент времени по уравнению движения тела, уравнение касательной к графику функции |