Урок русского языка в 8 классе. Повторение изученного по теме «Однородные члены предложения»




Скачать 232.45 Kb.
НазваниеУрок русского языка в 8 классе. Повторение изученного по теме «Однородные члены предложения»
Дата публикации11.11.2014
Размер232.45 Kb.
ТипУрок
5-bal.ru > Литература > Урок
Урок русского языка в 8 классе.

Повторение изученного по теме «Однородные члены предложения».

Разработала

Ларичева Ольга Михайловна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 30» г. Калуги

Урок русского языка в 8 классе.

Повторение изученного по теме «Однородные члены предложения».

Цели урока:

1) образовательная: повторить понятия «однородные члены предложения», «обобщающие слова при однородных членах», «однородные и неоднородные определения», закрепить умение расставлять знаки препинания при однородных членах, в том числе с обобщающими словами, при причастных оборотах, при сравнительных оборотах, между подлежащим и сказуемым, в сложном предложении, различать простые предложения с однородными членами и сложные предложения, выполнять синтаксический разбор простого и сложного предложений, выявить роль однородных членов в текстах разных стилей, совершенствовать орфографические навыки обучающихся;

2) развивающая: развивать внимание, логическое мышление, творческие способности обучающихся, умение конструировать по заданной схеме, навыки работы с текстом, составлять сообщение на лингвистическую тему, способствовать установлению межпредметных связей русского языка, литературы, музыки;

3) воспитательная: воспитывать внимательное отношение к слову, к книге, к музыке.

Оборудование урока: мультимедийный экран, таблицы, схемы, памятки, опоры, карточки.

Форма урока: урок-повторение.

Ход урока

I. Мотивация.

Слово учителя: Сегодняшний урок мне хотелось бы начать словами чешского педагога Я.А. Коменского: «Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию». Очень хочется, чтобы на каждом уроке каждый из вас усваивал что-то новое и обязательно что-то прибавлял к своему образованию. Пусть этот урок не будет исключением.

II. Цель урока.

Учитель: Мы завершили изучение темы «Однородные члены предложения». Как вы думаете, чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке?

Возможные ответы обучающихся:

- повторим понятия однородных членов предложения, обобщающих слов, однородных и неоднородных определений,

- закрепим умение находить в тексте предложения с однородными членами,

- умение ставить знаки препинания при однородных членах, в т.ч. с обобщающими словами,

- умение составлять схемы однородных членов предложения,

- умение различать ПП с однородными членами и СП,

- умение составлять сообщение на лингвистическую тему,

- умение составлять словосочетания, предложения, тексты по заданной схеме,

- умение выполнять синтаксический разбор предложений,

- повторим ряд орфограмм с целью подготовки к контрольному диктанту, знаки препинания при причастных, сравнительных оборотах.

III. Орфографическая диктовка, заранее подготовленная обучающимся на орфограммы, указанные учителем. (Подготовка к контрольному диктанту)

Задание для обучающегося, данное ему учителем на предыдущем уроке:

Составьте орфографический диктант из 10-12 словосочетаний, в котором отразились бы орфограммы: соединительная гласная (земледелие), н/нн в отыменных прилагательных, приставки пре/при, е-о после шипящих в корне и в суффиксах существительных, правописание производных предлогов (в течение), различение разных частей речи (вначале подумал – в начале урока), не с прилагательными, сложные наречия (мало-помалу), отсутствие Ь в род.п., мн.ч. Знать все эти правила обязательно

В это время один обучающийся составляет рассказ на лингвистическую тему – об однородных членах, определяя их признаки. Обучающийся пользуется опорой.

Однородные члены предложения

1) отвечают на … (одинаковые вопросы),

2) относятся к…(одному члену предложения),

3) могут быть выражены … (разными) частями речи.

4) Синтаксически являются … (одним) членом предложения. 5

5) Между однородными членами - … (сочинительная союзная и бессоюзная) связь.

6) Они произносятся с … (перечислительной) интонацией.

7) В предложении может быть … (несколько) рядов однородных членов предложения.

8) Однородные члены могут … (разделяться) или … (не разделяться) запятыми. (Слайд 2)
IV. После орфографической диктовки учащиеся слушают рассказ подготовленного ученика на лингвистическую тему. Прослушав рассказ, обучающиеся оценивают его, исправляя ошибки в ответе. На экране (слайд 3) открывается правильный вариант ответа.
Однородные члены предложения

1) отвечают на одинаковые вопросы,

2) относятся к одному члену предложения,

3) могут быть выражены разными частями речи.

4) Синтаксически являются одним членом предложения.

5) Между однородными членами - сочинительная союзная и бессоюзная связь.

6) Они произносятся с перечислительной интонацией.

7) В предложении может быть несколько рядов однородных членов предложения.

8) Однородные члены могут разделяться или не разделяться запятыми.
V. Цель – проверить знание второстепенных членов предложения, умение учащихся строить предложение по заданной схеме, выполнять синтаксический разбор предложения, повторить роль союзов в языке.
1 группа (сильные обучающиеся) (Слайд 4)

1. Из предложения возьмите определение, выраженное прилагательным: Стеной стоят желтые колосья пшеницы.

2. В предложении найдите подлежащее, поставьте его в форму творительного падежа, согласуйте с ним найденное в первом предложении прилагательное: Листья желтые падают в нашем старом забытом саду.

3. В предложении найдите дополнение: Пушкин очень любил осень.

4. В предложении найдите обстоятельство образа действия: Осень щедро одаривает леса краской.

5. Возьмите из предложения сказуемое: Земля выстлала на лугу разноцветный ковёр.

6. Возьмите существительное, которое является обращением: Вы куда ведёте дороги? (запятые не расставлены).

7. Добавь союз И и продолжи предложение однородными членами.

8. Выполни синтаксический разбор данного предложения.
__________________________________________________________________________________
Желтыми листьями осень щедро выстлала дороги и поляны. (Повеств., невосклиц., простое, двусост., полное, распр., осложнено однор. дополн.)

__________________________________________________________________________________
2 группа (слабые обучающиеся)
Одна часть обучающихся 2-ой группы: Составьте предложения с однородными членами по данным схемам, используя записанные ранее словосочетания.
[ О или О ]

[ ни О, ни О, ни О]

[ не только О, но и О ]

Другая часть обучающихся 2-ой группы: Выполните синтаксический разбор предложения. (Предложение на доске)

Мне хотелось разглядеть медведя получше, и я осторожно потянулся к биноклю. (Повеств., невосклиц., сложное, сложносочиненное: 1) односост., безличное, полное, распр., не осложнено, 2) двусост., полное, распр., не осложнено)
Слабым обучающимся предлагаются планы синтаксического разбора сложного предложения. (карточки-помощники)
__________________________________________________________________________________

Памятка

Синтаксический разбор простого предложения.
1. По цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное),

2. По интонации (восклицательное, невосклицательное)

3. По количеству грамматических основ (простое, сложное)

4. По составу грамматической основы (двусоставное, односоставное; если односоставное, его вид)

5. По полноте (полное, неполное)

6. По наличию второстепенных членов (распространенное, нераспространенное)

7. По степени осложненности (не осложнено, осложнено; если осложнено, указать, чем; нарисовать схему)
Синтаксический разбор сложного предложения.
1. По цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное),

2. По интонации (восклицательное, невосклицательное)

3. По количеству грамматических основ (простое, сложное)

4. Если предложение сложное, далее характеризуем каждое простое предложение отдельно по схеме:

1) По составу грамматической основы (двусоставное, односоставное; если односоставное,

указать его вид)

2) По полноте (полное, неполное)

3) По наличию второстепенных членов (распространенное, нераспространенное)

4) По степени осложненности (не осложнено, осложнено; если осложнено, указать, чем;

нарисовать схему)

__________________________________________________________________________________
Проверка работы 1 и 2 группы. (Построенное предложение 1 группы – слайд 5.)
Учитель: И в том, и в другом предложении, синтаксический разбор которых вы выполняли, употребляется союз И. Какова роль союза И? (Делаем вывод)
Обучающиеся: Союз и, так же как и другие союзы, может соединять не только однородные члены, но и простые предложения. В зависимости от роли союза И, расставляем запятые.

Схемы на экране (слайд 6):

[ О и О ]

[ ], и [ ]

Учитель: Но однородные члены могут соединяться не только с помощью союза и, но и с помощью многих других сочинительных союзов.

VI. Цель – закрепить умение расставлять знаки препинания при однородных членах, соединенных союзами и без союзов, в том числе при однородных членах с обобщающими словами, составлять схемы предложений с однородными членами, умение находить данные предложения в тексте, различать их со сложными предложениями.
2 группа.

Найдите в предложениях однородные члены, подчеркните их на карточке, расставьте знаки препинания, составьте в тетради схемы однородных членов.

1. Над полями и лесами над широкими реками и голубыми озёрами летят птицы, возвращаясь на свою родину. 2. Непролазный, оплетённый долгими травами ольшаник походил не то на джунгли не то на дно схлынувшего моря. 3. Многие люди как сейчас так и в древности верили в Провидение. 4. В человеке всё должно быть прекрасно и лицо и одежда и душа и мысли. 5. Язык мал да всем телом владеет. 6. Доводилось ли вам видеть или слышать эту удивительную птицу? 7. В серебряном море не было ни корабля ни шлюпки. 8. Проводимый эксперимент требовал не только специальных знаний но и постоянного внимания. 9. Бледно-серое небо светлело холодело синело; звёзды то мигали слабым светом то исчезали. 10. Шел клочьями снег и уже засыпал дорогу и крышу сарая и деревья сада и подъезд. 11. По вечерам он любил либо разгадывать кроссворды либо решать шахматные задачи.

1 группа.

В данном тексте найдите все предложения с однородными членами. Расставьте в тексте знаки препинания, составьте в тетради схемы однородных членов. Один ученик составляет схемы однородных членов на обратной стороне боковой доски.
1) В Спасском-Лутовинове всегда было много гостей. 2) Здесь гостили Лев Толстой и актриса Савина Фет и Некрасов. 3) Славу усадьбы поддерживал и сам Тургенев любивший эти места дороги с плавными изгибами по холмам тихие пруды сады и острова леса парк. 4)Липы и рябина дубы и клёны яблони ёлки и ясени всё перемешано в этом парке. 5) Зелень вода в прудах птичий гомон деревенские песни охота это и был мир родивший Тургенева. 6) Не всё в парке помнит писателя потому что деревья умирают как и люди. 7) Но многое здесь такое же как и при Тургеневе липовые аллеи косматые ели солнечные поляны покрытые шалфеем и одуванчиками парк поле крики грачей на тополях в усадьбе. 8) И всё-таки воспринимаешь это как открытие. 9) Убеждаешься в том что даже самое значительное питается обычными земными соками.

Индивидуальные задания.
А) В это время один обучающийся готовит сообщение об обобщающих словах и знаках препинания при однородных членах с обобщающими словами, пользуясь опорой, заполняя таблицу.
Обобщающие слова при однородных членах предложения
1. Обозначают более … по отношению к однородным членам понятие.

2. Зависят от … слова или поясняют …. слово, что и … .

3. Отвечает на … вопрос, что и … .

4. Является … членом предложения, что и … .

5. Часто бывают выражены … .


Место обобщающего слова

Схема


1.

2.

3



1.

2.

3.



Б) Второй обучающийся (у доски) вставляет в предложения вместо точек однородные члены, конкретизирующие содержание обобщающих слов, записывает предложения, расставляя необходимые знаки препинания.
Вставьте в предложения вместо точек однородные члены, конкретизирующие содержание обобщающих слов, запишите предложения, расставляя необходимые знаки препинания.
1.Ближе к осени распускаются такие садовые цветы как-то … .

2. Замечательные картины Васнецова … поражают меня своей таинственностью и сказочностью.

3. Каждому из нас хорошо знакомы съедобные грибы … .

4. … ничто не могло помешать его ежедневным тренировкам.
__________________________________________________________________________________

1.Ближе к осени распускаются такие садовые цветы, как-то: астры, георгины, гладиолусы, золотые шары.

2. Замечательные картины Васнецова: «Алёнушка», «Богатыри», «Витязь на распутье», «Иван-царевич на сером волке», «Снегурочка» - поражают меня своей таинственностью и сказочностью.

3. Каждому из нас хорошо знакомы съедобные грибы: рыжики, подосиновики, подберёзовики, белые грибы.

4. Ни ненастная погода, ни учебные нагрузки в школе – ничто не могло помешать его ежедневным тренировкам.

__________________________________________________________________________________

В) Третий учащийся (у доски) должен передать содержание текста одним предложением с однородными членами, перед которыми должно быть обобщающее слово. (Сжатие текста. Подготовка к ГИА)

В начале лета в лесу появилось много цветов. На берёзовых опушках зацвела иван-да-марья, показались лиловые колокольчики, высоко поднялся иван-чай. В густой траве на лесных полянках мы находили и собирали душистые ночные фиалки. А у глухого ручья, на берегу реки любовались голубыми незабудками.


Г) Четвёртый учащийся (у доски) на доске в данных предложениях расставляет знаки препинания, делает вывод о роли тире в предложениях:

В данных предложениях расставьте знаки препинания, сделайте вывод о роли тире в предложениях:
1. Общение с окружающим миром природой искусством живыми людьми обогащает и облагораживает человека.

2. Белые облака бор тянувшийся по сторонам дороги всё радовало глаз.

3. Синицы скворцы живущие в наших лесах истребители вредных насекомых.

4. Река узнаётся в плавании человек в беде.
5. Ты будешь участвовать в конкурсе? Конечно, я жду его начала с нетерпением.

Проверка.
1. Читаем текст 1-ой группы. Во время чтения текста – слайды по имению Тургенева Спасское-Лутовиново 7 - 20.

Учитель: Как жизнь Тургенева была связана со Спасским-Лутовиново?
2. 2 группа самостоятельно проверяет схемы по слайду. (Слайд 21)

1) Над полями и лесами, над широкими реками и голубыми озёрами летят птицы, возвращаясь на свою родину. 2) Непролазный, оплетённый долгими травами ольшаник походил не то на джунгли, не то на дно схлынувшего моря. 3) Многие люди как сейчас, так и в древности верили в Провидение. 4) В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. 5) Язык мал, да всем телом владеет. (Значение пословицы: Корабли, как они ни велики, небольшим рулем направляются, так и язык: небольшой член, но много делает. Словом можно убить, // Словом можно спасти, // Словом можно полки за собой повести.) 6) Доводилось ли вам видеть или слышать эту удивительную птицу? 7) В серебряном море не было ни корабля, ни шлюпки. 8) Проводимый эксперимент требовал не только специальных знаний, но и постоянного внимания. 9) Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звёзды то мигали слабым светом, то исчезали. 10) Шел клочьями снег и уже засыпал дорогу, и крышу сарая, и деревья сада, и подъезд. 11) По вечерам он любил либо разгадывать кроссворды, либо решать шахматные задачи.

1) [ О и О, О и О ]

2) [ О, О ], . [ не то О, не то О ]

3) [ как О, так и О ]

4) [ О: и О, и О, и О, и О ]

5) [ О, да О ]

6) [ О или О ]

7) [ ни О, ни О ]

8) [ не только О, но и О ]

9) [ О, О, О ], . [ то О, то О ]

10) [ О и О ], [О, и О, и О, и О ]

11) [ либо О, либо О ]

Задание 1-ой группы проверяем по схемам на доске, сделанным заранее вызванным учеником. (В это время текст со всеми расставленными знаками препинания на экране – слайд 22)

Учитель: Над какими еще пунктограммами вы работали?
1) В Спасском-Лутовинове всегда было много гостей. 2) Здесь гостили Лев Толстой и актриса Савина, Фет и Некрасов. 3) Славу усадьбы поддерживал и сам Тургенев, любивший эти места: дороги с плавными изгибами по холмам, тихие пруды, сады и острова, леса, парк. 4)Липы и рябина, дубы и клёны, яблони, ёлки и ясени – всё перемешано в этом парке. 5) Зелень, вода в прудах, птичий гомон, деревенские песни, охота – это и был мир, родивший Тургенева. 6) Не всё в парке помнит писателя, потому что деревья умирают, как и люди. 7) Но многое здесь такое же, как и при Тургеневе: липовые аллеи, косматые ели, солнечные поляны, покрытые шалфеем и одуванчиками, парк, поле, крики грачей на тополях в усадьбе. 8) И всё-таки воспринимаешь это как открытие. 9) Убеждаешься в том, что даже самое значительное питается обычными земными соками.
2) [О и Ο, О и Ο ]•

3) [О: Ο, О, О и Ο, О, Ο]•

4) [О и Ο, О и О, Ο, Ο и Ο - Ο]•

5) [О, Ο, О, О, Ο]•

7) [О: Ο, О, О, Ο, О, Ο]•

Учитель: Итак, расскажите правило о постановке запятых при однородных членах предложения.
Учитель: В карточках, с которыми работала и 1 группа, и 2 группа, встретились и предложения с обобщающими словами. Какие это предложения? ( 2 группа – предл. 4, 1 группа – предл. 3, 4, 7)

3. Вывод об обобщающих словах и знаках препинания (индивидуальное задание первого ученика). Слайды 23 – 25. Иллюстрация примерами из домашней работы. Подключаются все обучающиеся класса. (Домашнее задание по группам: найти примеры предложений с однородными членами, в том числе с обобщающими словами, 1) из художественной литературы, 2) учебников, 3) официально-деловых документов, 4)публицистики.)
1. Обозначают более общее по отношению к однородным членам понятие.

2. Зависят от того же слова или поясняют то же слово, что и однородные члены.

3. Отвечают на тот же вопрос, что и однородные члены.

4. Являются тем же членом предложения, что и однородные члены.

5. Часто бывают выражены местоимениями или наречиями.



Место обобщающего слова

Схема


1. Перед однородными членами предложения.

2. После однородных членов предложения.

3. Перед однородными членами предложения, но после них предложение продолжается.



1. [ О: Ο, О, Ο ]•

2. [ О, Ο, О - Ο ]•

3. [ О: Ο, О, Ο - … ]•



Учитель:

Делаем вывод: Для чего используются предложения с однородными членами в речи?

Возможные ответы обучающихся:

Однородные члены предложения используются во всех стилях речи.

В художественной литературе и публицистике они часто употребляются в качестве изобразительного средства: 1) с целью воссоздания ярких, образных, выразительных картин, 2) динамичного, напряженного действия, 3) передачи деталей какой-либо картины.

В научной, официально-деловом стилях речи – с целью точной передачи какой-либо информации о понятии, предмете, явлении, событии.
4. Третий ученик, получивший индивидуальное задание, читает составленное на основе сжатия текста предложение с обобщающим словом. (Предложение на слайде 26 - В начале лета в лесу появилось много цветов: иван-да-марья, лиловые колокольчики, иван-чай, душистые ночные фиалки, голубые незабудки.)

Учитель: Какой приём сжатия текста использовал отвечающий? (Обобщение (слияние)).

5. Слушаем четвертого ученика, который на основе примеров рассказывает о роли тире в текстах. (Слайд о роли тире 27)
1) Общение с окружающим миром: природой, искусством, живыми людьми - обогащает и облагораживает человека.

2) Белые облака, бор, тянувшийся по сторонам дороги, - всё радовало глаз.

3) Синицы, скворцы, живущие в наших лесах, - истребители вредных насекомых.

4) Река узнаётся в плавании, человек – в беде.

5) - Ты будешь участвовать в конкурсе?

-Конечно, я жду его начала с нетерпением.

1) Тире ставится между подлежащим и сказуемым.

2) Тире может ставиться в неполном предложении на месте пропуска члена предложения.

3) Тире ставится после однородных членов перед обобщающим словом.

4) Тире ставится после однородных членов, следующих за обобщающим словом, если далее предложение продолжается.

5) Тире ставится перед каждой репликой в диалоге, а также после реплики перед словами автора.
6. Задание второго ученика, получившего индивидуальное задание, проверяется учителем при сдаче тетрадей.

VII. Учитель: В работах и 1-ой группы, и 2-ой группы встречались однородные члены, связанные повторяющимися союзами. Мы вспомнили, что запятая ставится в этом случае перед вторым, третьим и т.д. повторяющимся союзом. А какие случаи являются исключением из этого правила?

(Если повторяющиеся союзы употребляются в составе фразеологизма.)

- Назовите примеры таких фразеологизмов.

(И СТАР И МЛАД, И ТАК И ЭТАК, И ТАМ И СЯМ, НИ ЗА ЧТО НИ ПРО ЧТО, НИ БОЛЬШЕ НИ МЕНЬШЕ, НИ В ГОРОДЕ БОГДАН НИ В СЕЛЕ СЕЛИФАН, НИ ДАТЬ НИ ВЗЯТЬ, НИ ДНЁМ НИ НОЧЬЮ, НИ ЖИВ НИ МЁРТВ, НИ ПУХА НИ ПЕРА, НИ СВЕТ НИ ЗАРЯ, НИ СЛУХУ НИ ДУХУ, НИ С ТОГО НИ С СЕГО, НИ ТО НИ СЁ, НИ ПАВА НИ ВОРОНА, НИ ДВА НИ ПОЛТОРА, НИ К СЕЛУ НИ К ГОРОДУ, НИ ВЗАД НИ ВПЕРЁД…)

Учитель: Внимание на картину Кустодиева Б. М. «Зима. Масленичное гулянье». (Слайд 28). Составьте по этой картине 2 предложения с любыми фразеологизмами. Фразеологизмы подчеркните как члены предложения.

(Например: Все жители деревни встали ни свет ни заря, чтобы не пропустить праздничные масленичные гуляния. Все, и стар и млад, участвовали в масленичных гуляниях.)

VIII. Учитель: Последнее предложение текста «Спасское-Лутовиново». Слайд 29 с текстом снова на доске (со знаками препинания). Почему определения «обычными земными» отвечают на одинаковый вопрос, зависят от одного слова «соками», но запятой не разделяются?

(Так как они не являются однородными. Первое определение относится не непосредственно к определяемому слову, а к словосочетанию второго определения и этого определяемого слова.)

Учитель: Расскажите, какие определения являются однородными, а какие – неоднородными? Правило.

Цель – закрепить умение различать однородные и неоднородные определения, развивать умения составлять словосочетания по заданной схеме и тексты на определенную тему

Учитель: Перед вами иллюстрация к рассказу, изображающая мальчика, играющего на

фортепьяно. (Слайд 30)

1 группа. Опишите свои впечатления от игры мальчика на фортепьяно, употребляя однородные и неоднородные определения, ряды однородных членов. Музыка вам поможет. Прозвучит «Венгерская рапсодия « Листа № 2. Напишите мини-сочинение.

2 группа. На эту же тему составьте словосочетания: 1) однородные определения + главное слово, 2) неоднородные определения + главное слово. В каждой группе должно быть не менее 3-х словосочетаний.

Словарные слова (на плакате) на музыкальную тему: фортепьяно, аккорд, клавиши, пианино, мелодия, рапсодия, композитор.

Учитель: А теперь послушайте, как писатель 19 века передал впечатления героев рассказа от игры на фортепьяно мальчика. Попробуйте вспомнить, перу какого писателя принадлежит это описание и в каком рассказе.

Мальчик бережно положил руки на клавиши, закрыл на мгновение глаза. И вот из-под его пальцев полились торжественные, величавые аккорды. Странно было видеть и слушать, как этот маленький человечек извлекал из инструмента такие мощные, смелые, полные звуки. И лицо его как будто бы сразу преобразилось, просветлело и стало почти прекрасным. Бледные губы его слегка полуоткрылись, а глаза еще больше увеличились и сделались глубокими, влажными и сияющими.

(А. И. Куприн. «Тапёр») Тапёр - музыкант, преимущественно пианист, сопровождавший своим исполнением танцы на вечерах, балах, впоследствии — немые фильмы.

IX. Контроль. Тестовая работа по теме «Однородные члены предложения».

X. Домашнее задание: 1 группа: придумать и записать предложения, где тире выполняет разные функции. (не менее 5) 2 группа: упр. 289. Все: повторить орфограммы к контрольному диктанту. (Слайд 32)

__________________________________________________________________________________

Для каждого обучающегося в целях подготовки к контрольному диктанту:

Повторить орфограммы: приставки пре/при, соединительная гласная, н/нн в отыменных прилагательных, е-о после шипящих в корне и в суффиксах существительных, Ь после шипящих, личные окончания глаголов, не с прилагательными и наречиями (неосторожно, не здесь…), правописание производных предлогов (в продолжение, вследствие, в течение), различение наречий и существительных с предлогами (положил наверх – на верх шкафа), правописание сложных наречий (видимо-невидимо, бок о бок, точь-в-точь, мало-помалу, еле-еле…), гласная перед суффиксом –вш- в действительных причастиях прош. времени (залаявший), написание частиц же, ли.

Слов. слова: месяц, мифология, римляне, праздник, жаворонок, олицетворение, группа, болотца (мн.ч. от слова – болото).

__________________________________________________________________________________

XI. Рефлексия (Слайд 33)

Ребятам предлагается из ряда предложенных фразеологизмов выбрать подходящий, характеризующий их работу на уроке:
 
1. Блуждать в потёмках. (Плохо разбираться в чём-нибудь, плохо понимать что-либо; действовать вслепую, наугад.)
2. В трёх соснах заблудиться. (О тех, кто путается в самых простых вопросах.)
3. Засучив рукава (Усердно работать)
4. Шевелить мозгами (Думать, соображать во время тяжелой работы)
5. Не покладая рук (Работать много и усердно)
6. Играть в бирюльки (Существует такая древняя игра – бирюльки. При помощи этой игры, развивается осторожность и терпение. Если остановиться на правилах игры, то в начале игры перед вами в беспорядке лежат всякие вещи. Это могут быть рюмочки, молотки, сердечки-бирюльки. И основная задача игры это вытаскивать маленьким крючком из этой груды каждую бирюльку по очереди, и при этом нельзя тревожить остальные вещи. Эту игру явно придумали люди, которым делать нечего. Основной смысл данного фразеологизма - заниматься пустяками, ерундой, забыв о главных вещах.)
7. Из кожи вон лезть (Очень стараться, изо всех сил усердствовать)
8. Одним махом. (Сразу, за один прием, очень быстро)

Тест

Предложения с однородными членами
ГРУППА 1
1. Укажите неверное утверждение.

A. Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос.

Б. Однородные члены равноправны по отношению друг к другу.

B. Однородными членами могут быть слова только одной части речи.

Г. Обобщающее слово всегда является тем же членом предложения, что и однородные члены.

2. Найдите предложения с однородными определениями (знаки препинания не расставлены).

A. Ласковый ветер трепал непослушные морозкины кудри.

Б. Девочка постелила на стол чистую суровую скатерть.

B. Я буду тогда обладать истиной вечной несомненной.

Г. Темные окна дрожали от сырого неприятного ветра.

Д. Снег скрипел под ее маленькими черными ботинками.

Е. Солнечный сосновый бор манил нас своей красотой.

3. Укажите, в каких предложениях выделенные слова являются однородными определениями.

А. Крив, сложен, извилист путь к намеченной вершине.

Б. Подлинное, большое искусство возвышает ум и душу.

В. Это была смелая, виртуозная работа щедрого мастера.

Г. Тембр голоса у него был глухой, отдаленный, спокойный.

Д. Дни стоят синеватые, пасмурные.

Е. Этот мир казался таким обыденным, заурядным, даже скучным.

4. Найдите предложения, в которых однородные члены связываются соединительными союзами.

A. Он приезжал домой пообедать да переночевать.

Б. Он походил на мастера или на управляющего.

B. Олег прислушался, но услышал только толчки своего сердца.

Г. Нигде ни садика, ни длинного забора.

Д. Обнялись облака и уснули без грусти.

Е. Он жил настоящим мгновением, зато уж жил вполне.

5. Укажите, в каком примере нужна запятая перед союзом да.

A. Учился читать да писать, а выучился петь да плясать.

Б. Мал золотник да дорог.

B. Ученье да труд к славе ведут.

Г. Земляникой да костяникой в Зауралье полны леса.

6. Найдите, в каком примере нужны запятые перед союзами и.

A. Смех и песни сливались в нестройную музыку.

Б. Снег лежал на крыше и на балконе и на деревьях.

B. Человек всегда найдет простор, дело и цель для мечтаний.

Г. Туча росла и захватывала запад и восток.

Д. Расскажите об однозначных и многозначных словах.

7. Укажите, в каких предложениях с однородными членами неверно расставлены знаки препинания.

A. В поэзии Некрасова есть и злоба, и сарказм, и нежность, и надежда.

Б. Несутся клубы, не то тумана, не то мелких брызг.

B. Этот край богат торфом и лесом, молоком, и ягодами.

Г. Умен да пригож, да на дело негож.

Д. Он коллекционировал как марки, так и открытки.

8. Найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах (знаки препинания не расставлены).

A. Распоряжения его всегда были быстры точны отчетливы.

Б. Люди несли на базар овощи хлеб птицу фрукты молоко.

B. Подушка эта была мягкая теплая битком набитая снами.

Г. В мешке дорожном простые вещи консервы да хлеб.

Д. Куртина клумба для цветов или других растений.

9. Укажите, в каких предложениях с обобщающими словами при однородных членах неверно расставлены знаки препинания.

A. Нет, ничего откладывать нельзя: ни праздник, ни прогулку.

Б. На деревьях, стогах, домах — везде лежал снег.

B. Все: деревья, трава, песок и даже одежда подернулось инеем.

Г. Юные деревья ель и сосна, клен и вяз— все растут дружно.

Д. Везде: на полях и в лесных просеках — пар поднимался от земли.

Е. Лесная ягода: малина и земляника — раньше поспевает на полянах.

10. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.

Давно стемнело ( ) и звёзды ярко засияли на бархатном тёмно-синем покрывале небосвода.

А. Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.

Б. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

В. Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

Г. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

11. Укажите верный вариант постановки запятых в предложениях.

И берег (1 ) и море молчали.

Татьяна верила преданьям простонародной старины (2) и снам (3) и сказочным гаданьям (4) и предсказаниям луны.

Виднелись (5) или необработанные песчаные равнины (6) или далёкие горы.

А. 1, 2, 3, 4, 5

Б. 1, 2, 3, 4, 6

В. 1, 3, 4, 6

Г. 1, 3, 5

12. Укажите правильный ответ.

A. В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

Б. В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

B. В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли,

Г. В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

ГРУППА II
1. Укажите неверное утверждение.

A. Однородные члены могут быть выражены словами разных частей речи.

Б. В предложении может быть несколько рядов однородных членов.

B. Если однородные члены соединяются союзами, то запятая между ними не ставится.

Г. Обобщающие слова стоят или впереди однородных членов, или после них.

2. Найдите предложения с неоднородными определениями (знаки препинания не расставлены).

A. Тяжёлые неуклюжие облака пластами облекают небо.

Б. Теплая летняя ночь трепетала бесчисленными звездами.

B. Наступила дождливая грязная темная осень.

Г. По дороге зимней скучной тройка борзая бежит.

Д. Торопливыми беспокойными табунами мечутся перед дальней дорогой скворцы.

Е. Профессор жил в большом одиноком доме на краю старка.

3. Укажите, в каких предложениях выделенные слова являются однородными определениями.

A. Небо было горячее, ветреное, яркое, как синька.

Б. Небо легкое, просторное, глубокое раскинулось над нашими головами.

В. Дождь был короткий, сильный, холодный.

Г. Лес стоит радостный, праздничный.

Д. Вот сидит Оля. Она румяная, круглолицая и кудрявая.

Е. И очи синие, бездонные цветут на дальнем берегу.

4. Найдите предложения, в которых однородные члены связываются разделительными союзами.

A. Там, где живут ежи, нет ни мышей, ни крыс.

Б. Стоят угрюмых гор вершины и дремлют в вечной тишине.

B. Зарево распространилось не только над городом, но и далеко вокруг.

Г. Что-то ярко горело: не то состав, не то станция.

Д. Самозванец или не расслышал сказанное, или пренебрег неуместным намеком.

Е. Дождь шел порывами, переходя то в ливень, то в изморось.

5. Укажите, в каких примерах не нужна запятая перед союзом да.

A. Отсталый да ленивый всегда позади.

Б. Снайпер бьет редко да метко.

B. Много прочел да мало учел.

Г. Щи да каша— пища наша.

6. Найдите, в каком примере неправильно поставлена запятая перед союзом и.

A. Он хладнокровно встречал и удачу, и неудачу.

Б. Еще я высыпал на стол много белых грибов, и подберезовиков, и подосиновиков.

B. В старом саду дорожки и грядки заросли лопухами, и укропом.

Г. В этом возгласе было и восхищение, и благодарность, и любовь.

Д. Он услышал звон кольчуги, и крик, и ржанье, и глухой топот.

7. Укажите, в каких предложениях с однородными членами неверно расставлены знаки препинания.

A. Было грустно, и в весеннем воздухе, и на темневшем небе, и в вагоне.

Б. Ветер гонял колючие, прерывистые, душные тучи строительной пыли.

B. Дорога то подымалась на взгорье, то упиралась в скалу.

Г. Хаты, поля и леса проступали все яснее и яснее.

Д. Странный звук подплывал все ближе и ближе, и рос в своей силе.

8. Найдите предложения с обобщающим словом при однородных членах (знаки препинания не расставлены).

A. Всюду видится родное и знакомое.

Б. На прилавке красовались свежие овощи красные помидоры зеленые огурцы.

B. Митраша выучился делать деревянную посуду бочонки лохани шайки.

Г. Чистый звучный басистый звук колокольчика звенел вокруг.

Д. Слышалось там и пенье и смех и ворчанье.

9.Укажите, в каких предложениях с обобщающими словами при однородных членах неверно расставлены знаки препинания.

A. Восход осыпал все: сосну, утес, реку, облака потоками золотой пыли.

Б. И палисадник, и сад, и лук на грядках — все это вместе было дом.

B. Все было серо, холодно и мокро и земля, и небо, и тощая трава.

Г. Рассуждали о всякой всячине: о погоде, ценах, музыке, машинах.

Д. Всюду: сверху и снизу— все смешалось.

Е. Все в тающей дымке: холмы, перелески.

10. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.

За околицей запели ( ) и мелодия старинной русской песни неожиданной болью отозвалась в душе Владимира.

А. Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.

Б. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

В. Сложное предложение, перед союзом И запятая не ставится.

Г. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И не нужна запятая.

11. Укажите верный вариант постановки запятых в предложениях.

Лицо Николая (1) и голос (2) и свет в комнате (3) успокаивали её.

То ль от зноя (4) то ль от стона (5) подошла усталость.

На большей части их лиц выражалась (6) если не боязнь (7) то беспокойство.

А. 1, 2, 4, 7

Б. 1, 2, 3 , 5, 6, 7

В. 2, 4, 5, 6, 7

Г. 1, 4, 5, 6

12. Укажите правильный ответ.

A. Нигде нет огней: ни на площади, ни на стоянке автомобилей.

Б. Нигде нет огней: ни на площади, ни на стоянке автомобиле.

B. Нигде нет огней: ни на площади, ни на стоянке автомобилей.

Г. Нигде нет огней: ни на площади, ни на стоянке автомобилей.

Д. Нигде нет огней: ни на площади, ни на стоянке автомобилей.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок русского языка в 8 классе. Повторение изученного по теме «Однородные члены предложения» iconУрок русского языка в 11 классе по теме «Однородные члены предложения:...
Задания: Спишите эпиграф, расставьте пропущенные знаки препинания, объясните их правописание

Урок русского языка в 8 классе. Повторение изученного по теме «Однородные члены предложения» iconОднородные члены предложения. Закрепление изученного по теме
Цель: организовать деятельность учащихся, направленную на повторение, обобщение и систематизацию знаний учащихся о предложении с...

Урок русского языка в 8 классе. Повторение изученного по теме «Однородные члены предложения» icon«Однородные члены предложения»
...

Урок русского языка в 8 классе. Повторение изученного по теме «Однородные члены предложения» iconКонспект урока русского языка по теме: «Однородные члены предложения»
Цели: познакомить с однородными членами предложения; формировать умение находить предложения с однородными членами

Урок русского языка в 8 классе. Повторение изученного по теме «Однородные члены предложения» iconОднородные члены предложения. Запятая между однородными членами предложения...
Тема: Однородные члены предложения. Запятая между однородными членами предложения

Урок русского языка в 8 классе. Повторение изученного по теме «Однородные члены предложения» iconУрок по русскому языку в 5-м классе по теме «Однородные члены предложения....
...

Урок русского языка в 8 классе. Повторение изученного по теме «Однородные члены предложения» iconУрок по русскому языку в 4 классе. Тема: Обобщение знаний о предложении
Цель: Развивать умение распознавать однородные члены предложения, правильно строить предложения

Урок русского языка в 8 классе. Повторение изученного по теме «Однородные члены предложения» iconУрок русского языка " Повторение и обобщение изученного" Полянская...
Хисматулина Ф. Х. Урок русского языка "Парные согласные и их обозначение на письме"

Урок русского языка в 8 классе. Повторение изученного по теме «Однородные члены предложения» iconРазработка урока в 8 классе Урок- аукцион обобщение по теме «Ох уж...
При подготовке к уроку учитываются особенности и уровень подготовки учащихся данного класса. Урок рассчитан на ученика со средним...

Урок русского языка в 8 классе. Повторение изученного по теме «Однородные члены предложения» iconПояснительная записка к уроку русского языка в 9классе по теме«Сложные...
Работа представлена в гуманитарном направлении-урок русского языка в 9 классе по теме «Сложные предложения и пунктуация в них». Урок...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru