Урок литературы в 6 классе по теме «Мифы древней Греции»




Скачать 85.39 Kb.
НазваниеУрок литературы в 6 классе по теме «Мифы древней Греции»
Дата публикации28.08.2013
Размер85.39 Kb.
ТипУрок
5-bal.ru > Литература > Урок
Смирнова Наталья Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

Гавриловской средней школы

Буйского района

Урок литературы в 6 классе по теме «Мифы древней Греции»

Цель: формирование у учащихся знаний о мировой культуре, знакомство с историей Олимпийского движения, развитие интереса к мифологии

Задачи:

образовательные: познакомить с историей олимпийских игр

развивающие: способствовать развитию творческих способностей учащихся; стимулировать желание обогащать свой жизненный опыт, познания окружающего мира, человеческих ценностей, развивать умение мыслить, сопоставлять, рассуждать, наблюдать;

- развитие навыков поисковой деятельности в группе;

воспитательные:

- воспитывать детей мыслящих, имеющих свою точку зрения и отстаивающих ее;

-прививать любовь к истории, как к науке о прошлом разных стран, любознательность и любопытство;

-прививать желание читать и познавать.
Методическое обоснование

Тема урока является актуальной, так как в настоящее время уделяется огромное внимание олимпийскому движению, развитию спорта.

Тип урока: закрепление знаний, умений, навыков.

Форма урока: игра – конкурс.

Форма работы: фронтальная.

Метод: игровой

Приемы: беседа, слово учителя, викторина.

Оборудование: изображение статуи Зевса, фишка – лавровый листок, песня А. Городницкого «Атланты держат небо…», лавровый венок.
Литература.

1. Полухина В.П.Литература. 6 класс. [Текст]: учебник для

общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я. Коровина.

– М.: Просвещение, 2010.

2.Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 6 класс.2008.
Игра – конкурс «Олимпийские игры»

Ход урока.

1. Вступительное слово

Объявляю о начале Олимпийских интеллектуальных игр, где каждый будет прокладывать путь к победе не силой, а умом. На период священных игр воцаряется священный мир, нет места ссорам и обидам.

2. Сообщения учащихся.

Прекрасные романтические легенды окружают древнегреческие Олимпийские игры. Одни приписывают учреждение этого великого праздника Зевсу, который в Олимпии поверг своего жестокого отца Кроноса.

Согласно одной из легенд-версий, правил там жестокий бог Кронос. Из опасения принять смерть от руки одного из его детей он глотал своих новорожденных младенцев. Их несчастная мать Рея, родив очередного сына, подала отцу завернутый в пеленках камень, который тот проглотил, не заметив подмены, а новорожденного Зевса поручила пастухам. Мальчик вырос, стал могучим Зевсом-громовержцем, вступил в смертельный бой с Кроносом и победил его. Из чрева отца-пожирателя вышли многочисленные братья и сестры Зевса, которые впоследствии тоже стали богами. В честь этого события Зевс основал бескорыстные, честные состязания сильных, ловких и смелых, названные впоследствии Олимпийскими по месту их проведения. А проводились они в красивом месте - в дубовой роще находился храм Зевса, рядом с которым устроили место для состязаний. Состязания были посвящены Зевсу Олимпийскому.

Другие легенды утверждают, что именно в этом месте сын Зевса – Геракл совершил один из своих подвигов - вычистил пресловутые конюшни царя Элиды - и в честь победы над царем Авгием организовал первые состязания. А может их организовал Пелопс, который хитростью победил жестокого царя Эномая?

Существует немало легенд о зарождении Олимпийских игр. Все они связаны с древнегреческими богами и героями.

Самая известная легенда гласит, как царь Элиды Ифит, видя, что его народ устал от бесконечных войн, отправился в Дельфы, где жрица Аполлона передала ему повеление богов: устроить угодные им общегреческие атлетические празднества. После чего Ифит, спартанский законодатель Ликург и афинский законодатель и реформатор Клеосфен установили порядок проведения таких игр и заключили священный союз. Олимпию, где надлежало проводить это празднество, объявили священным местом, а любого, кто войдет в ее пределы вооруженным, – преступником.

Согласно другому мифу, сын Зевса Геракл привез в Олимпию священную оливковую ветвь и учредил игры атлетов в ознаменование победы Зевса над его свирепым отцом Кроном.

На время Олимпийских игр в Древней Греции прекращались войны и заключалось перемирие – экехерия, а представители враждующих полисов проводили в Олимпии мирные переговоры с целью уладить конфликты. На хранившемся в Олимпии в храме Геры бронзовом диске Ифита с правилами Олимпийских игр был записан соответствующий пункт. «На диске Ифита написан текст того перемирия, которое элейцы объявляют на время Олимпийских игр; он написан не прямыми строчками, но слова идут по диску в виде круга» (Павсаний, Описание Эллады).

Одна из славных достопримечательностей Олимпийских игр – статуя Зевса 14 метрой высотой.. Зевс изображен на троне из кедрового дерева, украшенном драгоценными камнями и резьбой.. Лицо, руки, грудь статуи – из слоновой кости, глаза – из драгоценных камней.. Голова увенчана золотым венком, волосы на голове и борода – из чистого золота. На его правой руке стоит статуя богини Победы, в левой руке – скипетр, рядом орел. Статуя была гордостью и славой всех греков, и того, кто не видел статуи олимпийского Зевса, считали несчастным. Пусть изображение статую Зевса принесет сегодня удачу

Олимпийский праздник отмечали в «священный месяц», начинающийся с первого полнолуния после летнего солнцестояния. Он должен был повторяться через каждые 1417 дней, составлявших Олимпиаду – греческий «олимпийский» год.

Олимпийские игры со временем стали событием всегреческого масштаба. На игры съезжалось множество людей не только из самой Греции, но и из ее городов-колоний от Средиземного до Черного моря.

Главной наградой победителю Олимпийских игр – олимпионику служила оливковая ветвь. Ее срезали золотым ритуальным ножом со старого дерева, которое, как считалось, посадил Геракл. Имя атлета высекалось на мраморной плите, а особо выдающимся воздвигались памятники. Но это было, так сказать, моральное поощрение. Жители города, который представлял победитель, одаривали его дорогими подарками, освобождали от налогов, предоставляли бесплатное место в театре.

3. Игра.

В первый день олимпийских игр проходили состязания в беге. Будем считать, что эти состязания прошли на уроках литературы, и все вы допускаетесь на второй день к пятиборью: бег, борьба, метание диска и копья, прыжки.

Первый тур «Боги и герои мифов» (прыжки в длину).

Итак, объявляю начало первого тура « Боги и герои мифов». В первом туре участвуют все игроки, получая за каждый правильный ответ фишку – лавровый листок.

1. Из каких источников стали известны мифы Древней Греции? (Поэмы Гомера, Гесиода).

2. Как называлась пища греческих богов, давшая им вечную юность и бессмертие? (нектар – напиток богов, амброзия – пища богов).

3.Как называлась одежда, которую носили древние греки и римляне? (Туника, тога, хитон.)

4. Назовите музыкальные инструменты Древней Греции(Кифара, лира.)

5. У статуи Зевса в правой руке богиня Победы. Назовите её имя. (Ника.)

6. Назовите братьев Зевса. Как они распределили господство над миром? ( Аид – царство мёртвых, Посейдон – владыка морей.)

7. Кому может быть известна судьба самого Зевса? ( Мойрам богиням судьбы.)

8. Какой из богов самый некрасивый? ( хромой Гефест, бог огня, бог- кузнец.)

9. Какой бог сопутствует Гефесту в римской мифологии? ( Вулкан.)

10. Кому из трёх богинь ( Афине, Афродите, Гере) Парис вручил яблоко с надписью «Прекраснейшей»? (Афродите.)

11. Какая война разгорелась из-за спора трёх богинь? ( Троянская.)

12. Назовите героя греческой мифологии, чья деятельность стала символом бесплодного труда. ( Сизиф.)

13. Какое имя дали римляне любимому герою греков Гераклу? ( Геркулес.)

14. Кто были родители Геракла? ( Зевс и смертная женщина Алкмена.)

15. Кто воспитал Геракла? ( Кентавр Хирон.)

16. Кто подарил людям огонь? ( Прометей.)

17. Перечислите древнегреческих муз. За каждый из девяти правильных ответов – 1 очко. ( Эрато – муза любовных песен, Эвтерпа – муза лирики, Каллиона – муза эпической поэзии и знания, Полигимния – муза торжественного гимна, Клио – муза истории, Мельпомена – муза трагедии, Талия – муза комедии, Терпсихора – муза танцев, Урания- муза астрономии.)

Подводим итоги первого тура (подсчитываем количество очков).

Второй тур «Мифологические животные»( бег)

1. Дикие существа, полулюди-полукони, обитатели гор и лесов (Кентавры).

2. Туловище этого чудовища спереди львиное, в середине – козье, а сзади – змеиное; у него три головы: льва, козы, змеи, изрыгающие из пастей пламя

( Химера)

3. Чудовище с лицом и грудью женщины, телом льва и крыльями птицы. Оно сидело неподалеку от города Фивы и задавало прохожим загадку: « Кто утром ходит на четырех ногах, днем – на двух, вечером – на трех? Не умевшего ответит на этот вопрос, чудовище насмерть душило в объятиях.(Сфинкс).

4. Отгадайте загадку сфинкса. (Человек: ребенок. Взрослый, старик).

5.Чудовища с крыльями птицы, клювом орла и телом льва. Они – «собаки Зевса». ( Грифоны).

6. Волшебная птица родом из Эфиопии. Похожа на орла в огненном оперении, живет 500 лет. Из ее праха возрождается новая птица. (Феникс).

7.Полудева-полузмея. Обитала в подземной пещере, вдали от богов и людей.( Ехидна).

8 Полуженщины- полуптицы с божественными голосами. Они живут на скалистом острове и зазывают мореходов своими пленительными голосами, а заманивая, убивают и пожирают их. (Сирены)

9. Страж Аида, трехголовый пес со змеиным хвостом. (Цербер).

Третий тур. Фразеологические обороты. (Метание диска). Каждый правильный ответ будет равен 10 метрам полета диска

Объяснить значение фразеологизмов: рог изобилия, яблоко раздора, Кануть в Лету, троянский конь

Четвертый тур. «12 подвигов Геракла». ( Метание копья).

В нашем состязании будут подвиги Геракла. Задача - правильно составить названия подвигов Геракла

конюшни

Гериона

Яблоки

Стимфалийские

Злой пёс

Лерне́йск(ий,ая)

Коровы

Эриманфск(ий.ая)

Птицы

Авгиевы

Лев

Керинейск( ий,ая)

Гидра

Критск(ий , ая)

Лань

Гесперид

Вепрь

Диомеда

Бык

Кербер

Пояс

Немейск(ий,ая)

Кони

Ипполиты

Пятый тур. «Греко-римские боги».

Борьба – последний вид пятиборья. Он выявит победителя нашей олимпиады. Задача – правильно соотнести римских и греческих богов. Победит тот, у кого будет больше соответствий. Пока финалисты выполняют задание, ведущий задаёт вопросы оставшимся игрокам, выявляя победителя среди них:

1. В какое животное мог превращаться Зевс? (В быка.)

2. Какое животное приносили в жертву Гере? (Корову.)

3. Какая богиня носит прозвище Пенорождённая? (Афродита.)

4. Как звали скульптора, которому Афродита помогла оживить статую? (Пигмалион.)

5. Как называли греки ветра (по сторонам света)? (Борей – северный, Эвр – восточный, Нот – южный, Зефир – западный.)

6. Как звали богиню радуги? (Ирида.)

Победитель награждается. Проверяется задание у финалистов:

1. Зевс – Юпитер (царь богов и людей, бог грома и молнии.)

2. Гера – Юнона (хранительница семьи.)

3. Афродита – Венера (богиня любви.)

4. Эрот – Купидон (бог любви.)

5. Арес – Марс (бог войны.)

6. Артемида – Диана (богиня-охотница.)

7. Афина – Минерва (богиня мудрости и справедливой войны.)

8. Гефест – Вулкан (бог огня и кузнечного дела.)

9. Посейдон – Нептун (бог моря.)
4.Итог

Честная борьба определила сильнейшего. Увенчаем его лавровым венком, и да сопутствует богиня счастья, случая и удачи Фортуна (она же греческая Тихе) всем участникам нашей Олимпиады!

Звучит песня А. Городницкого «Атланты держат небо…».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературы в 6 классе по теме «Мифы древней Греции» iconМифы Древней Греции. Мифы Древней Индии. Мифы древних славян. Скандинавские мифы
Баратынский Е. А., Майков А. Н., Никитин И. С., Полонский Я. П., Толстой А. К., Тютчев Ф. И., Фет А. А

Урок литературы в 6 классе по теме «Мифы древней Греции» iconЛитература для самостоятельного чтения 5-9 классы 5 класс мифы мифы...
Андерсен Х. К. «Русалочка»; «Гадкий утенок»; «Соловей»; «Новое платье короля»; «Истинная правда»; «Штопальная игла»

Урок литературы в 6 классе по теме «Мифы древней Греции» icon«Античные мифы и легенды в интерьерах парадных залов Гатчинского дворца». (6 класс)
Н. А. Кун «Легенды и мифы Древней Греции», С. Вахрушев «Уроки мировой литературы в школе», «Мифы в искусстве старом и новом», «Мифы...

Урок литературы в 6 классе по теме «Мифы древней Греции» iconУрок литературы «Знатоки древнегреческой мифологии». Автор: Фомина Елена Васильевна
Образовательные цели: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Мифы Древней Греции”

Урок литературы в 6 классе по теме «Мифы древней Греции» iconНиколай Кун Легенды и мифы Древней Греции Всемирная мифология Кун...
Мифы о богах и их борьбе с гигантами и титанами изложены в основном по поэме Гесиода "Теогония" (Происхождение богов). Некоторые...

Урок литературы в 6 классе по теме «Мифы древней Греции» iconПлан урока: Мифы и легенды Древней Греции
Олимпийских игр на примерах мифов и легенд Древней Греции, а так же создание современного олимпийского движения

Урок литературы в 6 классе по теме «Мифы древней Греции» iconМифы народов мира
Мифы древней Греции. Подвиги Геракла. «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид» (перевод Куна)

Урок литературы в 6 классе по теме «Мифы древней Греции» iconСписок литературы для учащихся 6 класса
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид»

Урок литературы в 6 классе по теме «Мифы древней Греции» iconУрок литературного чтения в 3 классе 20 Педагогическая шкатулка Г....
Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности с использованием элементов театрализации 7

Урок литературы в 6 классе по теме «Мифы древней Греции» iconУрок истории в 5 классе на тему: «Олимпийские игры в Древней Греции»
Тема: Цель Выяснить, где и когда, в честь кого проходили олимпийские игры. Кто являлся учредителем этих игр. Уяснить, что олимпийские...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru